Перспективный план психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений МБОУ «СОШ № 5» педагога-психолога Плеханова В.Ю. на 2022-2023 учебный год

Документ содержит перспективный план психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений МБОУ «СОШ № 5» педагога-психолога Плеханова В.Ю. на 2022-2023 учебный год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план психолого-педагогической помощи

участникам образовательных отношений МБОУ «СОШ № 5»

педагога-психолога Плеханова В.Ю. на 2022-2023 учебный год

Модель ученика школы: ученик, адаптированный к условиям обучения и к окружающему социуму, освоивший предметное содержание соответственно государственным стандартам, осознающий свою индивидуальность и значимость, реально оценивающий свои способности и возможности, готовый к адекватному выбору профессионального и жизненного пути.

Модель ученика основной общеобразовательной школы: ученик, обладающий необходимыми базовыми знаниями и умениями; мотивированный на сознательное желание учиться, стремление к самообразовательной и творческой деятельности, умеющий владеть нормами поведения в социокультурной среде.

Модель выпускника средней общеобразовательной школы: личность, обладающая базовыми знаниями и умениями, умеющая учиться и общаться, ведущая здоровый образ жизни. Человек, готовый жить по законам общества, выполнять свое гражданское и человеческое предназначение и способный к творческой самореализации

Цель работы: ученик, адаптированный к условиям обучения и к окружающему социуму, осознающий свою индивидуальность и значимость, реально оценивающий свои способности и возможности, готовый к адекватному выбору профессионального и жизненного пути. 

Задачи на учебный год:

  1. Формировать самосознание, умения и навыки самоанализа, рефлексии, активности, преодоление психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению учащихся.
  2.  Создать социально-психологические условия для успешной адаптации учащихся к новым условиям.
  3. Оказать психолого-педагогическую поддержку и помощь учащимся, педагогам и родителям.
  4. Обеспечение подростков средствами самопознания, развитие навыков и умений по целеполаганию и планированию.
  5. Выработка у учащихся сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями, с учетом требований рынка труда.

Направления работы:

  1. Психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление трудностей, адаптации учащихся к новым условиям, диагностика личностного развития.
  2. Развивающая и коррекционно-развивающая работа с учащихся, испытывающими трудности в обучении, поведении, общении.
  3. Консультативная работа с педагогами и родителями связана с обсуждением результатов, проведенных диагностик, конкретным запросом педагога или родителя.
  4. Просветительская работа с педагогами и родителями по вопросам социально-психологического развития учащихся.

Направление

Содержание работы

Цель

Объект

Сроки

Диагностическое

Изучение социально-психологической адаптации.

Выявление уровня адаптации и причин дезадаптации.

Учащиеся 5 классов

Октябрь-ноябрь.

Март-апрель.

Выявление суицидального риска (А.Н. Волков)

Профилактика подросткового суицида.

Учащиеся 5-8 классов

Октябрь-ноябрь.

Март-апрель.

Изучение уровня агрессивности и враждебности

(Басс-Дарки).

Предупреждение детской агрессивности.

Учащиеся 5-8 классов

По запросу

Изучение межличностных отношений (социометрия Дж.Морено)

Определение качества взаимоотношений в детском коллективе.

Учащиеся 5-8 классов

По запросу

Диагностика эмоционально - личностной сферы.

Исследование интересов, склонностей и способностей учащихся.

Учащиеся 5-8 классов

По запросу

Исследование детско-родительских отношений.

Определить стиль родительского воспитания.

Родители 5-8 классов

По запросу

Компьютерная диагностика по методике «Ориентир».

Определение направленности учащихся на группу профессий.

Учащиеся

8-9 классов

В течение года

Выявление психологических причин эмоциональной нестабильности, неадекватного поведения, трудностей в обучении.

Сбор информации о детях «группы риска» (застенчивых, тревожных, с неадекватным поведением, жестоких, с суицидальными намерениями).

5-8 классы

В течение года

Диагностика уровня тревожности учащихся «группы риска» (тревожных, с неадекватным поведением, жестоких, с суицидальными намерениями).

Учащихся «группы риска»

Ежемесячно

Углублённая диагностика эмоционально-волевой и личностной сферы учащихся «группы риска».

Учащихся «группы риска»

В течение года

Диагностика эмоционально-волевой и познавательной сферы учащихся испытывающих трудности в усвоении образовательной программы

Учащихся испытывающих трудности

Ноябрь, февраль, май

Индивидуальная и групповая диагностика по запросу.

Оптимизация учебно-воспитательного процесса.

Учащиеся, педагоги, родители

В течение года

 Коррекционно-развивающее

Занятия адаптационных встреч «Мы – пятиклассники».

Создание в рамках образовательной среды психологических условий для успешной адаптации учащихся в среднем звене.

Учащиеся

5 классов

Сентябрь – ноябрь

Занятие с элементами тренинга «Познай себя».

Формирование взаимооценочных позиций на основе развития эмпатии и рефлексии

Учащиеся

5-8 классов

В течение года

Психологические практикумы по формированию ЗОЖ.

Содействие формированию навыков здорового образа жизни.

Учащиеся

5-8 классов

В течение года

Занятие с элементами тренинга «Бесконфликтное общение».

Содействие осознанию участниками своего поведения, формирование умения позитивно разрешать конфликты.

Учащиеся

5-8 классов

В течение года

Тренинг родительской компетентности

Развитие навыков бесконфликтного взаимоотношения с детьми.

Родители

5 классов

По запросу

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по нивелированию аутоагрессивного поведения

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с высоким уровнем суицидальных намерений, нивелирование аутоагрессивного поведения в подростковой и юношеской среде

Учащиеся с высоким уровнем аутоагрессивного поведения

Октябрь-май (по результатам диагностики)

Психолого-педагогическое сопровождение детей, состоящих на учете

Способствование формированию ответственной личности, умеющей анализировать и контролировать ситуацию и свое поведение, осознающей важность своего здоровья и своей жизни

Обучающиеся состоящие на учете

В течение года

Психолого-педагогическое сопровождение приемных и опекаемых детей

Обеспечение наиболее благоприятных условий для гармоничного развития, самореализации и социализации ребенка, находящегося под опекой или в приемной семье

Обучающиеся находящиеся под опекой или в приемной семье

По запросу

Психолого-педагогическое сопровождение детей, находящихся в социально опасном положении

Обеспечение наиболее благоприятных условий для гармоничного развития, самореализации и социализации ребенка, находящегося в социально опасном положении

Обучающиеся, находящиеся в социально опасной ситуации

В течение года

Формирование позитивной

«Я – концепции».

Формирование у обучающихся способностей к самопознанию,

саморазвитию и самореализации,

адекватной самооценке, критической оценке действительности, в которую они попадают.

Развитие мотивации к достижению позитивных жизненных целей.

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по профилактике асоциального поведения.

Учащиеся состоящие на учете (КДН, ОДН)

В течение года

Индивидуальные занятия по коррекции личностной и эмоционально-волевой сферы.

Учащиеся с высоким уровнем тревожности

В течение года

Включение в групповые занятия, соответствующие возрастной категории.

По результатам диагностических мероприятий

В течение года

Индивидуальные и групповые занятия по выявленным проблемам.

Оптимизация учебно-воспитательного процесса.

Учащиеся, родители, педагоги

По запросу

Консультационное

Направление родителей с ребенком на приём к психиатру в случае выявления высокого уровня тревожности.

Своевременное оповещение законных представителей, о выявление высокого уровня тревожности у учащегося и необходимости дополнительных мер повышения стрессоустойчивости обучающегося на базе медицинского учреждения.

Законные представители учащихся с высоким уровнем тревожности

В случае выявления

Консультации для классных руководителей по теме «Психологические особенности обучающихся в период адаптации»

Информировать классных руководителей о процессе адаптации детей. Обсуждение особенностей развития и проблем обучающихся

Учителя 5-х классов

Ноябрь

Консультации для родителей по теме «Пути преодоления трудностей периода адаптации»

Информировать родителей о процессе адаптации детей.  Дать конкретные рекомендации по оптимизации процесса адаптации к новым условиям обучения

Родители обучающихся 5-х классов

Ноябрь

Оказание своевременной психологической помощи.

  1. Консультации для учащихся и их родителей по формированию положительного образа будущего, способам решения проблемных ситуаций.

Обучающиеся, испытывающие трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, их законные представители и классные руководители

По необходимости

в течение года

  1. Консультации для родителей, педагогов по результатам диагностики и способам коррекции негативного поведения.
  1. Семейные консультации по гармонизации семейных отношений.
  1. Своевременное оповещение законных представителей, администрации школы о возможности совершения суицида.
  1. Организация индивидуальных консультаций медицинского психолога для обучающихся с высоким уровнем тревожности (мотивирование родителей к посещению, запись на прием в случае согласия запись по телефону).

Учащиеся с высоким уровнем тревожности

По необходимости

Индивидуальные и групповые консультации учащихся, родителей, педагогов.

Оказание психологической поддержки, помощь в решении актуальных проблем участников образовательных отношений.

Учащиеся, родители, педагоги

В течение года

Просветительско-профилактическое

        

Круглый стол

«Результаты процесса адаптации учащихся 5 классов в среднем звене школы».

Обсуждение особенностей развития и проблем учащихся, эффективность применяемых методов обучения и воспитания.

Классные руководители, учителя, работающие в 5 классах, администрация

Ноябрь-Декабрь

Семинар: «Профилактика депрессивных состояний в подростковом возрасте».

Сформировать понятие о депрессивных состояниях, причинах, признаках; рассмотреть меры профилактики и предупреждения детского суицида.

Классные руководители 5-11 классов

Ноябрь

Круглый стол с учителями по теме «Подростковая жестокость и агрессия: конфликты между группами и личностью»

Анализ проблемы

подростковой жестокости и агрессии. Повышение компетентности учителей в предупреждении и преодолении агрессивного и конфликтного поведения детей

Учителя

5-8 классов

Ноябрь

Родительское собрание «Пубертатный возраст и особенности психологической адаптации ребёнка в среднем звене школы».

Информировать родителей об особенностях пубертатного возраста, о процессе адаптации детей.  Дать конкретные рекомендации по оптимизации этого процесса.

Родители

5 классов

Декабрь

Родительская конференция по теме «Тревожность и стресс: причины и помощь»

Повышение родительской компетентности в вопросах стабилизации эмоциональных состояний детей

Родители 5-8 классов

Декабрь

Родительское собрание «Позиции и стили семейного воспитания».

Рассказать о наиболее приемлемых позициях воспитания, рекомендуемых типах воспитания».

Родители

5-8 классов

По запросу

Лекторий «Бесконфликтное общение».

Повышение уровня знаний родителей в вопросах бесконфликтного общения

Родители

5-8 классов

По запросу

Лекторий «Плюсы и минусы компьютера в жизни ребёнка».

Определить достоинства и недостатки влияния компьютера на ребёнка.

Родители

5-8 классов

По запросу

Круглый стол: «Профилактика агрессивного поведения у детей»

Обобщение психологических знаний природы детской агрессивности, ее причины и профилактики; обучение педагогов практическому использованию приемов коррекции агрессивного поведения, формирования навыков работы с агрессивными детьми.

Учителя, классные руководители

Январь

Конференция: «Причины и последствия конфликтного поведения подростков».

Информационное просвещение подростков и их родителей о причинах и последствиях конфликтного поведения как внутри семьи, так и в подростковой среде.

Родители

6-8 классов

В течении года

Классный час «Буллинг и его последствия»

Изучение понятия буллинг, его видов, особенности и последствия применения по отношению к другим.

Учащиеся

5-8 классов

В течение года

Родительское собрание: «Результаты организации профориентационной работы с учащимися 9 классов».

Познакомить родителей с результатами диагностических исследований профессиональных интересов и способностей учащихся.

Родители

9 классов

По запросу

Просветительско-профилактическое

Организация экскурсионных мероприятий по профессиональному самоопределению.

Помочь учащимся сделать осознанный выбор профессии.

Учащиеся

8-9 классов

В течение года

Участие в консилиумах, комиссиях, административных совещаниях

Принятие решений, требующих психологического разъяснения ситуации.

Учащиеся, родители, педагоги, администрация

В течение года

Участие в работе методического объединения педагогов-психологов

Обмен опытом по организации деятельности педагогов-психологов в общеобразовательных учреждениях.

Педагог-психолог

В течение года

Экспертная работа

Анализ деятельности

педагога-психолога.

Анализ результативности, планирование деятельности специалиста.

Педагог-психолог

В течение года

Организационно-методическая деятельность

Анализ научной и практической литературы для подбора инструментария, разработки развивающих и коррекционных программ.

Повышение уровня профессиональной компетентности в деятельности специалиста.

Педагог-психолог

В течение года

Прохождение курсов повышения квалификации

Повышение уровня теоретических знаний, совершенствование практических навыков и умений специалиста.

Педагог-психолог

В течение года

Участие в вебинарах, научно-практических семинарах, конференциях

Обеспечение самообразования, профессионального роста, трансляции опыта специалиста.

Педагог-психолог

В течение года

Оформление кабинета

Формирование комфортной развивающей образовательной среды кабинета.

Педагог-психолог

В течение года

Педагог-психолог                                                                            Плеханов В.Ю.