Перспективный план психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений МБОУ «СОШ № 5» педагога-психолога Плеханова В.Ю. на 2022-2023 учебный год
Документ содержит перспективный план психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений МБОУ «СОШ № 5» педагога-психолога Плеханова В.Ю. на 2022-2023 учебный год
Скачать:
Предварительный просмотр:
Перспективный план психолого-педагогической помощи
участникам образовательных отношений МБОУ «СОШ № 5»
педагога-психолога Плеханова В.Ю. на 2022-2023 учебный год
Модель ученика школы: ученик, адаптированный к условиям обучения и к окружающему социуму, освоивший предметное содержание соответственно государственным стандартам, осознающий свою индивидуальность и значимость, реально оценивающий свои способности и возможности, готовый к адекватному выбору профессионального и жизненного пути.
Модель ученика основной общеобразовательной школы: ученик, обладающий необходимыми базовыми знаниями и умениями; мотивированный на сознательное желание учиться, стремление к самообразовательной и творческой деятельности, умеющий владеть нормами поведения в социокультурной среде.
Модель выпускника средней общеобразовательной школы: личность, обладающая базовыми знаниями и умениями, умеющая учиться и общаться, ведущая здоровый образ жизни. Человек, готовый жить по законам общества, выполнять свое гражданское и человеческое предназначение и способный к творческой самореализации
Цель работы: ученик, адаптированный к условиям обучения и к окружающему социуму, осознающий свою индивидуальность и значимость, реально оценивающий свои способности и возможности, готовый к адекватному выбору профессионального и жизненного пути.
Задачи на учебный год:
- Формировать самосознание, умения и навыки самоанализа, рефлексии, активности, преодоление психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению учащихся.
- Создать социально-психологические условия для успешной адаптации учащихся к новым условиям.
- Оказать психолого-педагогическую поддержку и помощь учащимся, педагогам и родителям.
- Обеспечение подростков средствами самопознания, развитие навыков и умений по целеполаганию и планированию.
- Выработка у учащихся сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями, с учетом требований рынка труда.
Направления работы:
- Психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление трудностей, адаптации учащихся к новым условиям, диагностика личностного развития.
- Развивающая и коррекционно-развивающая работа с учащихся, испытывающими трудности в обучении, поведении, общении.
- Консультативная работа с педагогами и родителями связана с обсуждением результатов, проведенных диагностик, конкретным запросом педагога или родителя.
- Просветительская работа с педагогами и родителями по вопросам социально-психологического развития учащихся.
Направление | Содержание работы | Цель | Объект | Сроки |
Диагностическое | Изучение социально-психологической адаптации. | Выявление уровня адаптации и причин дезадаптации. | Учащиеся 5 классов | Октябрь-ноябрь. Март-апрель. |
Выявление суицидального риска (А.Н. Волков) | Профилактика подросткового суицида. | Учащиеся 5-8 классов | Октябрь-ноябрь. Март-апрель. | |
Изучение уровня агрессивности и враждебности (Басс-Дарки). | Предупреждение детской агрессивности. | Учащиеся 5-8 классов | По запросу | |
Изучение межличностных отношений (социометрия Дж.Морено) | Определение качества взаимоотношений в детском коллективе. | Учащиеся 5-8 классов | По запросу | |
Диагностика эмоционально - личностной сферы. | Исследование интересов, склонностей и способностей учащихся. | Учащиеся 5-8 классов | По запросу | |
Исследование детско-родительских отношений. | Определить стиль родительского воспитания. | Родители 5-8 классов | По запросу | |
Компьютерная диагностика по методике «Ориентир». | Определение направленности учащихся на группу профессий. | Учащиеся 8-9 классов | В течение года | |
Выявление психологических причин эмоциональной нестабильности, неадекватного поведения, трудностей в обучении. | Сбор информации о детях «группы риска» (застенчивых, тревожных, с неадекватным поведением, жестоких, с суицидальными намерениями). | 5-8 классы | В течение года | |
Диагностика уровня тревожности учащихся «группы риска» (тревожных, с неадекватным поведением, жестоких, с суицидальными намерениями). | Учащихся «группы риска» | Ежемесячно | ||
Углублённая диагностика эмоционально-волевой и личностной сферы учащихся «группы риска». | Учащихся «группы риска» | В течение года | ||
Диагностика эмоционально-волевой и познавательной сферы учащихся испытывающих трудности в усвоении образовательной программы | Учащихся испытывающих трудности | Ноябрь, февраль, май | ||
Индивидуальная и групповая диагностика по запросу. | Оптимизация учебно-воспитательного процесса. | Учащиеся, педагоги, родители | В течение года | |
Коррекционно-развивающее | Занятия адаптационных встреч «Мы – пятиклассники». | Создание в рамках образовательной среды психологических условий для успешной адаптации учащихся в среднем звене. | Учащиеся 5 классов | Сентябрь – ноябрь |
Занятие с элементами тренинга «Познай себя». | Формирование взаимооценочных позиций на основе развития эмпатии и рефлексии | Учащиеся 5-8 классов | В течение года | |
Психологические практикумы по формированию ЗОЖ. | Содействие формированию навыков здорового образа жизни. | Учащиеся 5-8 классов | В течение года | |
Занятие с элементами тренинга «Бесконфликтное общение». | Содействие осознанию участниками своего поведения, формирование умения позитивно разрешать конфликты. | Учащиеся 5-8 классов | В течение года | |
Тренинг родительской компетентности | Развитие навыков бесконфликтного взаимоотношения с детьми. | Родители 5 классов | По запросу | |
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по нивелированию аутоагрессивного поведения | Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с высоким уровнем суицидальных намерений, нивелирование аутоагрессивного поведения в подростковой и юношеской среде | Учащиеся с высоким уровнем аутоагрессивного поведения | Октябрь-май (по результатам диагностики) | |
Психолого-педагогическое сопровождение детей, состоящих на учете | Способствование формированию ответственной личности, умеющей анализировать и контролировать ситуацию и свое поведение, осознающей важность своего здоровья и своей жизни | Обучающиеся состоящие на учете | В течение года | |
Психолого-педагогическое сопровождение приемных и опекаемых детей | Обеспечение наиболее благоприятных условий для гармоничного развития, самореализации и социализации ребенка, находящегося под опекой или в приемной семье | Обучающиеся находящиеся под опекой или в приемной семье | По запросу | |
Психолого-педагогическое сопровождение детей, находящихся в социально опасном положении | Обеспечение наиболее благоприятных условий для гармоничного развития, самореализации и социализации ребенка, находящегося в социально опасном положении | Обучающиеся, находящиеся в социально опасной ситуации | В течение года | |
Формирование позитивной «Я – концепции». Формирование у обучающихся способностей к самопознанию, саморазвитию и самореализации, адекватной самооценке, критической оценке действительности, в которую они попадают. Развитие мотивации к достижению позитивных жизненных целей. | Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по профилактике асоциального поведения. | Учащиеся состоящие на учете (КДН, ОДН) | В течение года | |
Индивидуальные занятия по коррекции личностной и эмоционально-волевой сферы. | Учащиеся с высоким уровнем тревожности | В течение года | ||
Включение в групповые занятия, соответствующие возрастной категории. | По результатам диагностических мероприятий | В течение года | ||
Индивидуальные и групповые занятия по выявленным проблемам. | Оптимизация учебно-воспитательного процесса. | Учащиеся, родители, педагоги | По запросу | |
Консультационное | Направление родителей с ребенком на приём к психиатру в случае выявления высокого уровня тревожности. | Своевременное оповещение законных представителей, о выявление высокого уровня тревожности у учащегося и необходимости дополнительных мер повышения стрессоустойчивости обучающегося на базе медицинского учреждения. | Законные представители учащихся с высоким уровнем тревожности | В случае выявления |
Консультации для классных руководителей по теме «Психологические особенности обучающихся в период адаптации» | Информировать классных руководителей о процессе адаптации детей. Обсуждение особенностей развития и проблем обучающихся | Учителя 5-х классов | Ноябрь | |
Консультации для родителей по теме «Пути преодоления трудностей периода адаптации» | Информировать родителей о процессе адаптации детей. Дать конкретные рекомендации по оптимизации процесса адаптации к новым условиям обучения | Родители обучающихся 5-х классов | Ноябрь | |
Оказание своевременной психологической помощи. |
| Обучающиеся, испытывающие трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, их законные представители и классные руководители | По необходимости в течение года | |
| ||||
| ||||
| ||||
| Учащиеся с высоким уровнем тревожности | По необходимости | ||
Индивидуальные и групповые консультации учащихся, родителей, педагогов. | Оказание психологической поддержки, помощь в решении актуальных проблем участников образовательных отношений. | Учащиеся, родители, педагоги | В течение года | |
Просветительско-профилактическое
| Круглый стол «Результаты процесса адаптации учащихся 5 классов в среднем звене школы». | Обсуждение особенностей развития и проблем учащихся, эффективность применяемых методов обучения и воспитания. | Классные руководители, учителя, работающие в 5 классах, администрация | Ноябрь-Декабрь |
Семинар: «Профилактика депрессивных состояний в подростковом возрасте». | Сформировать понятие о депрессивных состояниях, причинах, признаках; рассмотреть меры профилактики и предупреждения детского суицида. | Классные руководители 5-11 классов | Ноябрь | |
Круглый стол с учителями по теме «Подростковая жестокость и агрессия: конфликты между группами и личностью» | Анализ проблемы подростковой жестокости и агрессии. Повышение компетентности учителей в предупреждении и преодолении агрессивного и конфликтного поведения детей | Учителя 5-8 классов | Ноябрь | |
Родительское собрание «Пубертатный возраст и особенности психологической адаптации ребёнка в среднем звене школы». | Информировать родителей об особенностях пубертатного возраста, о процессе адаптации детей. Дать конкретные рекомендации по оптимизации этого процесса. | Родители 5 классов | Декабрь | |
Родительская конференция по теме «Тревожность и стресс: причины и помощь» | Повышение родительской компетентности в вопросах стабилизации эмоциональных состояний детей | Родители 5-8 классов | Декабрь | |
Родительское собрание «Позиции и стили семейного воспитания». | Рассказать о наиболее приемлемых позициях воспитания, рекомендуемых типах воспитания». | Родители 5-8 классов | По запросу | |
Лекторий «Бесконфликтное общение». | Повышение уровня знаний родителей в вопросах бесконфликтного общения | Родители 5-8 классов | По запросу | |
Лекторий «Плюсы и минусы компьютера в жизни ребёнка». | Определить достоинства и недостатки влияния компьютера на ребёнка. | Родители 5-8 классов | По запросу | |
Круглый стол: «Профилактика агрессивного поведения у детей» | Обобщение психологических знаний природы детской агрессивности, ее причины и профилактики; обучение педагогов практическому использованию приемов коррекции агрессивного поведения, формирования навыков работы с агрессивными детьми. | Учителя, классные руководители | Январь | |
Конференция: «Причины и последствия конфликтного поведения подростков». | Информационное просвещение подростков и их родителей о причинах и последствиях конфликтного поведения как внутри семьи, так и в подростковой среде. | Родители 6-8 классов | В течении года | |
Классный час «Буллинг и его последствия» | Изучение понятия буллинг, его видов, особенности и последствия применения по отношению к другим. | Учащиеся 5-8 классов | В течение года | |
Родительское собрание: «Результаты организации профориентационной работы с учащимися 9 классов». | Познакомить родителей с результатами диагностических исследований профессиональных интересов и способностей учащихся. | Родители 9 классов | По запросу | |
Просветительско-профилактическое | Организация экскурсионных мероприятий по профессиональному самоопределению. | Помочь учащимся сделать осознанный выбор профессии. | Учащиеся 8-9 классов | В течение года |
Участие в консилиумах, комиссиях, административных совещаниях | Принятие решений, требующих психологического разъяснения ситуации. | Учащиеся, родители, педагоги, администрация | В течение года | |
Участие в работе методического объединения педагогов-психологов | Обмен опытом по организации деятельности педагогов-психологов в общеобразовательных учреждениях. | Педагог-психолог | В течение года | |
Экспертная работа | Анализ деятельности педагога-психолога. | Анализ результативности, планирование деятельности специалиста. | Педагог-психолог | В течение года |
Организационно-методическая деятельность | Анализ научной и практической литературы для подбора инструментария, разработки развивающих и коррекционных программ. | Повышение уровня профессиональной компетентности в деятельности специалиста. | Педагог-психолог | В течение года |
Прохождение курсов повышения квалификации | Повышение уровня теоретических знаний, совершенствование практических навыков и умений специалиста. | Педагог-психолог | В течение года | |
Участие в вебинарах, научно-практических семинарах, конференциях | Обеспечение самообразования, профессионального роста, трансляции опыта специалиста. | Педагог-психолог | В течение года | |
Оформление кабинета | Формирование комфортной развивающей образовательной среды кабинета. | Педагог-психолог | В течение года |
Педагог-психолог Плеханов В.Ю.