Сборник материалов по теме "Мотивация к обучению ведёт к успеху"
На данной страничке представлен сборник материалов по теме "Мотивация".
Презентация представляет конспект опорных схем техник формирования мотивационного комплекса ребёнка дошкольного возраста. Для практического использования представлены схемы по типам мотивации. Подобраны техники известные и простые в применении. В методический материал добавлен Чек-лист, который кратко и чётко отражает деятельность воспитателя по формированию, поддержанию и повышению мотивации к обучению дошкольников. Через презентацию видна единая линия деятельности педагога для формирования чувства успеха, как одной из важнейших потребностей современного человека. Знакомство и использование методического материала повышает познавательную активность и ведёт к успешной мотивации дошкольника.
Для работы с родителями можно использовать консультации. В одной объясняется понятие мотивации, мнения известных педагогов и психологов и её значение для человека. В двух содержатся рекомендации по формированию познавательной активности детей дошкольного возраста.
С помощью анкеты для родителей можно провести срез знаний по данной теме и, исходя из результатов, планировать и проводить дальнейшую работу.
Вторая презентация наполнена результатом проведённой работы в ДОУ в ходе недели психологии по теме "Учебно-познавательная мотивация как один из критериев эффективности образовательной деятельности. Психологическое сопровождение формирования, поддержания и повышения познавательной мотивации ребёнка в современных условиях".
Творческие задания для педагогов (бланк для заполнения) включают в себя: синквейн (короткая форма стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк) и описание методов и приёмов, используемых самим педагогом.
В файле "Итоги анкетирования родителей" представлены часто встречающиеся ответы на вопросы анкеты.
На стенгазете отображены ответы родителей и педагогов по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация "Мотивация к обучению ведёт к успеху" | 1.56 МБ |
Пояснительная записка к презентации | 22.42 КБ |
Что такое мотивация | 201.18 КБ |
Развитие мотивации в младшем дошкольном возрасте | 522.5 КБ |
Развитие мотивации в старшем дошкольном возрасте | 270.34 КБ |
Анкета для родителей | 16.01 КБ |
Стенгазеты групп детского сада | 2.67 МБ |
Творческие задания для педагогов | 193.02 КБ |
Итоги анкетирования родителей | 63.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Любая деятельность должна быть интересна для детей Активность, взаимодействие и общение способствуют накоплению детьми определенной информации об окружающем мире, педагог организует условия формирования определенных знаний, умений и навыков. Но сами дети об этом не догадываются, длится этот образовательный процесс в течение всего дня, вовлекаясь в различные режимные моменты. И здесь на помощь приходит мотивационная направленность деятельности детей.
Что такое мотивация? Мотивация в психологии – совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности:
Чтобы конкретнее представить собственную мотивацию, ответьте на вопросы: Почему я делаю что-либо? Какие потребности мне хочется удовлетворить? Каких результатов ожидаю, и чем они значимы для меня? Что заставляет меня действовать определенным образом? Ответив на эти вопросы, Вы определите цель своей деятельности.
Механизм мотивационной деятельности
Почему ребёнку важно верить в себя при познании мира? Попробуйте ответить на вопрос Основная потребность человека – получить удовольствие. Когда поставил цель и идёшь к ней, получаешь удовлетворение от успешной работы, гордость достигнутыми результатами и радость. Мотивация тесно связана с верой в себя и окружающих.
Круговорот успеха Мне интересно , я задаю вопросы, я сравниваю , анализирую, думаю , а значит Я верю в себя, я хочу узнавать, пробовать, действовать. Я РАЗВИВАЮСЬ!
И менно мотивация, по утверждению ученых Р.С.Буре , Г.И.Щукиной , Н.Н.Поддъякова и других, способствует приобретению знаний, умений и навыков. Она содействует накоплению жизненного опыта, обогащению интеллекта. Кроме того, как отмечают Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, именно в дошкольном возрасте идет процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, интересов. Формирование познавательной мотивации у детей дошкольного возраста
«Познавательная мотивация – это естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских мотивациях» (Л.С. Выготский) Для чего нужна мотивация? Цель мотивации – вызвать у детей интерес к занятию, занимательному делу, или какой-либо деятельности, создать условия увлеченности, умственного напряжения, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений.
Мотивация позволяет решить сразу несколько задач: Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков. Повысить познавательную активность и работоспособность детей. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления. Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры.
С мотивации начинается любое взаимодействие между ребёнком и взрослым Выделим семь типов мотивации Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности , не возникнут мотивы , ребёнок не будет готов к постановке целей
тип мотивации «ИГРОВАЯ» формируется через технику «Помоги игрушке» Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны Персонажи могут: «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», а также оценивают результаты труда малышей. Каждый персонаж должен быть интересным и запоминающимся, «иметь свой характер». Детское стремление общаться и помогать ему существенно увеличивает активность и заинтересованность. Роль ребёнка: помощник и защитник . Цель использования: обучение различным практическим умениям на занятиях по лепке, аппликации, конструированию, рисованию.
Сообщаем детям, что собираемся мастерить и просим детей помочь. Интересуемся, как они могут помочь. Каждому ребёнку дается посильное задание. В конце подчеркиваем, что результат был, достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе. Роль ребёнка: партнёр. Цель использования: обучение и закрепление знаний по сенсорике, изо, в трудовой деятельности. тип мотивации «ПОМОЩЬ ВЗРОСЛОМУ» формируется через технику «Помоги мне» М отив для детей – общение со взрослым, возможность получить одобрение, интерес к совместным делам.
Сообщаем детям, что собираемся заняться какой - либо деятельностью и просим детей научить. По окончании важно каждому ребёнку дать оценку его действий. Роль ребёнка: учитель, наставник. Цель использования: закрепление компетенций на различных занятиях и в игровой деятельности. тип мотивации «ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ» формируется через технику «Научи меня» Основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим
Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для себя или близких. Роль ребёнка: созидатель. Цель использования: закрепление навыков в конструировании , ручном труде, художественном творчестве, упражнение в ориентировке. тип мотивации «ПРАКТИЧЕСКАЯ» формируется через технику «Создание предметов для себя» Основан на внутренней заинтересованности ребёнка
Использование стихов, песенок, потешек, загадок и т. д. Осуществление по просьбе, постановка проблемных ситуаций, использование приёма соревнования. Роль ребёнка: активный участник. Цель использования: активизация внимания, побуждение к деятельности. тип мотивации «ВЕРБАЛЬНАЯ» формируется через техники «Художественное слово», «Словесное указание»
Это письма, волшебная корзина, коробочки, волшебная шкатулка, чудесный мешочек, плакаты. Роль ребёнка: зритель. Цель мотивации: повышение интереса к обучению. тип мотивации «ПРЕДМЕТНО-ДЕЙСТВЕННАЯ» формируется через технику «Сюрпризный момент»
Использование информационно-компьютерных технологий позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей. тип мотивации «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ» формируется через техники «Презентации», «Просмотр мультфильмов», «Работа с интерактивной доской», «Прослушивание аудиозаписей» и др. Роль ребёнка: активный участник, зритель, слушатель. Цель использования: активизация непроизвольного внимания.
Подумайте, что сильнее влияет на мотивацию к обучению? Каждая деятельность должна содержать то, что вызовет удивление, изумление, восторг , что дети будут помнить долго. Нужно помнить изречение Аристотеля "Познание начинается с удивления". При этом важно учесть возраст, индивидуальные особенности и предпочтения детей.
Как определить, насколько результат работы мотивации удовлетворил ребёнка? Обратите внимание на эмоциональное состояние Мотивированный ребенок Немотивированный ребёнок доволен результатами своей работы и получает удовольствие от ее выполнения. выглядит скучным, тихим и замкнутым. Он ни к чему не проявляет интереса и постоянно жалуется.
Познавательная потребность дана ребенку от природы, но её можно развить, либо напротив подавить. Развиваясь, она начинает играть роль мотива, побуждающие ребёнка познавать новое. Участие взрослого неоценимо, так как он поддерживает любое проявление желания детей к познанию
Формирование, поддержание и повышение мотивации к обучению дошкольников Итак, педагогу важно актуализировать свою творческую позицию и помогать детям удовлетворять познавательные потребности Чек-лист
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая разработка презентация «Мотивация к обучению ведёт к успеху»
«Чтобы переварить знания,
надо поглощать их с аппетитом»
Анатоль Франц
Цель: осмысление роли мотивации как инструмента познания мира и определить инструменты воспитания, ведущие к успеху в дошкольном возрастном периоде.
Аннотация: презентация представляет конспект опорных схем техник формирования мотивационного комплекса ребёнка дошкольного возраста. Для практического использования представлены схемы по типам мотивации, где раскрыты вопросы: какая психолого-педагогическая техника способствует развитию? Что сделать? Роль ребёнка? Цель использования? Подобраны техники известные и простые в применении. В методический материал добавлен Чек-лист, который кратко и чётко отражает деятельность воспитателя по формированию, поддержанию и повышению мотивации к обучению дошкольников. Через презентацию видна единая линия деятельности педагога для формирования чувства успеха, как одной из важнейших потребностей современного человека. Знакомство и использование методического материала повышает познавательную активность и ведёт к успешной мотивации дошкольника.
Чек-лист
Составлена педагогами-психологами А.М.Зинченко, О.М. Кайзер
Предварительный просмотр:
Что такое мотивация?
«Чтобы переварить знания,
надо поглощать их с аппетитом»
(Анатоль Франц)
Мотива́ция (от лат. movēre «двигать») — побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
На первый взгляд, это что-то абстрактное и далекое, но без этого невозможны ни желания, ни радость от их осуществления.
От цели мотив отличается тем, что цель является результатом деятельности, а мотив – ее причиной.
Мнения известных педагогов и психологов:
«Мотивация – это тенденция личности, заключающаяся в направленности или сосредоточенности ее помыслов на определенном предмете. Интерес проявляется в направленности внимания, мыслей помыслов». (Н.Г. Морозова)
«Познавательная мотивация – избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира, при которой наблюдается стремление личности заниматься именно этой деятельностью». (Т.А.Куликова)
«Познавательная мотивация – это один из мотивов умственной деятельности, основа формирования пытливого ума». (Р.С. Буре)
«Познавательная мотивация - мощный побудитель активности личности, под чьим влиянием все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной». (Г.И. Щукина)
«Познавательная мотивация – это естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских мотивациях». (Л.С. Выготский)
Познавательная мотивация включает интеллектуальную активность в сочетании с эмоциональным отношением и волевым усилием.
Мы будем понимать познавательную мотивацию как мощный двигатель, с помощью которого деятельность становится увлекательной и продуктивной.
Для чего вообще нужна эта мотивация?
Цель мотивации – вызвать у детей интерес к занятию, занимательному делу, или какой-либо деятельности, создать условия увлеченности, умственного напряжения, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений.
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что мотивация в деятельности для дошкольников является непосредственным стимулом, без которого ребёнок просто не сможет включиться в предлагаемую взрослым ситуацию.
Своими устремлениями можно и нужно управлять. Поэтому необходимо повышать познавательный интерес детей, закреплять желание учиться и помогать добиваться стойких результатов.
Оставайтесь с нами, и найдете еще много полезного. И пусть всё, что вы делаете, приносит радость!
Консультацию подготовил педагог-психолог Зинченко А.М.
Предварительный просмотр:
Советует психолог
Как развивать детскую мотивацию
Мотивация, или желание, нужна всем детям. Она помогает им достичь желаемых результатов. Если у детей есть желание, то они развивают свои способности собственными усилиями. Такие дети испытывают тягу к получению информации, которая поможет им на пути к цели. Кроме того, мотивация помогает детям сосредоточиться на получении новых знаний и умений.
Что нужно делать для формирования мотивации к обучению:
- Обеспечьте ребенка необходимой стимулирующей обстановкой и множеством разнообразных впечатлений. В этом вам могут помочь книги, паззлы, кубики, игрушки и материалы, в которые можно играть, меняя их местоположение и форму. Например, игрушки на колесиках, которые можно катать из одного места в другое (изменение местоположения). Или кусок пластилина, которому можно придать разную форму (изменение формы).
- Позвольте ребенку делать собственный выбор. Это придаст ему уверенности в себе и создаст мотивацию.
- Ребенку полезно играть шариками или бусинками, составляя из них цепочку. Это увеличивает познавательные способности и усиливает концентрацию.
- Помогайте ребенку справляться с заданиями. Благодаря вашей помощи ребенок сможет дольше оставаться в игре и не отступит перед первыми трудностями.
- Участвуйте в играх ребенка. Проводя время вместе, вы сможете лучше понять и помочь своему малышу.
- Говорите ребенку, что вы верите в его способность выполнить задание. Дайте ему понять, что неудача всего лишь случайность.
- Начинайте читать вашему ребенку с раннего возраста. При этом старайтесь создать спокойную и теплую атмосферу. Чтение вслух развивает у детей творческие способности и воображение.
- Дайте ребенку выполнить простой эксперимент, чтобы разжечь его любопытство. Можно дать ему магнит и предложить разделить предметы на те, которые притянутся к магниту и те, которые не притянутся. Любопытство и любознательность играют важную роль в мотивации вашего ребенка.
- Хвалите ребенка всякий раз, когда он старается овладеть новыми умениями. Это заставляет его стараться еще сильнее. Хвалите ребенка не только за достижения, но даже за попытки.
Как определить, насколько сильна мотивация ребенка? Обратите внимание на эмоциональное состояние.
Мотивированный ребенок | Немотивированный ребенок |
доволен результатами своей работы и получает удовольствие от ее выполнения. | выглядит скучным, тихим и замкнутым. Он ни к чему не проявляет интереса и постоянно жалуется. |
Но если у вас не один ребенок, а несколько, вам необходимо проявить индивидуальный поход к каждому из них.
Итогом формирования мотивации к обучению является школьная успеваемость. Родителям необходимо учить ребенка «не сдаваться», а продолжать стремиться к результату, верить в себя и свои силы и тогда результат не заставит себя ждать.
Консультацию подготовила педагог-психолог Зинченко А.М.
Предварительный просмотр:
Советует психолог
РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Все дети нуждаются в мотивации, которая помогает им достичь желаемых результатов. Если у детей есть мотивация, то они развивают свои способности собственными усилиями. Такие дети испытывают тягу к получению информации, которая поможет им на пути к цели. Кроме того, мотивация поможет детям сосредоточиться на получении новых знаний и умений.
Исследователи выявили шесть механизмов мотивирования – это те способы, с помощью которых можно повысить мотивацию ребенка к достижению цели в домашних условиях.
Вот эти 6 механизмов:
1. Поощрять исследование окружающей среды.
2. Прививать начальные способности к исследованию, такие как: определение предметов, упорядочение, сортировка, сравнение.
3. Хвалить ребенка за совершенные достижения.
4. Оказывать помощь в развитии и тренировке навыков.
5. По возможности воздерживаться от наказания и критики за ошибки и плохие результаты.
6. Стимулировать языковое и символическое общение.
Выполнение всех 6 условий поможет вашим детям обрести мотивацию к достижению успеха с ранних лет.
Советы по тому, как развивать детскую мотивацию:
- Обеспечьте ребенка необходимой стимулирующей обстановкой и множеством разнообразных впечатлений. В этом Вам могут помочь книги, паззлы, кубики и т.д.
- Позвольте ребенку сделать собственный выбор. Это придаст ему уверенности в себе и создаст мотивацию.
- Помогайте ребенку справляться с заданиями. Благодаря Вашей помощи ребенок сможет дольше оставаться в игре и не отступит перед первыми трудностями.
- Разделяйте интересы ребенка. Спрашивайте и говорите с ним о том, что ему интересно. Предлагайте различные задания, выполнение которых способствует его развитию. Успешное выполнение одного задания подталкивает ребенка к выполнению другого.
- Участвуйте в играх ребенка, взаимодействуйте с ним. Проводя время с ребенком, Вы сможете лучше его понять и помочь ему.
- Позвольте ребенку участвовать в семейных дискуссиях и учитывайте его взгляды.
- Начинайте читать Вашему ребенку с раннего возраста. При этом старайтесь создать спокойную и теплую атмосферу. Чтение ребенку вслух развивает его творческие способности и воображение. Сделайте чтение увлекательной игрой для Вашего ребенка. Вы можете издавать смешные звуки и предложить ребенку сделать то же. Можно сыграть роль персонажа сказки. Все это поможет превратить чтение в удовольствие.
- В удовлетворении потребностей ребенка будьте последовательны и устанавливайте определенные ограничения.
- Дайте ребенку понять, что все дети разные, и помогите ему осознать свои слабости и развить в себе сильные стороны.
- Говорите Вашему ребенку, что Вы верите в его способность выполнить задание. Дайте ему понять, что неудача всего лишь случайность.
- Хвалите ребенка всякий раз, когда он старается овладеть новыми умениями. Это заставляет его стараться еще сильнее. Хвалите ребенка не только за достижения, но даже за попытки.
- Помогите ребенку понять, что достичь успеха нелегко, для этого требуется время и старание.
- Попросите ребенка самому оценить, насколько хорошо он выполнил задание.
Как определить, насколько сильна мотивация ребенка? Обратите внимание на эмоциональное состояние.
Мотивированный ребенок | Немотивированный ребенок |
доволен результатами своей работы и получает удовольствие от ее выполнения. | выглядит скучным, тихим и замкнутым. Он ни к чему не проявляет интереса и постоянно жалуется. |
Но если у вас не один ребенок, а несколько, вам необходимо проявить индивидуальный поход к каждому из них.
Итогом формирования мотивации к обучению является школьная успеваемость.
Родителям необходимо учить ребенка «не сдаваться», а продолжать стремиться к результату, верить в себя и свои силы и тогда результат не заставит себя ждать.
Консультацию подготовил педагог-психолог Зинченко А.М.
Предварительный просмотр:
Гр.______
Анкета для родителей
- Как Вы думаете, что такое мотивация? ___________________________________________
- Нужно ли развивать мотивацию у дошкольников?
ДА/НЕТ
- Можете ли Вы сказать о своём ребёнке, что он любознательный?
___________________________________________
- Каким способом ребёнок получает знания:
- через свои вопросы или рассказы взрослых,
- слушает/читает книги,
- смотрит телепередачи
свой вариант_______________________________
- Напишите свои способы развития интереса к познавательной деятельности ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Хотелось бы Вам узнать о других способах повышения познавательной мотивации ребёнка?
___________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Гр.______
Анкета для родителей
- Как Вы думаете, что такое мотивация? ___________________________________________
- Нужно ли развивать мотивацию у дошкольников?
ДА/НЕТ
- Можете ли Вы сказать о своём ребёнке, что он любознательный?
___________________________________________
- Каким способом ребёнок получает знания:
- через свои вопросы или рассказы взрослых,
- слушает/читает книги,
- смотрит телепередачи
свой вариант_______________________________
- Напишите свои способы развития интереса к познавательной деятельности ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Хотелось бы Вам узнать о других способах повышения познавательной мотивации ребёнка?
___________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Уважаемая_____________________________________ ______________________________________________,
(Ф.И.О.)
предлагаем Вам выполнить два творческих задания
по теме недели психологии
Первое творческое задание
Придумайте и заполните форму (см.ниже) в виде синквейна.
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
После ознакомления с инструкцией обратите внимание на то, что первая строка синквейна будет у всех одинаковая – мотивация
1. (что?) | Мотивация |
2. (какая?) | |
3. (что делает?) | |
4. (предложение) | |
5. (существи-тельное-ассоциация с 1 словом) |
Второе творческое задание
Какие секреты повышения познавательной мотивации воспитанников Вы используете? Поделитесь пожалуйста;)
Метод или приём | Краткое описание |
Предварительный просмотр:
Итоги анкетирования родителей детского сада (124 анкеты)
По мнению большинства родителей, МОТИВАЦИЯ – это:
- побуждение к действию
- заинтересованность
- стремление
- желание
- стимул
- активность
- действие
- толчок
- пинок
- двигатель
Все родители отметили, что их ребёнок любознателен.
Способы развития познавательного интереса в каждой семье свои, самые популярные из них:
- Развивающие игры, в том числе, настольные, викторины, задания на логику, разгадывание ребусов, загадок.
- Общение, разговоры на различные темы.
- Прогулки, походы, экскурсии, путешествия, наблюдения.
- Чтение книг.
- Совместные занятия, как обучающего характера, так и обычная домашняя работа, выполненная вместе.
- Поощрения и похвала.
- Центры развития ребёнка, кружки, спорт.
- Информационные технологии: мультики, передачи, интернет.
- Эмоциональная составляющая: новизна, удивление, сюрприз.
- Опыты, экспериментирование, проблемные ситуации.
- Конкурсы.
Способов развития познавательного интереса, т.е. учебной мотивации, очень много. Выбор зависит от ситуации, условий и, конечно, от заинтересованности самих родителей.
Главное, как написал кто-то из родителей в анкете: «Совмещать то, что нравится, с тем, что полезно».