рекомендации по познавательному развитию детей с лёгкой умственной отсталостью

Батищева Елена Ярославовна

рекомендации по познавательному развитию детей с лёгкой умственной отсталостью

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Игры и упражнения на развитие памяти.
  • Методика «Опосредованное запоминание».

На доске -  картинки: аист, овощи, мухомор, кукла, туфли, роза.

Взрослый говорит:

 - Я буду показывать на картинки и называть слова. Ваша задача – запомнить слова. Если вы найдете какую-нибудь связь между картинкой и словом, то запомнить будет не сложно.

Психолог показывает картинку «аист» - называет слово «гнездо», «овощи» - «салат», «мухомор» - «лес», «кукла» - «игра», «туфли» - «каблук», «роза» - «духи».

После этого дети,  глядя  на ряд картинок, дети говорят слова.

  • Методика «Пары слов».

Взрослый предлагает запомнить  детям пары слов:

Шум – вода, мост – река, весна – ручей, стол – обед, рубль – копейка, лес – медведь, день – вечер, школа- радость, зима – снег,  лето – бадминтон, витамин – здоровье.

Затем взрослый называет первое слово из пары, а вызванный ребенок – второе.

  • Игра «Мгновенное построение».

Дети встают вокруг взрослого следующим образом: несколько впереди, несколько – сзади, справа и слева.

Взрослый говорит:

 - Запомните, где вы стоите. Я покручусь на месте, а потом остановлюсь. Вы должны быстро занять нужное место – если стояли впереди – вновь оказаться передо мной и т.д.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа № 2 города Тюмени

(МБОУ ОШ № 2 города Тюмени)

Психологическая подготовка детей к школе «Скоро в школу»

(игровые приемы в работе с детьми с лёгкой умственной отсталостью)

Педагог – психолог:

Батищева Елена Ярославовна

Разминка для ума. Проводится  в кругу.

Детям задаются вопросы познавательного характера:

 - Какое сегодня число?

 - Какой месяц?

 - Какое время года?

 - Сколько дней в неделе?

 - Какой по счету вторник?

 - Какие вы знаете времена года?

 - Как называется первый месяц осени?

 - Для чего нужен светофор?

2. Упражнение «Выкладывание из счетных палочек»

На столе каждого ребенка – набор из семи счетных палочек.

Педагог предлагает детям выполнить задания:

 - Сложите буквы Л и Ш.

 - Превратите букву Л в треугольник, добавив палочку.

 - Превратите букву Ш в квадрат, не добавляя палочек.

 - Превратите квадрат в домик, добавив две палочки.

 - Разберите домик и постройте лесенку.

3. Развитие мелкой моторики

  • Крестики-нолики. Ребенок поочередно делает «крестики» из указательного и среднего, безымянного пальца и  мизинца, а затем повторяет упражнение 2 для этих же пальцев.
  • «Братья – ленивцы». Спят в избушке пятеро братьев. (Ладонь лежит на столе.)

Утром проснулся брат старший,

Потянулся, а самому вставать лень. (Большой палец тянется вверх, остальные плотно лежат на столе. Большой палец несколько раз постукивает по указательному и ложится на стол).

Брат – указка проснулся, потянулся… (Вверх тянется указательный палец).

Стал будить брата – середку:

 - Вставай, середка, утро на дворе!

  • Игра «Пчелы»

Педагог говорит:

- А теперь мы с вами поиграем в игру. Вы – пчелы. Я пчелиный часовой. Если я три раза позвоню в колокольчик, значит, появился трутень и его надо прогнать – быстро-быстро летать и махать крылышками. Два звоночка предупреждают об опасности – надо спрятаться, присесть. Один звонок – опасность миновала, пчелы спокойно летают.

  • Игра «Что слышно?»

Педагог предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью или ширмой. Затем дети рассказывают, что они слышали.

  • Игра «Воздух – земля – огонь - вода».

Педагог  предлагает детям встать в круг и говорит:

 - Узнаем, кто у нас самый внимательный. Когда я скажу «воздух» - руки поднимите вверх, если услышите «земля» - руки вниз, «огонь» - вращайте руками вперед – назад, «вода» - руки вперед. Кто ошибается, садится на стульчик.

По окончании игры все аплодируют самому внимательному.

  • Игра «Будь внимательным».

Педагог говорит:

 - Вы будете двигаться по кругу. Когда я скажу «лошадка», надо остановится и постучать одной ногой о пол, если услышите «раки» - пятиться назад, «лягушка» - присесть и прыгать, «аист» - заложить руки за спину и стоять на одной ноге.

  • Игра «Большой - маленький»

Детям предлагается хлопать в ладоши, если они услышат название большого животного.

Психолог произносит ряд слов: слон, мышка, медведь, лошадь, бегемот, муравей, комар, корова, пчела и т.п.

  • Упражнение «Ищем нелепости».

Педагог предлагает детям найти нелепости в рассказе:

 - Наступило лето. Первый летний месяц – март. Это лето я проведу в деревне. Я буду собирать с грядок яблоки, а с деревьев – огурцы. Яблоки уродились на славу: каждое размером с футбольный мяч. Срывать яблоки надо в перчатках, ведь на них огромные колючки.  А в жару нужно надевать шапку – ушанку, чтобы не отморозить уши.

  • Игра «Давайте поздороваемся».

Дети по сигналу психолога начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом:

1 хлопок – здороваемся за руку;

2 хлопка – здороваемся плечиками;

3 хлопка – здороваемся спинками.

  • Игра «Черепаха».

Педагог встает у одной стены помещения, играющие – у другой. По сигналу психолога дети начинают медленное движение к противоположной стене, изображая маленьких черепашек. Никто не должен останавливаться и спешить. Через 2-3 минуты психолог подает сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самым последним.

  • Игра «Кто знает,  пусть дальше считает».

Педагог говорит детям: «Сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто знает. Пусть дальше считает». Все играющие должны встать в круг. Я с мячом встану в центр круга и буду называть числа, а вы, кому я брошу мяч, будете считать дальше до 10».

А сам – в кровать. (Указательный постукивает по среднему и ложиться на стол).

Потянулся брат – середка, поглядел – и впрямь вставать пора. (Поднимается средний палец).

Разбудил второго братца – указку:

  • Ну–ка, брат, поднимай семью!

А сам досыпать улегся. (Стучит по безымянному, ложится на стол).

Трудней всех брату – ленивцу вставать, трудней всех потянуться. (Безымянный палец с усилием тянется вверх).

Будит он брата младшего:

  • Мизинчик, подними всех! (Безымянный постукивает по мизинчику и ложится на стол).

Проснулся мизинчик, потянулся. (Мизинчик тянется вверх).

Да как закричит:

  • Вставайте, братцы, пора за дело браться!

Разбудил брата четвертого, самого ленивого.

А сам – под  одеяло. (В такт словам мизинец барабанит по столу).

Тут все братья и проснулись. (Все пальцы тянутся вверх, прогибаясь. Ладонь остается прижатой к столу).

  • «Теремки». Ладони сомкнуты перед грудью.

Прижав кончики указательных пальцев друг к другу, максимально согнуть эти пальцы так, чтобы они прогнулись в первых суставах. Готов теремок для Михайлы Потапыча!

Второй теремок строим для его жены Настасьи Ивановны – Сгибаются прижатые кончиками друг к другу средние пальцы.

Для маленького Мишутки теремок строят безымянные пальчики, а для Машеньки – мизинчики. Получилось? Тогда можно попробовать построить все четыре теремка разом.

  1. Игры и упражнения на развитие мышления.

  • «Задачи – шутки».

Педагог предлагает детям отгадать шуточные задачи:

 - В комнате зажгли три свечи. Одна из них сразу погасла, а остальные продолжали гореть. Сколько свечей осталось в комнате? (Три).

 - Тройка лошадей пробежала два километра. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (Два километра.)

 - Утка весит два килограмма, когда стоит на одной ноге. Сколько она будет весить, если будет стоять на двух ногах? (Два килограмма.)

  • Упражнение  «Обобщающие слова»

Дети подбирают обобщающие слова к каждому ряду слов:

 - Окунь, карась, щука – это … (рыбы).

 - Шкаф, диван, кресло – это … (мебель).

 - Июнь, июль, август – это … (летние месяцы).

 - Малина, земляника, смородина – это … (ягоды).

 - Север, юг, запад – это … (стороны горизонта).

 - Зима, весна, лето, осень – это … (времена года).

  • Упражнение «Сравнение предметов».

Детям предлагается сравнить пары слов:

Муха и бабочка, стол и стул, книга и тетрадь, вода и молоко, собака и белка. Чем похожи и чем отличаются.

  • Упражнение «Раскрась правильно».

На столе каждого ребенка – карточки к упражнению и набор цветных карандашей.

Психолог гово                                                                                  рит:

 - Раскрасьте меленькие шары так, чтобы большой был между синим и желтым, а желтый – рядом с красным.

 - Раскрасьте большие кубики так, чтобы меленький был между красным и синим, а зеленый был рядом с красным.

  • Упражнение «Узор».

Дети под диктовку психолога рисуют узор.

Вариант задания. Две клеточки вверх, две клеточки вправо, две клеточки вниз, две клеточки вправо, две клеточки вниз. Половину строчки дети рисуют под диктовку психолога. Затем продолжают рисовать узор до конца строчки самостоятельно.

  • Упражнение «Зашифрованные слова»

На доске – картинки: мухомор, аист, кукла, овощи, роза, туфли.

Дети называют их.

Психолог ставит в ряд три картинки: роза, аист, кукла.

Детям предлагается определить в словах первые звуки, произнести их по порядку  и назвать «зашифрованное» слово. (Рак)

Затем дети сами «зашифровывают» слова: рот, рота, Рома, мак, ком, кот, крот.

  1. Игры и упражнения на развитие внимания.

  • Упражнение «Хлопни в ладоши».

Педагог говорит детям: «Сейчас я буду называть разные слова.  Когда я назову какое-нибудь животное – хлопните в ладоши».

Слова: стол, книга, лошадь, стул, дверь, виноград, собака, ножницы, книга, туфли, карандаш, мяч, окно, кошка, сапоги, коза, стекло, дом, дорога, яблоко, дерево, ковер, лев, стена, крыша, арбуз, санки, снег, тигр, кровать, тетрадь, вилка, лед, елка, заяц, волк, галстук, лимон, медведь, дыня, чайник, тарелка, полка, масло, пальто, белка. 

  • Игра «Слушай музыку».

Педагог: «Сегодня у нас будет интересная игра. Пока музыка звучит, вы можете бегать. Прыгать, танцевать. Как только музыка прекратится, вы должны остановиться и не двигаться, пока музыка не зазвучит снова».