тренинг создания ресурсного состояния
тренинг создания ресурсного состояния
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_sozdaniya_resursnogo_sostoyaniya.docx | 27.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа № 2 города Тюмени
(МБОУ ОШ № 2 города Тюмени)
Тренинг профилактики эмоционального выгорания
«Эмоциональный шопинг».
Педагог-психолог Батищева Е.Я
город Тюмень 2022
Цель:
Профилактика эмоционального выгорания женщин, поиск и поддержка внутренних ресурсов.
Задачи:
проработка с помощью психологических техник, упражнений, снятия эмоционального напряжения.
- актуализация, исследование образа своего ресурсного состояния;
- овладение приемами релаксации и концентрации, способствующими повышению эмоционального тонуса, энергетического потенциала.
Оборудование:
- музыкальное сопровождение упражнений;
- фломастеры, карандаши;
- клеёнки;
- прозрачный скотч, листы А4;
- Здравствуйте уважаемые родители, наши прекрасные мамы! Сегодня у нас будет прекрасная возможность посвятить время себе, позаботиться о себе любимых, отдохнуть и получить знания о том, как помогать себе справляться с неприятными, негативными эмоциями, восстанавливать свои силы.
Упражнение «Приветствие»
Поприветствуйте друг друга используя только ваши глаза (подмигивания, моргания, выпучивания, улыбка взглядом, драматический взгляд); нос; губы (не касаясь друг друга на расстоянии – активно задействуя мимику); руки и плечи; ноги и спины (можно как касаться друг друга, так и действовать на расстоянии).
Упражнение «Визитка»
- «Напишите своё имя, в той форме в которой вам комфортно было бы чтобы к вам обращались на тренинге, нарисуйте ассоциацию к имени, напишите свой девиз.
Из коробки с киндер сюрпризами выберите фигурку, отражающую черты вашего характера.
С помощью фигурок от киндер-сюрпризов мамы представляют себя.
«Психологическая зарядка»
- Стоя, свести лопатки, улыбнуться и подмигивая левым, потом правым глазом повторить: "Очень я собой горжусь, я на многое гожусь".
- Положив на лоб левую ладонь, затем правую повторять: "Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача".
- Потирая ладонь о ладонь повторить: "Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче".
- Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: "Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего".
- Руки в стороны, кулаки сжать, делая вращения руками: "На пути у меня нет преграды, все получиться так, как надо".
- Руки на поясе, делая наклоны вправо - влево, повторить: "Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу".
- Руки на поясе наклоны вперед-назад, повторять: "Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен - и я прекрасна".
- Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: "Я бодра и энергична, и дела идут отлично".
- Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: "Вселенная мне улыбается, и все у меня получается".
Упражнение- разминка с воздушными шарами.
По сигналу ведущего участникам нужно разбиться сначала на пары и не отпуская руки друг друга удерживать максимально долгое время шар в воздухе, затем аналогичное задание нужно повторить в 3-5 и общем круге уже с 2-3 шариками, при этом все участники держатся за руки.
- Ваши чувства, мысли, ассоциации в процессе выполнения упражнения?
- С каким количеством человек вам было комфортнее выполнять упражнение? Веселее?
- Как вы думаете можно перенести смысл этого упражнения на тему нашей сегодняшней встречи – профилактика эмоционального выгорания? Какие параллели из этого упражнения можно провести с нашей жизнью?
Вводная часть
Сегодня мы будем пробовать на себе различные инструменты терапии творчеством.
Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.
Выражение себя через искусство является безболезненным способом выражения чувств. Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь безопасным методом снятия напряжения. Это естественный путь исцеления, когда негативные эмоции преобразуются в позитивные. Арт-терапевтические занятия придают сил, уверенности.
Арт-терапия не может отменить прошлые травмы или излечить глубокие эмоциональные потрясения, но арт-терапия может помочь мобилизовать и развивать внутренние ресурсы, уменьшить чувство эмоционального дискомфорта и таким образом открыть путь к эмоциональному росту и развитию.
В сказках часто есть такой сюжет: два героя попадают в комнаты с сокровищами, один набирает кучу драгоценностей, хватает всё, что видит, и в итоге ничего не может унести, теряет всё, а второй берёт немногое или что-то одно существенное и именно это помогает герою достичь цели. Получать желаемое, где надо, когда надо и сколько нужно в адекватных, реальных пропорциях.
Секрет психологического, эмоционального благополучия чувствовать свои потребности и уметь приспосабливать их к реальным жизненным условиям, т.е. быть психологически устойчивым.
Обеспечение психологического благополучия ребёнка важнейшее условие, его развития, но не менее важно позаботиться и о своём эмоциональном состоянии. Ведь не случайно в самолёте при инструктаже аварийных ситуаций сначала просят одеть маску на себя и только потом на ребёнка. Если мама испытывает недостаток физических, эмоциональных, душевных сил она вряд ли сможет помочь своему ребёнку.
Стрессоустойчивость – комплексная черта, способность, которая имеет много характеристик. Основу стрессоустойчивости, её фундамент составляет наличие, (степень сформированной у человека)
- само принятия или любви к самому себе.
- Оптимизм или общее позитивное отношение к жизни (этому можно противопоставить такую черту как наличие тревожности, постоянных страхов, эмоционального напряжения)
- Овладение стратегиями преодоления негативных эмоций (юмор, творчество, коммуникация)
- Умение расслабляться.
Стрессоустойчивость человека можно сравнить с деревом:
Корни – самопринятие – образ Я («самость», «Я-концепция»)
Ствол – оптимизм, жизнестойкость, адаптивность, способность противостоять трудностям, ориентир на лучшее, позитивное мышление
Ветви – стратегии преодоления негативных эмоций, как мы справляемся с трудностями
Листья – умение расслабляться и получать позитивную энергию от солнца для роста дерева.
Что необходимо каждому дереву для гармоничного роста и развития? Солнце, вода, питание, благоприятный климат, уход. (Слайды о стилях воспитания)
А солнце — это любовь близких, родных, друзей, но в первую очередь это материнская любовь.
Часто в своей практике я сталкиваюсь с тем, что и родителям не достаёт поддержки, уверенности в себе как родителе, в правильности своих решений. Многие мамы терзаются от чувства вины и страхов, и это конечно тоже накладывает отпечаток на их эмоциональное самочувствие и отношения с ребёнком.
Несмотря на то, что последнее время много говориться о важности развития эмоционального интеллекта, развития эмоциональной сферы, мы по-прежнему мыслим логическими категориями и и пытаемся подчинить свои чувства логическим категориям. Мы можем говорить ребёнку или взрослому, «почему ты грустишь, ведь у тебя всё хорошо, отрицая тем самым природу грусти. У чувств своё грамматика.
- Чувства нельзя измерить, описать какими-то известными единицами измерения. Возникающее чувство всегда стремиться побудить нас к какому-то действию в этом его посыл, даже негативные чувства тем и полезны, что заставляют нас двигаться вперёд, что-то менять, чувствовать дискомфорт.
- Чувства никогда не проходят бесследно, например, если мы подавляем в себе гнев он находит в себе выход в болезнях.
- Непроработанные конфликтные ситуации возвращаются к нам в отношениях с другими людьми.
- Чувства амбивалентны они требуют «и того и другого». Например, любовь и ненависть, облегчение и горе. По логике мы осуждаем и вытесняем социально неодобряемое чувство, но оно от этого не уходит.
- Чувства парадоксальны. Например, чувство вины живых перед умершими, здоровых перед больными и т.д
Техника «Рассерженные шарики»
Когда мы спокойны мы похожи на этот сдутый шарик. Но когда мы наполняемся разными эмоциями мы надуваемся, если эмоции положительные мы надуваемся постепенно, гармонично, но, если впечатлений, эмоций слишком много, и психика не готова к такого количеству или эмоции отрицательные шарик может надувать и надуваться, и если этот процесс не остановить – лопнуть, -заболеть, уйти в невроз.
Упражнение «Я в лучах солнца»
Сейчас я предлагаю вам выполнить два портрета. Первый – это вы и ваши только положительные качества, которые помогают вам по жизни и в воспитании ребёнка
(Рисуется круг – в круге потрет себя, лучики как у солнца – наши сильные качества, можно просто комплименты себе, каждый лучик подписывается самим участником).
Второй – вашего ребёнка, очень важно родителю видеть сильные стороны своего ребёнка знать о его ресурсах. Дети пока растут не имеют ещё чёткого мнения о себе, их Я-концепция только формируется, они живут интроектами – мнением о них значимого взрослого.
Для развития стрессоустойчивости очень хорошо подходят техники из телесно-ориентированной терапии и танцедвигательной терапии, а также различные стимулирующие упражнения повышающие энергетический потенциал.
Упражнение танцедвигательной терапии «Танцуем сидя»
Ведущий сидит в центре и показывает разные движения для всех частей тела, давая установку: -«смотрим по сторонам» (упражнение для головы); - «удивляемся» (упражнения для плеч); - «ловим комара» (хлопок под коленом); - пртаптываем землю» (притопы); - «танцуют глазки» (стреляют глазки), подмигивают, танцуют губки, танцуют щёчки, шлём «воздушный поцелуй».
Упражнение «Трансформер»
Ведущий даёт команды: построиться в колонну, шеренгу, диагональ, сделать большой, широкий круг, два круга, три круга, круг в круге, встать по парам, тройкам. Таким образом группа «трансформируется» принимая различные фигуры и положения. При этом можно усложнить задание перестроиться маршем, подскоками, прыжками или выполнять команды на определённый счёт.
Арт-терапевтическое упражнение «Мультирисование»
Ещё один способ освобождения через рисование заключается в том, чтобы, допустив спонтанное отображение убрать все ограничения и правила.
Использование данной методики позволяет раскрепостить положительные эмоции и обрести навыки спонтанного отображения фантазий.
В течении 2 мин, на большом листе газеты делается произвольный рисунок, таким образом с интервалом в 2 мин. сменяются 5-10 газетных листов.
Газетный лист должен быть покрыт краской минимум на 80%, а в отражении естественного потока движений. Во время рисования нужно получить удовольствие от самого процесса.
Свободные, спонтанные движения имеют гораздо большее значение чем внутренняя эстетика. Цель рисунка – не в красоте, а в непосредственном процессе.
Рефлексия по упражнению:
- Ваши чувства, мысли, ассоциации в процессе выполнения упражнения?
Мужская и женская мотивация сильно отличается. Мужчина делает что-то из чувства «долженствования», долга, весь секрет женской мотивации – она делает то, что хочет исходя из чувства любви.
Если вы делаете какие-то вещи руководствуясь принципом НАДО, то вы идёте по пути внутреннего сопротивления, вы делаете это с унынием. Если же вы делаете что-то с мыслью, что ВЫ САМИ ВЫБИРАЕТЕ ЭТО СДЕЛАТЬ, то вы не тратите энергию на сопротивление. Обратите внимание с каким состоянием вы делаете какие-то дела Я ХОЧУ ЭТО ДЕЛАТЬ, Я ВЫБИРАЮ ЭТО ДЕЛАТЬ. Тогда появляется ресурс, энергия состояние потока. Ключевой посыл для продуктивного дня – это настроение с которым вы проснулись «Господи, спасибо тебе за этот день!» Поливайте радостью каждый свой день. Очень важна первая мысль, которая пришла к вам при пробуждении, пусть эта мысль будет жизнеутверждающей, позитивной.
ЗАДАНИЕ
Напишите, как можно больше пунктов за что вы благодарны жизни. Когда мы перестаём замечать и ценить те ресурсы, возможности которыми мы обладаем это тоже крадёт у нас радость.
Все женщины внутри немного Плюшкины чтобы сохранить позитивное настроение нужно научиться отбрасывать всё ненужное.
Критика, зависть, осуждение — это также те вещи которые крадут нашу радость, лишают нас возможности видеть свои ресурсы.
Одна из эффективных техник по поддержанию ресурсного состояния – ведение личного дневника радости.
Упражнение Изображение дыхания.
Стресс, эмоциональное напряжение, сильные отрицательные эмоции негативно влияют на процесс дыхания, это может приводить к временным или функциональным его нарушениям (учащённое, прерывистое, неравномерное, поверхностное и т.д.) Такие нарушения дыхания могут способствовать усилению эмоциональных проявлений т стресса в виде повышенной тревожности и страха. Обращая внимание на дыхание и делая его более глубоким и равномерным, можно повысить его качество, тем самым научиться снимать эмоциональные проявления травматического стресса. Это помогает нейтрализовать неприятные мысли и воспоминания. Использование простых изобразительных приёмов в сочетании с равномерным и глубоким дыханием позволяет ещё больше повысить контроль над физическим и эмоциональным состоянием.
Оборудование:
Листы для рисования А3 и А4, (по 4-5 на каждого вида на одного человека) масляная пастель чёрного цвета.
Подготовка:
Необходимо удобно сесть на стуле, чтобы спина была прямая и обе стопы равномерно прилегали к полу. Обратите внимание на своё дыхание: какое оно, равномерное или прерывистое, поверхностное или глубокое; каков его ритм: частый, редкий, средний. Почувствуйте движения грудной клетки, связанные со вдохом и выдохом.
Основная часть:
- Начните рисовать чёрной масляной пастелью разные линии на листе А3. Линии могут быть короткие или длинные, тонкие или толстые, прямые или извилистые. Попробуйте разную степень нажима. Можете ставить пунктирные линии и точки.
- Сфокусируйтесь на своём дыхании (упражнение выполняется в полной тишине и без музыки). При каждом вдохе и выдохе представляйте их мысленно в виде линий и затем начните изображать эти линии на листе А4. Можете использовать разные виды линий, которые вы исследовали на предыдущем этапе. Продолжайте это делать в течении 5 минут. Если вы чувствуете себя достаточно комфортно можете закрыть глаза и продолжить рисовать с закрытыми глазами.
- Измените характер дыхания, постарайтесь сделать его более редким и глубоким. Используйте в процессе дыхания живот, почувствуйте движения брюшной стенки по мере углубления дыхания. Продолжая дышать более глубоко, можете мысленно произносить: «Я вдыхаю покой. Я выдыхаю напряжение», «Покой приходит, напряжение уходит».
- Возьмите другой лист бумаги А 4 и в течении 5 минут сопровождайте глубокое дыхание изображением линий, соответствующих его изменившемуся характеру. Если вы чувствуете себя достаточно комфортно, можете закрыть глаза и рисовать с закрытыми глазами.
Описание и самоанализ:
- Опишите особенности линий, которые вы нарисовали
- Опишите различия и сходства, которые вы обнаружили, сравнивая линии на двух листах. Обратите внимание не только на особенности линий, но и на то, как они располагаются на листе бумаги.
- Обозначьте, как линии могут отражать разный уровень внутреннего напряжения.
- Удалось ли вам произвольно изменить характер дыхания и повлиять на своё состояние?
В дальнейшем вы можете пользоваться данным упражнением, произвольно меняя характер дыхания и влияя на своё внутреннее состояние, снижая уровень своего внутреннего напряжения. Постепенно вы сможете усовершенствовать навык контроля над дыханием и рисовать линии мысленно, представляя рисунок своего «идеального» спокойного, глубокого, ровного дыхания помогая тем самым стабилизировать своё эмоциональное состояние.
Упражнение "Химчистка". (дополнительное упражнение, или на замену, или если остаётся время, можно использовать в качестве завершающего).
Участники стоят в 2 шеренги лицом друг к другу на расстоянии примерно в 1 шаг. Они - чистящая машина. Один их игроков - предмет одежды (он может озвучить, "чем он является"). Медленно с закрытыми глазами игрок идёт между шеренгами. Начало шеренги чистит верхнюю часть (голову, плечи), средняя - туловище, конец - ноги. Движения чистящей машинки могут быть разные: лёгкие прикосновения, быстрые скользящие, главное - приятные без хлопков, ударов и резких движений. Участник, прошедший чистку встаёт в начало шеренги, остальные участники сдвигаются, последний становится "одеждой". Так по очереди все проходят "чистку". Эффект после такой чистки потрясающий) Очень хорошо снимается напряжение.
Рефлексия в конце тренинга.
Чаепитие.