Психологические особенности детей 5-6 лет.
Консультация психолога о формировании базовых черт личности ребенка 5-6 лет. Что важно знать родителям?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozrast_5-6_let.docx | 18.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологические особенности детей 5-6 лет
Возраст 5-6 лет является базовым - 90% всех черт личности ребенка закладывается в этом возрасте, происходит становление «Я» позиции. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте легко запоминает столько информации, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. Ребенку интересно все, что связано с окружающим миром. Лучшим источником научной информации является чтение детской энциклопедии, в которой доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире: о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом. Этот период является оптимальным для развития восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.
В этом возрасте ребенок:
- Активно познаёт окружающий мир. Он задает множество вопросов и сам формулирует ответы или создает версии.
- Желает показать себя миру. Часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда негативное внимание для ребенка важнее никакого, поэтому он может привлекать внимание «плохими» поступками.
- С трудом соизмеряет собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому проверяет прочность выставленных другими взрослыми границ.
- Осваивает правила взаимодействия со сверстниками. Активно участвует в играх по правилам, в которых контролируют сначала друг друга, а потом - самого себя.
- Стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно.
- Начинает осознавать половые различия и задавать много «неудобных» для родителей вопросов.
- Появляются вопросы, связанные со смертью. Могут усиливаться страхи, особенно ночные и проявляющиеся в период засыпания.
Родителям важно:
- С уважением относиться к фантазиям ребенка, не заземляя его магического мышления.
- Различать «вранье», защитное фантазирование и просто игру воображения.
- Поддерживать в ребенке стремление к позитивному самовыражению, позволяя развиваться его талантам и способностям, но не акцентируя и не эксплуатируя их.
- Быть внимательными к желаниям ребенка, и уметь ставить границу там, где его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей.
- Обеспечивать ребенку возможность общения со сверстниками, помогать только в случае эмоциональных затруднений, обсуждать трудную ситуацию и вместе рассматривать варианты выхода из нее.
- Обеспечивать общение с близкими, организовывая отдых всей семьей, вместе с ребенком обсуждая совместные планы.
- Постепенно снижать контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их. Важно радоваться самостоятельным успехам ребенка, и поддерживать его в случае проблем, совместно разбирая причины неудачи.
- Помнить, что в этом возрасте (да и всегда) ваш ребенок охотнее будет откликаться на просьбу о помощи, чем на обязанность. Осознавать, что, обращаясь к нему как к помощнику, вы больше развиваете в нем «взрослую» позицию. Делая его подчиненным и обязанным выполнять ваши требования, вы развиваете его инфантильность (незрелость).
- Обязательно отвечать максимально просто на «неудобные» вопросы.
- На вопросы о смерти отвечать по возможности честно в соответствии с вашими, в том числе и религиозными, представлениями. Помнить, что отсутствие, информации по этой теме порождает у ребенка фантазии, которые могут быть тревожнее и страшнее, чем реальность.
- Помогать ребенку (вне зависимости от пола) справляться со страхами, не осуждая его. Внимательно выслушивать страхи ребенка, с пониманием относиться к его беспокойству и тревоге. В случае навязчивых страхов обращаться за помощью к психологу.