памятка для родителей сенсорное развитие детей с РДА

Батищева Елена Ярославовна

сенсорное развитие и его особенности у детей с РДА

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сенсорная система – это совокупность периферических и центральных структур нервной системы, ответственных за восприятие сигналов различных модальностей из окружающей или внутренней среды. Существует несколько классификаций сенсорных систем. Как правило, все они выделяют:

 – зрительную,

 – слуховую,

 – обонятельную,

– вкусовую,

– тактильную,

– проприоцептивную,

– вестибулярную сенсорные системы.

При пониженной чувствительности к сенсорным стимулам ребенок реагирует не таким, как большинство людей, способом на частоту и интенсивность сенсорного воздействия; его реакции, как правило, притуплены.

Дети с повышенной чувствительностью к сенсорным стимулам нередко дают сильную, часто негативную реакцию в ответ на сенсорные раздражители. У этих детей низкий сенсорный порог, что приводит к быстрой активации и возбуждению нервной системы.

Дети, имеющие сенсорные дисфункции, нуждаются в специальных занятиях, цель которых заключается в том, чтобы:

– дать возможность ребенку получить необходимые ему ощущения;

 – понизить или повысить чувствительность к сенсорным раздражителям;

 – обеспечить возможность расслабиться и предотвратить сенсорные перегрузки. В зависимости от особенностей сенсорного профиля ребенка следует использовать различные формы активности, обеспечивающие воздействие на ту или иную сенсорную сферу.

Виды активности, материалы и приспособления, воздействующие на тактильную систему: 

– Пересыпание мелких предметов, игры с крупой.

– Пластилин, массы для лепки.

– Пальчиковые краски.

– Сжимание рук (взрослый регулярно с силой сжимает руки ребенка).

– Глубокий массаж.

– Сквишбоксы (Squish Box)

 – мягкие антисресс-игрушки для сжимания. – Утяжелители.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа № 2 города Тюмени

(МБОУ ОШ № 2 города Тюмени)

Развитие сенсорной сферы у детей младшего школьного возраста.

Педагог-психолог Батищева Елена Ярославовна

Виды активности, воздействующие на слуховую систему:

 – Звуковое лото.

 – Движения под музыку.

 – Пение.

– Занятия с музыкальными инструментами. – Аудиокниги.

– Использование наушников.

– Использование плееров с любимой музыкой.

Виды активности, воздействующие на зрительную систему: 

– Визуальное расписание.

– Конструкторы Marble.

– Мигающие игрушки – Калейдоскоп.

 – Игры с лабиринтами.

– Лава–лампа.

 – Сенсорные бутылки.

 – Игры, в которых нужно бросать предметы, попадая в цель.

 – Специальное место для сенсорной разгрузки (релаксации).

 – Антибликовые приспособления.

Виды активности, воздействующие на проприоцептивную систему: 

– Крепкие объятия.

 – Массаж.

– Батут.

– Различные упражнения, требующие физических усилий.

– Отжимание от стены.

 – Игры с тестом.

Виды активности, воздействующие на вестибулярную систему:

– Качели.

– Велосипед.

 – Батут.

– Карусель.

– Висеть вниз головой.

Виды активности, воздействующие на систему обоняния: 

– Занятия с ароматизированным тестом.

 – Рисование ароматизированными пальчиковыми красками, ароматизированными фломастерами.

 – Использование ароматизированных сенсорных игрушек.

Виды активности, воздействующие на вкусовую и орально-моторную сферы: – Выдувать мыльные пузыри.

– Дуть в свистки, дудочки и пр.

– Хрустящая и вязкая еда.

 – Жевательная резинка.

– Игрушки для жевания.

– Пить из трубочки густые напитки.

– Пить из бутылок с питьевым клапаном (обычно используются спортсменами: для получения воды требуется слегка надавить зубами на клапан).

– Съедобные бусы («бусины» - сухофрукты, твердое печенье и пр.).

– Игры «угадай вкус».

Использованная литература:

  1. Сенсорные особенности детей с расстройствами аутистического спектра. Стратегии помощи. Методическое пособие / Манелис Н.Г., Никитина Ю.В., Феррои Л.М., Комарова О.П. / Под общ. ред. А.В. Хаустова, Н.Г. Манелис. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2018. 70 с.