Материалы к областному конкурсу Учитель года 2022
Видеовизитка
Характеристика педагога-психолога
Коррекционно-развивающая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Коррекционно-развивающая программа | 1.9 МБ |
Характеристика педагога-психолога | 51.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Областной конкурс Учитель года 2022
номинация «Педагог-психолог»
ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Каминской Юлии Анатольевны
_____________________________________________
Муниципальное бюджетное учреждение
«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Аксайского района»
г. Аксай
2022 г.
Общие сведения
Фамилия, имя, отчество | Каминская Юлия Анатольевна | |
Должность | Педагог-психолог | |
Место работы | Муниципальное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Аксайского района» | |
Профессиональное образование | ||
ВУЗ, год окончания | - Южно-Российский гуманитарный институт «Психолог», 2009г - Южный федеральный университет «Магистр психологии», 2020г | |
Специальность | «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами развития» | |
Квалификационная категория | Первая | |
Общий трудовой стаж | 6 лет | |
Педагогический стаж | 6 лет | |
Стаж работы в данной должности | 5 лет | |
Стаж работы в данном учреждении | 2 года 7 месяцев |
Я, Каминская Юлия Анатольевна, 30.01.1983 г.р. начала свою профессиональную деятельность в должности учителя математики в 2003 году в МБОУ Большелогская СОШ Аксайского района. Проработала я в этой должности чуть больше года и поступила в институт на психолога, так как поняла, что работа учителем не мой путь. Я выбрала для себя миссию, помогать людям справляться с сложностями, которые встают у них на жизненном пути. Но в период обучения я вышла замуж, стала мамой, и увлеклась воспитанием дочери. Потом сын, и как часто бывает, вместе с ребенком я пошла работать в детский сад педагогом-психологом. Вот тут и начался мой профессиональный путь.
Работая в МБДОУ №11 «Красная шапочка» города Аксая, я столкнулась с тем, что мои теоретические и практические знания необходимо обновить. И я пошла учиться в магистратуру ЮФУ по специализации «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами развития», так как в детском саду стали появляться дети с проблемами в развитии, а что с ними делать, я не совсем понимала.
С августа 2019 года я работаю педагогом-психологом в МБОУ ППМСЦ АР. С января 2020 года являюсь руководителем ПМПК АР. В 2021 году присвоена первая квалификационная категория по должности педагог-психолог.
Мое профессиональное кредо: «Движение – успешность обучения». С 2018 года я углубилась в нейропсихологию, знакомлюсь с методами сенсомоторной и двигательной коррекции и активно применяю их в практике. Прохожу обучение на курсах повышения квалификации. Наиболее значимыми для меня за период 2018-2022 г. г. стали:
- 2018г. АНО ДПО «ВГАППССС» «Нейропсихология детского возраста» (144 часа);
- 2018г. ЮФУ Академия психологии и педагогики «Психолого-педагогическое обеспечение предшкольной подготовки дошкольников» (72 часа);
- 2020г. АНО ДПО «Институт повышения квалификации и переподготовки «Дефектология Проф» - «Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции нарушений речевого развития у детей» (72 часа);
- 2018-2020гг. Частное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт групповой и семейной психологии и психотерапии» - «Системная семейная терапия» (334 часа);
- 2018-2020гг. ЮФУ, Академия педагогики и психологии по специальности «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами развития» (2 года 3 месяца);
- 2021г. «ЦППМСП» г. Пермь по программе «По следам песочных картин: песочная терапия в работе с детьми, взрослыми и семьями» (180 часов).
В настоящий момент прохожу программу профессиональной переподготовки в «Московском институте психоанализа» по программе "Клиническая психология" и программу профессиональной переподготовки в Московском институте коррекционной педагогике "Дефектология Проф" по программе "Специальное (дефектологическое) образование" по профилю "Олигофренопедагог"
Профессиональная деятельность педагога-психолога
МБУ ППМСЦ АР
Третий год я работаю в МБУ ППМСЦ АР. Основная цель деятельности Центра – это оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Основная цель моей профессиональной деятельности – оказание комплексной психологической помощи по своевременному выявлению, сопровождению, интеграции в общество детей с различными проблемами в развитии, обучении, поведении.
Реализация цели осуществляется посредствам решения основных задач деятельности:
- оказывать психолого-педагогическую помощь детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;
- оказывать консультативную помощь родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения, развития и коррекции нарушений развития детей;
- совершенствовать и развивать эффективные методы, формы, технологии оказания психолого-педагогической помощи детям:
- организация работы по раннему выявлению и помощи детям с ограниченными возможностями здоровья;
- оказание психолого-педагогической помощи детям с отклоняющимся поведением с учётом инновационных идей и современных требований;
- повышать эффективность и качество профессиональной деятельности через участие в работе методических объединений, творческих групп, освоение программ повышения квалификации, самообразование;
- участвовать в методической поддержке специалистов образовательных организаций района, территориально закрепленных за Учреждением.
Моя профессиональная деятельность в качестве педагога-психолога МБУ ППМСЦ АР имеет определенную специфику. Она заключается в том, что планирование деятельности осуществляется в соответствии с муниципальным заданием, приоритетные направления определяются в русле целей и задач Центра. План работы корректируется в зависимости от заявок и запросов, поступающих от родителей и образовательных организаций Аксайского района в течении всего учебного года. Таким образом, в основе планирования и организации профессиональной деятельности лежит проблемно-целевой подход.
Приоритетными направлениями в моей профессиональной деятельности являются:
- диагностическая деятельность;
- психологическое консультирование;
- коррекционно-развивающая деятельность;
- психологическое просвещение и профилактика;
- методическое направление,
-образовательная деятельность,
- экспертная деятельность.
Это объясняется востребованностью данных видов деятельности со стороны участников образовательного процесса, спецификой осуществляемой работы, целями Центра, требованиями профстандарта педагога-психолога.
Диагностическая деятельность включает в себя проведение психодиагностических обследований детей раннего, дошкольного, школьного и юношеского возраста. В большинстве случаев в ходе индивидуальной диагностики исследуются особенности развития познавательной, эмоционально-волевой, коммуникативной и личностной сфер ребенка. Для проведения психологического обследования использую стандартизированные методики в зависимости от возрастной категории и уровня актуального развития, позволяющие сделать прогноз дальнейшего развития ребенка, а также наметить пути коррекции недостатков и особенностей развития.
С целью оптимизации деятельности ежегодно провожу систематизацию и обновление диагностического инструментария по возрастным периодам и актуальным проблемам. Разрабатываю бланки диагностических обследований детей по нозологиям и возрастам. По результатам каждого индивидуального диагностического обследования предоставляю родителям полную информацию об особенностях актуального развития ребенка, предлагаю практические рекомендации, тематические консультации, памятки, при необходимости, родителям рекомендую варианты коррекционно-развивающей помощи.
Психологическое консультирование включает консультирование родителей (лиц их замещающих), специалистов образовательных организаций района по вопросам развития, воспитания, обучения детей, поиску возможных путей коррекции и профилактики.
Ежегодное ранжирование обращений позволило мне выделить наиболее актуальные проблемы, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса:
1. Трудности усвоения общеобразовательной программы.
2. Трудности усвоения социальных норм, правил поведения.
3. Проблемы в детско-родительских отношениях.
4. Трудности в социальной адаптации.
Востребованной формой работы по оказанию консультативной помощи на сегодняшний день является пролонгированное консультирование. Данный вид консультативной помощи позволяет мне оказывать помощь семьям, проживающим в Аксайском районе, помогает отследить степень и характер выполнения рекомендаций, дают возможность фиксировать динамику изменений. Родители отмечают высокую эффективность данных консультативных сессий, т.к. они ощущают психологическую поддержку в проблемной кризисной ситуации, начинают верить в собственные силы, выстраивают эффективную линию взаимодействия с ребенком.
В семейном консультировании, наряду с традиционным диагностическим инструментарием, использую:
- Семейную системную психотерапию для работы с подростками «группы риска» по социальной дезадаптации. Данная технология позволяет членам семьи самим выделять проблемные зоны и активизировать значимые ресурсы семьи как функциональной системы.
- Социограмма «Моя семья» (В.В. Ткачёвой). В данном варианте методика включает изучение трех этапов жизни семьи: до рождения ребенка с ОВЗ, сразу после его рождения и в настоящий момент. Такой подход позволяет определить характер динамики в развитии конкретной семьи.
Для родителей систематически провожу индивидуальные информационно-тематические консультации, на которых родитель активно задаёт вопросы о причинах проблем в поведении и развитии ребёнка, о методах оказания помощи в случае возникновения проблем в школе и т.п.
Образовательная деятельность мною осуществляется по средствам реализации дополнительной образовательной программы Куражевой Н.Ю., Вараевой Н.В., Тузаевой А.С., Козловой И.А. «Цветик-семицветик» для детей дошкольного возраста. Целью программы является создание условий для естественного психологического развития ребенка.
Коррекционно-развивающая деятельность проводится с разными категориями детей в индивидуальной и групповой форме. Сведения об особенностях контингента, посещающих занятия, представлены в приложении таблица 1.
Реализуемые коррекционно-развивающие программы утверждены педагогическими советами МБУ ППМСЦ АР в период 2019-2022 уч. г. г.:
- коррекционно-развивающая программа нейропсихологического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи при подготовке к школе, целью которой является коррекция и развитие высших психических функций у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи посредством организованного нейропсихологического сопровождения;
- коррекционно-развивающая программа «Развитие произвольной регуляции деятельности» для детей дошкольного возраста 6-7 лет. Развивающей целью данной программы является развитие произвольной регуляции психической активности детей дошкольного возраста 6-7 лет. Методической целью данной программы является определение специальных образовательных условий, на основе выявленных форм, методов и приемов для организации работы с такими детьми;
- коррекционно-развивающая программа «В гостях у сказки» для детей дошкольного возраста 4-6 лет, направленная на коррекцию и развитие познавательной сферы личности ребёнка посредством организованного психолого-педагогического сопровождения;
- коррекционно-развивающая программа психолого-педагогической помощи по коррекции нарушений психомоторной сферы для детей с ОВЗ и инвалидностью. Занятия по программе проводятся в индивидуальной форме;
- коррекционно-развивающая программа «Нейропсихологическая коррекция ВПФ» для детей младшего дошкольного возраста с легкой УО, направленная на коррекцию и оптимизацию функционального статуса глубинных образований мозга и межполушарной организации процессов развития детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью. Занятия по программе проводятся в групповой форме для младших школьников с ОВЗ;
- коррекционно-развивающая программа "Нейропсихологическая коррекция младших школьников с ЗПР», ориентирована на коррекцию и абилитацию 1-го функционального блока мозга.
Индивидуальные занятия по стабилизации эмоционально-волевой сферы провожу с использованием методов арт-терапии, песочной терапии, оборудования комнаты психологической разгрузки, с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Развитие познавательной сферы осуществляется посредством развития базовых познавательных процессов: умения наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности.
Важным, по моему мнению, условием эффективности реализации каждой коррекционно-развивающей программы, является оказание комплексной помощи родителям, которые нуждаются в психологической поддержке, консультативной помощи по вопросам развития и воспитания «особого» ребенка. Анализ эффективности рабочих программ представлен в приложении (таблица 2,3).
Психологическое просвещение проводится с разными категориями участников образовательного процесса: детьми, родителями (законными представителями), специалистами образовательных учреждений района.
Психологическое просвещение педагогов проводится преимущественно в групповой форме. По отзывам наиболее эффективными являются интерактивные формы работы: семинары-практикумы, мастер-классы, дискуссии, круглые столы, тренинговые занятия.
Психологическое просвещение родителей осуществляется через индивидуальные тематические консультации, стендовые материалы, памятки.
Профилактическая работа:
- «Как выйти из конфликтной ситуации» тренинг для подростков на базе МБУ ЦТДМ в рамках фестиваля «Психометрия», 2019г.
Методическая деятельность включает в себя разработку программно-методического обеспечения профессиональной деятельности: разработка методических, дидактических, информационных материалов; работа над темой по самообразованию; активное участие в работе творческих групп; освоение программ повышения квалификации; участие в работе районного методического объединения специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение детей (обучающихся); обновление информации для детей, родителей педагогов на официальном сайте учреждения; обновление стендовой информации.
Экспертная деятельность мною осуществляется при участии в работе психолого-медико-педагогической комиссии Аксайского района: психологическое обследование детей в рамках комиссионных сессий, предварительная углубленная диагностика актуального развития ребенка по запросу комиссии, родителей.
Обобщение опыта профессиональной деятельности мною осуществляется через самоанализ и представление методических разработок на семинарах, круглых столах, районных методических объединениях. За последние два года принимала активное участие в мероприятиях:
- семинар — совещание председателей ППк ОО Аксайского района «Актуальные вопросы деятельности психолого-педагогического консилиума образовательной организации в современных условиях» выступление «Взаимодействие ПМПК и ППк»;
- РМО педагогов-психологов Аксайского района выступление «Характеристика-представление педагога-психолога на обучающегося»;
- РМО социальных педагогов Аксайского района выступление «Характеристика-представление социального педагога на обучающегося».
Членство в общественных организациях - Аксайская городская общественная организация семей, воспитывающих детей- инвалидов «Доброе сердце», 2021 год
Участие в профессиональных конкурсах:
- Районный конкурс психолого-педагогических программ, 2021г., III место;
- Региональный конкурс методических материалов для работы с детьми с ОВЗ номинация «Программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», 2021г., II место
- Муниципальный конкурс «Учитель года – 2022» в номинации «Педагог-психолог», 2022г., I место.
Публикации:
- Каминская Ю.А., Уманцева К.И., Нужненкова И.Ф., Борзенкова Ю.Д. Использование нетрадиционных методов рисования с детьми с ТНР старшего дошкольного возраста // Инклюзивное образование: проблемы и перспективы. Материалы Всероссийского образовательного форума с международным участием, г. Ростов-на-Дону, 2019г.
- Каминская Ю.А. Нейропсихологическая готовность к школьному обучению // Сборник XLVIII научной конференции преподавателей, аспирантов и студентов академии психологии и педагогики ЮФУ, г. Ростов-на-Дону – Таганрог, 2020г.
- Каминская Ю.А. Ментальное здоровье // Газета «Победа», г. Аксай, 2021г.
Профессиональная деятельность в МБУ ППМСЦ АР отмечена:
- Почетная грамота начальника УО ААР, 2021г.
- Благодарность Аксайской городской общественной организации семей, воспитывающих детей-инвалидов «Доброе сердце», 2021г.
- Грамота начальника УО ААР, 2021г.
- Благодарственное письмо МБУ ДО ЦТДМ АР, 2019г.
- Грамота зав. МБДОУ №11, 2018г.
- Грамота начальника УО ААР, 2017г.
Подводя итог, можно констатировать, что за период работы в МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Аксайского района» в должности педагог-психолог, мною проделан большой путь становления и развития себя в профессии. В дальнейшем планирую продолжить работу по совершенствованию и развитию эффективных методов, форм, технологий оказания психолого-педагогической помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Приложение
Таблица 1
Сведения об обучающихся у педагога-психолога Каминской Ю.А.
МБУ ППМСЦ АР за период 2019-2021г.г.
Учебный год | 2019-2020 | 2020-2021 | |
Общее количество детей | МБУ ППМСЦ АР | МБУ ППМСЦ АР | |
208 | 48 | ||
Категория детей | |||
Дети с ОВЗ | 12 | 15 | |
Из них: - с тяжелыми нарушениями речи | 6 | 8 | |
- с задержкой психического развития | 5 | 6 | |
- с нарушением опорно-двигательного аппарата | 0 | 1 | |
- с расстройством аутистического спектра | 1 | 0 | |
Дети-инвалиды | 3 | 8 | |
Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы | 31 | 6 | |
Дети с отклонениями в поведении | 6 | 4 | |
Дети, испытывающие сложности в усвоении образовательной программы | 148 | 23 | |
По запросу суда и органов опеки | 7 | 0 | |
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей | 4 | 0 |
Таблица 2
Анализ эффективности рабочих программ
педагога-психолога Каминской Ю.А.
за 2019-2020 уч. год.
Программа | Количество человек | Количество групп/ программ | Количество занятий | выбыли | отчислены | выпущены | Дублирование |
1.«Нейропсихологическая коррекция» | 4 | 1 | 28 | - | - | 4 | - |
2.Индивидуальные программы психолого-педагогической помощи | 5 | - | 143 | - | - | 5 | - |
3. «Развитие познавательных способностей младших школьников» (для учащихся 1-х классов) | 14 | 1 | 30 | - | 3 | 11 | - |
4. «Цветик-семицветик» для детей 4-5 лет | 13 | 1 | 30 | - | 1 | 12 | - |
5. «Цветик-семицветик» для детей 5-6 лет | 12 | 1 | 30 | - | 1 | 11 | - |
6. «Песочная игротерапия» | 9 | 1 | 20 | - | 2 | 7 | - |
7. Программа психолого-педагогической помощи (подгрупповая работа) | 3 | 1 | 30 | - | - | 3 | - |
Итого: | 65 | 7 | 341 | 0 | 7 | 58 | 0 |
Таблица 3
Анализ эффективности рабочих программ
педагога-психолога Каминской Ю.А.
за 2020-2021 уч. год.
Программа | Количество человек | Количество групп/ программ | Количество занятий | выбыли | отчислены | выпущены | Дублирование |
1.«Нейропсихологическая коррекция» | 8 | 1 | 25 | - | 1 | 7 | - |
2.Индивидуальные программы психолого-педагогической помощи | 5 | - | 65 | - | - | 5 | - |
3. «В гостях у сказки» для детей 4-5 лет | 5 | 1 | 25 | - | 1 | 4 | - |
4. «В гостях у сказки» для детей 5-6 лет | 6 | 1 | 25 | - | - | 6 | - |
5. «Развитие произвольной регуляции деятельности» для детей 6-7 лет | 7 | 1 | 25 | - | 2 | 5 | - |
Итого: | 31 | 4 | 165 | 0 | 4 | 27 | 0 |
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия: за два года было реализовано 10 индивидуальных программ психолого-педагогической помощи для детей дошкольного возраста. Данные программы были разработаны и реализованы по результатам запросов родителей и выявленных проблем детей на консультативном приеме на базе Центра. По итогам реализации индивидуальных программ у детей отмечается стабилизация эмоционального фона настроения, повышение навыков саморегуляции, а также развитие познавательных процессов.
Общими показателями продуктивности реализации программы за отчетный период следует считать:
- Развитие познавательной сферы у детей.
- Повышение учебной мотивации.
- Развитие навыка самоконтроля.
- Повышение самооценки, уверенности в себе и в собственных силах.
Факторы, способствующие повышению результативности реализации программы: выявление уровня актуального уровня развития обучающихся в группе и учет индивидуальных психологических особенностей при тематическом планировании, создание условий психологически комфортной безопасной развивающей среды, систематическое проведение занятий в соответствии с тематическим планированием и хорошая посещаемость детьми.
Вывод: анализ данных мониторинга позволяет констатировать выполнение в полном объеме целей и задач программы, положительную динамику. Таким образом, высокие результаты свидетельствует об эффективности и востребованности данной формы работы с детьми.
Достижению поставленных целей в период пандемии способствовало своевременное внесение корректировки в планирование деятельности по всем направлениям, путем введения новых онлайн форм ведения коррекционно-развивающей, профилактической, просветительской, консультативной работы.