развитие слухового восприятия у детей овз

Батищева Елена Ярославовна

развитие слухового восприятия у детей овз

Скачать:


Предварительный просмотр:

У детей с нарушениями речи, РАС и задержками психического развития часто наблюдается одна общая черта - у них слабое слуховое внимание. Далеко не в последнюю очередь из-за этого в раннем возрасте наблюдаются проблемы с пониманием обращённой речи. А чуть позже на занятиях становится понятно, что ребёнок ещё и очень быстро устаёт слушать объяснения, систематически витает в облаках и часто плохо запоминает то, что преподносится без визуальной опоры.

Так как у Лёвы была сенсомоторная алалия, все "прелести" отвратительного слухового внимания мы испытали на себе. Наращивать его у такого ребёнка очень сложно. Если с говорящим, понимающим ребёнком можно провести кучу игр с ошибками в стихах, словах и т.д., то с неговорящим и непонимающим приходится заново изобретать велосипед и фантазировать как на нём подъехать к ребёнку.

Тем не менее, задача это хоть и сложная, но возможная. Ниже вы увидите нашу коллекцию занятий на развитие слухового (и даже немножко фонематического) восприятия и внимания, даже если с пониманием пока всё не очень. Да и малышам, которые понимают речь, такие игры тоже будут полезны, чтобы учиться следовать маленьким правилам и работать с информацией на слух.

"Что играло?"

Показываете игрушечные инструменты: металлофон, бубен, барабан, колокольчик, маракасы и т. д. - в общем, то, что есть дома или возможно недорого купить. Играете на этих инструментах, даёте ребёнку с ними повзаимодействовать, изучить.

Затем включаете запись с игрой инструмента на телефоне и спрашиваете коротким вопросом: "Что играло?"

Конечно высока вероятность того, что поначалу ребёнок вас не поймёт. В таком случае проиграйте запись ещё раз. Потом намеренно возьмите неправильный инструмент: допустим, у вас играли маракасы, а вы постучите по барабану. Потом показываете на барабан, на телефон и наигранно, с ударением говорите "Не-е-е-ет. Не барабан". Затем берёте уже правильный инструмент, играете и показывая на телефон и маракасы радостно говорите: "Да-а-а! Маракасы!"

Даже если объяснение и не сработает с первого раза, постепенно ребёнок всё равно поймёт, что от него требуется.

"Кто говорит?"

Нужно выложить перед ребёнком карточки с известными ему животными. Можно выставить фигурки, если есть в наличии.

Включаете запись того, как говорит какое-либо животное. Например, корова: "Му-у-у". Ребёнок должен показать вам карточку того животного, кто "говорил" на записи.

"Музыкальный стул"

Модификация старой конкурсной игры. Смысл простой: пока звучит музыка, ребёнок бегает. Как только музыка перестала играть, он должен сесть на стул.

Будет легче объяснить (и кстати, веселее), если вам поможет второй взрослый - на своём примере покажет малышу, что надо делать или даже первое время будет руководить процессом - бежать с ним садиться или вставать бегать/танцевать.

Если такого взрослого в помощь нет, придется поначалу побегать с пультом или быстренько ставить паузы самостоятельно.

"Аплодисменты"

Вы играете на разных музыкальных инструментах. Малыш слушает. Как только будет звучать, например, колокольчик, ему надо хлопать в ладоши.

Легче подать эту игру, если вы сами предварительно сделаете запись игры на разных инструментах и просто включите её. Звучит колокольчик - хлопаете, показывая ребёнку, что ему тоже надо похлопать. Если всё равно никак, поначалу берёте ладоши малыша в руки и хлопаете ими сами. Постепенно ребёнок сообразит, что вы от него хотите.

"Кодовое слово"

Примерно то же, что и предыдущая игра, только здесь вы называет ребёнку набор слов, а он должен "поймать ладошками" кодовое слово.

фото из открытых источников

фото из открытых источников

Можно, например, поставить на видное место карточку (или фигурку) кошки и чётко, медленно сказать: "Мы ловим кош-ку" и хлопнуть в ладоши. Дальше показываете пример задания. Говорите: "Стул, окно, кошка (хлопок), конфета, дерево, стакан, кошка (хлопок)" и так далее.

Первое время, возможно, также придётся отхлопывать за ребёнка при звучании кодового слова, пока он не поймёт принцип.

Не важно, что произносится куча слов, которые малыш может не знать. Цель игры: заставить вслушиваться в то, что вы говорите, ища кодовое слово.

"Прятки"

Весело и просто, но соблюдайте правила безопасности - комнату нужно закрыть. Также, в ней по возможности должно быть поменьше предметов, о которые можно сильно удариться/пораниться.

Сначала показываете принцип игры. Надо завязать себе глаза и вручить ребенку колокольчик. Ориентируясь на звук колокольчика, вы с завязанными глазами ловите ребёнка. Несколько раз так показываете, потом уже предлагаете поменяться ролями - завязываете глаза малышу и, гремя колокольчиком, сами от него убегаете.

"Где звук?"

Это простая игра на поиск источника звука. Вам нужно спрятать телефон с заведённым таймером в комнате, завести в неё ребёнка и когда телефон зазвонит, предложить его поискать.

Можно также купить несколько дешёвых будильников, завести их с небольшим интервалом между друг другом и попрятать в разных местах дома. Получится этакий мини-квест: ребёнок нашёл один будильник - тут же звенит другой в следующем тайнике.

"Флаги"

Покажите ребёнку пример: берёте два флажка, громко говорите, например, "А-а-а" - поднимаете две руки с флажками. Потом тихо говорите: "А-а-а" и поднимаете только одну руку с флажком. Затем отдаёте флажки ребёнку, чтобы он поработал по такому же принципу.

Если видно, что малыш не понял, можно попробовать взять пару флажков себе и несколько заходов поднимать руки в качестве примера подражания для ребёнка. Если всё равно ничего не получается, то первое время поднимать руки ребёнку нужно вам, со временем постепенно уменьшая физическую подсказку.

"Скоростной барабан"

Принцип игры простой: если барабан тихо стучит, значит надо тихо ходить, можно на цыпочках. Если барабан громко гремит, надо быстро бегать или прыгать.

Если ребёнок не понимает принцип игры, то тут тоже есть вариант привлечь второго взрослого, который будет помогать малышу образцом. Либо, если такого взрослого нет, можно заранее записать стук барабана на телефон, включать запись и самому помогать, показывая, что делать при необходимости.

"Звуковые коробочки"

Берёте 10 спичечных коробков и 5 по-разному звучащих материалов. Это могут быть, собственно, сами спички, металлические болты или монетки, фасоль, гречка, мелкие макароны и прочее. В каждые два коробка вы насыпаете одинаковый материал, но обклеиваете по-разному - чтобы звучали одинаково, но зрительно различались.

Задание состоит в том, что ребёнку, тряся коробки, нужно установить какие из них звучат одинаково.

"Действия на слух"

Если ребёнок уже знаком с простыми глаголами, можно просто попросить его что-нибудь поделать: встань, сядь, возьми, дай, беги и прочее.

"Ловля мяча"

Смысл игры в том, что вы катите мяч к ребёнку, протягивая "А-а-а" и он его ловит и отдает вам в руки. А на, скажем, "У-у-у" должен оттолкнуть. Варьируйте, путайте чередование. Если будет просто по очереди напевание "А, У, А, У", ребёнок быстро запомнит последовательность движений и будет ориентироваться именно на неё, а нам надо, чтобы он опирался на слух.

Не знаю у кого как, а вот Лёва почти до 3,5 лет толком мяч не ловил и не катал - он, хихикая, от него шарахался. Поэтому если у кого-то такая же проблема, то я рекомендую играть с большим мячом вне стола в паре с другим взрослым. А для игры один на один за столом вполне подходит маленький мячик или массажный су-джок.