Родительское собрание "Ступень в будущее"

Кривошеева Юлия Николаевна

Данный материал предназначен для проведения родительского собрания в 10 классе. Он будет полезен для педагогов-психологов и классных руководителей. В нем затрагиваются вопросы адаптации на новом этапе обучения., возможные трудности. Приведены рекомендации для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sobranie.doc53.5 КБ
Microsoft Office document icon sobranie_10_klass.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

10 заповедей для мамы и папы будущего первоклассника.

Начинайте забывать, что Ваш ребенок маленький.

Дайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей. Сделайте это мягко: «Какой ты у нас уже большой, мы можем доверить тебе помыть посуду»(пол, вытереть пыль, вынести ведро и т.д)

Определите общие интересы.

Это могут быть как познавательные интересы(любимые мультфильмы, сказки, игры), так и жизненные(обсуждение семейных проблем).

Приобщайте ребенка к экономическим проблемам семьи.

Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете(дайте ему деньги на хлеб и на мороженое, комментируя сумму на тот и другой продукт). Ставьте в известность об отсутствии денег в семье.

Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребенка в присутствии посторонних.

Уважайте чувства и мнения ребенка. На жалобы со стороны окружающих, даже учителя или воспитателя, отвечайте «Спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему».

Научите ребенка делиться своими проблемами.

Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие со сверстниками и взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением , только так Вы сможете правильно сформировать у него правильную жизненную позицию.

Постоянно говорите с ребенком.

Развитие речи -залог хорошей учебы. Пусть рассказывает, что ему больше нравится, запомнилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что Вам действительно интересно.

Отвечайте на каждый вопрос ребенка.

Только в этом случае его познавательный интерес не иссякнет.

Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами Вашего ребенка.

Видеть мир глазами другого- основа для. взаимопонимания.

Чаще хвалите. восхищайтесь Вашим малышом.

На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: « Получится обязательно, только нужно еще раз попробовать». Формируйте высокий уровень притязаний. И сами верьте, что Ваш ребенок может все, нужно только чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрением ,как покупка новой игрушки или сладостей.

Не стройте ваши отношения с ребенком на запретах.

Согласитесь, что они не всегда разумны. Всегда объясните причины, доводы Ваших требований, если возможно предложите альтернативу.

Уважение к ребенку сейчас -фундамент уважительного отношения к Вам в настоящем и будущем!

ДОГОВОР

Между МОУ Архангельская СОШ( в лице директора) и родителями (законными представителями) ученика о его психолого- педагогическом обследовании и сопровождении.

Директор школы Зуева Л. В., педагог-психолог Кривошеева Ю. Н., логопед Пуговкина Т. В., информируют родителей(законных представителей) ученика об условиях психолого-педагогического и логопедического обследования и сопровождения специалистами ППК.

Родители(законные представители) ученика выражают согласие(несогласие) на психолого-педагогическое и логопедическое обследование и сопровождение ребенка в соответствии с показаниями, в рамках профессиональной компетенции и этики специалистов ППК.

           

        Ф. И. О.

Характер род.отношений

Согласие

(несогласие)

Подпись

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

Настоящий договор заключен___.____.2007г. на весь срок обучения ребенка в МОУ.

М.п.                                                   Директор школы________________Зуева Л. И.

                                                           Педагог-психолог_______________Кривошеева Ю. Н.    

                                                           Учитель-логопед _______________Пуговкина Т. В.    



Предварительный просмотр:

  Родительское собрание

для родителей учащихся 10-х классов

«Ступень в будущее».

Адаптация в переводе – приспособление. Раньше проблема А. тоже вставала перед 10-классниками, но не так остро, как сейчас, в связи с переходом на профильное обучение.

   Ребята на 3-й ступени обучения должны адаптироваться к новому коллективу, к новым условиям обучения, к новым школьным требованиям.

Причины обострения проблемы социально-психологической адаптации:

  1. меняется классный коллектив, т.к. некоторые  учащиеся ушли после 9-го класса;
  2. повышается средний интеллектуальный уровень класса т.к. уходят обычно более слабые ученики. В результате бывший отличник м. стать средним и даже слабым уч-ком. Родители же зачастую уже настроились на то, что ребенок должен обучаться дальше в престижном ВУЗе и не понимают, почему он стал мрачным, подавленным, слишком агрессивным.

А это уже симптомы социально-психологической ДЕЗАДАПТАЦИИ. Она может быть обусловлена многими причинами:

  • ребенок теряет привычный статус в группе сверстников, портятся отношения с ними; как следствие изменяется его самооценка;
  • происходит разрыв преемственности в осознании ребенком самого себя (он перестает видеть себя глазами взрослых и сверстников, но ее не научился видеть и оценивать себя своим собственным «внутренним зрением», идентифицировать себя в этом мире);
  • возникают различные психологические защитные механизмы, позволяющие сохранить привычное отношение (чаще всего инфантилизм). ЗМ – отдельная большая и интересная тема и я приглашаю желающих 10 ноября в 13 часов на консультацию.
  • возникают проблемы, связанные с половым созреванием, становлением психосексуальной идентичности;
  • ребенок живет и воспитывается в функционально несостоятельной семье;
  • возникли проблемы в общении во взрослыми, с педагогами;
  • возникли трудности профессионального самоопределения;
  • недостатки познавательной деятельности (неразвитое мышление и речь, неумение уч-ком использовать свои особенности  в учебном процессе, незнание  элементарных приемов учебной деятельности;
  • недостатки в развитии мотивационной сферы.

  Последние три проблемы являются объектом пристального внимания педагогов нашей школы. Мне хотелось бы познакомить вас с некоторыми результатами  диагностирования ваших детей. ТАБЛИЦА.

  Проблема налицо. Решить мы ее сможем только совместными усилиями. А если не сможем решить, значит кому то из ребят возможно придется ставить  психологический диагноз «социально-психологическая дезадаптация». Этот диагноз требует пристального внимания психолога, педагогов и родителей, а так же ряда коррекционных мероприятий.

 Как Вы, родители, можете увидеть, что ваш ребенок неадаптирован к новому жизненному этапу? Все проблемы, конечно же проявляются в поведении.

А) Одним из проявлений дезадаптации является так называемое «АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ»(англ. –пагубная привычка). Этот термин применяется психологами при описании поведения, включающего прием алкогольных и токсических веществ, когда это еще не перешло в физическую зависимость.

Причина употребления ПАВ – это попытка «самолечения» психологического неблагополучия. В каждом случае мотивы употребления могут быть разными (см. ПРИЧИНЫ), но есть определенные закономерности развития личности. Факторы, способствующие развитию   АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ.  

Это:  

- наследственная отягощенность алкоголизмом или другими психическими заболеваниями;

  • частые инфекции в детстве;
  • неврозоподобные расстройства в детстве (тики, заикание, страхи);
  • ЗПРР в раннем детстве;
  • неполная  или негармоничная семья и, как следствие, ошибки семейного воспитания.

        Поводом для данного поведения становятся: отставание в учебе, негативная оценка учителей и сверстников, а с другой стороны, отсутствие поддержки и понимания со стороны родителей. Ребенок пытается снять эмоциональное напряжение. Его мотив – испытать эйфорию. Его перспектива – только ближайшее будущее.

АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ м.б. скорректировано только при огромной помощи родителей.

    Задачи работы с такими детьми:

  • повышение самооценки;
  • тренировка умения противостоять травмирующим воздействиям;
  • увеличение чувства ответственности за поведение;
  • расширение временной перспективы;
  • разрушение защитных механизмов.

  Очень важно, чтобы ребенок  осознал и озвучил, проговорил вслух, в чем его проблема – это уже полдела.

Б) ЧРЕЗЕРНОЕ повышение интереса к проблемам секса. Ответим на 3 основных вопроса Чем это обусловлено? Что толкает ребенка на это? Как помочь?

  1.Ответ на первый вопрос  - в социально ситуации. В обществе становится все более легким отношение к сексу. Более терпимым к различным отклонениям  сексуального поведения, более лояльный взглят на то, что – норма, а что – паталогия. А наши дети – это дети нашего общества.

   2. Остановимся на 5 причинах, по которым девушки вступают в сексуальные отношения.

  • чтобы чувствовать себя  менее одинокой или стать популярной; ( «ты мне нравишься» = «хочу нравиться»;
  • чтобы продемонстрировать свою независимость от родителей ( на самом деле – ей очень важно именно мнение родителей о ней, налицо внутренняя зависимость от них)
  • подсознательный крик о помощи (так, как девушка не уверена в себе, чувствует себя незащищенной, хочет быть желанной, доказать, что ее могут любить);
  • чтобы удержать любовь;
  • потому что «все это делают» (давлению сверстников сопротивляться трудно).

    Этапы помощи:

  • понять мотив ребенка,
  • помочь ему  осознать проблему и изменить отношение к ней;
  • помочь в формировании половой идентичности ( девушка –«хороший парень» или женоподобный юноша);
  • дать необходимую информацию, связанную с проблемами секса и сексуального воспитания

(классные часы планируются).

В) АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, которое включает (по нарастающей): неодобряемое поведение, порицаемое поведение, девиантное (нравственно отрицательные поступки) поведение, деликвентное (преступное) поведение, преступное поведение, деструктивное поведение.

     

  1. А) Многие криминальные действия являются стремлением ребенка к необычным ситуациям, приключениям, воспринимаются детьми, как игра.

Б) При помощи таких действий пытаются решить некоторые психологические проблемы (завоевать авторитет, решить проблему идентичности).

В) Ребенок  испытывает границы дозволенного и недозволенного, приобретая опыт.

  1. Внутренние:
  • потребность в престиже, самоуважении;
  • потребность в риске;
  • эмоциональная неустойчивость;
  • агрессивность;
  • наличие акцентуации характера (отдельная тема);
  • отклонения в психическом развитии;
  • низкое самоуважение;
  • неадекватная самооценка.

Социальные:

*семья,

*школа,

*референтная группа.

АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ выполняет важную функцию для ребенка – способствует (в извращенной форме) его самореализации. Поэтому….

  1. – само по себе обсуждение смысла «ужасного» поступка с ребенком является мощным средством коррекции АСОЦИАЛЬНОГО  ПОВЕДЕНИЯ;
  • определение  типа деликвентности: агрессивно-защитный (драчлив, враждебен, конфликтен, неуступчив, склонен к грубым хулиганским выходкам и ранней алкоголизации. Такого ребенка не хотели еще до рождения и он осознает это); оппозиционный (превратное представление о себе, о своих правах и обязанностях, завышенная самооценка, притязания выше возможностей, внутренний конфликт, основанный на воспитании по типу «кумира семьи», учителя для них – предвзяты, одноклассники -соперники);
  • для агрессивно защитного типа – групповая психотерапия, с целью осознать деструктивность поведения, привести самооценку в соответствие с оценкой окружающих, недирективный стиль общения со стороны взрослых;
  • для оппозиционного типа – индивидуальная рациональная психотерапия, осознание семьей необходимости «психологического отлучения».

                Вторая проблем 10-х классов – установка на продление моратория. После напряженного 9-го класса и в преддверии напряженного периода окончания школы многие ребята «расслабляются», как бы впадают в беззаботное детство:

  • снижается интерес к учебе, а повышается к спорту, досугу, всему, что не учеба и не работа;
  • на первый план выступает общение со сверстниками.

 Это необходимо и как отдых, и как тренировка, опыт новой, «почти взрослой» жизни. Но все это хорошо, как временное явление. Если кто-то из вас отправил ребенка в 10-й класс просто потому, что «он ее мал, куда ж его», то следует ждать проблем.

   Юность – историческое завоевание цивилизации, позволяющее человеку максимально развить свой ум, творческие способности, личность, индивидуальность.

    Но все это не может произойти само собой. Требуется и время, и огромная работа в данном направлении; как со стороны взрослых, так и внутренняя рефлексивная работа молодого человека.

          Главной задачей взрослых в этот период является помощь юношам и девушкам в определении их жизненных планов, прояснении временной перспективы будущего, в профессиональном и личностном самоопределении.

   Обращенность в будущее – это главная психологическая особенность старшеклассников. Но она не вызревает сама собой, как способность к вниманию или речи. Ребята испытывают огромные трудности в определении временной перспективы. На этом фоне возникают психологические проблемы и паталогии. И не мудрено. Ведь ребенок начинает чувствовать необратимость времени и в то же время часто делает вид, что время остановилось, не хочет задумываться о будущем, откладывает решение этих трудных задач «на потом».

  Ребят необходимо научить ставить дальние и ближние перспективы. ( родительско-детская деловая игра «Поступаем в ВУЗ»).

  Ко всем перечисленным трудностям в нашей стране добавляются трудности, обусловленные социально-экономической ситуацией в стране: неопределенность жизни, неясность перспективы развития общества, материальные трудности.

  Кроме того у нас давно сформировался тип такого человека, который не умеет выбирать собственные жизненные ценности, а принимает те, которые предлагают ему сверху. Это отсутствие воли или абулия. Такие люди «ничего не хотят» или «не знают, что хотят». Значит ребят необходимо научить ставить перед собой жизненные цели: профессиональные, личностные, социальные (малые и большие). (специальный тренинг по развитию временной перспективы и способности к целеполаганию).

  Американский ученый Максуел Мольц в своей книге «Я – это Я или Как стать счастливым» пишет:

«Когда человек действует целенаправленно, он обычно чувствует себя сравнительно счастливым». Я желаю Вам и вашим детям быть счастливыми.