Родительское собрание "Ступень в будущее"
Данный материал предназначен для проведения родительского собрания в 10 классе. Он будет полезен для педагогов-психологов и классных руководителей. В нем затрагиваются вопросы адаптации на новом этапе обучения., возможные трудности. Приведены рекомендации для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobranie.doc | 53.5 КБ |
sobranie_10_klass.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
10 заповедей для мамы и папы будущего первоклассника.
Начинайте забывать, что Ваш ребенок маленький.
Дайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей. Сделайте это мягко: «Какой ты у нас уже большой, мы можем доверить тебе помыть посуду»(пол, вытереть пыль, вынести ведро и т.д)
Определите общие интересы.
Это могут быть как познавательные интересы(любимые мультфильмы, сказки, игры), так и жизненные(обсуждение семейных проблем).
Приобщайте ребенка к экономическим проблемам семьи.
Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете(дайте ему деньги на хлеб и на мороженое, комментируя сумму на тот и другой продукт). Ставьте в известность об отсутствии денег в семье.
Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребенка в присутствии посторонних.
Уважайте чувства и мнения ребенка. На жалобы со стороны окружающих, даже учителя или воспитателя, отвечайте «Спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему».
Научите ребенка делиться своими проблемами.
Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие со сверстниками и взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением , только так Вы сможете правильно сформировать у него правильную жизненную позицию.
Постоянно говорите с ребенком.
Развитие речи -залог хорошей учебы. Пусть рассказывает, что ему больше нравится, запомнилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что Вам действительно интересно.
Отвечайте на каждый вопрос ребенка.
Только в этом случае его познавательный интерес не иссякнет.
Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами Вашего ребенка.
Видеть мир глазами другого- основа для. взаимопонимания.
Чаще хвалите. восхищайтесь Вашим малышом.
На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: « Получится обязательно, только нужно еще раз попробовать». Формируйте высокий уровень притязаний. И сами верьте, что Ваш ребенок может все, нужно только чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрением ,как покупка новой игрушки или сладостей.
Не стройте ваши отношения с ребенком на запретах.
Согласитесь, что они не всегда разумны. Всегда объясните причины, доводы Ваших требований, если возможно предложите альтернативу.
Уважение к ребенку сейчас -фундамент уважительного отношения к Вам в настоящем и будущем!
ДОГОВОР
Между МОУ Архангельская СОШ( в лице директора) и родителями (законными представителями) ученика о его психолого- педагогическом обследовании и сопровождении.
Директор школы Зуева Л. В., педагог-психолог Кривошеева Ю. Н., логопед Пуговкина Т. В., информируют родителей(законных представителей) ученика об условиях психолого-педагогического и логопедического обследования и сопровождения специалистами ППК.
Родители(законные представители) ученика выражают согласие(несогласие) на психолого-педагогическое и логопедическое обследование и сопровождение ребенка в соответствии с показаниями, в рамках профессиональной компетенции и этики специалистов ППК.
№ |
Ф. И. О. | Характер род.отношений | Согласие (несогласие) | Подпись |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 | ||||
6 | ||||
7 | ||||
8 | ||||
9 | ||||
10 | ||||
11 | ||||
12 | ||||
13 | ||||
14 | ||||
15 | ||||
16 | ||||
17 | ||||
18 | ||||
19 | ||||
20 | ||||
21 | ||||
22 | ||||
23 | ||||
24 | ||||
25 | ||||
26 | ||||
27 |
Настоящий договор заключен___.____.2007г. на весь срок обучения ребенка в МОУ.
М.п. Директор школы________________Зуева Л. И.
Педагог-психолог_______________Кривошеева Ю. Н.
Учитель-логопед _______________Пуговкина Т. В.
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
для родителей учащихся 10-х классов
«Ступень в будущее».
Адаптация в переводе – приспособление. Раньше проблема А. тоже вставала перед 10-классниками, но не так остро, как сейчас, в связи с переходом на профильное обучение.
Ребята на 3-й ступени обучения должны адаптироваться к новому коллективу, к новым условиям обучения, к новым школьным требованиям.
Причины обострения проблемы социально-психологической адаптации:
- меняется классный коллектив, т.к. некоторые учащиеся ушли после 9-го класса;
- повышается средний интеллектуальный уровень класса т.к. уходят обычно более слабые ученики. В результате бывший отличник м. стать средним и даже слабым уч-ком. Родители же зачастую уже настроились на то, что ребенок должен обучаться дальше в престижном ВУЗе и не понимают, почему он стал мрачным, подавленным, слишком агрессивным.
А это уже симптомы социально-психологической ДЕЗАДАПТАЦИИ. Она может быть обусловлена многими причинами:
- ребенок теряет привычный статус в группе сверстников, портятся отношения с ними; как следствие изменяется его самооценка;
- происходит разрыв преемственности в осознании ребенком самого себя (он перестает видеть себя глазами взрослых и сверстников, но ее не научился видеть и оценивать себя своим собственным «внутренним зрением», идентифицировать себя в этом мире);
- возникают различные психологические защитные механизмы, позволяющие сохранить привычное отношение (чаще всего инфантилизм). ЗМ – отдельная большая и интересная тема и я приглашаю желающих 10 ноября в 13 часов на консультацию.
- возникают проблемы, связанные с половым созреванием, становлением психосексуальной идентичности;
- ребенок живет и воспитывается в функционально несостоятельной семье;
- возникли проблемы в общении во взрослыми, с педагогами;
- возникли трудности профессионального самоопределения;
- недостатки познавательной деятельности (неразвитое мышление и речь, неумение уч-ком использовать свои особенности в учебном процессе, незнание элементарных приемов учебной деятельности;
- недостатки в развитии мотивационной сферы.
Последние три проблемы являются объектом пристального внимания педагогов нашей школы. Мне хотелось бы познакомить вас с некоторыми результатами диагностирования ваших детей. ТАБЛИЦА.
Проблема налицо. Решить мы ее сможем только совместными усилиями. А если не сможем решить, значит кому то из ребят возможно придется ставить психологический диагноз «социально-психологическая дезадаптация». Этот диагноз требует пристального внимания психолога, педагогов и родителей, а так же ряда коррекционных мероприятий.
Как Вы, родители, можете увидеть, что ваш ребенок неадаптирован к новому жизненному этапу? Все проблемы, конечно же проявляются в поведении.
А) Одним из проявлений дезадаптации является так называемое «АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ»(англ. –пагубная привычка). Этот термин применяется психологами при описании поведения, включающего прием алкогольных и токсических веществ, когда это еще не перешло в физическую зависимость.
Причина употребления ПАВ – это попытка «самолечения» психологического неблагополучия. В каждом случае мотивы употребления могут быть разными (см. ПРИЧИНЫ), но есть определенные закономерности развития личности. Факторы, способствующие развитию АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ.
Это:
- наследственная отягощенность алкоголизмом или другими психическими заболеваниями;
- частые инфекции в детстве;
- неврозоподобные расстройства в детстве (тики, заикание, страхи);
- ЗПРР в раннем детстве;
- неполная или негармоничная семья и, как следствие, ошибки семейного воспитания.
Поводом для данного поведения становятся: отставание в учебе, негативная оценка учителей и сверстников, а с другой стороны, отсутствие поддержки и понимания со стороны родителей. Ребенок пытается снять эмоциональное напряжение. Его мотив – испытать эйфорию. Его перспектива – только ближайшее будущее.
АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ м.б. скорректировано только при огромной помощи родителей.
Задачи работы с такими детьми:
- повышение самооценки;
- тренировка умения противостоять травмирующим воздействиям;
- увеличение чувства ответственности за поведение;
- расширение временной перспективы;
- разрушение защитных механизмов.
Очень важно, чтобы ребенок осознал и озвучил, проговорил вслух, в чем его проблема – это уже полдела.
Б) ЧРЕЗЕРНОЕ повышение интереса к проблемам секса. Ответим на 3 основных вопроса Чем это обусловлено? Что толкает ребенка на это? Как помочь?
1.Ответ на первый вопрос - в социально ситуации. В обществе становится все более легким отношение к сексу. Более терпимым к различным отклонениям сексуального поведения, более лояльный взглят на то, что – норма, а что – паталогия. А наши дети – это дети нашего общества.
2. Остановимся на 5 причинах, по которым девушки вступают в сексуальные отношения.
- чтобы чувствовать себя менее одинокой или стать популярной; ( «ты мне нравишься» = «хочу нравиться»;
- чтобы продемонстрировать свою независимость от родителей ( на самом деле – ей очень важно именно мнение родителей о ней, налицо внутренняя зависимость от них)
- подсознательный крик о помощи (так, как девушка не уверена в себе, чувствует себя незащищенной, хочет быть желанной, доказать, что ее могут любить);
- чтобы удержать любовь;
- потому что «все это делают» (давлению сверстников сопротивляться трудно).
Этапы помощи:
- понять мотив ребенка,
- помочь ему осознать проблему и изменить отношение к ней;
- помочь в формировании половой идентичности ( девушка –«хороший парень» или женоподобный юноша);
- дать необходимую информацию, связанную с проблемами секса и сексуального воспитания
(классные часы планируются).
В) АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, которое включает (по нарастающей): неодобряемое поведение, порицаемое поведение, девиантное (нравственно отрицательные поступки) поведение, деликвентное (преступное) поведение, преступное поведение, деструктивное поведение.
- А) Многие криминальные действия являются стремлением ребенка к необычным ситуациям, приключениям, воспринимаются детьми, как игра.
Б) При помощи таких действий пытаются решить некоторые психологические проблемы (завоевать авторитет, решить проблему идентичности).
В) Ребенок испытывает границы дозволенного и недозволенного, приобретая опыт.
- Внутренние:
- потребность в престиже, самоуважении;
- потребность в риске;
- эмоциональная неустойчивость;
- агрессивность;
- наличие акцентуации характера (отдельная тема);
- отклонения в психическом развитии;
- низкое самоуважение;
- неадекватная самооценка.
Социальные:
*семья,
*школа,
*референтная группа.
АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ выполняет важную функцию для ребенка – способствует (в извращенной форме) его самореализации. Поэтому….
- – само по себе обсуждение смысла «ужасного» поступка с ребенком является мощным средством коррекции АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ;
- определение типа деликвентности: агрессивно-защитный (драчлив, враждебен, конфликтен, неуступчив, склонен к грубым хулиганским выходкам и ранней алкоголизации. Такого ребенка не хотели еще до рождения и он осознает это); оппозиционный (превратное представление о себе, о своих правах и обязанностях, завышенная самооценка, притязания выше возможностей, внутренний конфликт, основанный на воспитании по типу «кумира семьи», учителя для них – предвзяты, одноклассники -соперники);
- для агрессивно защитного типа – групповая психотерапия, с целью осознать деструктивность поведения, привести самооценку в соответствие с оценкой окружающих, недирективный стиль общения со стороны взрослых;
- для оппозиционного типа – индивидуальная рациональная психотерапия, осознание семьей необходимости «психологического отлучения».
Вторая проблем 10-х классов – установка на продление моратория. После напряженного 9-го класса и в преддверии напряженного периода окончания школы многие ребята «расслабляются», как бы впадают в беззаботное детство:
- снижается интерес к учебе, а повышается к спорту, досугу, всему, что не учеба и не работа;
- на первый план выступает общение со сверстниками.
Это необходимо и как отдых, и как тренировка, опыт новой, «почти взрослой» жизни. Но все это хорошо, как временное явление. Если кто-то из вас отправил ребенка в 10-й класс просто потому, что «он ее мал, куда ж его», то следует ждать проблем.
Юность – историческое завоевание цивилизации, позволяющее человеку максимально развить свой ум, творческие способности, личность, индивидуальность.
Но все это не может произойти само собой. Требуется и время, и огромная работа в данном направлении; как со стороны взрослых, так и внутренняя рефлексивная работа молодого человека.
Главной задачей взрослых в этот период является помощь юношам и девушкам в определении их жизненных планов, прояснении временной перспективы будущего, в профессиональном и личностном самоопределении.
Обращенность в будущее – это главная психологическая особенность старшеклассников. Но она не вызревает сама собой, как способность к вниманию или речи. Ребята испытывают огромные трудности в определении временной перспективы. На этом фоне возникают психологические проблемы и паталогии. И не мудрено. Ведь ребенок начинает чувствовать необратимость времени и в то же время часто делает вид, что время остановилось, не хочет задумываться о будущем, откладывает решение этих трудных задач «на потом».
Ребят необходимо научить ставить дальние и ближние перспективы. ( родительско-детская деловая игра «Поступаем в ВУЗ»).
Ко всем перечисленным трудностям в нашей стране добавляются трудности, обусловленные социально-экономической ситуацией в стране: неопределенность жизни, неясность перспективы развития общества, материальные трудности.
Кроме того у нас давно сформировался тип такого человека, который не умеет выбирать собственные жизненные ценности, а принимает те, которые предлагают ему сверху. Это отсутствие воли или абулия. Такие люди «ничего не хотят» или «не знают, что хотят». Значит ребят необходимо научить ставить перед собой жизненные цели: профессиональные, личностные, социальные (малые и большие). (специальный тренинг по развитию временной перспективы и способности к целеполаганию).
Американский ученый Максуел Мольц в своей книге «Я – это Я или Как стать счастливым» пишет:
«Когда человек действует целенаправленно, он обычно чувствует себя сравнительно счастливым». Я желаю Вам и вашим детям быть счастливыми.