Презентация "Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе ДОУ"
Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе ДОУ
В повседневной жизни человек имеет дело с самыми разнообразными ситуациями. Их общая совокупность, проявляющаяся и на работе, и дома, образует жизненное пространство человека. Среди этих ситуаций особо выделяются те, которые требуют от человека поиска новых решений и энергетических затрат. Типичными жизненными ситуациями такого рода и являются конфликты.
Конфликт - это противодействие субъектов по поводу возникшего противоречия, действительного или воображаемого; это взаимные отрицательные отношения, возникающие при столкновении желаний, мнений; это разногласия между людьми, отягощенные эмоциональным напряжением и «выяснением отношений».
В любом коллективе, даже самом дружном и сплоченном, рано или поздно могут возникнуть конфликтные ситуации. Педагогический коллектив, в силу специфики его трудового процесса, порождающего множество причин для конфликтов, не является исключением. Другая специфика коллектива детского сада заключается в том, что основной контингент - женщины.
Для женщин характерна тенденция к большей частоте конфликтов, связанных с их личностными потребностями (зарплата, распределение стимулирующих выплат, отпусков). В то время как мужчины больше предрасположены к конфликтам, вызванным непосредственно самой трудовой деятельностью (организация труда, определенность трудовых функций).
Участниками конфликта в ДОУ могут быть:
- Администрация (директор, заместители директора, старший воспитатель).
- Педагоги (воспитатели, специалисты и др.)
- Родители.
Наиболее часто встречающиеся конфликты в дошкольном учреждении и причины их возникновения:
1. Воспитатель — воспитатель
Причины: личная антипатия, несовпадение точек зрения по профессиональным вопросам, ревность к отношениям с родителями, детьми, ощущение собственной нереализованности.
2. Старший воспитатель — воспитатель
Причины: недостаточная заинтересованность педагога в реализации образовательных программ и в их результатах, игнорирование воспитателем предложений старшего воспитателя, новых разработок. Отсутствие конструктивной модели взаимодействия старший воспитатель — воспитатель.
3. Директор — старший воспитатель
Разногласия по поводу внедрения различных программ, игнорирование педагогических принципов и взглядов друг друга.
4. Администрация — воспитатель
Завышенные требования и неадекватная оценка труда. Несоответствие деятельности воспитателя ожиданиям администрации, неудовлетворенность стилем руководства.
5. Воспитатель — родитель
Разногласия по поводу психологических особенностей ребенка, неадекватного поведения ребенка в группе. Завышенные требования к ребенку, неадекватная оценка способностей ребенка, недостаточное внимание к ребенку.
6. Родитель — Администрация
Недостаточная осведомленность родителя о деятельности ДОУ, специалистах и их деятельности. Недостаточная информированность администрации о семье.
Любой из перечисленных конфликтов может оказать как положительное влияние на самоорганизацию, достижение цели, развитие педагогического коллектива, так и спровоцировать нестабильность, дезорганизацию, разрушить устоявшиеся взаимоотношения и традиции.
Причин, вызывающих конфликты в ДОУ, множество. Наиболее распространенными являются те, которые препятствуют достижению работниками основной цели трудовой деятельности – получению морального и материального удовлетворения от педагогического труда.
В их число входят:
- непосредственная технологическая взаимосвязь педагогических работников и вспомогательного персонала, когда действия одного из них влияют (в данном случае негативно) на эффективность действий другого (например, помощник воспитателя некачественно выполняет свои функциональные обязанности и это может сказаться на соблюдении режимных моментов в группе ДОУ);
- перенос проблем, решение которых должно было бы идти по вертикали, на горизонтальный уровень отношений (так, нехватка оборудования, дидактических пособий и т. д. может привести к конфликтам между рядовыми работниками, хотя решать эту проблему должны не они, а их руководители);
- невыполнение функциональных обязанностей в системе «руководство – подчинение» (например, директор не обеспечивает надлежащих условий для успешной деятельности подчиненных или, наоборот, подчиненные не выполняют соответствующих требований руководителя), (неудовлетворительное описание служебных функций коллектива, когда складывается превратное представление об обязанностях и ответственности различных членов коллектива)
Типы конфликтов в детском саду
Для того чтобы правильно определить причину возникшей неприятной ситуации (а значит, и наметить пути ее разрешения), необходимо определить социально-психологический тип конфликта.
Выделяют следующие типы конфликтов в ДОУ:
- представляющие собой реакцию на препятствия при достижении основных целей трудовой деятельности (например, сложности выполнения данного делового задания, неправильное решение какой-либо производственной проблемы и т. п.);
- возникающие как реакция на препятствия при достижении личных целей педагогических работников в рамках их совместной трудовой деятельности (например, конфликт из-за распределения деловых заданий, считающихся «выгодными» или «невыгодными», недовольство предложенным графиком отпусков и т. п.);
- порожденные поведением педагога как несоответствующего принятым социальным нормам совместной трудовой деятельности (например, конфликт по поводу нарушения трудовой дисциплины);
- сугубо личные конфликты между работниками и обусловленные несовместимостью индивидуальных психологических характеристик: резкими различиями интересов, ценностных ориентаций, потребностей, уровня культуры в целом, симпатия-антипатия.
Стили поведения конфликтной личности (практикум) диагностика
Стили поведения отличаются степенью активности субъекта конфликта в удовлетворении собственных потребностей.
Выделяются следующие стили поведения:
«Конкуренция»,
«Приспособление»,
«Компромисс»,
«Сотрудничество»,
«Избегание».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация "Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе ДОУ" | 2.98 МБ |