Конспект занятия с элементами тренинга для подростков «группы риска» по развитию самопознания, самораскрытия и межличностного общения.
Коренные преобразования в жизни общества, социальные, экономические трудности, изменения системы отношений ставят детей и подростков в позицию слабой психологической защищенности, снижают их адаптивные возможности, повышают эмоциональную ранимость, нарушают нормальный ход личностного становления, что нередко приводят к расстройству психического здоровья. К числу основных начальных признаков проявления дезадаптации относят школьную неуспеваемость и различные формы нарушений поведения. В полной мере к этой категории могут быть отнесены факторы психолого-педагогического характера. Так, всё чаще при выяснении причин и условий нарушения подростками норм и правил поведения мы обращаемся к анализу психологического климата семьи, эмоционально-психологических отношений подростка со сверстниками и взрослыми. Отклоняющее поведение нередко объясняют тем, что ребёнок, подросток не может конструктивным методом удовлетворить свои социально-психологические потребности в признании, доверии, самоутверждении.
Работа по профилактике правонарушений и преступлений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности подростка «группы риска», принятию мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 348.95 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЗАВОДОУКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ЗАВОДОУКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
(МАОУ «СОШ №2»)
Конспект занятия с элементами тренинга для подростков «группы риска» по развитию самопознания, самораскрытия и межличностного общения
Педагог-психолог
Аксенова А. А.
г. Заводоуковск
2021г.
Пояснительная записка
Коренные преобразования в жизни общества, социальные, экономические трудности, изменения системы отношений ставят детей и подростков в позицию слабой психологической защищенности, снижают их адаптивные возможности, повышают эмоциональную ранимость, нарушают нормальный ход личностного становления, что нередко приводят к расстройству психического здоровья. К числу основных начальных признаков проявления дезадаптации относят школьную неуспеваемость и различные формы нарушений поведения. В полной мере к этой категории могут быть отнесены факторы психолого-педагогического характера. Так, всё чаще при выяснении причин и условий нарушения подростками норм и правил поведения мы обращаемся к анализу психологического климата семьи, эмоционально-психологических отношений подростка со сверстниками и взрослыми. Отклоняющее поведение нередко объясняют тем, что ребёнок, подросток не может конструктивным методом удовлетворить свои социально-психологические потребности в признании, доверии, самоутверждении.
Работа по профилактике правонарушений и преступлений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности подростка «группы риска», принятию мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
Занятие с элементами тренинга для подростков «группы риска» «Я и другие».
Тема: «Я и другие»
Цель: формирование положительного отношения к себе и другим,
осознания себя.
Задача:
- расширить знания учащихся о специфике межличностных отношений;
- формировать позитивное отношение к себе;
- развить чувство толерантности;
- формировать адекватную самооценку.
Целевая группа: школьники подростки от 12 до 17 лет.
Количество человек: от 6 до 10.
Время: 40-45 минут.
Упражнение «Снежней ком»
Цель: продолжить знакомство подростков.
Психолог предлагает детям по кругу назвать свое имя, и 2 качества которое он считает в себе положительным и какое отрицательным.
Упражнение «Моя эмоция»
Цель: создать позитивную атмосферу, развитие эмоционального интеллекта. Приложение № 1.
Психолог предлагает детям с помощью «эмоционального лото» выбрать эмоцию, с которой он пришел сегодня не занятие, далее с каждым ведется обсуждение его эмоционального состояния. Обсуждение.
Упражнение «Мои советы»
Цель: понять, что нужно изменить в себе, увидеть себя глазами других.
Ведущий раздает каждому участнику лист бумаги А4 и предлагает написать свое имя и отрицательную черту характера. Затем все по часовой стрелке передают свои листы, на которых каждый по очереди пишет рекомендацию относительно недостатков характера.
Обсуждение:
- Трудно было писать друзьям рекомендации?
- Довольны ли вы тем, что написали друзья?
Упражнение «Все равно ты молодец»
Цель: поднять самооценку подростка, снять психоэмоциональное напряжение.
Психолог предлагает школьникам объединиться в группы по двое, по признаку «день» и «ночь». Один человек говорит о своем недостатке, а другой отвечает: «Ну и что, все равно ты молодец, потому что ...».
Обсуждение:
- Какие ощущения вызвало упражнение?
- Возникли ли у вас сложности? Если да, то какие?
Упражнение «Спасение»
Цель: развитие самооценки, чувств причастности к коллективу, групповой сплоченности, доброжелательных взаимоотношений, сочувствия, побуждения к самораскрытию, исследованию эмоционального состояния, переживаний личных проблем.
Психолог зачитывает сказку «Спасение». Приложение № 2.
После прочтения идет психотерапевтическое упражнение:
Мы с вами сейчас закроем глаза и представим, что на время мы тоже
превратились в деревья.
Вдохните глубоко, выдохните, закройте глаза. Постарайтесь увидеть
лес. Представьте себя в образе дерева. Найдите ему место среди других
деревьев. Покажите легкими движениями, как оно себя чувствует.
Одинокое дерево открыто всем ветрам. Летом его нещадно жарит солнце,
зимой остужает мороз. Даже зверю зимой трудно спрятаться под
одиноким деревом. То ли дело, когда рядом есть добрые и надежные
друзья. Потянитесь бережно друг к другу руками-ветками, пальчиками-
листочками.
Попробуем вместе создать образ очень сильного, могучего дерева.
Представьте, что вы стоите все вместе в одном кругу, очень близко друг к
другу. Какой огромный, надежный ствол получился у дерева! И ветки
тянутся вверх, переплетаясь между собой. В такой кроне тепло и уютно белкам, птицам. А само дерево ничего не страшится: ни бури, ни грозы,
ни одиночества. На счет семь открываем глаза. Глубоко вдохнули,
выдохнули.
Задание:
На листе бумаги нарисуйте представленные вами образы одного или
нескольких деревьев и возникшие ассоциации (работы вывешиваются на
доске).
Придумайте рисунку название и историю, которую «дерево» хотело
бы рассказать от первого лица. Может быть, вам помогут вопросы.
Напишите историю на листочке (листочки с историями прикрепляются к
рисункам).
Истории, рисунки и ответы на вопросы пришлите в личную
переписку.
Подводятся итоги.
Вопросы для обсуждения
1. Где твоему дереву хотелось бы расти: одному на опушке или среди
других деревьев?
2. Есть ли у него друзья и враги?
3. Боится ли чего-нибудь это дерево?
4. Грозят ли ему какие-либо опасности?
5. О чем мечтает это дерево?
6. Какое настроение у твоего дерева?
7. Это дерево скорее счастливое или несчастное?
8. Если бы вместо дерева был нарисован человек, то кто бы это был?
9. За что его любят люди?
10.Что снится дереву?
11. Какой бы подарок его обрадовал?
12. Как можно спасти, чем помочь, если дерево болеет?
Упражнение «Закончите фразу»
Цель: повышение самооценки участников. Участники по очереди говорят следующее:
- Сегодня я узнал о том, что я ...
- Мне было приятно, когда ...
Рефлексия: Подведение итогов.
Прощание.
Приложение № 1
Приложение № 2
Сказка «Спасение»
В одной сказочной стране жили-были добрая фея и злая
колдунья. В конце каждого года и фея, и колдунья делали
подсчеты, подводили итоги. Фея подсчитывала, сколько
добрых дел за год сотворили жители сказочной страны, а
колдунья - сколько на их счету злых дел. И вот как-то подводя
итоги, колдунья осталась очень недовольной. 3650 добрых дел
и всего лишь одна маленькая пакость. Она решила отомстить,
извести, сжить со свету жителей сказочной страны, раз они не
хотят делать пакости, творить злые дела. Чары злой колдуньи
действовали всего лишь одну неделю в году. И сейчас было ее
время. Добрая фея, узнав про замыслы колдуньи, превратила
всех жителей сказочной страны на некоторое время в деревья.
Тем самым спасла им жизнь.