Про сдачу #КонкурсВыготского2022

Батищева Елена Ярославовна

небольшая заметка, рассуждение о воспитании #КонкурсВыготского2022

Скачать:


Предварительный просмотр:

#КонкурсВыготского2022

Про сдачу

В последнее время уровень агрессии в обществе зашкаливает. Самые ожесточённые ссоры разгораются быстрее чиркнутой о коробок спички. Поддержание отношений уже не становится ценностью, ведь кажется, так легко можно завести новые. Конфликты стали сопровождать нас повсюду. В очереди, в общественном транспорте, магазине и, конечно, в интернете. Любая, порой даже самая невинная беседа про погоду в социальной сети, уже через минуту может вылиться в нешуточные словесные баталии. Люди стремятся задеть друг друга побольнее. Соревнуются между собой с упорством олимпийских чемпионов, чтобы найти такое слово, которое уж точно положит на лопатки оппонента. Причем не особенно утруждая себя рассуждениями о том, что имел в виду другой человек, что он может чувствовать сейчас. В ход идут все средства. Люди начинают критиковать интеллектуальные способности, внешность, характер, личность порой совершенно незнакомого человека. А зачем задумываться? Это же всего лишь кто-то чужой, незнакомый. Подумаешь, не сахарный, не растает. Вежливость, такт, деликатность отбрасываются как рудимент, бесполезный атавизм прошлого.

Педагоги оказываются в эпицентре бури переполняющих общество эмоций. Детские учреждения, школы, сады, центры вместо непосредственной обязанности – воспитания, образования, только и делают, что уворачиваются от конфликтов, как профессиональные теннисисты на корте. Если спросить любого педагога, какая самая распространённая проблема у детей в наше время, большинство, не задумываясь, ответит: «Агрессия, неумение общаться, договариваться, слушать, решать конфликты». Самый «топовый» совет родителей в любой ситуации, где, как им кажется, ребёнка притесняют: «Дай сдачи!» Толкнули на перемене – дай сдачи, забрали игрушку – дай сдачи, обозвали – не нужно оригинальничать, дай сдачи!

Как детский психолог, я тоже с этим регулярно сталкиваюсь. И у меня возникает ряд вопросов к взрослым:

I. Если всё время давать сдачи, когда начинать учиться дружить, общаться, решать возникающие проблемы?

II. Если давать сдачи то, как вы объясните, например, дошкольнику, по каким местам её можно давать, а по каким нет, и главное, с какой силой? Если ребёнок давал сдачи, но другой дал её сильнее, что делать тогда?

Что делать если ребенок просто-напросто не хочет давать никому сдачи? Не нравится драться в принципе, неприятно делать кому-то больно? А взрослые порой настаивают: «Не будь слабаком, заклюют, уж лучше ты, чем тебя…»

III. Если ваш или чужой ребёнок в процессе давания/получения сдачи серьёзно травмировался, что делать тогда, и кто виноват? Исконно русские вопросы...

IV. Как объяснить ребёнку, почему одних детей в коллективе любят, выбирают, хотят с ними дружить, и им для этого ни разу не приходилось давать сдачи. А кто-то неукоснительно следует совету близких, раздаёт сдачу направо и налево, но вот парадокс, проблем от этого меньше не становится, и желающие общаться в очередь не выстраиваются.

И наконец, кто формирует характер вашего ребёнка? Кто является для него авторитетом? Где он сможет посмотреть ту модель поведения, которая поможет ему стать социально успешным, принятым в обществе, счастливым?

Пока дети растут, они похожи на карликов из восточной сказки, стоящих на плечах настоящих Великанов, – своих родителей! Ребёнок смотрит на мир глазами родителя, слышит его ушами, впитывает его чувства, запоминает его слова, но ещё больше – поступки.

Английская пословица гласит: «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте самих Себя!»