Консультация для родителей игры и упражнения на развитие слухового внимания, памяти и мышления

Батищева Елена Ярославовна

консультация для родителей игры и упражнения на развитие слухового внимания, памяти и мышления

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ, МЫШЛЕНИЯ И ПАМЯТИ.

maxresdefault.jpg


Слуховое восприятие - это умение различать различные звуки окружающей действительности по их основным характеристикам: силе, громкости, высоте, тембру, темпу. Умение сосредотачиваться на звуке - слуховое внимание - очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь, правильно воспринимать инструкции и задания.

Для того, чтобы ребёнок  научился правильно и чётко говорить, хорошо ориентировался в пространстве слуховое  восприятие, внимание и память нужно целенаправленно развивать с раннего детства.

Всем известно, что дети любят играть, поэтому лучше  это  делать в игровой форме поэтапно и в определённой последовательности.


1.Хлопни в ладоши над головой, если будет названо живое и маленькое.
Муравей, птица, слон, бегемот, булавка, комната, капля, божья коровка, дом, гусеница, муха, ванна, бассейн, пчела, монета, компьютер, кухня, мел, ластик, иголка, шкаф, пуговица, жук, конфета, дверь, кнопка, таракан, озеро, изюм, море.

2.Попробуй повторить то, что произносил гость с другой планеты, когда прибыл на Землю.
БАН ТУХ МУН ( Гость сказал: «Приветствую вас!»)
КЯМ МОП ДУТ (Этот букет вам!)
ТУКЕН ДАТОН КУВАН (Как у вас жарко!)
ТИПУ БАМЯ ГУМИ (Я прибыл с далекой планеты!)
ДЫТУНА БАПУХА ГУДАЙКА (Наши ученые наблюдают за вашей планетой!)
ВАТКУНЯ ФТУМАКА БНЫГАТА (Я скоро опять прилечу на Землю!)
(Особенности данного упражнения в том, что все звуки в сочетаниях легко произносимы, и ребенок с любыми нарушениями речи может повторить их правильно.)

3.Послушай названия 4 предметов, а затем повтори их в другом порядке: от самого маленького к самому большому.
Слон – волк – жук - кот, утка – лебедь – ворона – воробей, вишня – слива – ананас – арбуз, кит – дельфин – щука – ерш, океан – пруд – море – лужа, трасса – дорога – тропинка – шоссе.

4.Послушай три близких по звучанию слова и назови то, что можно есть.
Картошка, ложка, окрошка. Апельсин, блин, мандарин. Конфета, котлета, ракета. Миска, сосиска, ириска. Банан, диван, барабан. Пироги, сапоги, утюги. Лимон, вагон, бульон. Мёд, компот, плот. Виноград, мармелад, фотоаппарат. Пирожок, творожок, горшок. Солянка, полянка, склянка. Булочка, будочка, дудочка. Кабачок, крючок, значок. Ананас, квас, контрабас. Салат, халат, мармелад. Калач, кулич, циркач. Торты, шорты, корты. Пломбир, кефир, сыр. Жакет, букет, пакет. Суп, зуб, дуб.

5.Запомни предметы, разложенные на столе ( бумага, стакан с водой, чашка, ложка, картон, ножницы, книга, вилка). Повернись к столу спиной. Внимательно слушай и, не глядя, рассказывай о том, что я буду делать.
Мять бумагу.
Переливать воду.
Стучать ложкой по чашке.
Резать картон ножницами.
Стучать вилкой о ложку.
Рвать бумагу.

6.Послушай и повтори ритм, который я буду отхлопывать. Повторяй за мной не глядя, только по слуху.
Ритмический рисунок (Х – хлопок)
Х _ Х
ХХ _ Х
Х _ ХХ
ХХ _ ХХ
ХХХ _ ХХ
ХХ _ ХХХ
Х _ ХХ _ ХХ
ХХ _ Х _ ХХ

7.Послушай, какие плоды растут в сказочном королевстве. Объясни – из каких знакомых слов составлены их названия.
Огурбузы, помидыни, баклачок, укрушка, грумидоры, чеслук, слижовник, моркофель, вишбрикос.

8.Назови слово правильно.
Мегемот, бегебот, дигимот, бегемот, гибидот, бигетот.
Контета, конфета, фонфета, накфета, конкета, танфета.
Медмеди, медведи, недмеди, меддеди, невмеди, ведмеди.
Митанин, витамин, витанин, нитавин, митавин, фитамин.

9. Покажи, как одни и те же звуки можно произнести по-разному.
МЯУ
Громко (кот рядом).
Тихо (кот далеко).
Высоким голосом ( маленький котенок).
Низким голосом (старый кот).
Хриплым голосом (кот простудился).

МУ
Громко (корова близко).
Тихо (корова далеко).
Высоким голосом (теленок мычит).
Низким голосом (бык мычит).
Грозным голосом (бык сердится).

10. Списать или написать ( проговорить если ребёнок ещё не умеет писать) под диктовку пары слов:
Тачка-пачка, толк-полк, тир-пир, почка-точка, тара-пара, порт-торт, тот-пот, топил-попил, тушки-пушки, затор-запор, затирать-запирать, течение-печенье, стол-спал, притушить-припушить, выть-вить.

11. Игра «Королевская буква» Выбирается любая буква, которая будет королевой. Взрослый задает вопросы, все ответы детей (кроме предлогов) должны начинаться с королевской буквы.
ПРИМЕР: Королева – буква М.
Где ты был? - в магазине.
С кем? – с мартышкой.
Что ты там покупал? – мармелад.
Королева – буква Л.
Где ты делал? – лепил лошадку.
С кем? – с Лёшей.
Где?- в лагере.
Королева – буква П.
Что готовил? – плов.
Кому?- папе.
С кем?- с поваром. И т.д.

Материал подготовила педагог-психолог Батищева Елена Ярославовна