Эхоическая память

Батищева Елена Ярославовна

Развитие эхоической памяти

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ehoicheskaya_pamyat.docx605.31 КБ

Предварительный просмотр:

Ребёнок "витает в облаках" на занятиях и плохо строит диалог? - причиной могут быть проблемы с эхоической памятью

Эхоическая память — это способность мозга недолго помнить только что услышанную информацию. Эхоическая память отвечает за сохранение поступающей сенсорной информации. Она характеризуется коротким периодом удержания – 2-3 секунды.

Этот вид памяти часто страдает у детей с синдромом Дауна, при нарушениях понимания обращённой речи, типа сенсорной алалии, иногда при аутизме. Однако такие проблемы могут встречаться и у нормы. В любом случае, это неприятная история, которая мешает учёбе и общению тем, что ребёнок:

  • Нередко нуждается в том, чтобы информацию повторили 2-3 раза или сам себе её повторяет, словно бы для лучшего понимания;

  • Склонен путаться/забывать инструкции из нескольких составляющих;

  • Отвлекается на занятиях;

  • Плохо строит диалог, отвечает невпопад;
  • Имеет трудности с диктантами - постоянно забывает и пропускает слова;

  • С трудом пересказывает услышанное;

  • Плохо считает в уме, решая примеры на слух;

  • Испытывает проблемы с просмотром фильмов/мультиков/спектаклей/передач - запоминает только яркие отрывки, но единую картину не видит и на диалогах откровенно скучает.

Всё это происходит потому, что эхоическая память позволяет нам быстро в реальном времени обрабатывать словесный поток, тут же делая выводы и принимая какие-то решения. Но это возможно только если у неё достаточный объём. Человек с нормальной слуховой памятью услышит такое предложение: "Маша пошла в магазин, но не смогла купить мороженное потому, что забыла взять деньги" и воспримет картину целиком.

При сниженном объёме будут восприниматься лишь куски: "Маша пошла в магазин", "Купить мороженное смогла", "Взять деньги" и прочее. Склеить из всего этого единое целое очень сложно - слышимая информация отрывочная, местами бессвязная. Ребёнок быстро теряет нить и перестаёт вообще хоть что-то понимать.

фото из открытых источников

Как понять, что «шалит» именно эхо-память, а не дело, скажем, в банальной невнимательности? По методу Лурии можно зачитать ребёнку старше пяти лет 10 произвольных слов. Это должны быть никак не связанные между собой существительные в именительном падеже. После чего надо попросить малыша назвать всё, что запомнил, в любом порядке. Норма эхоической памяти для детей от 5 лет около 4-6 слов (чем больше, тем лучше).Норма для  6 лет – 7, 8 слов. Если ребёнок называет меньше, то это "звоночек", что память нуждается в тренировке.

Но даже если нет проблем, я всё равно советую поработать с ней, так как занятия ниже идут в основном в игровой форме и помогают не только отладить память, но и слуховое внимание, управляемость поведения. Это всегда плюсик "в копилочку" развития.

Игры на развитие эхоической памяти

"Делёжка":

Легенда игры такова: две игрушки поссорились и теперь делят общие вещи, скажем "Мишка хочет забрать два мячика, а кукла - три чашки".

Просьба заявляется именно в виде двойной инструкции, чтобы ребёнок тренировал удержание информации в голове. Инструкцию постепенно усложняете, дополняя деталями. Если будет забывать (это нормально, особенно вначале) можно пару раз напомнить, что надо делать.

Вещи подбираете на своё усмотрение, но лучше заранее заготовить комплект на 3-5 таких просьб, чтобы ребёнок, по крайней мере поначалу, не тратил время на поиск, забывая вторую просьбу.

"Стройка домика"

Нужны фигуры из цветного картона: прямоугольник (фундамент), квадрат (стена дома) и треугольник (крыша). Каждая фигура должна быть представлена в количестве 3-4 шт. разного цвета. По вашей просьбе (или по просьбе игрушки) ребёнок собирает из них домики, скажем: "Красный фундамент, белые стены и черная крыша". Инструкцию постепенно усложняете, дополняя деталями.

"Выполнение инструкции на слух"

Малыш должен выполнить серию движений по вашей просьбе, например: "Повернись направо, повернись налево, прыгни".

Это тренирует не только эхоическую память, но и проприоцепцию (понимание положения тела в пространстве), что особенно важно для детей с СДВГ, диспраксиков и аутистов - у них проприоцепция почти всегда нарушена. Но не стремитесь польстить себе или ребёнку - выбирайте простые, понятные движения, так как тут мы всё же больше работаем над слуховой памятью/вниманием.

"Разложи по порядку"

Берёте 6-7-9 карточек со знакомыми ребёнку изображениями. Называете их в любом порядке, например: "Картофель, зебра, слон, стул", а ребёнок должен разложить карточки в той очерёдности, которую вы назвали.

"Паровоз"

Нужен поезд (можно рисованный) из 7-9 вагонов. Ребёнку надо по словесной инструкции рассадить игрушек-пассажиров в те вагоны, которые вы назовёте, допустим: "Корова едет во втором вагоне, петушок в первом, а мишка в третьем" и т.д.

"Мешочек"

Малыш кладёт в мешок, допустим, мячик и говорит: "Мячик". Потом вы добавляете свой предмет, но называете не только его, но и предыдущую вещь. Получается, скажем: "Мячик, ручка", после чего вы отдаёте мешочек ребёнку, который точно так же должен добавить ещё один предмет и повторить всё, что уже было сложено в мешок + название новой вещи.

"Пропущенное слово"

Называете произвольную последовательность слов: "Гусь, лопата, машина, дрова, небо". Потом повторяете её же, но "теряя" середину: "Гусь, лопата ... дрова, небо". Ребенок должен назвать то, что вы "забыли".

В середине лучше располагать слово, которое чем-то приятно для ребенка и вызывает у него положительный отклик - так больше вероятность, что он запомнит, так как дети с нарушением эхоической памяти чаще всего забывают именно середину.

"Поиск ответа в только что услышанной информации"

Попросите слушать максимально внимательно, после чего рассказываете короткий произвольный рассказ, в конце задавая вопрос. Например: "Маша подарила Саше машинку, а Саша Свете куклу." Даёте малышу несколько секунд времени услышать и переварить, после чего спрашиваете:"Кому подарили машинку?"

Это самый простой вариант. Когда ребенок научится обращаться с ним, можно добавлять больше подробностей, персонажей, спрашивать сразу несколько вопросов.

"Магазин"

Надо попросить малыша сходить "в магазин" (в соседнюю комнату) и принести оттуда определённый список "покупок". Вещи для покупок нужно разложить заранее.

Похожа на "Магазин" игра "Помогатель": в ней родитель что-то "готовит" и просит ребёнка принести определённые овощи/фрукты/продукты.

Если в игрушечном варианте продуктов/товаров нет или просто не хочется разводить бардак, то можно воспользоваться карточками.

"Пары слов"

Вы называете несколько пар слов, которые легко объединить по смыслу, например: "Кошка - молоко", "Сапог - нога", "Рыба - море". Эти пары нужно повторить 2-3 раза. Потом вы говорите первое слово, например, "Рыба", а ребёнок должен дополнить его парой - "Море". Для 6-7 лет называете не меньше 10 пар слов. В норме ребёнок должен повторить, запомнить не меньше 7 пар слов.