Мой выбор
Концепция профильного обучения, предложенная Правительством России, предполагает, что к старшей школе учащийся должен определиться с профилем своего дальнейшего обучения. Выбор профессии – это один из важнейших выборов человека, определяющий его жизненный путь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_vybor.docx | 43.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11 имени Г.С. Титова
городского округа Щёлково
141103, Московская область, г. Щёлково, ул. Институтская, д. 5 Тел./факс: 8-496-253-66-56
ОГРН 1025006525125 * ИНН 5050031839 * КПП 505001001 E-mail: sch-11titova@yandex.ru
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
На заседании педагогического Приказом
Совета Протокол № 1 По МАОУ СОШ № 11 от «27» августа 2020 года им. Г.С. Титова ГОЩ от 27.08.2020 г. № 351 - ОД
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
«Мой выбор»
(стартовый уровень)
Возраст учащихся: 13 - 15 лет.
Срок реализации: 1 год (144 часов)
Автор - составитель:
Курочкина Лариса Александровна, педагог-психолог,
педагог дополнительного образования.
Щелково
2021
Пояснительная записка
Концепция профильного обучения, предложенная Правительством России, предполагает, что к старшей школе учащийся должен определиться с профилем своего дальнейшего обучения. Выбор профессии – это один из важнейших выборов человека, определяющий его жизненный путь. Профессия должна отвечать интересам человека, но выбор профессии должен быть обоснован и тем, насколько человек по своим индивидуально-психологическим качествам отвечает требованиям профессии. Неудачный, необоснованный выбор профессии имеет неблагоприятные последствия и для человека, и для общества.
Мир профессий широк и многообразен. Некоторые профессии перестают быть актуальными, востребованными, появляется множество новых профессий, расширяются функции существующих. Порой бывает непросто самостоятельно разобраться в этом быстро изменяющемся мире, и задача дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мой выбор» (далее Программы):
- помочь учащимся сориентироваться в сложном мире труда;
- расширить имеющиеся представления о мире профессий;
- соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия.
Программа по профориентации «Мой выбор» модифицированная. Разработана на основе программы Резапкиной Г.В. «Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки: Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов».
Направленность программы – социально - педагогическая. Учащимся для принятия решения, выбора «старта в профессию» нужно хорошо знать мир профессий, их требования к человеку и рейтинг на рынке труда, он должен правильно и реально оценивать свои возможности, способности и интересы. По сути дела, он стоит перед решением сложной творческой задачи со многими неизвестными, и подготовить его к успешному решению этой задачи поможет Программа «Мой выбор».
Актуальность программы Актуальность программы определяется значимостью формирования у учащихся профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути, «профессионального старта». Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности
Цель программы: формировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии с учетом своих способностей, возможностей и полученных знаний о современном рынке труда.
Задачи.
Обучающие
- Научить обобщению знаний о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.
- Формировать знания по основам экономики, представления о хозяйственной деятельности. - Познакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.
- Формировать знания о системе учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы.
- Познакомить с «азбукой» трудоустройства и основами трудового права.
Воспитательные.
- Формировать положительное отношение к труду.
- Воспитать культуру труда.
- Воспитать чувство ответственности за качество выполняемой работы, уважения к людям труда, понимания значения труда в жизни человека.
Развивающие.
- Научить адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.
- Развить умения анализировать свои возможности и способности.
- Формировать готовность к самоопределению (конкретизация интересов, склонностей и возможностей учащегося).
- Развить способность осознать трудности в достижении профессиональных целей и найти пути их преодоления.
Отличительные особенности данной программы
Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в её нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учащимся, а на формирование неких универсальных качеств у учащихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными.
Адресат Программы – учащиеся 13-14 лет.
Возрастные особенности.
В этот период у детей формируется чувство взрослости, нравственная основа общения. Подростки стремятся самоутвердиться в коллективе. Для профессионального самоопределения имеют значение те виды общественно полезной деятельности, которые связаны с проявлением милосердия, заботы об окружающих, младших и людях пожилого возраста. Это сензитивный возраст для формирования профессионально ориентированных ЗУН.
Объём Программы 144 часов, срок освоения один год.
Форма обучения – очная (допускается дистанционное обучение)
(Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2) Особенности организации образовательного процесса.
Группа постоянного состава, одной возрастной группы.
Режим занятий - занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа с 10-ти минутным перерывом.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
- рациональное использование учебной и дополнительной информации для выбора профессии;
- классификация видов профессий;
- проведение различных исследований и социального опроса по потребностям в различных профессиях;
- документирование результатов исследований и опросов; - приобретение учащимися знаний:
- о видах профессий;
- об учебных заведениях, предоставляющих возможность получения профессии; о повышении квалификации и профессионального роста; о состоянии рынка труда.
Реализация данной Программы «Мой выбор» позволит учащимся иметь представления:
- об учреждениях профессионального образования различных уровней, оказываемых ими образовательных услугах, условиях поступления и особенностях обучения;
- о процессе профильного обучения на старшей ступени школы;
- о своих правах и обязанностях, связанных с определением индивидуальной образовательной траектории; об образовательных учреждениях, в которых они могут получить полное общее среднее образование;
- о мире труда, основных группах профессий и тенденциях их развития; о ситуации на рынке труда и тенденции её изменения.
Учащиеся будут уметь:
- анализировать мотивы своего профессионального выбора и причины принятия соответствующих решений;
- анализировать результаты и последствия своих решений, связанных с выбором и реализацией образовательной траектории;
- анализировать свои возможности и предпочтения, связанные с освоением определенного уровня образовательных программ и реализацией тех или иных видов деятельности.
К основным результативным критериям и показателям эффективности Программы, прежде всего, относятся:
- достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии учащийся не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.
- потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии - это самостоятельно проявляемая учащимся активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.
- уверенность учащегося в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности.
- степень самопознания учащегося. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора.
- наличие у учащегося обоснованного профессионального плана Формы аттестации: игра, опрос, диагностика.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости.
Форма предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики.
Материально-техническое и информационное обеспечение
Для реализации Программы необходим хорошо освещенный кабинет, для каждого учащегося отдельный стол – парта для работы.
Для освещения теоретических вопросов и выполнения практических работ мультимедийное оборудование.
Информационное обеспечение Программы - аудио-, видео-, фото-, интернет источники.
Кадровое обеспечение Программы
Программу могут реализовывать педагоги специализация, которых соответствует направленности Программы (педагог-психолог).
Учебный план
№ | Тема | Кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. | 2 | 2 | - |
| Раздел I. Ознакомительно-ориентировочный этап (12 часов) | |||
2 | Я-школьник | 4 | 2 | 2 |
3 | Мои чувства | 2 | 1 | 1 |
4 | Чем люди отличаются друг от друга? | 2 | 2 | 0 |
5 | Какой я? – Какой ты? | 4 | 2 | 2 |
| Раздел II. Проективный, коррекционный этап (80 часов) | |||
6 | Я и моя школа. | 16 | 8 | 8 |
7 | Я и мои родители. | 20 | 10 | 10 |
8 | Я и мои друзья. | 28 | 14 | 14 |
9 | Кто я? Мои силы, мои возможности. | 16 | 8 | 8 |
| Раздел III. Основной, развивающий этап (48 часов). | |||
10 | Я расту, я изменяюсь. | 12 | 6 | 6 |
11 | Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем? | 10 | 5 | 5 |
12 | Хочу вырасти интеллигентным человеком что для этого нужно? | 8 | 4 | 4 |
13 | Хочу вырасти свободным человеком что для этого нужно? | 18 | 9 | 9 |
14 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
| Итого | 144 | 75 | 69 |
Содержание учебного плана
1.Вводное занятие – 2 часа
Теория (2 часа): Вводный инструктаж по пожарной безопасности и охране труда.
Введение в программу.
Раздел I. Ознакомительно-ориентировочный этап (12 часов)
2. Я - школьник – 4 часа
Теория (2): Знакомство. Введение в мир психологии. Осваивать правила общения со сверстниками
Практика (2): Познакомиться с новым предметом, учителем и одноклассниками. Познакомиться с понятиями «мимика», «жесты», «эмоции», «чувства». Описывать свои чувства и состояние и сравнивать их с чувствами партнёров по общению. 3. Мои чувства – 2 часа
Теория (1): Радость. Что такое мимика? Осваивать правила поведения в разных ситуациях: в школе, дома, на улице, в общественных местах. Работать с иллюстрациями. Находить необходимую информацию. Практика (1): Моделировать ситуацию
- Чем люди отличаются друг от друга? – 2 часа
Теория (2): Люди отличаются друг от друга своими качествами. Хорошие качества людей. Самое важное хорошее качество. Кто такой сердечный человек? Кто такой доброжелательный человек? Трудно ли быть доброжелательным человеком? Познакомиться с понятием «качества людей». Анализировать свои поступки и поступки других людей и учиться объяснять их с помощью учителя. Работать с пословицами о лучших человеческих качествах.
- Какой я? – Какой ты? – 4 часа
Теория (2): Описывать своё настроение. Учиться правильно выражать свои чувства в общении с другими людьми.
Практика (2): Уметь оценивать свой результат с помощью учителя (РУУД). Учиться находить положительные качества у себя и у других людей (ПУУД).Учиться договариваться и уважать разные мнения (КУУД)
Раздел II. Проективный, коррекционный этап (80 часов)
- Я и моя школа. – 16 часов
Теория (8 часов): Осваивать правила поведения в разных ситуациях: в школе, дома, на улице, в общественных местах. Работать с иллюстрациями. Находить необходимую информацию.
Моделировать ситуацию. Участвовать в учебной игре о правилах поведения в школе.
Моделировать ситуацию по заданию учителя и обсуждать её.
Практика (8 часов): Учиться осознавать свои трудности и стремиться преодолевать их (РУУД). Учиться рассуждать, строить логические умозаключения (ПУУД). Уметь договариваться и приходить к общему решению (КУУД). Учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и одноклассников (РУУД). Осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией (КУУД)
- Я и мои родители. – 20 часов
Теория (10 часов): Познакомиться с историей своей семьи. Участвовать в групповой работе по составлению родословной. Обсуждать и анализировать полученный результат. Участвовать в беседе «Почему родители наказывают детей?» Практика (10 часов): Извлекать необходимую информацию из различных источников (текст, фото, рисунок) (РУУД). Учиться графически оформлять изучаемый материал (ПУУД). Овладевать способами разрешения конфликтов с родителями (КУУД).
- Я и мои друзья. - 28 часов
Теория (14 часов): Выполнять различные роли в играх. Передавать черты характера через выразительные движения и позы. Участвовать в беседе о дружбе.
Анализировать полученный результат.
Практика (14 часов): Учиться прогнозировать последствия своих поступков (РУУД). Осознавать качества настоящего друга (ПУУД). Учиться понимать эмоции и поступки других людей (КУУД).
- Кто я? Мои силы, мои возможности. - 16 часов
Теория (8 часов): Познакомиться с понятием «способности». Исследовать свои способности и возможности в различных видах деятельности. Участвовать в составлении и обсуждении устных рассказов о лете и конкурсе рисунков с последующим обсуждением. Исполнять различные роли.
Практика (8 часов): Моделировать и анализировать ситуации. Учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях (РУУД). Обогатить представления о собственных возможностях и способностях (ПУУД). Учиться самостоятельно решать проблемы общения (КУУД).
Раздел III. Основной, развивающий этап (48 часов).
- Я расту, я изменяюсь. - 12 часов
Теория (6 часов): Выполнять различные роли. Отгадывать по заданию учителя главного героя сказок по описанию. Участвовать в беседе. Моделировать различные жизненные ситуации.
Практика (6 часов): Осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит (РУУД). Учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения (ПУУД). Формулировать своё собственное мнение и позицию (КУУД).
- Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем? – 10 часов Теория (5 часов): Познакомиться с понятием «жизненный выбор». Обсуждать возможные варианты будущего. Обсуждать правила ЗОЖ. Раскрывать потенциально опасные ситуации для жизни и здоровья
Практика (5 часов): Планировать цели и пути самоизменения (РУУД)
Оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости (ПУУД). При работе в группе учитывать мнение товарищей (КУУД).
- Хочу вырасти интеллигентным человеком что для этого нужно? – 8 часов Теория (4) Познакомиться с понятиями «интеллигентный человек», «идеал». Участвовать в беседе. Моделировать ситуации, где необходимы согласие, взаимопомощь, личная ответственность.
Практика (4): Соотносить результат с целью и оценивать его (РУУД). Учиться моделировать новый образ на основе личного опыта (ПУУД) Учиться формулировать собственное понимание смысла текста сказки (КУУД)
- Хочу вырасти свободным человеком что для этого нужно? – 19 часов Теория (9 часов): Произносить заданную фразу с разными интонациями. Составлять устные сочинения на заданную тему. Участвовать в беседе о правах и обязанностях человека. Обсуждать описанные в тексте ситуации и строить предположения о том, как могут поступать герои
Практика (9 часов): Осознавать, что свобода не может быть безграничной (РУУД).
Учиться находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию ПУУД).
Осознавать необходимость признания и уважения прав других людей (КУУД)
- Итоговое занятие – 2 часа
Теория: Подведение итогов работы объединения за год.
Практика: Итоговая аттестация.
Методическое обеспечение образовательной программы Приёмы и методы организации занятий:
Портфолио, мозговой штурм, дискуссия, деловая/ролевая игра, метод проектов, метод личного примера, метод проб и ошибок, метод подбрасывания идей, метод вопросов, методы аналогий и ассоциаций, эмпатии, смекалки, метод функционального анализа, методы развития творческого воображения, методы синхронизации работы полушарий, беседа Формы проведения занятий: фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися; индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы; групповой – организация работы в группах; индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Формы организации занятия: беседа, встреча с интересными людьми, диспут, защита проектов, игра, лекция, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдение, практическое занятие, представление, презентация, тренинг, экскурсия; Педагогические технологии:
Групповая технология - организация активной самостоятельной работы на занятиях. Это работа в статической паре, объединяющей, учащихся сидящих за одной партой. Работа в динамической паре объединяющей, учащихся сидящих за соседними партами. При повторении изученного материала, позволяет в короткий срок опросить всю группу, при этом учащийся может побывать в роли учителя и в роли отвечающего, что само создает благоприятную обстановку на занятии.
Технология развивающего обучения, направленного на развитие личности учащегося, активности и самостоятельности в добывании знаний. Педагог вместе с учащимися участвует в формулировании теоретических положений, гипотез, версий, в обобщении при рассмотрении отдельных фактов в контексте общей картины событий или процессов. В развивающем обучении учащийся — полноценный субъект деятельности.
Алгоритм учебного занятия:
Дискуссия.
- Установочное сообщение, определение задач и временных рамок.
- Принятие правил дискуссионной работы.
- Деление на подгруппы и организация работы в подгруппах.
- Пленарное обсуждение (предъявление итогов групповой работы, вопросы на понимание, уточнение, развитие позиций).
- Подведение итогов (оценка образовательного эффекта, рефлексия и определение перспектив).
Дидактические материалы: раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, тесты и т.п. Техническое оснащение занятий:
▵ Помещение кабинета психолога, отопление и вентиляция соответствуют санитарно- эпидемиологическим правилам и нормам, а также нормам пожарной и электробезопасности, требованиям охраны воспитанников и работников. Кабинет расположен на втором этаже, имеет площадь 11,5 кв.м., наполняемость кабинета 6 человек (в соответствии с СанПиН 2.4.1. 3049-13)
▵ Помещение теплое, хорошо проветриваемое, имеет 1 большое окно. Температура воздуха в кабинете – от 20 до 22 С.
▵ Освещение в кабинете осуществляется при помощи ламп дневного света. Окна не имеют жалюзи, поэтому в дневное время психологические занятия, а также работа за компьютером осуществляется при прямом солнечном освещении.
▵ Условно кабинет педагога-психолога можно разделить на две зоны: зона релаксации и зона для проведения коррекционно-развивающих, подгрупповых и индивидуальных занятий
Информационное обеспечение Программы - аудио-, видео-, фото-, интернет источники
Список использованной литературы
нормативные документы
- Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение
Председателя Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-р).
- Методические рекомендации по привлечению учреждений дополнительного образования детей к реализации Федерального государственного образовательного стандарта (модель взаимодействия общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей) М.,2011 г.
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242)
- О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 093564).
- «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» Письмо Минобразования и науки РФ №06-1816 от 11.06.2006 г.
- «О направлениях программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях» Письмо Минобрнауки РФ от 13 мая 2013 г. № ИР-
352/09
- Об учете результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499).
- Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждениях Московской области (Инструктивное письмо Министерства образования Московской области от 26.08.2013 № 10825-13в/07).
- Общие требования к определению нормативных затрат на оказание государственных и муниципальных услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 22.09.2015 № 1040).
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. Приказом Министерства
образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008)
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41)
- ФЗ «Об Образовании» в Российской Федерации №273 ФЗ от 29.12.2012
- ФГОС основного общего образования (5-9 кл.) от 17.12.2010г. №1897.
Методическая и специальная литература
- Горячева, Е.Д. Профильное обучение как проблема управления развитием региональной системы образования / М.: 2005. – № 12.
- Зеер, Э.Ф. Профориентология: Теория и практика: учебное пособие / Э.Ф.Зеер,
А.М.Павлова, Н.О.Садовникова. М.: Академический проезд; Екатеринбург: Деловая книга, 2004.
- Климов В.А. «Психология профессионального самоопределения»; Ростов н/д; Феникс;
1996 4. Кухарчук, А.М. Психодиагностика в профессиональном самоопределении учащихся: пособие для классных руководителей, психологов, социальных педагогов общеобразовательных школ / Мн.: Бел. навука, 2000.
- Луцевич, Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению: от теории к практике / М.: 2006. - № 12.
- Немова, Н.В. Управление системой профильного обучения в школе / Н.В,Немова. – М.:“Сентябрь”. – 2006.
- Пальчик, Г.В. Организационно-управленческие аспекты профильного обучения:
результаты мониторинговых исследований / М.: 2007. - № 6.
- Резапкина, Г.В. Отбор в профильные классы / Г.В. Резапкина. – М.: Генезис, 2005.
- Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т., Т.1.: НИИ школьных технологий, 2006г.
- Тесты для выбирающих профессию / сост. А.М. Кухарчук, В.В. Лях, С.Г. Макарова. – Мн.: «Соврем. Слово», 2005.
- Хаткевич, О.А. Профессиональная ориентация учащихся / О.А. Хаткевич. – Мн.: ИООО «Красико-Принт», 2004.
- Хвостов, В. Предпрофильная подготовка и профессиональная ориентация должны идти одновременно / В.Хвостов // Директор школы. – 2006. - № 6 – с. 83-85.
- Чистякова С. Профессиональная ориентация школьников на этапе перехода к профильному обучению / C.Чистякова // Народное образование. – 2006. - № 9.
Информационные ресурсы:
http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/programma-po-proforientatsii-moi-vybor http://nveduga2411.narod.ru/prof_orient.htm
http://school-3312007.narod.ru/uhebn_pro_regim_proforientaciay.html
http://school347.ru/2011-02-24-19-00-51/34-2011-02-24-19-11-07/115-2011-02-24-19-07-00.html http://www.proforientator.ru/tests/po-demo/po-demo.php http://www.proforientator.ru/tests/po-demo/po-demo.php http://www.zhenskie-sekrety.ru/pages/testy/vybor-professii-t.htm
Литература, рекомендуемая для детей и родителей.
- Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032 -1 «О занятости населения в Российской Федерации».
- Кухарчук, А.М. Человек и его профессия: учебное пособие / А.М.Кухарчук. – Мн., Современное слово, 2006.
- Конвенция о правах ребенка.
- Конституция Российской Федерации.
- Прошицкая. Е.Н. Выбирайте профессию: учеб. пособие для ст. кл. сред. шк. / Е.Н.Прошицкая. – М.: Просвещение, 1991.
- Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27.09.1996 № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации».
- Резапкина, Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника / Г.В. Резапкина. – М.: Генезис, 2005.
- Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».