Нейропсихологическая диагностика и коррекция в условиях школы и сада.

Липницкая Ирина Леонидовна

Возможности выявления детей, нуждающихся в нейропсихологическом сопровождении, методом наблюдения. Варианты упражнений  для развития и коррекции различных функциональных зон.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагог – психолог, нейропсихолог Липницкая И.Л. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в условиях школы и сада

Слайд 2

Нейропсихологический подход Выделение сильных и слабых компонентов ВПФ ребенка Определение направлений развивающей работы Пути проведения развивающей работы Определение сложности заданий, адекватных возможностям ребенка Оказание помощи, адекватной по качеству и мере Контроль динамики выполнения заданий Мотивация

Слайд 3

Центральное место в нейропсихологическом подходе занимает знание того, какие зоны мозга работают, когда человек решает арифметическую задачу, пишет, читает, запоминает и припоминает, выполняет чертеж, узнает знакомые предметы и лица. Например , если ребенок неусидчив, отказывается от занятий в детском саду, испытывает трудности в овладении учебными навыками в школе, возможно предполагать, что имеются в разной степени выраженности функциональная несформированность либо отдельных звеньев психической деятельности, либо нарушение деятельности целых блоков мозга.

Слайд 4

Три структурно-функциональных блока мозга по А.Р. Лурия Энергетический блок Блок приема, переработки и хранения информации Блок программирования, регуляции и контроля сложных форм психической деятельности

Слайд 5

Первичное обследование Выявление сильных и слабых звеньев Построение прогноза развития Разработка стратегий коррекционно-развивающего воздействия

Слайд 6

Повторное обследование Полное (по завершению работы) Частичное (перед и после коррекции определенной функции)

Слайд 7

Исследования нейропсихологов подтверждают важное влияние на формирование интеллектуальной и эмоционально-личностной сферы подкорковых структур. В нейропсихологии принято выделять подкорковые образования в первый функциональный блок мозга, обеспечивающий энергетический тонус психической деятельности.

Слайд 8

Признаки дисфункции I блока Повышенная утомляемость; Низкий эмоциональный фон; Снижение мнестических функций; Колебания внимания; Гипер и гипо тонус; Сниженная работоспособность; Недостаточная сформированность речи; Эмоциональная лабильность.

Слайд 9

Работа с I блоком мозга Дыхательные упражнения; Массаж и самомассаж ; Растяжки, релаксации; Повышение мотивации; Дозировка заданий; Обеспечение отдыха; Смена видов деятельности; Смена произвольной и эмоциональной регуляции.

Слайд 10

Самое важное при коррекции первого блока – это соблюдение режима дня ! Сон : 3-5 лет 14 часов 5-12 лет 10-11 часов 12-18 лет 8,5-9,5 часов взрослые - 7,5-8,5 часов. Питание Бассейн (но не спортивная группа) или контрастный душ Спорт (но только в первой половине дня) Проветривания помещений Прогулки на свежем воздухе Аромотерапия и цветотерапия

Слайд 11

Блок приема, переработки и хранения информации Функции переработки кинестетической информации Функции переработки слуховой информации Функции переработки зрительной информации Функции переработки зрительно-пространственной информации

Слайд 12

Признаки дисфункции переработки кинестетической информации Проблемы право – лево; Плохое осознание тела; Негибкость; Дискоординация , неловкость; Частые падения; Часто сталкиваются с объектами, ударяются; Трудности определения границ (собственных, окружающих людей и пространства); Часто ломают вещи; Растягивают и крутят свою одежду; Трудности при подъеме и спуске с лестницы; Волочение ног во время ходьбы; Частое щелканье суставами пальцев; Не аккуратны при приеме пищи; Артикуляционные проблемы.

Слайд 13

Тактильная дисфункция Гиперчувствительность : Очень боятся щекотки; Не переносят прикосновений; Не любят объятий, поцелуев; Не любят пачкаться; Чувствительны к одежде; Тревожная агрессивность из-за ветра; Привередливость в еде; Не любят ходить босиком; Не любят мыться, расчесываться И т.д. Гипочувствительность : Низкий мышечный тонус; Размытая речь; Пониженная чувствительность вестибулярной системы; Плохая чувствительность к слабым прикосновениям и боли; Небрежность в одежде; Могут причинять боль другим людям или животным.

Слайд 14

Работа с кинестетической системой. Игра «Марионетка»; Массажи, самомассажи ; Гимнастика мозга; Мячики; Рисование на спине, ладонях; Повтори мое движение; Теневой театр; Пальчиковые гимнастики; Рисование; Вырезание; Макраме; Аппликации; Скакалки; Игры с бусами; Открывание и закрывание различных ёмкостей (банки, бутылки, коробки и пр.) Микадо; Разная мозаика; Крупы в разных ящичках; Волшебный мешочек И т.д.

Слайд 15

Слуховая система Снижение слухового восприятия связано не столько с недостаточностью сенсорной составляющей, сколько с недостаточностью слухового внимания. Правый висок воспринимает фоновые шумы и разбивает шум на ритмы, затем левый висок выделяет конкретные звуки, после чего левый висок и затылок формируют четкое слово, затем правая затылочная область дает образ на это слово, затем левый висок формирует метафоричность восприятия (символизм)…

Слайд 16

Признаки дисфункции слухового восприятия Ошибки фонематического восприятия; Снижение слухо-речевой памяти; Номинативная слабость.

Слайд 17

Работа со слуховой системой Неречевые составляющие Опознание звуков музыкальных инструментов; Различные шумящие коробочки (поиск пары с таким же звуком); Звуки природы; Бытовые шумы; Отстукивание ритмов; Различные колокольчики. Речевые составляющие Поймай звук; Увеличение словарного запаса; Игры в города, в слова, в снежный ком; Испорченный телефон; Родственные слова; Из большого слова составляем маленькие; Скрабл (эрудит, словодел )

Слайд 18

Работа со слуховым восприятием Цепочки слов из одинакового количества букв; Собери слово из рассыпанных букв; Словопрятки ; Я знаю пять…; Найди общий звук в словах; Кроссворды; Пересказы текстов; Ответы на вопросы по тексту И т.д.

Слайд 19

Зрительное восприятие Операции зрительного восприятия Кодирование Анализ Обработка Запечатление Опознание Категоризация Оценка значимости каждой конкретной ситуации.

Слайд 20

Признаки дисфункции зрительного восприятия Трудности перемещения фокуса (с доски на тетрадь, с объекта на объект); Трудности слежки за движущимся объектом; Потеря места чтения или письма; Ребенок забывает образ букв (например путает Н и К).

Слайд 21

Работа со зрительным восприятием Глазо-двигательные движения; Клевер; Слежение за объектом (в том числе восьмерки); Идентификация цвета; Поиск соответствий по цветам; Идентификация простых распространенных изображений; Расширение категорий (разнообразные игры по типу лото); Мемори ; Далее черно-белые категории (в том числе контуры); Найди по теме; Перечеркнутые изображения; Наложенные изображения (цветные, затем черно-белые); Недорисованные изображения; Разрезанные картинки (цветные, затем черно-белые); Кубики; И т.д.

Слайд 22

Зрительно-пространственное восприятие Эта система раньше всех начинает зреть и позже всех созревает  Третичная зона коры ( нижне-теменные отделы) Реализуется благодаря интегративной работе различных анализаторных систем.

Слайд 23

Признаки дисфункции зрительно-пространственного восприятия Несоблюдение единого размера букв в письменных работах; Трудности удержания строки; Трудности ориентации на листе; Недооценка расстояний; Трудности определения право-лево и направления движения.

Слайд 24

Работа со зрительно-пространственным восприятием Глазо-двигательные движения; Работа с мячами (любыми и любая); Игры с дотягиванием и схватыванием; Схема тела; Различные проприоцептивные игры; Твистер ; Перемещения по карте; Скульптуры; Собственные перемещения с озвучиванием; Шнуровки, узелки; Над, под, на, перед, за, ближе, дальше…; Классики; Конструирование ( лего , кубики и пр.); Тетрисы в кубиках; Муха, морской бой; Лабиринты, путанки ; Графические диктанты; Зеркальные рисунки; Временные последовательности И т.д.

Слайд 25

Блок программирования, регуляции и контроля сложных форм психической деятельности Произвольная регуляция деятельности Серийная организация движений и действий

Слайд 26

Компоненты управляющих функций Постановка, формирование целей; Подавление преждевременных реакций (сопротивление импульсивному поведению), тормозный контроль; Переключения (смена установки, когнитивная гибкость); Контроль за протеканием собственной деятельности (возможность избирательного внимания, длительное поддержание внимания, подавление реакций, отслеживание и разрешение конфликтов собственной деятельности); Рабочая память и её ёмкость; Планирование; Нахождение решений в ситуации неопределенности; Обновление информации и её мониторинг; Отслеживание ошибочных реакций; Формирование понятий; Аргументация; Поддержание ответа (действие соответственно выбранного ответа на ситуацию).

Слайд 27

Этапы созревания управляющих функций К 1 году формируется: избирательное внимание, поддержание внимания и подавление реакций; В 3-4 года: резко возрастает способность подавления импульсивных реакций; К 6 годам: возрастает способность сопротивления сильным побуждениям; В 6-8 лет: увеличиваются возможности тормозного контроля; В 10-12 лет: тормозный контроль развивается до максимума.

Слайд 28

Этапы созревания управляющих функций Переключения начинают улучшаться с 2,5 лет; С 7 до 9 лет наблюдается скачок (время реакции уменьшается, точность увеличивается) Планирование начинает заметно развиваться в 5-8 лет и развивается до взрослого возраста До 12 лет незрелость способности к предвиденью последствий собственных действий. Контроль : развитие улучшается к 12-14 годам, активно зреет до 16-18.

Слайд 29

Признаки дисфункции управляющих функций Гиперактивность ; Неусидчивость; Несдержанность; Импульсивность; Необдуманность действий; Неумение следовать правилам; + бывает: Замедленность; Вялость; недостаточная активность; Рассеянность.

Слайд 30

Работа с управляющими функциями Следим за усвоением инструкций; Любые игры по правилам (шашки, шахматы, карты, ходилки и др.); Игры по типу: «да» и «нет» не говори, съедобное – несъедобное; Муха, морской бой; Выполнение действий по речевой инструкции; Игры на внимание и память; Различные виды шифровок.

Слайд 31

Для рабочей памяти Что пропало? Что изменилось? В каком порядке было? Снежный ком с картинками; Придумывание историй с картинками; Мемори ; Повторение движений.

Слайд 32

Развитие возможностей анализа информации Описание предмета; Подбор предмета по признаку (назови все красное, мягкое, тяжелое); Рисование предметов объединенных общим признаком; Цепочка сходств; Подбор подходящих по смыслу слов; Составление рассказа по серии картинок.

Слайд 33

Развитие возможностей создание плана действий Любые стратегические игры; Перепутанные истории; Составление текста из разрезанных предложений; Умный робот; Рассказ последовательности действий, когда делаем что-то сложное (например бутерброд); Рисование по речевой инструкции; Графические диктанты; Спички с ширмой; Интеллектика А.Зака .

Слайд 34

Развитие возможностей контроля и самоконтроля Проговаривание действий вслух; Игры – корректоры (исправление ошибок в словах, текстах, рисунках и т.д.)

Слайд 35

Преодоление импульсивных реакций Проговаривание; Обучение системе тайм-аутов; Просим осознанно подавлять повторяющиеся реакции; Игры: кошки-мышки, прилетела сова, молчанки, гляделки, море волнуется; Рефлексия (для более старшего возраста).

Слайд 36

Для поддержания распределения внимания Школа внимания Н.М. Пылаевой и Т.В. Ахутиной ; Школа умножения Н.М. Пылаевой и Т.В. Ахутиной ; Корректурные пробы.

Слайд 37

Признаки дисфункции серийной организации движений и действий Сложности при выполнении незнакомых движений; Предпочтение знакомой двигательной активности; Трудности письма; Трудности составление рассказов или описание картин.

Слайд 38

Работа с серийной организацией движений и действий Танцы; Игра на музыкальных инструментах; Восточные единоборства; Прыжки со скакалкой (разные); Резиночки ; Игры с мячом; Ритмические аплодисменты; вязание, вышивка; Удержание ритма и темпа в условиях помех; Скороговорки И т.п.

Слайд 39

Основная стратегия нейропсихолога «Выращивание» слабого звена при опоре на сильные звенья в процессе специально организованной совместной деятельности обучаемого и обучающего

Слайд 40

Отставание в развитии одного из компонентов влечет за собой системные изменения и компенсаторные перестройки в работе всей системы! Обычно более слабые звенья функциональной системы компенсируются более сильными, НО при выраженной неравномерности такого не происходит, что ведет к затруднению в адаптации к школьным требованиям и овладении учебной программой.

Слайд 41

Список литературы: 1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / Под ред. Л.С. Цветковой. М., 2001 . 2. Архипов Б.А., Воробьева Е.А., Семенович A.B., Назарова Л.С Шегай В.М. Комплексная методика психомоторной коррекции. М 1998 . 3. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5—7 лет. М., 1997. 4. Деннисон П., Деннисон Г . Программа «Гимнастика мозга». Часть 1 и 2 Пер. СМ. Масгутовой . М., 1997 . 5. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. СПб.. 2001 . 6. Корнев А.Н. Дислекция и дисграфия у детей. СПб., 1995. 7. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб., 1997 8. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети нсйропсихологичсская диагностика трудностей в обучении младших школьников. М., 1997 . 9. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М., 1969. 10. ЛурияА.Р . Основы нейропсихологии. М., 1973. 11. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2001. 12. Семенович A.B. Пространственные представления при отклоняющемся развитии. М., 1998. 13. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М., 2000. 14. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. М., 2001. 15. Сиротюк АЛ. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. — М.: ТЦ Сфера, 2003. 12. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. М., 1997. 13. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М., 2000. 13. Хомская Е.Ж. Нейропсихология. М., 1987.

Слайд 42

Спасибо за внимание!