Нейропсихологическая диагностика и коррекция в условиях школы и сада.
Возможности выявления детей, нуждающихся в нейропсихологическом сопровождении, методом наблюдения. Варианты упражнений для развития и коррекции различных функциональных зон.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
нейропсихологическая диагностика в условиях школы и сада | 154.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нейропсихологический подход Выделение сильных и слабых компонентов ВПФ ребенка Определение направлений развивающей работы Пути проведения развивающей работы Определение сложности заданий, адекватных возможностям ребенка Оказание помощи, адекватной по качеству и мере Контроль динамики выполнения заданий Мотивация
Центральное место в нейропсихологическом подходе занимает знание того, какие зоны мозга работают, когда человек решает арифметическую задачу, пишет, читает, запоминает и припоминает, выполняет чертеж, узнает знакомые предметы и лица. Например , если ребенок неусидчив, отказывается от занятий в детском саду, испытывает трудности в овладении учебными навыками в школе, возможно предполагать, что имеются в разной степени выраженности функциональная несформированность либо отдельных звеньев психической деятельности, либо нарушение деятельности целых блоков мозга.
Три структурно-функциональных блока мозга по А.Р. Лурия Энергетический блок Блок приема, переработки и хранения информации Блок программирования, регуляции и контроля сложных форм психической деятельности
Первичное обследование Выявление сильных и слабых звеньев Построение прогноза развития Разработка стратегий коррекционно-развивающего воздействия
Повторное обследование Полное (по завершению работы) Частичное (перед и после коррекции определенной функции)
Исследования нейропсихологов подтверждают важное влияние на формирование интеллектуальной и эмоционально-личностной сферы подкорковых структур. В нейропсихологии принято выделять подкорковые образования в первый функциональный блок мозга, обеспечивающий энергетический тонус психической деятельности.
Признаки дисфункции I блока Повышенная утомляемость; Низкий эмоциональный фон; Снижение мнестических функций; Колебания внимания; Гипер и гипо тонус; Сниженная работоспособность; Недостаточная сформированность речи; Эмоциональная лабильность.
Работа с I блоком мозга Дыхательные упражнения; Массаж и самомассаж ; Растяжки, релаксации; Повышение мотивации; Дозировка заданий; Обеспечение отдыха; Смена видов деятельности; Смена произвольной и эмоциональной регуляции.
Самое важное при коррекции первого блока – это соблюдение режима дня ! Сон : 3-5 лет 14 часов 5-12 лет 10-11 часов 12-18 лет 8,5-9,5 часов взрослые - 7,5-8,5 часов. Питание Бассейн (но не спортивная группа) или контрастный душ Спорт (но только в первой половине дня) Проветривания помещений Прогулки на свежем воздухе Аромотерапия и цветотерапия
Блок приема, переработки и хранения информации Функции переработки кинестетической информации Функции переработки слуховой информации Функции переработки зрительной информации Функции переработки зрительно-пространственной информации
Признаки дисфункции переработки кинестетической информации Проблемы право – лево; Плохое осознание тела; Негибкость; Дискоординация , неловкость; Частые падения; Часто сталкиваются с объектами, ударяются; Трудности определения границ (собственных, окружающих людей и пространства); Часто ломают вещи; Растягивают и крутят свою одежду; Трудности при подъеме и спуске с лестницы; Волочение ног во время ходьбы; Частое щелканье суставами пальцев; Не аккуратны при приеме пищи; Артикуляционные проблемы.
Тактильная дисфункция Гиперчувствительность : Очень боятся щекотки; Не переносят прикосновений; Не любят объятий, поцелуев; Не любят пачкаться; Чувствительны к одежде; Тревожная агрессивность из-за ветра; Привередливость в еде; Не любят ходить босиком; Не любят мыться, расчесываться И т.д. Гипочувствительность : Низкий мышечный тонус; Размытая речь; Пониженная чувствительность вестибулярной системы; Плохая чувствительность к слабым прикосновениям и боли; Небрежность в одежде; Могут причинять боль другим людям или животным.
Работа с кинестетической системой. Игра «Марионетка»; Массажи, самомассажи ; Гимнастика мозга; Мячики; Рисование на спине, ладонях; Повтори мое движение; Теневой театр; Пальчиковые гимнастики; Рисование; Вырезание; Макраме; Аппликации; Скакалки; Игры с бусами; Открывание и закрывание различных ёмкостей (банки, бутылки, коробки и пр.) Микадо; Разная мозаика; Крупы в разных ящичках; Волшебный мешочек И т.д.
Слуховая система Снижение слухового восприятия связано не столько с недостаточностью сенсорной составляющей, сколько с недостаточностью слухового внимания. Правый висок воспринимает фоновые шумы и разбивает шум на ритмы, затем левый висок выделяет конкретные звуки, после чего левый висок и затылок формируют четкое слово, затем правая затылочная область дает образ на это слово, затем левый висок формирует метафоричность восприятия (символизм)…
Признаки дисфункции слухового восприятия Ошибки фонематического восприятия; Снижение слухо-речевой памяти; Номинативная слабость.
Работа со слуховой системой Неречевые составляющие Опознание звуков музыкальных инструментов; Различные шумящие коробочки (поиск пары с таким же звуком); Звуки природы; Бытовые шумы; Отстукивание ритмов; Различные колокольчики. Речевые составляющие Поймай звук; Увеличение словарного запаса; Игры в города, в слова, в снежный ком; Испорченный телефон; Родственные слова; Из большого слова составляем маленькие; Скрабл (эрудит, словодел )
Работа со слуховым восприятием Цепочки слов из одинакового количества букв; Собери слово из рассыпанных букв; Словопрятки ; Я знаю пять…; Найди общий звук в словах; Кроссворды; Пересказы текстов; Ответы на вопросы по тексту И т.д.
Зрительное восприятие Операции зрительного восприятия Кодирование Анализ Обработка Запечатление Опознание Категоризация Оценка значимости каждой конкретной ситуации.
Признаки дисфункции зрительного восприятия Трудности перемещения фокуса (с доски на тетрадь, с объекта на объект); Трудности слежки за движущимся объектом; Потеря места чтения или письма; Ребенок забывает образ букв (например путает Н и К).
Работа со зрительным восприятием Глазо-двигательные движения; Клевер; Слежение за объектом (в том числе восьмерки); Идентификация цвета; Поиск соответствий по цветам; Идентификация простых распространенных изображений; Расширение категорий (разнообразные игры по типу лото); Мемори ; Далее черно-белые категории (в том числе контуры); Найди по теме; Перечеркнутые изображения; Наложенные изображения (цветные, затем черно-белые); Недорисованные изображения; Разрезанные картинки (цветные, затем черно-белые); Кубики; И т.д.
Зрительно-пространственное восприятие Эта система раньше всех начинает зреть и позже всех созревает Третичная зона коры ( нижне-теменные отделы) Реализуется благодаря интегративной работе различных анализаторных систем.
Признаки дисфункции зрительно-пространственного восприятия Несоблюдение единого размера букв в письменных работах; Трудности удержания строки; Трудности ориентации на листе; Недооценка расстояний; Трудности определения право-лево и направления движения.
Работа со зрительно-пространственным восприятием Глазо-двигательные движения; Работа с мячами (любыми и любая); Игры с дотягиванием и схватыванием; Схема тела; Различные проприоцептивные игры; Твистер ; Перемещения по карте; Скульптуры; Собственные перемещения с озвучиванием; Шнуровки, узелки; Над, под, на, перед, за, ближе, дальше…; Классики; Конструирование ( лего , кубики и пр.); Тетрисы в кубиках; Муха, морской бой; Лабиринты, путанки ; Графические диктанты; Зеркальные рисунки; Временные последовательности И т.д.
Блок программирования, регуляции и контроля сложных форм психической деятельности Произвольная регуляция деятельности Серийная организация движений и действий
Компоненты управляющих функций Постановка, формирование целей; Подавление преждевременных реакций (сопротивление импульсивному поведению), тормозный контроль; Переключения (смена установки, когнитивная гибкость); Контроль за протеканием собственной деятельности (возможность избирательного внимания, длительное поддержание внимания, подавление реакций, отслеживание и разрешение конфликтов собственной деятельности); Рабочая память и её ёмкость; Планирование; Нахождение решений в ситуации неопределенности; Обновление информации и её мониторинг; Отслеживание ошибочных реакций; Формирование понятий; Аргументация; Поддержание ответа (действие соответственно выбранного ответа на ситуацию).
Этапы созревания управляющих функций К 1 году формируется: избирательное внимание, поддержание внимания и подавление реакций; В 3-4 года: резко возрастает способность подавления импульсивных реакций; К 6 годам: возрастает способность сопротивления сильным побуждениям; В 6-8 лет: увеличиваются возможности тормозного контроля; В 10-12 лет: тормозный контроль развивается до максимума.
Этапы созревания управляющих функций Переключения начинают улучшаться с 2,5 лет; С 7 до 9 лет наблюдается скачок (время реакции уменьшается, точность увеличивается) Планирование начинает заметно развиваться в 5-8 лет и развивается до взрослого возраста До 12 лет незрелость способности к предвиденью последствий собственных действий. Контроль : развитие улучшается к 12-14 годам, активно зреет до 16-18.
Признаки дисфункции управляющих функций Гиперактивность ; Неусидчивость; Несдержанность; Импульсивность; Необдуманность действий; Неумение следовать правилам; + бывает: Замедленность; Вялость; недостаточная активность; Рассеянность.
Работа с управляющими функциями Следим за усвоением инструкций; Любые игры по правилам (шашки, шахматы, карты, ходилки и др.); Игры по типу: «да» и «нет» не говори, съедобное – несъедобное; Муха, морской бой; Выполнение действий по речевой инструкции; Игры на внимание и память; Различные виды шифровок.
Для рабочей памяти Что пропало? Что изменилось? В каком порядке было? Снежный ком с картинками; Придумывание историй с картинками; Мемори ; Повторение движений.
Развитие возможностей анализа информации Описание предмета; Подбор предмета по признаку (назови все красное, мягкое, тяжелое); Рисование предметов объединенных общим признаком; Цепочка сходств; Подбор подходящих по смыслу слов; Составление рассказа по серии картинок.
Развитие возможностей создание плана действий Любые стратегические игры; Перепутанные истории; Составление текста из разрезанных предложений; Умный робот; Рассказ последовательности действий, когда делаем что-то сложное (например бутерброд); Рисование по речевой инструкции; Графические диктанты; Спички с ширмой; Интеллектика А.Зака .
Развитие возможностей контроля и самоконтроля Проговаривание действий вслух; Игры – корректоры (исправление ошибок в словах, текстах, рисунках и т.д.)
Преодоление импульсивных реакций Проговаривание; Обучение системе тайм-аутов; Просим осознанно подавлять повторяющиеся реакции; Игры: кошки-мышки, прилетела сова, молчанки, гляделки, море волнуется; Рефлексия (для более старшего возраста).
Для поддержания распределения внимания Школа внимания Н.М. Пылаевой и Т.В. Ахутиной ; Школа умножения Н.М. Пылаевой и Т.В. Ахутиной ; Корректурные пробы.
Признаки дисфункции серийной организации движений и действий Сложности при выполнении незнакомых движений; Предпочтение знакомой двигательной активности; Трудности письма; Трудности составление рассказов или описание картин.
Работа с серийной организацией движений и действий Танцы; Игра на музыкальных инструментах; Восточные единоборства; Прыжки со скакалкой (разные); Резиночки ; Игры с мячом; Ритмические аплодисменты; вязание, вышивка; Удержание ритма и темпа в условиях помех; Скороговорки И т.п.
Основная стратегия нейропсихолога «Выращивание» слабого звена при опоре на сильные звенья в процессе специально организованной совместной деятельности обучаемого и обучающего
Отставание в развитии одного из компонентов влечет за собой системные изменения и компенсаторные перестройки в работе всей системы! Обычно более слабые звенья функциональной системы компенсируются более сильными, НО при выраженной неравномерности такого не происходит, что ведет к затруднению в адаптации к школьным требованиям и овладении учебной программой.
Список литературы: 1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / Под ред. Л.С. Цветковой. М., 2001 . 2. Архипов Б.А., Воробьева Е.А., Семенович A.B., Назарова Л.С Шегай В.М. Комплексная методика психомоторной коррекции. М 1998 . 3. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5—7 лет. М., 1997. 4. Деннисон П., Деннисон Г . Программа «Гимнастика мозга». Часть 1 и 2 Пер. СМ. Масгутовой . М., 1997 . 5. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. СПб.. 2001 . 6. Корнев А.Н. Дислекция и дисграфия у детей. СПб., 1995. 7. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб., 1997 8. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети нсйропсихологичсская диагностика трудностей в обучении младших школьников. М., 1997 . 9. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М., 1969. 10. ЛурияА.Р . Основы нейропсихологии. М., 1973. 11. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2001. 12. Семенович A.B. Пространственные представления при отклоняющемся развитии. М., 1998. 13. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М., 2000. 14. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. М., 2001. 15. Сиротюк АЛ. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. — М.: ТЦ Сфера, 2003. 12. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. М., 1997. 13. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М., 2000. 13. Хомская Е.Ж. Нейропсихология. М., 1987.
Спасибо за внимание!