памятка для педагогов
памятка для педагогов в период адаптации детей к детскому саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_dlya_pedagogov_v_period_adaptatsii_k_detskomu_sadu.docx | 54.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Самое главное для воспитателя – завоевать доверие малыша. Нужно
дать ему почувствовать, что его понимают и принимают таким, какой он есть. Для того,
чтобы лучше понять ребенка, воспитателю нужно самому почаще вспоминать свой
детский опыт разлуки с близкими, свои переживания и страхи. Это поможет с большим
терпением переносить усталость или раздражение от постоянно плачущего и
цепляющегося за одежду ребенка.
Что можно сделать, если ребенок не отпускает воспитателя от себя, постоянно зовет
маму?
1. Не игнорируйте слова ребенка. Когда он без конца повторяет “мама придет”, - он на
самом деле не уверен в этом, он боится, что мама никогда не придет и ищет у взрослого
подтверждения своего самого большого желания. Поэтому на каждый подобный запрос
ребенка отвечайте утвердительно, помогая ему поверить в то, что он вскоре увидит свою
маму.
2.Ободрив малыша, постарайтесь переключить его внимание на игрушки, обойдите
вместе с ним комнату, рассмотрите, что в ней находится. Если ребенок заинтересуется
какой-нибудь игрушкой, вместе поиграйте с ней, а затем попробуйте оставить его
ненадолго одного, объяснив, например, что вам нужно помыть руки, и пообещайте быстро
вернуться. Уйдите на несколько минут, а затем вернитесь к ребенку. Он будет учиться
понимать, что вы всегда рядом.
3. Если ребенок продолжает постоянно следовать за вами, подключите его к своим
делам. Посадите рядом с собой на стульчик, если вы моете посуду, попросите помочь
убрать игрушки, предложите принести книжку, чтобы почитать ее вместе с другими
детьми и пр. Поступая таким образом, вы установите некоторую дистанцию между собой
и ребенком и в то же время будете вместе с ним.
4. Уделяйте внимание не только тем детям, которые явно требуют его, но и тем, кто
на первый взгляд чувствует себя спокойно. Не оставляйте ребенка безучастным.
Равнодушие, апатия – один из признаков психологического дискомфорта, неблагополучия
в эмоциональной сфере. Если ребенок безучастно смотрит по сторонам, прижав к себе
игрушку, и отказывается играть, начните играть сами неподалеку от него. Лучше всего,
если это будет сюжетная игра, по ходу которой вы можете придумывать диалоги
персонажей, иногда обращаясь к ребенку и постепенно втягивая его в игру. Такую игру
можно развернуть с кем-нибудь из хорошо играющих детей. Может быть, такая игра
больше заинтересует малыша.
5. Не забывайте поиграть с ребенком в эмоциональные игры, такие как “сорока-
ворона”, “догонялки”, “прятки”. Игра в прятки имеет особое значение для детей раннего
возраста, выполняет определенную дидактическую функцию. Она позволяет ребенку
упражняться в освоении таких явлений, как исчезновение и появление, что может
облегчить ему ожидание прихода мамы или папы.
• Организуйте с малышом интересные, успокаивающие занятия с водой, песком,
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 158 города Тюмени
Памятка для педагогов младших групп в период адаптации к детскому саду.
Педагог-психолог Батищева Елена Ярославовна
6.Организуйте такие же игры между несколькими детьми. Вы будете по-прежнему в
центре ситуации, но с вашей помощью дети смогут весело поиграть друг с другом.
7. Во время режимных процедур следует учитывать индивидуальные особенности
детей, их привычки и предпочтения. Например, если ребенок привык дома, перед тем
как заснуть, слушать колыбельную, спойте ее,
погладьте его.
8.Организуйте с малышом интересные, успокаивающие занятия с водой, песком,
сюжетные игры, рисование пальцами на больших листах бумаги, с помощью настольного
театра покажите ему сценки из сказки и пр.
9.Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в
детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать
атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней
почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация.
Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно “одомашнить” группу.
Успокаивающе действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют
большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их
успокаивающее и расслабляющее действие.
Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации
потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым.
10.Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках
взрослого дают ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться.
Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время
была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе “семейный” альбом с фотографиями
всех детей группы и родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть
своих близких и уже не так тосковать вдали от дома.
11.Организовать работу с родителями, которую желательно начать еще до
поступления ребенка в детский сад.
Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей
и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и
детском саду.
Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка
только на прогулку — так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми.
Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю
прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за
детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит приводить ребенка в группу
позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей
при расставании с мамами.
Задача воспитателя — успокоить, прежде всего, взрослых: пригласить их
осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем
ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить,
как облегчить период адаптации.
В свою очередь, родители должны внимательно прислушиваться к советам
педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если
ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и
воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.