памятка для педагогов

Батищева Елена Ярославовна

памятка для педагогов в период адаптации детей к детскому саду

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Самое главное для воспитателя – завоевать доверие малыша. Нужно

дать ему почувствовать, что его понимают и принимают таким, какой он есть. Для того,

чтобы лучше понять ребенка, воспитателю нужно самому почаще вспоминать свой

детский опыт разлуки с близкими, свои переживания и страхи. Это поможет с большим

терпением переносить усталость или раздражение от постоянно плачущего и

цепляющегося за одежду ребенка.

Что можно сделать, если ребенок не отпускает воспитателя от себя, постоянно зовет

маму?

1. Не игнорируйте слова ребенка. Когда он без конца повторяет “мама придет”, - он на

самом деле не уверен в этом, он боится, что мама никогда не придет и ищет у взрослого

подтверждения своего самого большого желания. Поэтому на каждый подобный запрос

ребенка отвечайте утвердительно, помогая ему поверить в то, что он вскоре увидит свою

маму.

2.Ободрив малыша, постарайтесь переключить его внимание на игрушки, обойдите

вместе с ним комнату, рассмотрите, что в ней находится. Если ребенок заинтересуется

какой-нибудь игрушкой, вместе поиграйте с ней, а затем попробуйте оставить его

ненадолго одного, объяснив, например, что вам нужно помыть руки, и пообещайте быстро

вернуться. Уйдите на несколько минут, а затем вернитесь к ребенку. Он будет учиться

понимать, что вы всегда рядом.

3. Если ребенок продолжает постоянно следовать за вами, подключите его к своим

делам. Посадите рядом с собой на стульчик, если вы моете посуду, попросите помочь

убрать игрушки, предложите принести книжку, чтобы почитать ее вместе с другими

детьми и пр. Поступая таким образом, вы установите некоторую дистанцию между собой

и ребенком и в то же время будете вместе с ним.

4. Уделяйте внимание не только тем детям, которые явно требуют его, но и тем, кто

на первый взгляд чувствует себя спокойно. Не оставляйте ребенка безучастным.

Равнодушие, апатия – один из признаков психологического дискомфорта, неблагополучия

в эмоциональной сфере. Если ребенок безучастно смотрит по сторонам, прижав к себе

игрушку, и отказывается играть, начните играть сами неподалеку от него. Лучше всего,

если это будет сюжетная игра, по ходу которой вы можете придумывать диалоги

персонажей, иногда обращаясь к ребенку и постепенно втягивая его в игру. Такую игру

можно развернуть с кем-нибудь из хорошо играющих детей. Может быть, такая игра

больше заинтересует малыша.

5. Не забывайте поиграть с ребенком в эмоциональные игры, такие как “сорока-

ворона”, “догонялки”, “прятки”. Игра в прятки имеет особое значение для детей раннего

возраста, выполняет определенную дидактическую функцию. Она позволяет ребенку

упражняться в освоении таких явлений, как исчезновение и появление, что может

облегчить ему ожидание прихода мамы или папы.

• Организуйте с малышом интересные, успокаивающие занятия с водой, песком,

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 158 города Тюмени

 Памятка для педагогов младших групп в период адаптации к детскому саду.

i-love-you-so-much-mom-moments-heart-girl-8Qlc.jpg

Педагог-психолог Батищева Елена Ярославовна

6.Организуйте такие же игры между несколькими детьми. Вы будете по-прежнему в

центре ситуации, но с вашей помощью дети смогут весело поиграть друг с другом.

7. Во время режимных процедур следует учитывать индивидуальные особенности

детей, их привычки и предпочтения. Например, если ребенок привык дома, перед тем

как заснуть, слушать колыбельную, спойте ее,

погладьте его.

8.Организуйте с малышом интересные, успокаивающие занятия с водой, песком,

сюжетные игры, рисование пальцами на больших листах бумаги, с помощью настольного

театра покажите ему сценки из сказки и пр.

9.Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в

детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать

атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней

почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация.

Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно “одомашнить” группу.

Успокаивающе  действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют

большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их

успокаивающее и расслабляющее действие.

Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации

потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым.

10.Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках

взрослого дают ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться.

Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время

была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе “семейный” альбом с фотографиями

всех детей группы и родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть

своих близких и уже не так тосковать вдали от дома.

11.Организовать работу с родителями, которую желательно начать еще до

поступления ребенка в детский сад.

Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей

и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и

детском саду.

Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка

только на прогулку — так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми.

Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю

прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за

детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит приводить ребенка в группу

позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей

при расставании с мамами.

Задача воспитателя — успокоить, прежде всего, взрослых: пригласить их

осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем

ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить,

как облегчить период адаптации.

В свою очередь, родители должны внимательно прислушиваться к советам

педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если

ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и

воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.