памятка для родителей

Батищева Елена Ярославовна

памятка для родителей развитие любознательности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_lyuboznatelnost.docx127.27 КБ

Предварительный просмотр:

Любознательность: от  игр до безделья

Специалисты считают любознательность признаком готовности ребенка к школе. Она формируется на основе любопытства и особенно ярко проявляется в среднем дошкольном возрасте, когда ребенок буквально «засыпает» взрослых разными вопросами. Пик любознательности приходится на два периода — старший дошкольный (5-7 лет) и младший подростковый возраст (11-13 лет).

Эта черта развивается, в первую очередь, в семье, поэтому задача родителей — сформировать среду для проявления любознательности. Вот что можно сделать.

  1. В раннем возрасте (до 3 лет) обеспечьте большое разнообразие предметной деятельности, например, играйте с разными материалами.
  2. Детям от 3 до 7 лет создавайте разнообразные условия для игр — сюжетно-ролевых, интеллектуальных и так далее.
  3. Отвечайте на вопросы ребенка, читайте книги по интересам.
  4. Хвалите малыша за то, что он узнал что-то новое.
  5. Создавайте впечатления. Поездки, общение, мероприятия — все это расширяет кругозор и дает пищу для проявления любопытства.
  6. Следите за наличием достаточного количества физической нагрузки и свежего воздуха — это базовое условие для развития ребенка в любой сфере.
  7. Оставляйте время на «безделье». Перенасыщенность учебой и впечатлениями, слишком плотный график тоже может притуплять интеллектуальную деятельность и желание развиваться.

Как сформировать мотивацию

Мотивация — основа самостоятельной деятельности. Разберемся, как она устроена и как ею управлять.

Физиологические аспекты мотивации

Дофамин — это нейромедиатор, который помогает фокусироваться на цели. Мозг вырабатывает его в ответ на удовольствие. Задача родителей — создать такую систему поощрений, чтобы опыт учебной деятельности был связан с положительными эмоциями.

С другой стороны, родителям стоит научить ребенка получать дофамин в результате

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 158 города Тюмени

Как развивать любознательность  и мотивацию у детей

474517.jpg

Педагог-психолог Батищева Елена Ярославовна

интеллектуальной деятельности, а не только за счет потребления мультиков и сладкого. Например, предложите ребенку сыграть в классную настольную игру в выходные, прочитать интересную книгу, накопить на какую-то вещь. Цель — растянуть промежуток времени между появлением желания и получением желаемого. Постепенно заполняйте это время действиями, направленными на достижение цели. Поначалу помогите ребенку осознать, какие шаги нужно сделать. Сформулируйте их вместе, расскажите, что такое гибкое планирование, празднуйте успехи и достижения.

Психологические аспекты мотивации

Согласно пирамиде Маслоу познавательные потребности у человека стоят лишь на пятом уровне из семи. Это означает, прежде чем развивать у ребенка навык самостоятельного обучения, сначала необходимо понять, в какой степени у него удовлетворены потребности первых четырех уровней — физиологические, потребности в безопасности, любви и уважении. Перед тем как сесть за учебники, спросите, не хочет ли ребенок пить, не жарко ли ему? Поразмышляйте, достаточно ли физической нагрузки в его жизни, чувствует ли он себя в безопасности дома? Уважают ли ребенка в семье и в школе? Нет ли критики, одобряют ли его, признают ли его достижения? Это базис, необходимый для достижения успехов в учебе. Удовлетворение потребностей первых четырех уровней пирамиды Маслоу заложит фундамент на всю жизнь: у ребенка всегда будет способность и мотивация.  Приемы, которые помогут детям стать организованнее и самостоятельнее.

  1. Родителям нужно четко определить границы и зоны ответственности ребенка в сфере учебы, то есть понять, что школьник должен делать самостоятельно и когда может рассчитывать на вашу помощь. Например, он сам, без вашего присутствия читает задание, старается его понять и начинает делать. Если не получается, формулирует конкретные вопросы. И уже их задает вам. Получив ответ, продолжает работу самостоятельно.
  2. Для начала объясните ребенку, зачем вообще учиться, почему нужно уметь делать это самостоятельно и какие выгоды принесет обучение. Вы можете прийти к подобному соглашению: если ребенок делает уроки сам, вы расширяете зону ответственности и в других областях — он сам сможет ходить в магазин, выбрать, где проведет с семьей выходные, или что-то еще.
  3. Признайте право ребенка на выбор, и одновременно с этим расскажите о возможных последствиях. ! !До наступления подросткового возраста контролируйте режим дня — сон, питание, физические нагрузки. Проследите, чтобы школьник вовремя ложился спать, даже если уроки не готовы. Недостаток сна «разбалтывает» нервную систему, и ребенку будет не до знаний.