ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И КОМФОРТНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 22.54 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И КОМФОРТНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ.
Педагог-психолог Е.В. Ахмадеева (в соавторстве)
Аңдатпа. Білім беру ортасының әлеуметтік-психологиялық қауіпсіздігі және балалардың жайлы өмір сүруін қамтамасыз ету білім беру мекемесі қызметінің тиімділігінің міндетті шарты және критерийлерінің бірі, сондай-ақ осы ортаны жобалау үшін құралдарды әзірлеу қажеттілігі болып табылады.
Аннотация. Cоциально-психологическая безопасность образовательной среды и обеспечение комфортной жизнедеятельности детей становится обязательным условием и одним из критериев эффективности деятельности образовательного учреждения, а также потребность разработки инструментария для проектирования этой среды.
Аbstract. Socio-psychological safety of the educational environment and comfortable life of children is becoming a prerequisite and one of the criteria for the effective the work of an educational institution, as well as the need to develop tools for designing this environment
Кілт сөздер: әлеуметтік-психологиялық қауіпсіздік, өмірлік қиын жағдай, дамудың жеке траекториясы.
Ключевые слова: социально-психологическая безопасность, трудная жизненная ситуация, индивидуальная траектория развития.
Key words: socio-psychological safety, difficult life situation, individual trajectory of development.
ӨМІРЛІК ҚИЫН ЖАҒДАЙҒА ТАП БОЛҒАН БАЛАЛАРДЫҢ ӘЛЕУМЕТТІК-ПСИХОЛОГИЯЛЫҚ ҚАУІПСІЗДІГІН ЖӘНЕ ЖАЙЛЫ ӨМІР СҮРУІН ҚАМТАМАСЫЗ ЕТУ.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И КОМФОРТНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ.
ENSURING SOCIO-PSYCHOLOGICAL SAFETY AND COMFORTABLE LIFE FOR CHILDREN IN DIFFICULT LIFE SITUATIONS.
Обеспечение для всех детей благоприятных условий жизни, развития, воспитания и получения образования на ряду с их защитой от насилия и жестокого обращения является одной из главных задач социальной политики Республики Казахстан. На образовательные учреждения ложится ответственность за проработку и устранение проблем, которые позволят сохранить психологическое здоровье детей, создать комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую высокое качественное образование, духовно-нравственное воспитание и развитие, а также гарантирующую охрану и укрепление физического и социального здоровья воспитанников.
В процессе воспитания детей, попавших в трудную жизненную ситуацию педагогам необходимо уделять внимание формированию умений выявлять риски (в том числе, с информационной, социальной средой и сохранением психически здоровой личности) и оценивать вероятности их реализации, масштаб последствий, определять максимально возможный убыток; выбирать пути управления риском, разрабатывать стратегии для снижения вероятности реализации риска и минимизации возможных негативных последствий; реализовывать риск-стратегии и оценивать их результаты.
Главной задачей при обеспечении комфортного пребывания ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию в учреждении, является изменение его внутреннего мироощущения и форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Важно дать понять детям, что они нужны и что их любят.
При конструировании комфортной, безопасной образовательной среды в учреждении для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации необходимо учитывать, как вопросы обеспечения безопасности, так и реализацию задач индивидуализации образования.
Одной из основных технологий, применяемых в ходе обеспечения комфортных условий, реализации сопровождения воспитанников, является технология составления и реализации индивидуального плана развития и жизнеустройства воспитанника (далее ИПРиЖ)
Данная технология считается базовым компонентом сопровождения. ИПРиЖ – это персональный путь развития, жизнеустройства ребёнка, оставшегося без попечения родителей, целью его является обеспечение и защита прав и законных интересов, в том числе право жить и воспитываться в семье, социальная адаптация в обществе.
Педагогическим коллективом образовательного учреждения для раннего выявления и предотвращения негативных факторов разработан автоматизированный инструментарий, способствующий:
1. Процессу быстрого реагирования специалистов психолого-педагогического сопровождения на индивидуальные проблемы и западающие зоны ребенка.
2. Раннему выявление детей «группы риска».
3. Увеличению оперативности решения встающих задач, за счет автоматизации воспитательного процесса.
4. Повышению уровня квалификации педагогов и специалистов, сокращению бумажного документооборота.
Данный инструментарий для раннего выявления детей «группы риска» представляет собой автоматизированную таблицу с общим удалённым доступом посредством сети интернет. Вход осуществляется с помощью облачного хранилища Google Drive. Каждый педагог имеет персональную учётную запись Google, с помощью которой предоставляется индивидуальный доступ к таблице, которая имеется у каждой группы в учреждении. При выявлении конфликтных ситуаций в группе, педагог вносит отметку о происшествии в соответствии с заданными критериями с последующим комментарием. Вся информация собирается в специальной таблице сбора данных. Данный способ позволяет просматривать результаты специалистам в реальном времени и проводить на основе автоматизированных данных анализ. Опираясь на данные результаты, специалисты строят процесс сопровождения и коррекционную работу.
Для создания комфортной обучающей среды, для устранения недостатков развития детей и профессиональной поддержки всех специалистов образовательного учреждения, помощь детям по овладению знаниями и принятыми нормами поведения, педагогами образовательного учреждения используются технологии:
Индивидуальная карта развития дошкольника для детей, имеющих трудности в освоении Типовой учебной программы дошкольного воспитания и образования, а также в силу недостаточного развития познавательных процессов. Данная карта заполняется после каждого этапа диагностики, педагог определяет задачи и содержание педагогического процесса для индивидуальной коррекционной работы с ребенком. [Методические рекомендации по мониторингу развития умений и навыков у детей дошкольного возраста, Астана, 2018, -115 стр.]
Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут дошкольника для детей группы, «дети с особыми образовательными потребностями», для детей с соматической ослабленностью (повышенная утомляемость, сниженная работоспособность, частые заболевания в адаптационный период и др.), в котором отражаются все этапы коррекционно-развивающего процесса применительно к конкретному ребёнку.
Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития дошкольника и младшего школьника разрабатывается для коррекции речевого нарушения с учётом индивидуальных потребностей ребёнка через различные виды деятельности.
Индивидуальная траектория развития школьника – позволяет в первую очередь определить зону актуального развития (с чем справляется самостоятельно, что умеет, в чем успешен), выявить западающие зоны (в чем требуется коррекция, над чем нужно работать) и определить план действий в образовательной сфере деятельности (учебные умения и навыки, уровень развития психических процессов), в социальной среде (коммуникативные навыки. взаимодействие) и личностные особенности (активность в деятельности, инертность, гиперактивность и т.д.)
Индивидуальный маршрут сопровождения ребёнка «группы риска» для школьников нуждающихся в коррекции поведения и/или эмоционально-волевой сферы. Документ составляется ежемесячно в соответствии с заключением об эффективности мероприятий за месяц и направлен на оказание коррекционно-педагогической поддержки детям с особенностями развития, трудностями поведения и социальной адаптации.
Социальная карта — выпускника, это документ, в котором отражены показатели и уровни развития ребёнка за весь период проживания в учреждении. Карта передается для осуществления индивидуального комплексного постинтернатного сопровождения воспитанников-выпускников в процессе их социализации в обществе.
Данные технологии позволяют рассматривать социально-психологическую безопасность, как психолого-медико-социальное понятие, многоуровневую систему, включающую в себя комплекс факторов окружающей среды и условий жизнедеятельности, обеспечивающих безопасное и комфортное развитие личности ребенка. Социально-психологическая безопасность обеспечивает возможность благоприятного протекания процессов роста и развития ребенка в том числе детей с ООП, получения ими общего и профессионального образования, успешной интеграции в общественные отношения.
Список литературы:
1. Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2020 - 2025 годы Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года № 988
2. Методические рекомендации по мониторингу развития умений и навыков у детей дошкольного возраста, Астана, 2018, -115 стр. Республиканский центр «Дошкольное детство» МОН РК
3. Рыбакова Л.А., Бабынина Т.Ф. Дети группы риска: особенности развития, психолого-педагогические технологии работы с детьми группы риска: Учебное пособие / Авторы: Л.А. Рыбакова, Т.Ф. Бабынина. – Казань: Издательство «Бриг», 2015. – 200 с.