Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Рассмотрена Утверждена
на заседании ШМО приказом директора
протокол №___ школы
от «__»______2020 г. №___ «____»______2020г.
Рекомендована
к утверждению МС
протокол №___
от «___»______2020г.
Программа
психокоррекционных индивидуальных и групповых занятий для обучающихся 1 класса
с ЗПР
«Коррекция развития»
на 2020-2021 учебный год
Программу составила педагог-психолог:
Мусина Людмила Петровна
г. Моршанск
Пояснительная записка
Данная программа составлена для индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с обучающимися 1 класса с ЗПР . Именно в 1 классе (при наличии предшествующего коррекционно-развивающего обучения) можно сделать достаточно надежный вывод о перспективах преодоления имеющегося отставания. Поскольку в конце начальной школы обучающийся с ЗПР должен овладеть тем же объемом основных знаний, что и школьник с условно-нормативным развитием, в первом классе особое внимание уделяется формированию ВПФ, эмоционально-волевой сферы, коммуникативной сферы обучающихся с ЗПР. Приобретение некоторого опыта в решении подобных заданий способствует как умственному развитию, так и преодолению недостатков произвольной регуляции Вместе с тем следует отметить, что работа такого рода должна проводиться очень постепенно, от простого к более сложному. Поэтому, в соответствии с Федеральным образовательным стандартом для обучающихся с ОВЗ, на основе комплекта примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам по АООП НОО обучающихся с ЗПР разработана программа психокоррекционных занятий «Коррекция развития», отражающая особенности преподавания коррекционного курса с учетом особенностей образовательной организации и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР .
Программа психокоррекционных занятий для детей с ЗПР— это комплексная программа, направленная на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ЗПР и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы начального общего образования.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы коррекционной работы с обучающимися общего образования являются:
- Учебный план МБОУ СОШ №3 г. Моршанска;
- Закон РФ «Об образовании» № 122-ФЗ в последней редакции;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- Примерная АОП НОО обучающихся с задержкой психического развития одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22.12.2015г. №4)15);
- СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к режиму образовательного процесса» (постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189) раздел X.;
- Типовое положение об образовательном учреждении от 31.03.1997 г. №325-14-22;
- О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
- Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
- Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
- О создании условий для получения образования детьми с ограниченными
возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.); - Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N124-ФЗ);
- Письмо Минобразования РФ от 27.03.2000 № 27/901 – 6 о психолого–медико–педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения.
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2008 года N АФ – 150/06 о создании условий для получении образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидами.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г N 1015 г. « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам начального и общего, основного и среднего общего образования»
- Федеральный закон то 24 ноября 1995 г № 181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Цель программы- последовательно и планомерно сформировать у учащихся с задержкой психического развития психологическую основу обучения, повысить уровень их общего психологического, и в частности умственного, развития и способствовать освоению основной образовательной программы.
задачи:
- способствовать полноценному психическому и личностному развитию
школьника;
- развивать и корректировать психические функции учащегося;
- снижать эмоциональную напряженность;
- формировать учебные мотивы обучающегося;
- анализировать трудности в обучении и воспитании.
В программе четко просматриваются три основных направления работы: развитие познавательной сферы и целенаправленного формирования ВПФ( формирование знаний сенсорных эталонов — определенных систем и шкал, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др.), и обучение использованию специальных действий, необходимых для выявления свойств предмета); развитие коммуникативной сферы; развитие эмоционально-личностной сферы.
Место предмета в учебном плане.
Участники программы: дети младшего школьного возраста с ЗПР 1 класса. Программа рассчитана на 33 занятия в год (1 раз в неделю). Продолжительность занятий зависит от психофизических, возрастных особенностей участников программы и может варьироваться от 30 минут до 45 минут.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностный результат Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Результат складывается из оценки сформированности речевых умений, сформированности знаний об окружающем природном и социальном мире и позитивного отношения к нему, представлений о здоровом образе жизни, безопасном поведении и овладения социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, сформированности самосознания, в т.ч. адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях.
По каждой составляющей во втором классе планируется достичь следующих целевых показателей.
Сформированность речевых умений:
Способен высказаться в коммуникативной ситуации (возможны недочеты в построении и смысловой наполненности высказывания, потребность в помощи);
Речь преимущественно грамматически верная, аграмматизмы носят единичный характер.
Совершает отдельные (не всегда успешные) попытки пользования письменной речью для коммуникации;
Способен говорить об испытываемых эмоциях, намерениях (по побуждению взрослого, при подсказке необходимых лексических средств);
Способен прочитать короткий текст (например, пожелание, инструкцию), возможное низкое качество чтения (медленно, с ошибками, монотонно и пр.) следует игнорировать.
Сформированность знаний об окружающем природном и социальном мире и позитивного отношения к нему.
Знает имена взрослых, с которыми он проживает, их профессии;
Знает свой домашний адрес, дату рождения.
Овладевает способностью проявлять внимание к детям и взрослым (их настроению, самочувствию);
Овладевает способностью интересоваться наиболее актуальными событиями, происходящими в классе, школе, городе, стране.
Проявляет познавательный интерес (ситуативно).
Сформированность представлений о здоровом образе жизни, безопасном поведении и овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.
Учится пользоваться сотовым телефоном:
Знает правила перехода улицы;
Знает отдельные пищевые и поведенческие запреты;
Имеет некоторые представления об опасном поведении (не всегда способен его избегать самостоятельно);
Знает стоимость 3-4 товаров, популярных в детском сообществе.
Сформированность самосознания, в т.ч. адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях.
Умеет обозначить свою социальную роль по наводящим вопросам (школьник, ученик):
Может иногда объективно оценить результат своей деятельности.
Может обозначить словесно свои потребности (плохо видно, надо выйти, повторите, пожалуйста):
Овладевает способностью разграничивать ситуации, требующие и не требующие посторонней помощи.
Личностный результат: Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Результат складывается из оценки сформированности навыков продуктивной межличностной коммуникации, социально одобряемого (этичного) поведения, речевых умений. По каждой составляющей во втором классе планируется достичь следующих целевых показателей.
Сформированность навыков продуктивной межличностной коммуникации.
Знает имена и фамилии большинства одноклассников, имена и отчества педагогов:
Использует в деловой коммуникации необходимые формулы речевого этикета.
Овладевает способностью задавать необходимые вопросы партнеру по коммуникации.
Овладевает способностью согласованно выполнять необходимые действия (коммуникативно-игровые или учебно-познавательные) в паре и в малой группе.
Овладевает способностью контролировать импульсивные желания (не всегда успешно).
Замечает признаки раздражения, недовольства партнера по коммуникации, иногда пытаясь скорригировать свое поведение для избежания конфликта.
Овладевает способностью сдерживать вербальную агрессию.
Относительно точно определяет эмоции и намерения партнера по коммуникации.
Относительно стабилен в своих коммуникативных предпочтениях.
При ответах на вопросы взрослого эмоционально адекватен.
Сформированность социально одобряемого (этичного) поведения.
Овладевает способностью соблюдать очередность (не всегда успешно)
Оказывает сверстнику помощь при затруднении (чаще по указанию учителя).
Знает доступные по возрасту нормы социализированного поведения и иногда их соблюдает (пропускает старших вперед, предлагает помощь, выслушивает, не перебивая и т.п.).
Личностный результат: Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации.
Хорошо ориентируется в пространстве школы, школьного двора, может самостоятельно приходить в школу.
Овладевает способностью ориентироваться во времени.
Проявляет интерес к знаниям о природе;
Проявляет интерес к различным аспектам человеческой деятельности.
Овладевает способностью к осознанию своих предпочтений.
Курс «Коррекция развития» предполагает формирование всех видов универсальных учебных действий (УУД).
В 1 классе планируется достичь следующие метапредметные результаты:
В области формирования познавательных УУД
- Овладение умениями декодирования предложенных условных знаков – целевым результатом является возможность выполнения доступных заданий с незначительной помощью.
- Овладение умениями кодирования: целевым результатом является способность выполнять задания, требующие замены объектов условными обозначениями, с помощью;
- Овладение умением отвечать на вопросы по событийному дискурсу – целевым результатом являются адекватные ответы на отдельные вопросы.
- Овладение умением выделять существенные и несущественные признаки в наглядно представленных объектах- целевым результатом является возможность дифференцировать существенное и несущественное с небольшой помощью.
- Овладение умением вербализовать причинно-следственную связь - целевым результатом является понимание сущности такой связи.
- Овладение умением объяснять значение слов конкретного, затем обобщенного и абстрактного характера - целевым результатом является понятийное определение отдельных предъявленных конкретных слов (джинсы – это одежда).
- Овладение умением сравнивать и обобщать наглядно представленные объекты – целевым результатом является точное вербальное обобщение приблизительно в половине заданий.
В области формирования регулятивных УУД:
- Понимание групповой инструкции к задаче учебно-познавательного характера - целевым результатом является уменьшение количества индивидуальных обращений к ребенку за занятие до трех.
- Удержание правильного способа деятельности на всем протяжении решения задачи- целевым результатом является соблюдение инструкции не менее, чем в 50 % выполняемых заданий.
- Способность планировать свои предстоящие действия, оречевлять план и соотносить действия с планом при выполнении (в пределах конкретного задания) - целевым результатом является способность удержания «двухшагового» плана.
- Способность находить ошибки по указанию на их наличие - целевым результатом является 75 % нахождение ошибок.
- Овладение умением адекватно воспринимать указания одноклассника на ошибки - целевым результатом является стремление найти у себя ошибку.
Содержание программного материала
| Раздел | Тема (часы) | Примерное содержание занятий и основные виды деятельности обучающихся.
|
|
|
| Первичная диагностика | Диагностика ВПФ |
| Модуль по развитию навыков произвольной регуляции | Концентрация внимания на учебном и внеучебном материале.
| Психолог конструирует занятия по следующему алгоритму: оргмомент – настрой на работу (предпочтительно приучить детей к определенному ритуалу, начинающему занятие); основная часть – конструктор из обязательных упражнений на учебном материале и типичных психотехнических, одно за партами, другое – как подвижная игра, командное упражнение (команды формируются путем расчета на первый-второй). Возможные упражнения на учебном материале: устный счет в пределах 10 (ответ показывается ребенком), дифференциация звуков в словах (любое действие при наличии определенного услышанного звука), определение количества слогов в слове (любое действие при наличии услышанного или увиденного заданного количества слогов), раскрашивание, подчеркивание по инструкции (например, треугольники зеленым, круги – красным, гласные подчеркиваем, согласные обводим и т.п.), дифференциация овощей и фруктов, диких и домашних зверей, диких и домашних птиц, деревьев и кустарников (например, услышав название…присесть, а название …подпрыгнуть), заканчиваем строки выученного ранее стихотворения. При подборе слов необходимо ориентироваться на ранее изученный материал (1 и 1 дополнительный классы). Возможные упражнения на внеучебном материале (психотехнические): что изменилось (например, во внешнем виде ребенка: приколол значок, заправил воротник и т.п.), воспроизведение сделанного соседом по парте образца (например, в 9 клетках размещено 3 фишки, образец закрывается, надо воспроизвести с учетом цвета и формы использованных фишек), найти отличия в сходных парных рисунках, наборах латинских букв (lcwxtpi и lwcxtpi), группах цифр (в группе по 6-7 знаков), задания типа корректурных проб (просматриваем по строкам, вычеркиваем, подчеркиваем), графический диктант, штриховка по заданию элементов в однотипном ряду (например, второй, пятый, девятый, тринадцатый), перепутанные линии решается (путем зрительного прослеживания, может быть представлено на слайде на доске), игра типа «Снежный ком» с последовательным добавлением элементов для запоминания до 5-6-7, повторы с заменой запрещенных слов хлопками, «Буквоежка» (например, если в названии цифры есть звук Р – ее не произносим) и т.п. Слуховое сосредоточение без помех (минута молчания: что мы слышали), при наличии помех (сопутствующие зрительные стимулы, отвлекающие внимание с тем же вопросом). Обязательное подведение итогов. |
|
| Развитие способности к удержанию цели деятельности | Структура занятия идентична: виды деятельности должны меняться. Сохраняется принцип конструктора. Выбор конкретных занятий зависит от поведения детей и уровня их развития. Возможные дидактические игры: крестики-нолики (цель-составить линию из трех одинаковых фигур подряд), морской бой (квадрат 5х5 клеточек, цель: найти 3 двухклеточных кораблика), заполнение матрицы по правилу (например, в домике на каждом этаже, в каждой квартире живут галочка, палочка и точка, на всех этажах они заняли разные квартиры: заполняется матрица из трех, а затем из шести строк. цель: запомнить правило), графический диктант по Л.И. Цеханской (все фигурки соединяются через кружок), заселяем дом: актуализируется состав числа (на каждом «этаже» 7 жильцов, … уже въехали, сколько еще надо заселить), раскрасить, соблюдая правило (например, оставить на елочке место для игрушек), «буквоежка» (записать слова с карточки или текст, ставя вместо определенной буквы (слога, слова) многоточие), «зоопарк» (классификация картинок или карточек с названиями животных на заданные, символически (не словесно!) обозначенные группы, идентично подобная классификация может осуществляться по признакам сезонов года и т.п. ) |
|
| Модуль по развитию познавательной сферы и целенаправленному формированию ВПФ | Развитие аналитико-синтетической деятельности
Установление связей и отношений на вербальном и невербальном материале
| Проведение занятий аналогично по структуре занятиям из модуля на развитие произвольной регуляции. Возможные упражнения на внеучебном материале (психотехнические): Назови признаки предмета Обучающиеся разделены на команды. Предъявляется объект, признаки которого называют по очереди (Заяц: пушистый, белый, с длинными ушами, коротким хвостом и т.д.) Начинать с наглядно представляемых объектов, затем переходить к изображениям, в последнюю очередь к их словесному называнию. Члены команды называют по одному признаку по очереди. Выигрывает команда, назвавшая последний признак. Оптимальное число названных признаков не менее 8. Угадай предмет по его признакам Называется 3 признака предмета. Если угадывания не происходит, добавляется по одному признаку до тех пор, пока предмет не будет угадан верно. Загадай предмет Надо загадать предмет в комнате, где проходит занятие, и описать его. И загадывание, и угадывание проводится в командах. Что бывает таким? К данному педагогом-психологом определению следует подобрать несколько разных предметов. Например, рыжая – лиса, белка, кошка, девочка. Для чего это нужно? К картинке с изображением целого предмета подобрать карточки, со словами, называющими (или изображающими) его детали и рассказать, зачем нужна та или иная деталь (носик у чайника – наливать воду в чашку удобно, крышка – наливать воду в чайник; кастрюля – ручки, чтобы снимать с плиты, крышка, чтобы быстрее нагревалась и т.п.) Конструирование из геометрической мозаики. Образец дается сначала без пунктирного разделения на элементы (5-7 частей), а затем, при наличии затруднений, с разделением. В качестве промежуточного этапа можно предложить самостоятельно нарисовать на образце пунктирные линии, позволяющие выделить отдельные элементы конструкции. Возможные упражнения на учебном материале: На материале русского языка: Допишем буквы: начальные большие (заглавные) буквы, чтобы получились имена людей; __нна,__ ндрей ,___ ария,__ катерина, ___атьяна , __ихаил, __орис, __лександр, __иктор; Уберем первую букву и получим новое слово. Булочка, сухо, беда, сцена, крот Допишем букву, чтобы получить новое слово Рот (рота, крот, грот), кол (коля, укол), бор (боря, убор), кон (конь), тон (стон) Заменим букву (в начале, середине, конце слова) Моль – боль – соль, лис-рис Кот-кит, крыса – крыша, крыса - краса Луг-лук, пал-пар, сток-стог Соедини шарики на больших и маленьких воздушных шариках написаны слоги, надо соединить маленькие и большие шарики, чтобы получились имена. Угадай слова В потенциально угадываемых словах пишется несколько букв, чтобы слово можно было угадать Например, К__Ш__А (кошка), К_Р_БЛЬ, КР__КО__Д__Л и т.п. Вычеркни лишнее слово (с другим корнем) Брат, братишка, брань, братство Вода, водный, вата, водопровод Соленый, соль, солнце, засолка Конница, кокон, конюх, коновал Слепить, липкий, лепка, вылепил И т.д. Возможные упражнения на внеучебном материале (психотехнические): Земля-вода-воздух Игра с мячом. Может быть в двух вариантах. Первый: педагог бросает мяч и говорит одно из перечисленных слов, а ребенок в ответ называет обитателя названной стихии (земля-крот, вода-щука). Второй: педагог (или затем ребенок) при бросании называет обитателя, а при возвращении мяча – называется стихия. Ошибки следует исправлять сразу же. Задачи, построенные по принципу прогрессивных матриц Равена. Серии последовательных картинок со скрытым смыслом. Задания, построенные по принципу простых аналогий с постепенным добавлением пар слов до угадывания Лошадь-жеребенок, корова-? овца-ягненок, свинья-поросенок, Огурец-овощ, ромашка-? яблоко-фрукт, малина-ягода, Лось – рога, кошка – ? волк – зубы, еж – иглы, Загадки (можно раздать по две загадки трем командам, чтобы дети их прочитали, угадали сами и зачитали одноклассникам) Чтобы он тебя повёз, Нужен вовсе не овёс. Накорми его бензином, Подбери получше шины, И тогда, поднявши пыль, Побежит … (АВТОМОБИЛЬ) Этот зверь живёт лишь дома. С ним давно и все знакомы. Он игривый и пушистый, Он, мурлыча, песнь поёт, Только мышь его боится. Угадали? Это … (КОТ) Золотой и молодой, За неделю стал седой. А денёчка через два Облысела голова. Спрячу-ка в карманчик Бывший … (ОДУВАНЧИК) Спит в берлоге он всю зиму, Станет солнце сильно греть - В путь за мёдом и малиной по лесам пойдет … (МЕДВЕДЬ) Он плывёт по простыне, Как кораблик по волне. Всем хозяйкам добрый друг Электрический … (УТЮГ) По реке плывет бревно, Но зубастое оно! Кто бы рядом не проплыл, Всех проглотит … (КРОКОДИЛ). Прослушивание текстов со скрытым смыслом Два товарища, Лев и мышь, Лгун (Л.Н. Толстой) Грибы (С.В. Михалков) Возможные упражнения на учебном материале: На материале русского языка: Составь рассказ. Детям раздаются конверты. В каждом по 4 карточки с предложениями. Надо составить из них верную последовательность. На небе сгустились тучи. Сверкнула молния. Начался дождь. Прохожие открыли зонты. Прозвенел звонок. Школьники вошли в класс. Они сели на свои места. Учитель начал урок. Было жарко. Цветы стали увядать. Маша полила клумбу. Цветы подняли головки. Сгустились тучи. Небо потемнело. Повалил снег. Намело сугробы. Темная туча закрыла солнце. Сверкнула молния. Грянул гром. Пошел дождь. Кошка мяукала. Она хотела есть. Кошке дали корм. Кошка поела и легла спать. К двери подошел человек. За дверью залаяла собака. Никто не открыл. Человек ушел. Солнце клонится к закату. Становится темно. Появляются луна и звезды. На город опускается ночь. Прошло жаркое лето. Наступила осень. Птицы улетают на юг. В лесу стало тихо. Как переставить буквы? Обучающимся предлагаются конверты с буквами. Первые слова записываются на доске. В слове можно поменять буквы местами – и получится новое слово. Какое? Автор – товар Рифма – фирма Сорт-рост-трос-торс Ямка-маяк Сосна-насос Тёрка-актёр Раздели слова на группы Карточки со словами, находящиеся в конвертах вперемешку надо разложить на 4 группы, чтобы корень слов был одинаковым Загореть, горит, горелый Носильщик, водонос, носит, Пожар, жарко, жар-птица, Ключница, ключик, включил Образуем новые слова Обучающимся предлагаются карточки со словами-корнями, которые надо превратить в новые слова Дед Хлеб Город Нож На математическом материале: Реши не считая В шкафу с книгами 4 полки. Количество книг на каждой полке обозначено числом. В каком шкафу книг больше? Реши не считая Саша и Витя 3 дня подряд ходили за грибами. Саша в первый день собрал 45 грибов, во второй 34, в третий 27. Витя в первый день собрал 34 гриба, во второй 25, а в третий 45. Кто собрал больше грибов? Продолжи ряд 2 4 6 8…… 1 3 5 7…… 1 5 9 13……. 1 7 5 11 9 15… Задачи на сообразительность Если я к задуманному числу прибавлю 3, то получу 7. Какое число я задумал? Если я от задуманного числа отниму 6, то получу 4. Какое число я задумал?
|
|
| Модуль по развитию познавательной сферы и целенаправленному формированию ВПФ
| Развитие интереса к окружающему предметному и социальному миру, формированию адекватной картины мира Комплекс практических занятий по конструированию картины «Мир».
| Определение темы конструирования (в зависимости от места проживания ребенка это может быть город, поселок, его окрестности, лес, водоем и т.п.). Может быть полезным согласование тематики с учебным материалом по предмету «Окружающий мир». Выяснение знаний обучающихся. Создание проблемной ситуации, активизирующей познавательный интерес. |
| Подготовка ключевых элементов будущей конструируемой картины (обведение трафаретов, раскрашивание, вырезание) с параллельным получением от педагога информации об этих элементах. Крайне желательно подбирать близкие к реалистическим изображения для изготавливаемых элементов. |
| Актуализация знаний, полученных на предыдущем занятии с помощью таких приемов как: угадать элемент по его словесному описанию (представляется на карточках), угадать загадки об объектах, ответить на вопросы об объектах и т.п. Создается «фон» картины – обучающиеся договариваются друг с другом о том, как будут размещены объекты на полотне картины и прикрепляют их. |
| Трафареты используются для изготовления «обитателей» (например, фон – тайга, обитатели – звери и птицы; фон – город, обитатели – люди, домашние животные и т.п.). Аналогично второму занятию предоставляется необходимая информация и происходит усвоение знаний. |
| «Обитатели» размещаются на ранее изготовленном «фоне». Обучающиеся должны сделать это и красиво, и логично. Проводится обсуждение – чего не хватает на картине. |
| Дополнение картины недостающими элементами (ландшафт, транспорт и т.п.). Для каждого обучающегося изготавливается символизирующий его человечек. |
| «Человечки» размещаются на картине. Каждый обучающийся сочиняет историю о приключениях своего «человечка». Эти истории должны записываться на диктофон (сотовый телефон педагога-психолога) и затем переноситься на бумагу, дополняя затем портфолио обучающегося. Перед рассказыванием педагог-психолог напоминает о необходимости актуализации ранее полученных знаний и т.п. |
| Обобщает все полученные знания. Обучающиеся по очереди ведут своих человечков по заранее продуманному педагогом сценарию (например, человечку, чтобы куда-то пройти, надо вспомнить….). |
|
Модуль по развитию познавательной сферы и целенаправленному формированию ВПФ
|
Развитие интереса к окружающему предметному и социальному миру, формированию адекватной картины мира
| Вариант 1. Работа с литературными текстами, позволяющими развивать интерес к природному миру Рассказы В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Красная горка», «Кто чем поет», «Первая охота», «Лис и мышонок». Чтение является лишь частью занятия. Основное значение имеет формирование соответствующих представлений: с помощью наглядности, самостоятельных зарисовок, прочтения информации на карточках и т.п. Проведение может быть организационно сходным с описанным в 1 блоке. Вариант 1. Работа с литературными текстами, позволяющими развивать интерес к социальному миру. Рассказы В. Осеевой «Печенье», «Сыновья», «Навестила», «Разделите так, как делили работу», «Волшебное слово». Формирование понимания причинно-следственных связей, связей и отношений между персонажами и т.п. Чтение по ролям, инсценировка, зарисовки. |
|
| Развитие способности к знаково-символическому опосредствованию познавательных процессов
| Повторение пройденного ранее: символика России, символика региона проживания ребенка (герб), частотные эмблемы (рекомендуется при подборе материала ориентироваться на имеющуюся в месте проживания ребенка – сбербанк, почта России, эмблемы салонов сотовой связи, марок известных машин, спортивных клубов, магазинов). Разнообразные дидактические игры на закрепление значения символов. |
Повторение пройденного ранее: Использование планов для поиска (план комнаты, территории школы, близлежащей территории). Дидактические игры. Зарисовка планов в тетради. |
Повторение пройденного ранее: Составление и декодирование пиктограмм (режимные моменты, последовательность школьного дня, свободного времяпровождения и т.п.). Игра «что нам хотели рассказать древние люди» (на материале петроглифов-пиктограмм). Педагог-психолог фиксирует детские рассказы на диктофон, добавляя затем в портфолио. |
Письмо в будущее. Обучающимся предлагается написать письмо пиктографическими знаками, рассказав о своей жизни. Работы детей дополняют их портфолио (рисунок и рассказ по нему). |
Прослушивание литературного произведения, его схематическая зарисовка, пересказ с опорой на схему. |
Подведение итогов. Обучающимся предлагаются все виды схем: поиск по плану, зарисовка плана, декодирование знакомого символически (пиктографически) изображенного текста |
|
| Модуль по развитию коммуникативной сферы и способности к взаимодействию с одноклассниками | Развитие способности к запоминанию лиц, имен, внешнего вида партнера ( | Повторение пройденного ранее: коммуникативная игра в паре «Зеркало», в кругу «Расскажи, какой (какая)…красивый (ая), игра «Что изменилось», «Снежный ком» с игровыми именами (см.1 модуль). «Ручеек» с последующим запоминанием выбравших и выбранных. Подведение итогов |
Литературный час. Предъявляются портреты известных поэтов А.С. Пушкина, И.А. Крылова, С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, С.В. Михалкова. Обучающиеся должны запомнить лица авторов популярных стихов, их имена, отчества фамилии. Отрывки (целые стихотворения) зачитывают дети (по домашним заготовкам). В конце проводится командное соревнование. |
| Развитие способности к эмоциональной децентрации | Повторение пройденного ранее: символические изображения эмоций, распознавание эмоций персонажей, изображенных на реалистических картинах (Опять двойка, Дети, бегущие от грозы, картины американских художников Андерсона, Золана и др.) – выбор смайлика к эмоции. Изображение смайликов с эмоциями. |
Рефлексия эмоциональных состояний героев на основе прослушиваемого текста В. Драгунский «Главные реки» (Денискины рассказы). Зарисовка эмоций героя смайликами. Пантомимическое и мимическое изображение эмоций (загадывание, угадывание). |
| Формирование умений невербальной коммуникации | Продолжение пантомимического и мимического изображения эмоций. Чтение детских стихотворений Д. Хармс «Очень страшная история», А. Барто «По дороге в класс», «Петя утомлен», Е. Благинина «Бабушка-забота», С. Михалков «Прививка». В тетради зарисовывается схематическое изображение эмоций героев. |
Инсценировка детских стихотворений (зачитанных на прошлом занятии). Обучающиеся делятся на подгруппы. Сначала читают стихотворение, потом распределяют роли. Один ребенок изображает эмоции, о которых говорит автор стихотворения, два других невербально ему помогают или наоборот, выражают неодобрение. После завершения сценка демонстрируется без прочтения всему классу. Дети должны вспомнить, о каком стихотворении идет речь. |
| Формирование умений вербальной коммуникации | Повторение пройденного ранее: формулы речевого этикета. Коммуникативно-ролевая игра «В библиотеке». Запись в тетрадях адекватных для этой ситуации речевых оборотов. |
| Коммуникативно-ролевая игра «В поликлинике». Беседа нравственно-этического характера «Как выразить сочувствие». Запись в тетрадях адекватных для этой ситуации речевых оборотов. |
| Модуль по развитию эмоционально-личностной сферы и коррекции ее недостатков | Развитие способности к пониманию эмоций окружающих | Закрепление пройденного при обучении эмоциональной децентрации (символика эмоций и ее значение). Мимика и пантомимика эмоций и чувств радости, удовольствия, интереса, удивления, усталости, страха, вины, обиды, скуки, печали, гнева (работа в командах: поочередное угадывание наглядно демонстрируемых эмоций). Соотнесение речевых оборотов с эмоциональными состояниями (весело – радость, почему – интерес, как это – удивление и т.п.). Запись пар «слово-эмоция» в тетрадь (с индивидуальных карточек). |
| Инсценировка эмоциональных переживаний, связанных с типичными событиями в жизни обучаемого. Работа с красками – выражение эмоций через символику цвета. Противоположные эмоции (радостное настроение-грустное настроение). Синонимы эмоций: радость-веселье-счастье; удовольствие-удовлетворение, наслаждение; интерес – любопытство, любознательность и т.п. (исходя из детских возможностей и не более 5 за один раз). Дополнение словаря эмоций в тетради. |
| Развитие способности к пониманию своих эмоций | Продолжение изучения вербального синонимичного обозначения эмоций и чувств. Закрепление изученного: предъявляются слова-обучающиеся угадывают эмоцию и наоборот (в командах). Диагностическая игра «Что ты чувствуешь» (аналог детского Розенцвейга). Словесное обозначение своих эмоций. |
| Диагностическое занятие: мониторинг эмоционального состояния обучающихся и их способности вербализовать эмоции (рисунок красками «Настроение» и вписывание изученных названий эмоций и чувств в пропущенные места текста (Катя потеряла свою любимую ручку и ей было…..(весело, грустно, печально, задумчиво); Оле…(скучно, интересно, весело, страшно) проходить мимо большой собаки и т.п. |
| Итоговая диагностика | Диагностические занятия, направленные на оценку достигнутых личностных (сферы жизненной компетенции) и метапредметных результатов. |
Тематическое планирование
| Тема (часы) | Часы |
1 | Первичная диагностика | 1 |
Модуль по развитию навыков произвольной регуляции |
2 | Концентрация внимания на учебном и внеучебном материале.
| 3 |
3 | Развитие способности к удержанию цели деятельности | 2 |
Модуль по развитию познавательной сферы и целенаправленному формированию ВПФ |
4 | Развитие аналитико-синтетической деятельности | 3 |
5 | Установление связей и отношений на вербальном и невербальном материале | 2 |
Модуль по развитию познавательной сферы и целенаправленному формированию ВПФ |
|
6 | Развитие интереса к окружающему предметному и социальному миру, формированию адекватной картины мира | 2 |
Модуль по развитию познавательной сферы и целенаправленному формированию ВПФ |
7 | Развитие интереса к окружающему предметному и социальному миру, формированию адекватной картины мира | 2 |
Модуль по развитию познавательной сферы и целенаправленному формированию ВПФ |
8 | Развитие интереса к окружающему предметному и социальному миру, формированию адекватной картины мира | 2 |
Развитие способности к знаково-символическому опосредствованию познавательных процессов |
9 | Развитие способности к знаково-символическому опосредствованию познавательных процессов | 3 |
Модуль по развитию коммуникативной сферы и способности к взаимодействию с одноклассниками |
10 | Развитие способности к запоминанию лиц, имен, внешнего вида партнера (2 ч) | 2 |
11 | Развитие способности к эмоциональной децентрации | 2 |
12 | Формирование умений невербальной коммуникации | 2 |
13 | Формирование умений вербальной коммуникации | 2 |
Модуль по развитию эмоционально-личностной сферы и коррекции ее недостатков |
14 | Развитие способности к пониманию эмоций окружающих | 2 |
15 | Развитие способности к пониманию своих эмоций | 2 |
16 | Итоговая диагностика | 1 |
Итого 33 часа
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. 1000 веселых загадок для детей. М.: ООО Издательство «ACT», 2003.
2. Афонькин C. Ю.. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи для развития логического мышления. СПб.: Издательский дом «Литера», 2002.
3. Батова А.С. Графический диктант // Начальная школа, 2003, № 9.
4. Безруких М.М., Ефимова C.П, Князева М.Г. Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться. М., 1993.
5. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. М., АПН РСФСР, 1959.
6. Боровик O-S. Развитие воображения. Методические рекомендации. М.: ООО «ЦГЛ «РОН», 2000.
7. Винокурова Н.К. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей, Серия «Магия интеллекта». М., 1995.
8. Гельфан Е.М. Игры и упражнения для маленьких и больших. М., 1961.
9. Гилъбух Ю.З. Темперамент и познавательные способности школьников. Киев, 1993.
10. Деннисон П., Деннисон Г, Гимнастика для развития умственных способностей «Брейн джим». М., 1992.
11. Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся // Вопросы психологии, 1990, № 6.
12. Зак А.З. Поиск девятого. Игра на поиск закономерностей для детей 6-10 лет. М., 1993.
13. Зак A3. Познавать играя: развитие познавательных способностей у детей 5-12 лет. М., 1992.
14. Локалова Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов)». - М.: «Ось-89», 2006.
15. Минский Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. Пособие для учителя. М., 1985.
16. Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи: Игровые задания. М.: Издательство «Первое сентября», 2004.
17. Паскал В.В. Коррекционно-развивающая программа для психокоррекционных уроков для учащихся 2 класса (1-4).
18. Поддъяков НЛ. Закономерности психического развития ребенка. Краснодар: Ун-т «МЭГУ - Краснодар», 1997.
19. Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками: Книга для учителя / Отв. ред. И.В. Дубровин