Программа психокоррекционных индивидуальных занятий для умственно отсталого обучающегося с расстройством аутистического спектра « Развитие сенсорного восприятия»
Программа « Развитие сенсорного восприятия» составлена для индивидуальной психокоррекционно-развивающей работы педагога-психолога с умственно отсталым обучающимся с РАС вариант 8.3 второго класса. Умственно отсталые обучающиеся с расстройством аутистического спектра - дети, практически не имеющие активной избирательности в контактах со средой и людьми, что проявляется в их полевом поведении. Они практически не реагируют на обращение окружающих и сами не пользуются ни речью, ни невербальными средствами коммуникации, их аутистические проявления внешне проявляется как отрешенность от происходящего. Программа курса коррекционных занятий «Развитие сенсорного восприятия» направлена на обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Рассмотрена Утверждена
на заседании ШМО приказом директора
протокол №___ школы
от «__»______2020 г. №___ «____»______2020г.
Рекомендована
к утверждению МС
протокол №___
от «___»______2020г.
Программа
психокоррекционных индивидуальных занятий для умственно отсталого обучающегося с расстройством аутистического спектра
« Развитие сенсорного восприятия»
на 2020-2021 учебный год
Программу составила педагог-психолог:
Мусина Людмила Петровна
г. Моршанск
Пояснительная записка
Программа « Развитие сенсорного восприятия» составлена для индивидуальной психокоррекционно-развивающей работы с умственно отсталым обучающимся с РАС вариант 8.3 второго класса. Умственно отсталые обучающиеся с расстройством аутистического спектра - дети, практически не имеющие активной избирательности в контактах со средой и людьми, что проявляется в их полевом поведении. Они практически не реагируют на обращение окружающих и сами не пользуются ни речью, ни невербальными средствами коммуникации, их аутистические проявления внешне проявляется как отрешенность от происходящего. Дети словно не видят и не слышат ничего вокруг, могут не реагировать явно даже на физические стимулы. При этом, пользуясь в основном периферическим зрением, они редко подвергаются травмам и хорошо вписываются в пространственное окружение, некоторые даже выполняют акробатические элементы. Так же, при внешней отрешенности, в своем поведении могут показывать неожиданное понимание происходящего. Полевое поведение, демонстрируемое ребенком в данном случае, значительно отличается от полевого поведения ребенка с УО. Дети с РАС отличаются от гиперактивных и импульсивных детей: не откликаются, не тянутся, не хватают, не манипулируют предметами, а скользят мимо. Отсутствие возможности направленно и активно взаимодействовать с предметами проявляется в характерном нарушении формирования зрительно-двигательной координации. Таких детей можно мимолетно заинтересовать, но привлечь к минимально развернутому взаимодействию крайне сложно. При активной попытке включить ребенка во взаимодействие, он может проявить протестные реакции, но как только принуждение прекращается, он успокаивается. Негативизм в таких случаях не выражен активно, дети просто уходят от неприятного вмешательства.
Программа курса коррекционных занятий «Развитие сенсорного восприятия» направлена на обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы коррекционной работы с обучающимися общего образования являются:
- Учебный план МБОУ СОШ №3 г. Моршанска;
- Закон РФ «Об образовании» № 122-ФЗ в последней редакции;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- Примерная АОП НОО умственно отсталых обучающихся с растройством аутистического спектра вариант 8.3 одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22.12.2015г. №4)15);
- СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к режиму образовательного процесса» (постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189) раздел X.;
- Типовое положение об образовательном учреждении от 31.03.1997 г. №325-14-22;
- О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
- Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
- Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
- О создании условий для получения образования детьми с ограниченными
возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.); - Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N124-ФЗ);
- Письмо Минобразования РФ от 27.03.2000 № 27/901 – 6 о психолого–медико–педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения.
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2008 года N АФ – 150/06 о создании условий для получении образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидами.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г N 1015 г. « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам начального и общего, основного и среднего общего образования»
- Федеральный закон то 24 ноября 1995 г № 181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Цель программы: формирование условий для развития социального, эмоционального, интеллектуального потенциала детей со сложным дефектом развития, его позитивных личностных качеств.
Задачи программы:
- Развитие интереса и стремления к взаимодействию с окружающими людьми у воспитанников со сложным дефектом;
- Формирование адекватного восприятия окружающих объектов в совокупности их свойств на основе активизации работы органов чувств у воспитанников со сложным дефектом;
- Коррекция недостатков когнитивной, эмоционально-волевой сфер у воспитанников со сложным дефектом;
- Развитие познавательной активности у воспитанников со сложным дефектом;
- Предупреждение вторичных отклонений в эмоционально-личностной поведенческой сферах у воспитанников со сложным дефектом;
- Формирование психологической готовности к обучению в школе воспитанников со сложным дефектом.
- Целевые ориентиры освоения воспитанниками образовательной программы:
- Развитие эмоционально-волевого контроля;
- Закрепление положительной эмоциональной установки по отношению к окружающим людям и явлениям;
- Формирование потребности и умения установления продуктивного взаимодействия со сверстниками и педагогами (взрослыми);
- Развития умения использования вербальных и невербальных средств коммуникации;
- Развитие игровой деятельности, формирование сюжетно-ролевой игры;
- Коррекция нарушений эмоциональной сферы (ауто- и гетероагрессия, страхи, тревожность);
- Расширение представлений об окружающем мире;
- Развитие познавательного интереса и познавательных психических процессов (восприятие, память, мышление, внимание).
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- Развитие мотивации к обучению;
- Овладение социально-бытовыми умениями;
- Овладение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
- Развитие положительных свойств и качеств личности;
- Развитие любознательности, наблюдательности, способности замечать новое.
Предметные учебные действия:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности других учеников.
- Отзываться на свое имя, понимать словесное обращение педагога;
- Выражать реакцию (эмоциональную, двигательную, вокализиции) на различные тактильные ощущения (прикосновения к различным участкам тела мокрыми, сухими, теплыми, холодными раздражителями);
- Различать приятные и неприятные ощущения;
- Адекватно реагировать на различные звуки;
- Не противиться сопряженным действиям;
- Захватывать и удерживать игрушки из различных материалов;
- Обследовать предметы руками, пальцами, использовать различные виды захватов;
- Знать функциональное значение предметов, окружающих ребенка в повседневной жизни.
Планируемые результаты коррекционной работы:
- Умение рассматривать различные по качеству и свойствам материалы;
- Умение описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- Умение сравнивать между собой предметы, явления;
- Умение фиксировать взгляд на объекте;
- Умение воспринимать, удерживать и рассматривать предмет со всех сторон;
- Выполнение движений по инструкции и образцу;
- Игра с различными материалами;
- Конструктивная деятельность из различных материалов; простые конструкции);
- Узнавание материалов на ощупь;
- Различение материалов по звуку;
- Наполнение сосудов из различных материалов разнообразными предметами;
- Знание цветов, форм, величины предметов;
- Представление о разнообразии вкусовых, обонятельных, тактильных ощущений;
- Адекватное восприятие окружающей действительности;
- Концентрация внимания;
- Зрительное восприятие окружающих явлений;
- Умение классифицировать явления, предметы;
- Различение звуков окружающей среды;
- Определение положения и движений тела;
- Узнавание объектов по запаху;
- Способность выделять существенные признаки предметов;
- Умение обобщать, делать несложные выводы;
- Определять последовательность событий.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, определение места положения объекта и пр.);
-сравнения и упорядочения объектов по различным признакам: форме, величине, качестве поверхности, материалов;
- описания предметов окружающей действительности;
- обогащения чувственного опыта у детей.
Уровни усвоения базовых учебных действий:
Подготовка воспитанника к обучению и взаимодействию с другими участниками образовательного процесса | |
Минимальный уровень освоения | Достаточный уровень усвоения |
|
|
Формирование учебного поведения | |
Минимальный уровень освоения | Достаточный уровень усвоения |
|
|
Формирование умения выполнять задание | |
Минимальный уровень освоения | Достаточный уровень усвоения |
|
|
Умение самостоятельно переходить от выполнения одного задания к другому | |
Минимальный уровень освоения | Достаточный уровень усвоения |
|
|
- Содержание коррекционно-развивающей работы
Содержание образовательной программы.
Программа включает 5 разделов: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие запахов», «Вкусовое восприятие».
Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений воспитанника, стимуляцию активности. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать собственные ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что необходимо ему для лучшей ориентации в окружающем мире.
Примерное содержание коррекционных занятий.
Зрительное восприятие:
- Прослеживание взглядом за движущимися, близко расположенными предметами (по горизонтали, вертикали, вперед, назад, по кругу);
- Прослеживание взглядом за движущимися удаленными объектами;
- Узнавание и различение цветов объектов;
- Фиксация взгляда на лице педагога, другого участника;
- Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете;
- Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном с различных сторон от воспитанника.
Слуховое восприятие:
- Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне различных частей тела;
- Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука;
- Соотнесение звука с его источником;
- Нахождение объектов, одинаковых по звучанию.
Кинестетическое восприятие:
Адекватная эмоционально-двигательная реакция на:
- прикосновения человека;
- соприкосновение с различными по структуре, температуре, вязкости материалами;
- вибрацию, исходящую от объектов;
- давление на поверхность тела;
- положение тела в пространстве;
- положение различных частей тела;
Различение материалов по характеристикам (температура, фактура, влажность, вязкость).
Восприятие запаха:
- Адекватная реакция на различные запахи;
- Различение различных объектов по запаху.
Вкусовое восприятие:
- Адекватная реакция на продукты, различные по вкусу (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (твердый, жидкий, вязкий, сыпучий).
Основные задачи программы по разделам:
- Учить воспитанников восприятию отдельных предметов, выделяя их из общего фона;
- Учить дифференциации легко вычленяемых зрительно, тактильно-двигательно, на слух и на вкус свойств предметов;
- Учить различать свойства и качества предметов: мягкий-твердый, сухой-мокрый, большой-маленький, сладкий-горький, громкий-тихий;
- Учить воспитанников определять выделенное свойство словесно (любыми доступными и приемлемыми способами коммуникации);
- Формировать исковые способы ориентировки-пробы при решении игровых практических задач;
- Формировать условия для восприятия свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности-игровой с дидактическими и сюжетными материалами, в строительных играх, продуктивной деятельности.
Развитие зрительного восприятия. Основное содержание работы
I полугодие:
-Развивать зрительное внимание и подражание;
-формировать целостное восприятие образа предметов, восприятие цвета; пространственной ориентировки;
-учить выделять предметы из общего фона;
-учить воспитанников ожиданию появления куклы за ширмой в одном и том же месте и прослеживать движение куклы, ожидая ее появления последовательно в двух определенных местах;
-развивать зрительное внимание и подражание путем воспроизведения действий педагога сначала без предметов («тук-тук», «хлоп-хлоп»), а потом с предметами.
-учить соотносить игрушку с ее изображением («Покажи, где игрушка»);
-учить воспитанников сличать парные предметы, парные картинки;
-учить складывать разрезные и предметные картинки.
II полугодие:
-Учить воспитанников узнавать знакомые предметы среди незнаковых (свою игрушку среди других, находить названную педагогом игрушку);
-знакомить воспитанников с названиями цветов («дай красный, возьми зеленый»);
-учить сличать различные цвета («Дай такой же цвет»);
-учить различать цвета в ситуации подражания действиям взрослого (подборка одежды куклам);
-учить соотносить предметы с их изображениями в пределах 2-3 предъявляемых образцов;
-учить воспитанников восприятию предметов зрительно, находящихся на столе у педагога, при выборе из двух (найти и назвать по возможности).
Развитие слухового восприятия и внимания. Основное содержание работы.
I полугодие:
-Формировать восприятие звуковых характеристик предметов и явлений (близко-далеко, тихо-громко);
-развивать опознавание и различение предметов по звуковым характеристикам;
-учить находить предмет в пространстве по звуку;
-учить игре на музыкальных инструментах, формировать представление о том, что различные инструменты имеют различное звучание;
-учить адекватному реагированию на слуховые раздражители;
-формировать подражательную деятельность (двигательные реакции на определенный звук);
II полугодие:
-учить реагированию на звучание фонограммы мелодии;
-учить соотнесению игрушки с определенным звукоподражанием (кошка-«мяу-мяу»);
-учить различению на слух различных слов;
-учить различать на слух слова с опорой на визуальное подкрепление;
-учить воспитанников дифференцировать звукоподражания («Кто сказал мяу? Собака, лягушка или кот?»), выбирая при этом предмет или картинку.
-учить детей прислушиваться к высказываниям педагога, сопровождающего действия речевыми комментариями.
Развитие кинестетического восприятия. Основное содержание работы.
I полугодие:
-Учить осознавать и правильно реагировать на изменение положения тела в процессе двигательной активности;
-учить воспринимать и дифференцировать на ощупь величину предметов;
-учить выполнять движения кистями, пальцами по подражанию педагога с речевым сопровождением;
-развивать у воспитанников зрительно-двигательную координацию;
-формировать навыки захвата предметов пальцами (пинцетный захват, захват щепотью);
-учить совершать различные действия частями тела (удары, броски);
-учить прикасаться к различным поверхностям, фиксировать взгляд и адекватно совершать тактильные прикосновения;
-учить различным захватам, соотносимо размеру предмета;
-учить выбирать знакомые игрушки на ощупь по словесной инструкции («дай юлу, дай шарик») из нескольких, без предъявления образца;
-учить детей дифференцировать предметы по признаку «холодный-горячий», «сухой-мокрый»;
-учить детей различать температуру предметов;
-учить выделять по названию пальцы рук, пользоваться определенными названными пальцами при выполнении задания.
II полугодие:
-Закрепить умения воспитанников выполнять движения кистями рук по подражанию, используя в дальнейшем соответствующих стихотворных текстов;
-учить детей перекладывать, пересыпать материалы с использованием различных захватов;
-формировать размашистые движения рук (стирание с доски в различных направлениях);
-учить выполнению определенных движений кистями рук на бумаге (проводить линии с помощью или самостоятельно);
-учить выполнять движениями пальцев обеих рук синхронно, изначально с помощью, по подражанию, затем по словесной инструкции самостоятельно;
-закреплять названия пальцев.
Развитие вкусовой чувствительности. Основное содержание работы.
I полугодие:
-Знакомить воспитанников с различными вкусовыми характеристиками продуктов;
-побуждать пробовать продукты на вкус;
-формировать правильную реакцию на противоположные вкусовые качества.
II полугодие:
-Знакомить детей с тепловыми свойствами пищи;
-учить дифференцировать мягкие и твердые продукты, пробуя их;
-учить воспитанников определять пищу на вкус, при этом называя свойство.
Развитие чувствительности к запахам. Основное содержание работы.
I полугодие:
-Знакомить воспитанников с разнообразными запахами;
-побуждать детей к нюханию предложенных материалов;
-обучать вдыханию запахов через нос;
-формировать правильную реакцию на запахи;
-учить различать спокойные и резкие запахи.
II полугодие:
-Закреплять способность дифференцирования запахов;
-продолжать развивать интерес к запахам, добавляя новые, проводя ассоциативный ряд с наглядным изображением предмета, которому соответствует запах.
Для проведения коррекционных занятий необходимо специальное материально-техническое оснащение, включающее: оборудованная сенсорная комната, игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, массажеры для рук, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, наборы аромабаночек, звучащие музыкальные инструменты, подборка музыки для релаксации.
Тематическое планирование
Класс: 2
Количество часов в год : 34
Количество часов в неделю: 1
Педагог-психолог: Мусина Людмила Петровна
№ п/п | Цели и содержание | Часы |
1 | Диагностика сенсорного восприятия | 1 |
2 | Слуховое восприятие (адекватная реакция на слуховые раздражители), умение верно выполнять инструкции. | 1 |
3 | Восприятие и различие геометрических форм квадрат и круг. Понимание смены положения тела в покое и движении. | 1 |
4 | Двигательные и эмоциональные реакции в ответ на тактильные, вестибулярные, кинестетические раздражители. | 1 |
5 | Дифференциация звуков по силе, умение | 1 |
6 | Произвольное внимание; зрительное и тактильное восприятие. | 1 |
7 | Восприятие звучания музыкальных игрушек (умение различать звуки на 1слух). | 1 |
8 | Восприятие высоких/низких звуков. Восприятие шумов, которые приближаются или удаляются. | 1 |
9 | Восприятие звуковых сигналов по темпу и ритму, соотнесение движений в соответствии с темпом и ритмом, обучение дыханию через нос, | 1 |
10 | Тактильное восприятие, представление о погодных условиях , умение концентрировать свой взгляд. | 1 |
11 | Фиксация взгляда на объектах; концентрация внимания и формирование тактильных ощущений; умение различать части тела . | 1 |
12 | Развитие слуховых анализаторов, зрительного восприятия; способность выполнить по образцу движения частями телами, глядя в зеркало и без него (щелчок языком, удары в ладоши, три притопа ногой). | 1 |
13 | Зрительное восприятие (основные цвета; формирование произвольного внимания и памяти; различение понятий «катится-мяч» «не катится-кубик»; закрепление умения различать форму предмета (круг и квадрат) . | 1 |
14 | Моторный контроль, зрительное слежение, зрительно-моторная координация в системе глаз-рука, физическая выносливость, устойчивость туловища, слуховая интеграция при выполнении инструкций. | 1 |
15 | Адекватная реакция на звуки (слуховые раздражители). Развивать чувствительность рук ребенка. | 1 |
16 | Формирование умений изменять свое поведение (состояние) по инструкции. | 1 |
17 | Восприятие предметов на ощупь. Умение вдыхать запахи, | 1 |
18 | Тактильное восприятие. Дифференциация звуков и предметов, | 1 |
19 | Реакция и понимание того, что предмет может изменять свою форму и структуру, различение цветов, умение реагировать на речевую инструкцию, | 1 |
20 | Тактильное восприятие. Восприятие громких/тихих звуков. | 1 |
21 | Кинестетические ощущения, зрительное восприятие и соотнесение действий с изображением . | 1 |
22 | Восприятие предмет нова ощупь, умение вдыхать запахи. | 1 |
23 | Взаимодействие с пластичными материалами, умение соотносить движение частей тела по подражанию; зрительное и слуховое восприятие. | 1 |
24 | Зрительные навыки; зрительно-перцептивное развитие, зрительно-моторная координация в системе «глаз-рука», осознание своего тела, речевое развитие, умение планировать движения. | 1 |
25 | Планирование движений, вестибулярное воздействие. | 1 |
26 | Чередование действия (одной рукой держим ягоду, другой надеваем на иглу с нитью), зрительно-моторная координация в системе глаз-рука; концентрация внимания, развитие слуховых анализаторов | 1 |
27 | Слуховое и тактильное восприятия; сенсорная интеграция и кинестетическое восприятие. | 1 |
28 | Зрительное восприятие, зрительная память; соотнесение реальных действий с изображениями на картинках, соотнесение формы изображенного предмета с фигурой (эталоном). | 1 |
29 | Ориентировка на размер и цвет, как на значимый признак; выполнение действий с предметами; правильно сориентированные практические действия | 1 |
30 | Восприятие собственного тела и частей тел, умение выполнять инструкции и подражать; восприятие слуховыми анализаторами слов и мелодий. | 1 |
31 | Выполнение определенных движений кистями рук на бумаге, сенсомоторная координация, выполнение действий по инструкции, по образцу и самостоятельно. | 111 |
32 | Слуховое, зрительное и тактильное восприятие. | 1 |
33 | Способность выполнять правильно инструкции при использовании разных качественных определений характеристик вкуса,формирование слухового восприятия: реакция на шум (долгие и краткие; громкие и тихие; близкие и далекие). | 1 |
34 | Диагностические задания для определения уровня сенсорного развития детей | 1 |
Содержание занятий
№ п/п | Игры и материалы | Цели и содержание | Часы |
1 | Диагностика Игра «Ласковый котёнок» (мягкая игрушка с говорящим устройством; при нажатии на лапку- звуки, слова) Игра «Мои игрушки» (разнообразие игрушек, различных по фактуре и размеру- взаимодействие с ними). | Восприятие (реагирование) от нажимания, давления, прикосновения рукой к поверхности, к частям тела. Различение структуры (мягкий живот и ушки, твердые лапки и носик и др). Фактуры поверхности (колючие усы, пушистый хвост, шероховатый животик) Восприятие (реагирование) от прикосновения к | 1 |
2 | Игра «Жучки» (заводные мелкие Игра «Море волнуется | Восприятие вибрации (адекватная реакция на слуховые раздражители). Осознание и реакция на изменение положения тела в процессе двигательного действия, умение верно выполнять инструкции, поддержание положительного эмоционального фона. | 1 |
3 | Игра «Спрячь меня» (Набор круглых предметов: крышечки, колечки, резинки для волос; квадратных: крышечки, магнитики и др.; коробочки с прорезями для круглой и квадратной формы). Игра «Кот и мыши» (кукольный театр); кот произносит «Мяу», мыши -«Привет!», появляясь из-за ширмы; каждый раз в разных местах ширмы (сверху, сбоку, с разных сторон и т.д.) | Умение воспринимать и различать формы: квадрат и круг; умение соотнести с прорезями в коробках; способность удержать пальцами Понимание смены положения тела в покое и движении. Внимание, правильная реакция на смену объектов, выполнение инструкций, сосредоточение взгляда на объектах. Учить ожидать появления кукол за экраном в одном и том же месте и прослеживать их движение за экраном, ожидая появления последовательно в двух определенных местах. | 1 |
4 | Игра «Жарко-холодно» (запись фонограмм: дождь, метель, гром снежок, солнышко; в музыкальном сопровождении; атрибуты: зонтик, Игра «Наши пальчики» (муляжи фруктов; муз. инструменты, мягкие игрушки; мелкие игрушки и др.) | Двигательные и эмоциональные реакции в ответ на тактильные, вестибулярные, кинестетические раздражители. Развитие способности переключать действия, положение тела; правильная реакция на соприкосновение с предметами различной фактуры. Различение тактильных раздражителей (каждый палец левой руки находит такой же предмет, как и палец правой руки). Развивать планирование движений‚ укрепление мышц верхней конечности, кинестетическое восприятие-двусторонняя координация, вестибулярное воздействие. | 1 |
5 | Игра «Поиграю в бубен-!» (бубен, большие и маленькие цветные кубики: большие-в бубен бьем громко, маленькие -тихо). Игра «В гости пришла | Дифференциация звуков по силе, умение Двигательные и эмоциональные реакции в ответ на вкусовые и обонятельные раздражители; адекватная реакция на акустические и зрительные раздражители. Учить выполнять сопряженные действия: посадить на стул за стол, поставить посуду, наложить пищу, покормить, напоить. Развивать способность различать консистенцию и вкусовые характеристики пищи: каша густая, компот жидкий; печенье твердое, банан мягкий; компот сладкий и жидкий-варенье сладкое, но густое. | 1 |
6 | Игра «Найди, что спрятано» (контейнеры со стружкой из бумаги с фасолью; мелкие игрушки). Игра «Строим город“ (разноцветные кубики: деревянные пластмассовые), палочки, карандаши. Строим дом, башню, гараж. В доме мебель. Рядом с домом-скамейка, забор. | Формирование произвольного внимания; зрительное и тактильное восприятие содержимого; умение сосредоточиться на действии-найти спрятанные внутри контейнеров игрушки. Эмоционально-положительный фон. Учить играть с кубиками, карандашами, палочками; строить их двух-трех кубиков (деревянных, пластмассовых) простые | 1 |
7 | Игра «игрушечный концерт» (комплект музыкальных инструментов и карточки с их изображением). Игра «Лимон-банан» (поднос с фруктами или овощами: сладкий банан-кислый лимон; сладкая морковь соленый огурец). | Восприятие звучания музыкальных игрушек (умение различать звуки на 1слух). Соотнесение звука с его источником (определить муз. инструмент, сопоставить муз. инструмент с его изображением на карточке). Побуждение пробовать на вкус (реакция на противоположные вкусовые раздражители). Положительный эмоциональный фон. | 1 |
8 | Игра «Звуки в природе». (Запись звуков различной тональности, игра с карточками: высокая тональность -длинные полоски, низкий звук короткие полоски). Игра «Ближе, дальше». (Ширма, источники звука: бутылочка с водой, ключ и замок, будильник и др., картинки с их изображением). | Восприятие высоких/низких звуков. Слуховое восприятие, адекватная реакция на раздражители: слуховые и зрительные; внимание, умение соотносить слышимое с видимым. Восприятие шумов, которые приближаются или удаляются. При перемещении ширмы на различное расстояние-умение реагировать на звуки при удалении источника звука и его приближении; внимание, зрительное восприятие. | 1 |
9 | Игра «Хоровод» (запись чередующихся звуков, продолжительностью 1-2 мин.) Игра «В мире запахов» (арома-баночки). | Восприятие звуковых сигналов по темпу и ритму, соотнесение движений в соответствии с темпом и ритмом; под звуки бубна -бежим по кругу, под гармонь -танцуем, под бубенцы прыгаем на месте). Обучение дыханию через нос, вдыхая запахи, адекватная реакция на различение запахов. Умение тактильного различение поверхностей и структуры материала (банка-стеклянная, гладкая; крышка железная, шероховатая). | 1 |
10 | Игра «Мы оденемся тепло» (носки теплые мягкие и варежки, шарфик и шапочка шерстяные- колючие). Игры с световыми материалами (фонарик, лампочки): «Солнечный зайчик», «Игра теней», «Темно-светло». | Развивать кожную чувствительность и тактильное восприятие; формировать представление о погодных условиях (ветер, снег, холодно, тепло, мороз; развивать восприятие собственного тела; учить (по возможности) удерживать части тела (рука, нога, голова), не противиться действиям взрослого. Развивать умение концентрировать свой взгляд; прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом; фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете; создание положительный эмоционального фона на занятии. | 1 |
11 | Игра «Платок для куклы» (три куклы и шесть платочков, различные по текстуре (шелк, шерсть, хлопок; мешочек). Игра «Угостим мишку» (мягкая игрушка мишка, посуда детская, сушки-баранки (кольца от пирамидки разноцветные, разных размеров) и цилиндры деревянные (бочки с медом) разного размера; крупа, вода. | Формировать интерес к занятию; фиксация взгляда на объектах; концентрация внимания и формирование тактильных ощущений; умение различать части тела (покрыть платочки на головы куклам; формирование способности на ощупь найти в мешочке такие же платочки, как и на куклах. Развитие зрительных анализаторов. Учить ориентироваться на размер и цвет, как на значимый признак; выполнять Действия с предметами; развивать правильно сориентированные практические действия; развивать предметные действия с игрушкой, рассматривая ее со всех сторон перед собой; формировать положительное отношение к занятию. | 1 |
12 | Игра «Повторяй за мной!» (зеркало). Игра «Ловим бабочек» | Формирование положительных откликов и эмоций; развитие слуховых анализаторов, зрительного восприятия; способность выполнить по образцу движения частями телами, глядя в зеркало и без него (щелчок языком, удары в ладоши, три притопа ногой). Умение совершать двигательные упражнения по запуску бабочек в полет (рука на уровне плеча, вверху, на уровне пояса, внизу, над головой); развитие мышечного тонуса кистей рук. Адекватная реакция на положение частей тела. | 1 |
13 | Игра «Мой веселый звонкий мяч» (мячи разных цветов, кубики таких же цветов, кукла Таня). Читается стихотворение «Наша Таня» А.Барто. «Цветик-семицветик» или «Цветные полянки с сюрпризом» (Кукла, бусинки, корзина, грибочки, листочки, веточки). | Развитие зрительного восприятия (основные Цвета; формирование произвольного внимания и памяти; различение понятий «катится-мяч» «не катится-кубик»; закрепление умения различать форму предмета (круг и квадрат); развитие слуховых анализаторов в соотнесении с действием. Научить детей выбирать и называть по цвету. Развивать память, внимание, мышление. Формировать умение выделять и называть, соотносить по цвету; ориентироваться в окружающем пространстве, выполнять задания педагога. | 1 |
14 | Игра «Парящий шарик» (воздушные шары различного цвета). Игра «Чудесный мешочек», «Что спрятано?» (непрозрачный мешочек, фигуры животных и предметы различной фактуры), еще дин предмет для предъявления ребенку. | Уметь вращать корпус, моторный контроль, зрительное слежение, зрительно-моторная координация в системе глаз-рука, физическая выносливость, устойчивость туловища, слуховая интеграция при выполнении инструкций. Развитие внимания; зрительной памяти и тактильного восприятия; умение соотнести с образцом, чтобы на ощупь найти то же в мешочке. Адекватная реакция на предметы из различных материалов. | 1 |
15 | Игра «А где же я?» (источник звука: маракас, шейкер, бубен, свистулька, дудочка). Разминка-игра "Игрушки и игры" («Веселые мячи (резиновые, пластмассовые, войлочные); "Волшебные ленточки" (атласная, капроновая, полотняная) мяч, лента. | Адекватная реакция на звуки (слуховые раздражители). Способность поворачивать голову и шею в сторону источника звука. Звуки издаются взрослым из-за спины, справа, слева от ребенка. Развивать чувствительность рук ребенка, выявляя имеющиеся нарушения чувствительности; формировать положительное отношение к занятиям; развивать восприятие собственного тела; расширять тактильный опыт ребенка; выражать реакцию на различение разной фактуры лент. | 1 |
16 | Игра-эстафета «Стоп-игра» (запускается волчок, юла, вращается обруч и т.д; спортинвентарь: скамейка, мяч, тоннель, полоса препятствий. Игра «что изменилось?» (комплект цветных камешков; ракушек‚ разноцветных прищепок). | Формирование умений изменять свое поведение (состояние) по инструкции. Адекватное восприятие инструкции (сигнала) и реакция на положение тела (совершение различных действий-удар рукой по мячу, прокатить мяч и сбить кегли, пробежать по скамье или просто остановиться и зафиксировать позу). Внимание, зрительная память, умение реагировать на перемену мест объектов. Зрительное восприятие и различение цвета и формы; способность реагировать на инструкции и совершать действия (снять прищепку и переместить туда, где была прежде). | 1 |
17 | Игра «Волшебные запахи» (баночки, в которых лежат листочки, плоды и соцветия с разных деревьев, кустарников (лавровый лист, ромашка, укроп). Игра «Лимон-банан» (поднос с фруктами или овощами: сладкий банан-кислый лимон; сладкая морковь соленый огурец). | Учить воспринимать предметы на ощупь (листья гладкие, плоды шиповника Закрепить желание и побуждение пробовать на вкус (реакция на противоположные вкусовые раздражители). Положительный эмоциональный фон. | 1 |
18 | Игра «Медвежонок принес подарки". (игрушка-медвежонок, яблоки, груши, банан, лимон или апельсин, Игра «Ударь в бубен» (бубен (большой и маленький); цветные кубики: большие-в бубен большой бьем; маленькие кубики-в маленький). | Развивать чувствительность рук ребенка, выявляя имеющиеся нарушения чувствительности; приучать детей к положительному реагированию на определенные раздражители; расширять Дифференциация звуков и предметов, умение соотнести действие с размером предмета, зрительное восприятие и различение размера и цвета. | 1 |
19 | Игра со льдом (перекладывание в формочки, изготовление цветных форм с помощью Игра «Монетки» (копилки с монетками различного цвета: золотые, серебряные, медные (желтые, белые и коричневые). | Формирование адекватной реакции во взаимодействии с различными материалами по температуре (лед холодный) и по структуре (гладкий, скользкий). Реакция и понимание того, что предмет может изменять свою форму и структуру, различение цветов. Умение реагировать на речевую инструкцию: «Поймай монетку!». При ссыпании в руку ребенка формировать умение фиксировать взгляд на объекте, различение цвета. Адекватная эмоционально-двигательная реакция при выполнении действия (опустить монетки в соответствующую по цвету копилку). | 1 |
20 | Музыкальная игра «Ой, ты, Игра «Шумящие коробочки» (2-3 коробочки, заполненные различным содержимым-крупой, монетками). | Развивать кожную чувствительность; побуждать выражать эмоциональную реакцию на прикосновение ваты к телу; формировать и развивать кожную чувствительность; учить различать приятные и не приятные прикосновения; побуждать выполнять сопряженные действия по обследованию поверхности предмета; развиваем слуховые анализаторы-адекватная реакция на музыку (громко-тихо). Восприятие громких/тихих звуков. Умение на слух определить и выбрать, какой коробочкой производил шум взрослый. Громкие звуки в коробке светлого тона, тихие-темного. Развивать зрительное восприятие (различение цвета). | 1 |
21 | Ролевая игра «У нас сегодня гости» (игрушки усаживаем за стол на стульчики и угощаем; на тарелочках крупы и бобовые). Игра с водой «Пришла весна»: пипетка, губки, бутылки, лейки разных размеров, мельница, заводные мелкие игрушки. Картинки с изображениями: солнце, лужи, птицы купаются. | Учить обследовать руками мебель: стол, стулья (сопряженные действия); расширять тактильный опыт ребенка; учить обследовать руками полную и пустую тарелки (сопряженные действия); закрепить восприятие крупных зерен и мелких; развивать интерес к занятиям. Создание положительного эмоционального фона; развитие кинестетических ощущений, зрительное восприятие и соотнесение действий с изображением (солнце светит ярко, поэтому тепло и птички купаются в луже; идет дождик-капаем из пипетки; бегут ручьи-демонстрируем, как выливается и течет по поверхности из бутылочки вода); умения сотрудничать со взрослым. | 1 |
22 | Игра «Волшебные запахи» (банки стеклянные, в которых лежат листочки, плоды и соцветия с разных деревьев, кустарников (лавровый лист, ромашка, укроп). Игра «Определи и назови» (на подносе кусочки: горький лук, | Закреплять умение воспринимать предметы на ощупь (листья гладкие, плоды шиповника шероховатые); расширять тактильный опыт детей; учить обследовать руками предметы (сопряженные действия); учить дифференцировать на ощупь гладкую и бархатистую сторону листа (мать-и-мачеха). Формировать умение вдыхать запахи, растирая в ладошках содержимое банки и различать спокойные и резкие запахи. Формирование способности различать: вкусовые качества продуктов питания; учить адекватно реагировать на различные вкусовые ‚ качества; уметь соотнести-кусочек с целым. Развивать интерес к занятию, обращая внимание на способность выполнять правильно инструкции при использовании разных качественных определений-характеристик вкуса. | 1 |
23 | Игра с тестом (пластилином, массой для лепки, хендгамом); клеенки, ножи для пластилина, формочки, тарелки (детская посуда). Музыкальная игра «Мы-музыканты, все мы таланты» (песню исполняет взрослый с движениями: похлопывание ладошами, поглаживание по животу, легкие прикосновения руками к ушам, губам и т.д.) | Развивать умение взаимодействовать с пластичными материалами; адекватная реакция на свойства и качества; индивидуальный подход с учетом брезгливости детей; формировать умения совершать действия различными частями тела: разминать, сдавливать, катать, резать, выкладывать. Формирование положительного эмоционального фона и интереса к занятию; умение соотносить движение частей тела по подражанию; зрительное и слуховое восприятие; развивать интерес к ритму и мелодиям. | 1 |
24 | Игры с мыльными пузырями: «Пенный замок», «А, ну-ка, поймай», «Лети-лети» (набор мыльных пузырей, которые быстро лопаются и нет; трубочки, игрушки. Игра «Бросание мячиков» (набор мячей различного цвета, структуры; большой короб). | Формирование зрительных навыков; зрительно-перцептивное развитие, зрительно-моторная координация в системе «глаз-рука», осознание своего тела, речевое развитие, тренировка артикуляции и улучшение техники дыхания. Формировать умения планировать движения, зрительно-моторные навыки, зрительное слежение и фиксация. Развитие желание и интереса у данного рода упражнениям. | 1 |
25 | Игра «На машине по лабиринту» (игровая панель с лабиринтами и воротами, две машинки). Игра «Попади в цель» (картинка с пустыми клетками; пуговицы разноцветные, пинцет). | Формировать планирование движений, Развивать способность пользоваться пинцетом (пинцетный захват), противопоставление большого пальца, тактильное воздействие развитие крупной моторики; зрительное восприятие (положить пуговицу на свободную клетку) и дифференцировка по размеру (большие пуговицы и маленькие). | 1 |
26 | Игра «Съедобное ожерелье» (картинки с ягодами на тему «Лето»; муляжи из ваты, нитки с большой вышивальной иглой для нанизывания). Интерактивная игра «Угадай, что звучит» (сигнал машины, стук молотка, пение птицы, | Формировать способность чередовать действия (одной рукой держим ягоду, другой надеваем на иглу с нитью), зрительно-моторная координация в системе глаз-рука; концентрация внимания; создание положительного эмоционального фона. Развитие слуховых анализаторов; адекватная реакция на звуки окружающего мира; умение соотносить звук с изображением. Развитие координации движений пальцев (мелкой моторики). Умение чередовать (запись звука-картинка-нажатие клавиши). | 1 |
27 | Игра «Сухой душ» (набор цветного песка в банках, картинки с изображением времен года, полоски ткани в соответствии с цветами: лето-желтый‚ весна-синий‚ зима-белый осень-красный). Игра «Сенсорная тропа» (пуф «Мягкий Остров», массажная Тропа, мягкая игрушка -заяц, аудиозапись «Звуки леса»). | Развитие и коррекция слухового и тактильного восприятия; сенсорная интеграция и кинестетическое восприятие: адекватная реакция на ощущения, исходящие от объектов (на руки сыпать цветной песок); зрительное восприятие: соотнесение цвета ткани с картинкой времени года и цвета песка. «Сухой душ» для рук -на ткани. Развитие и коррекция восприятия: положительная реакция на ощущения под стопами ног (колючая или мягкая поверхность, камешки или гладкая); | 1 |
28 | «Ванна для игр с песком и водой» (три бутылки с холодной, теплой и горячей водой, картинки: зима, прорубь, ведро с водой; лето: речка, светит солнце; газовая плита с горящей конфоркой и на ней кипящий чайник, схематичные картинки-пиктограммы: чашка, кран с льющейся водой, душ, пловец в воде, мытье посуды). «Лото» Четыре карточки, разделенных на четыре квадрата разного цвета, 4 | Формирование интереса и желания заниматься, создание положительного эмоционального фона. Адекватная реакция на качество материала: песок -сыпется, вода течет; на температуру воды; зрительное восприятие, зрительная память; соотнесение реальных действий с изображениями на картинках: пловец в воде, ребенок в тазике, чашка под струей воды из крана, наливаем из бутылки воду в чашку; умение сотрудничать со взрослым. Ознакомление со способом соотнесения формы изображенного предмета с фигурой (эталоном). Зрительная и тактильная координация; умение различать, запоминать и соотносить части предмета е целым. | 1 |
29 | Ролевая игра «А у нас «Волшебный сундучок» (ткань, мех. пуговицы, клубки пряжи, бросовый материал). | Продолжать учить ориентироваться на размер и цвет, как на значимый признак; выполнять действия с предметами; развивать правильно сориентированные практические действия; развивать предметные действия с игрушкой, рассматривая ее со всех сторон перед собой; закреплять умение различать по внешним признакам и по фактуре; вызывать положительное отношение к занятию. Развитие тактильных ощущений, формирование навыков сотрудничества с педагогом. Закрепление свойств предметов (разглядывание и уточнение). | 1 |
30 | Игра «Шалтай-болтай» (выполнение Шалтай-Болтай Свалился во сне». «Зрительная Начинаем мы играть. И при этом покажу. | Восприятие собственного тела и частей тела (расслабление мышц спины, рук и ног). Совместное выполнение движений; закрепление ориентировки в пространстве (вправо-влево); развитие слуховых анализаторов (адекватная реакция на текст -строки стихотворения); правильное выполнение инструкций. Развитие и коррекция зрительного восприятия; умение выполнять инструкции и подражать; восприятие слуховыми анализаторами слов и мелодий; осознание и ощущение собственного тела (игра на пианино-муляж; на руках зеленые рукавички прыжки лягушки; плывет рыба; ползет гусеница). | 1 |
31 | Рисование на доске, на листах бумаги, на больших листах бумаги на полу красками, мелом, фломастерами, Игра «Чудеса на небесах» (шнуровка на закрепленных над головой-виде неба панелей с отверстиями, крупные веревки разного цвета для переплетений-узоров). | Продолжать формировать у детей размашистые движения рук: учить размашистыми движениями стирать Развитие сенсомоторных координаций, кинестетической регуляции движений пальцев и кисти под зрительным контролем взрослого. Умение выполнять действия по инструкции, по образцу и самостоятельно. Закрепление умений взаимодействовать со взрослым. | 111 |
32 | Игра «Шумящие коробочки» (2-3 коробочки, заполненные различным содержимым-крупой, монетками и др.) Игра «В мире запахов» (арома-баночки). | Продолжать формировать восприятие Закрепить умение вдыхать через нос, адекватная реакция на различение запахов. Умение тактильного различение поверхностей и структуры материала (банка-стеклянная, гладкая; крышка железная, шероховатая). | 1 |
33 | Игра «Определи и назови» (на подносе кусочки: горький лук, Игра «Сенсорная тропа» (сенсорные деревянные дорожки и мягкие массажные коврики, игрушка Еж, муляж яблока и гриба, шишки сосновая и еловая, игрушка «Шум дождя» или аудиозапись с шумом дождя, вентилятор). | Продолжать формирование способности различать вкусовые качества продуктов; учить адекватно реагировать на различные вкусовые качества; уметь соотнести кусочек с целым. Развивать интерес к занятию, обращая внимание на способность выполнять правильно инструкции при использовании разных качественных определений характеристик вкуса. Закрепление умений и коррекция (при необходимости) кинестетического восприятия: положительная реакция на ощущения под стопами ног (колючая или мягкая поверхность, камешки или гладкая); формирование слухового восприятия: реакция на шум (долгие и краткие; громкие и тихие; близкие и далекие). Умение реагировать на данные характеристики звуков, адекватная реакция на наличие предметов. | 1 |
34 | Итоговая Диагностика | Диагностические задания для определения уровня сенсорного развития детей | 1 |
Содержание курса с указанием форм организации занятий.
Цвета, оттенки цветов. Характеристики размера предметов: длина, толщина, высота, ширина. Осязательные характеристики поверхности: гладкий, шершавый, мягкий, твердый, холодный, теплый. Материалы: ткань, дерево, металл, пластик, стекло, камень. Плоскостные геометрические фигуры: точка, линия, круг, овал, многоугольники. Геометрические тела: шар, куб, овоид, эллипсоид, призма, пирамида, конус. Внешнее строение тела человека. Пространственные направления: верх, низ, право, лево. Определение пространственных направлений относительно себя, на плоскости листа, относительно человека, сидящего напротив. Определение удаленности предметов, их расположения относительно себя и друг друга. Отношения следования. Рядообразование. Временные отношения: времена года, месяцы, дни недели, части суток. Определение направления движений. План помещения, части помещения, ориентировка по плану.
Формы учебной деятельности: индивидуальные занятия, основанные на самостоятельной индивидуальной деятельности учащихся по практическому изучению свойств предметов, изменению их положения в пространстве.
Основные виды учебной деятельности: выполнение заданий на сравнение, сортировку, классификацию и ранжирование предметов по разным признакам; наблюдение за демонстрацией учителя; составление краткого устного высказывания, описывающего предмет, человека; проведение простых практических опытов; анализ плана помещения.
В программе четко просматриваются два основных направления работы: формирование знаний сенсорных эталонов — определенных систем и шкал, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др.), и обучение использованию специальных действий, необходимых для выявления свойств предмета.
Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы,
поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, развития мелкой моторики.
Овладение сенсорными эталонами как способами ориентировки в предметном мире, формирование сенсорно-перцептивных действий невозможно без закрепления опыта ребенка в слове. Через все разделы программы в качестве обязательной прошла задача постепенного усложнения требований к речевому опосредованию деятельности учащихся: от овладения соответствующей терминологией до развернутого сопровождения собственных действий речью и вербального определения цели и программы действий, т. е. планирования.
Место предмета в учебном плане.
Программа рассчитана для умственно отсталых детей с РАС во 2 классе. Программа рассчитана на 34 занятия в год (1 раз в неделю). Продолжительность занятий зависит от психофизических, возрастных особенностей участников программы и может варьироваться от 15 минут до 45 минут.
Тематическое планирование
Класс: 2
Количество часов в год : 34
Количество часов в неделю: 1
Педагог-психолог: Мусина Людмила Петровна
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
Развитие моторики, графомоторных навыков | 6 | |
1 | Диагностика | 1 |
2 | Развитие согласованности движений на разные группы мышц. | 1 |
3 | Обучение целенаправленным действиям по двух- и трехзвенной инструкции педагога. | 1 |
4 | Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. | 1 |
5 | Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях | 1 |
6 | Графический диктант зрительный и на слух | 1 |
7 | Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений | 1 |
Тактильно-двигательное восприятие | 2 | |
8 | Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств | 1 |
9 | Работа с пластилином и глиной. Лепка «Овощи». | 1 |
Кинестетическое и кинетическое развитие | 2 | |
10 | Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела. | 1 |
11 | Имитация повадок животных, инсценирование школьных событий | 1 |
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов | 9 | |
12 | Сравнение и обозначение словом формы предметов (3—4 предмета). | 1 |
13 | Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции | 1 |
14 | Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку | 1 |
15 | Цветовой спектр. | 1 |
16 | Цвета теплые и холодные. | 1 |
17 | Составление сериационного ряда из 4—5 кругов разной насыщенности одного цвета. | 1 |
18 | Узнавание предмета по его отдельным частям. | 1 |
19 | Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов | 1 |
20 | Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей | 1 |
Развитие зрительного восприятия | 2 | |
21 | Совершенствование зрительно-двигательной координации рук и глаз | 1 |
22 | Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами. | 1 |
Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) | 2 | |
23 | Развитие осязания (теплее — холоднее), словесное обозначение. Определение контрастных температур предметов | 1 |
24 | Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести. Взвешивание на ладони, определение веса на глаз. | 1 |
Развитие слухового восприятия | 2 | |
25 | Различие звуков в пространстве по характеру звучания | 1 |
26 | Сравнение мелодий | 1 |
Восприятие пространства | 4 | |
27 | Ориентировка в пространстве, вербализация пространственных отношений с использованием предлогов. | 1 |
28 | Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа. | 1 |
29 | Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикрепленном к доске. | 1 |
30 | Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты. | 1 |
Восприятие времени | 3 | |
31 | Определение времени по часам. | 1 |
32 | Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год). | 1 |
33 | Времена года, их закономерная смена. | 1 |
34 | Итоговая диагностика | 1 |
Итого : 34 часа |
Содержание рабочей программы
Развитие графомоторных функций
Развитие согласованности движений на разные группы мышц (броски в цель, «Кольцеброс», игры с мячом, обручем). Обучение целенаправленным действиям по трех- и четырехзвенной инструкции педагога. Развитие моторики рук. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Совершенствование точности движений (завязывание, развязывание, застегивание). Обводка контуров изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур. Рисование бордюров. Графический диктант (зрительный и на слух). Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений.
Тактильно-двигательное восприятие
Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие — жесткие, мелкие — крупные). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Нахождение на ощупь контура нужного предмета из 2—3 предложенных. Работа с глиной, тестом и пластилином (раскатывание,
скатывание, вдавливание). Игры с сюжетной мозаикой.
Развитие осязания (теплее — холоднее), определение контрастных температур разных предметов (грелка, утюг, чайник). Дифференцировка ощущений чувства тяжести от трех предметов (тяжелее — легче — самый легкий); взвешивание на ладони;
Кинестетическое и кинетическое развитие
Формирование ощущений от статических и динамических поз различных мелких частей лица и тела (глаза, рот, пальцы и т. д.). Выполнение упражнений по заданию педагога, вербализация собственных ощущений. Выразительность движений — имитация животных (походка гуся, зайца, кенгуру и т. д.), инсценирование.
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов
Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки. Сравнение и обозначение словом формы 3—4 предметов. Сравнение двух объемных геометрических фигур — круга и овала. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора. Сравнение и обозначение словом величин разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). Сопоставление частей и деталей предмета по величине. Составление сериационных рядов из 4—5 предметов по заданному признаку величины. Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные. Узнавание предмета по его отдельным частям. Составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей (5—6 деталей). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (4—5 деталей с разрезами по диагонали и вертикали)
Развитие зрительного восприятия
Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза.
Рисование бордюров по наглядному образцу. Тренировка зрительной памяти; дидактические игры типа «Сложи такой же узор». Составление картинки из разрезных частей. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале. Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами. Упражнения для профилактики и коррекция и коррекции зрения.
Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния,
вкусовых качеств, барических ощущений)
Развитие осязания (теплее — холоднее), определение
контрастных температур разных предметов (грелка, утюг, чайник). Различение пищевых запахов
и вкусов, их словесное обозначение. Определение различных свойств веществ (сыпучесть, твердость, растворимость, вязкость). Измерение объема сыпучих тел с помощью условной меры. Дифференцировка ощущений чувства тяжести (тяжелее — легче); взвешивание на ладони; определение веса на глаз.
Развитие слухового восприятия
Определение направления звука в пространстве (справа — слева — спереди — сзади). Выполнение действий по звуковому сигналу. Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных произведений. Развитие чувства ритма.
Восприятие пространства
Ориентировка в помещении по инструкции педагога, понятия: выше —
ниже, левее — правее, рядом и др.; вербальное обозначение пространственных
отношений с использованием предлогов. Развитие пространственного праксиса.
Моделирование пространственного расположения объектов относительно друг
друга (мебели в комнате) по инструкции педагога. Ориентировка на вертикально
расположенном листе бумаги. Деление листа на глаз на 2 и 4 равные части.
Пространственная ориентировка на поверхности парты, расположение и перемещение предметов на парте по инструкции педагога.
Восприятие времени
Определение времени по часам. Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год). Длительность временных интервалов (1 ч, 1 мин, 1 c). Времена года, их закономерная смена.
должны знать и уметь:
— ориентироваться на сенсорные эталоны;
— узнавать предметы по заданным признакам;
— сравнивать предметы по внешним признакам;
— классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному
назначению;
— составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным
признакам;
— практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
— давать полное описание объектов и явлений;
— различать противоположно направленные действия и явления;
— видеть временные рамки своей деятельности;
— определять последовательность событий;
— ориентироваться в пространстве;
— целенаправленно выполнять действия по инструкции;
— самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
— опосредовать свою деятельность речью.
Тема занятия | Краткое содержание занятия | Кол. Час. | Основные виды деятельности обучающихся на занятии |
Диагностическое занятие | Диагностические задания для определения уровня сенсорного развития детей. | 1 | Выполнение диагностических заданий. |
Развитие моторики и графомоторных навыков | Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящей из двух-трех звеньев. Координация движений. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. | 5 | Обводка и рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях. Шнуровка и нанизывание. Графический диктант по показу. |
Тактильно-двигательное восприятие | Определение на ощупь объемных предметов с разными свойствами. Определение на ощупь формы плоскостных предметов по контуру. Игра со средней мозаикой. Температурные ощущения, Чувство тяжести от разных предметов, словесное описание барических ощущений. Сравнение трех предметов по весу. | 2 | Определение на ощупь мягкого, жесткого, гладкого, шершавого. Работа с пластилином и глиной – твердое и мягкое. Температурные ощущения- теплое, горячее, холодное. Восприятие чувства тяжести (вата, брусок). Проведение операции сравнения. |
Кинестетическое и кинетическое развитие | Формирование ощущений от статических и динамических движений различных частей тела, вербализация ощущений. Имитация движений и поз. Формирование схемы тела. | 2 | Определение прикосновений к разным частям тела. Игры-имитации движений. Ориентировка в пространстве относительно себя. Определение направления движения. |
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование | Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов. Сравнение двух-трех предметов по основным параметрам величины, обозначение словом. Группировка предметов по одному-двум признакам. Составление сериационных рядов из трех-четырех предметов по заданному признаку. Различение цветов и оттенков. Конструирование предметов из геометрических фигур. Составление целого из частей на разрезанном наглядном материале. | 9 | Определение геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар). Сравнение предметов по величине и форме; по цвету и форме. Подбор оттенка цвета к основным цветам. Определение практического сигнального цвета на знакомых предметах. Конструирование из двух геометрических фигур, складывание картинки из трех-четырех частей. |
Развитие зрительного восприятия | Формирование произвольности зрительного восприятия и развитие зрительной памяти. | 2 | Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Различение наложенных изображений предметов. Запоминание 3-4 предметов и воспроизведение их в исходной последовательности. |
Восприятие особых свойств предметов (осязание, обоняние, вкусовые качества, барические ощущения) | Температурные ощущения. Вкусовые качества, обозначение словом вкусовых ощущений. Контрастные ароматы. Ощущение чувства тяжести от разных предметов. | 2 | Измерение температуры воздуха, Обозначение словом вкусовых ощущений. Обозначение ароматов (резкий - мягкий, свежий- неприятный). Развитие зрительного и осязательного восприятия величины. |
Развитие слухового восприятия | Различие звуков в пространстве. Дифференциация звуков шумовых и музыкальных инструментов. Характеристика звуков по громкости и длительности. Характер мелодий. Различение людей по голосу. | 2 | Узнавание звучания погремушки, барабана, колокольчик, гармошка и др. Прослушивание музыкальных произведений, различение веселых и грустных мелодий. Звуковые имитации. Дидактические игры на узнавание знакомого голоса. |
Восприятие пространства | Ориентировка в пространстве относительно себя. Определение направления движения. Отношения следования. Ориентировка в плоскости листа. Ориентировка в теле человека, сидящего напротив. Взаимное расположение предметов в пространстве. | 4 | Ориентировка в помещении, движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения. Расположение плоских и объемных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. Дидактическая игра «Определи положение предмета» и словесное обозначение пространственных отношений с использованием предлогов. |
Восприятие времени | Временные отношения: части суток. Временные отношения: дни недели. Временные отношения: месяцы. Временные отношения: времена года. | 3 | Определение порядка месяцев в году. Работа с графической моделью «Времена года». Практическая работа с часами. Игры с моделью часов. |
Диагностическое занятие | Диагностические задания для определения уровня сенсорного развития детей. | 1 | Выполнение диагностических заданий. |
Всего | 34 |
Список литературы
1. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии/ Власова Т.А., Певзнер М.С. – М.: Просвещение, 1973.
2. Коррекционная педагогика/ Под.ред. Пузанова Б.П. – М.: Просвещение, 1979.
3. Кащенко В.Г. Педагогическая коррекция/ Кащенко В.Г. – М.: ВЛАДОС., 1994.
4. Козлов Н.И. лучшие психологические игры и упражнения/ Козлов Н.И – Екатеринбург, 1998.
5. Леонгард Э.И, Самсонова Е.Г, Иванова Е.А. Я не хочу молчать/ Леонгард Э.И, Самсонова Е.Г, Иванова Е.А. – М.:ВЛАДОС, 1996.
6. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие/ редактор – составитель Райгородский Д.Я – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ – М», 2007.
7. Елизаров А.Н. Концепции и методы психологической помощи/ Елизаров А.Н. Ось – 89, 2007.