Статья на тему: «Психологическая готовность ребенка к школе»

Корякина Екатерина Владимировна

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь образ его жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений. Теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д.

Когда ребенок достигает возраста шести-семи лет, а иногда и раньше, многие родители озабочены вопросами, связанными с его поступлением в школу. Как сделать так, чтобы ребенок легко учился, с удовольствием ходил в школу, был хорошим (или даже лучшим) учеником в классе?

Есть ли критерий, который позволяет адекватно оценить степень подготовленности ребенка к школьной жизни? Такой критерий есть, и в психологии он получил название "школьная зрелость" или психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Под школьной зрелостью понимается достижение ребенком такого уровня психического развития, когда он оказывается способным принимать участие в школьном обучении.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_psihologicheskaya_gotovnost_k_shkole.docx30.88 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Психологическая готовность ребенка к школе»

Автор: Корякина Екатерина Владимировна педагог-психолог ГБДОУ детский сад №14 комбинированного вида Курортного района Санкт-Петербурга

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь образ его жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений. Теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д.

Когда ребенок достигает возраста шести-семи лет, а иногда и раньше, многие родители озабочены вопросами, связанными с его поступлением в школу. Как сделать так, чтобы ребенок легко учился, с удовольствием ходил в школу, был хорошим (или даже лучшим) учеником в классе?

Есть ли критерий, который позволяет адекватно оценить степень подготовленности ребенка к школьной жизни? Такой критерий есть, и в психологии он получил название "школьная зрелость" или психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Под школьной зрелостью понимается достижение ребенком такого уровня психического развития, когда он оказывается способным принимать участие в школьном обучении.

Самая главная задача первых лет обучения в школе состоит не столько в приобретении ребёнком определённых знаний и умений. Намного важнее, чтобы после окончания начальной школы ребёнок:

  • хотел учиться;
  • умел учиться;
  • был уверен в своих силах;
  • чтобы у него сформировалась учебная позиция, стремление учиться, вера в свои возможности, а для этого нужен успех.

Успешный опыт в первые школьные годы – это ОЧЕНЬ важно. Поэтому, вам необходимо позаботиться о том, чтобы выбрать школу, требования которой адекватно отвечали бы возможностям вашего ребёнка.

В интерактивной презентации вы уже могли увидеть, что готовность ребенка к школе состоит из педагогической, физиологической и психологической. Меня волнует психологическая готовность Ваших детей к школе.

Психологическая: (мотивационная, интеллектуальная, личностная, эмоционально-волевая, коммуникативная (социально-психологическая), хорошо развитые навыки самообслуживания, хорошая зрительно-моторная координация-воспринимать фигуры, точность копирования, умение соотнести свои движения с заданно траекторией,  )

Мотивационная

К сожалению, желание пойти в школу не равно желанию учиться. Важно осознание, что учеба отличается от игры. Желание получать новые знания,  выполнять школьные правила (не опаздывать, поднимать руку, выполнять домашние задания). Для этого детей должна привлекать возможность получения новых знаний. Это выражается в тех моментах, когда:

-Ребенок просит почитать книгу, дослушивает ее до конца

-Положительно относится к занятиям

-Предпочитает сам найти ответ на загадку

-Дожидается ответа на поставленный вопрос

Учение в школе состоит не только из интересных и занимательных занятий, поэтому у ученика должен быть стимул выполнять и непривлекательные, а порой даже скучные и утомительные задания. В каком случае это возможно? В том, когда ребенок понимает, что он ученик, знает обязанности ученика, а также старается хорошо их выполнять. Часто на первых порах первоклассник старается быть примерным учеником, чтобы заслужить похвалу учителя.

Важно рассказать ребенку о том, что значит быть школьником, что его ждет в школе (но не запугивать ни в коем случае, забудьте о своем негативном опыте! Нужно позитивно отзываться о школе, но не обманывать. Главное воспитывать интерес к содержанию знаний.

Познавательная потребность существует с самого рождения, а дальше она подобна костру: чем больше взрослые удовлетворяют познавательный интерес ребенка, тем сильнее он становится. Поэтому очень важно отвечать на вопросы маленьких почемучек как можно больше читать им художественные и развивающие книги, играть с ними в развивающие игры. Не отмахиваться: отстань или я сама не знаю. А говорить «Давай поищем ответ на этом вопрос вместе». Можно, если вы не знаете ответа,  сказать, что вам нужно время, чтобы ответить на этот вопрос. Подготовить ответ и рассказать его ребенку.

Личностная готовность ребенка к школе 

Позиция школьника обязывает занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе.

Предполагается, что ребёнок может правильно воспринимать ситуации урока, правильно воспринимать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль. В ситуации урока исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя говорить на посторонние темы (вопросы). Надо задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, адекватно ведут себя на занятиях.

Отношение к самому себе, к своим способностям, к своей деятельности, ее результатам. Иметь адекватную самооценку. Высокая самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что "школа плохая", "учитель злой" и т.д. Ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение.

Пример: учитель плохой, потому что поставил плохую отметку, попросил не отвлекаться. На самом деле это не учитель плохой. Важна адекватная оценка своего поведения и способностей

Самое главное, что могут сделать родители: научить ребенка адекватно себя оценивать и объяснять ему почему происходит так или иначе. Очень важно оценивать и критиковать не самого ребенка, а его поступок.

Коммуникативная  (эмоционально - социальная) готовность - значит быть включенным в детский коллектив, быть доброжелательным, знать правила вежливости и использовать их в общении. Общение ребёнка с детьми не должно отличаться особой конфликтностью. Должны быть развиты такие качества личности, которые помогли бы общаться и взаимодействовать со сверстниками, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. К школьному возрасту дети должны уметь устанавливать деловые контакты, относиться к сверстникам как к партнёрам.  Каждый ребенок должен уметь быть членом детского общества и совместно действовать с другими детьми.

Коммуникативная готовность сформирована в полном объеме, если ребенок способен устанавливать дружеские отношения, общаться и делать какое-то дело вместе со сверстниками, решать конфликты мирным путем; способен устанавливать контакт со взрослым, признавать его авторитет, понимать и принимать ролевые различия между учителем, воспитателем и родителем.

Всему этому ребенок учится в игре. В дошкольном возрасте игра – это основной вид деятельности. Даже в наш век высоких технологий и рациональных решений!

Именно игра обеспечивает все необходимые условиядля полноценного психического развития ребенка: всех его интеллектуальных функций (речи, мышления, памяти, внимания, воображения, и для развития эмоций, воли, коммуникативных способностей, а главное – самосознания и самооценки. 

Игра – мощное психотерапевтическое и психопрофилактическое средство: чувства неприятные можно отыграть, и выход из сложной ситуации найти, и дружеским участием обогатиться. Обучение, «завернутое в игру» тоже дается легче, увлекает и дарит радость! А еще с игрой отлично сочетается другая важная для дошколят творческая деятельность – изобразительная, музыкальная, театрализованная и все, что связано со сказками и детской литературой.

Но напрашивается вопрос: есть ли у ребенка возможность поиграть? И успешен ли он в этом? Есть ли у него друзья, которые радостно готовы откликнуться на игровые замыслы ребенка и щедро поделиться своими идеями? Если этого нет, то в ваших силах помочь  ребенку в формировании необходимой развивающей среды и подборе партнеров по играм. Это важно, потому что именно в игре дети учатся устанавливать и развивать отношения со сверстниками. А это очень полезные способности.

Вы можете:

  1. создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и любви;
  2. обучать умению слушать и слышать другого;
  3. учить гибко использовать мимику, пантомимику и голос в общении;
  4. развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях;
  5. воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;
  6. научить детей владеть собой;
  7. научить умению анализировать ситуацию;
  8. объяснить, что не следует обижать детей, отличающихся от большинства, не желающих согласиться с высказываемым мнением, желанием собеседника.

 Волевая готовность ребёнка к школе. Ребёнок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью, быть способным к длительному сосредоточению, преодолению желания отвлечься.  Для этого необходим определённый уровень развития произвольности. Произвольное поведение – это сознательно контролируемое поведение, у которого есть намерение и цель.

Снижение произвольности в школе проявляется в том, что ребёнок не способен:

  • слушать учителя на уроках, выполнять задания;
  • работать по правилу;
  • работать по образцу;
  • соблюдать дисциплину.

Современные исследования психологов выявили, что развитие произвольного поведения прямо зависит от развития мотивационной сферы ребенка. В основном не слушают учителя на уроках те дети, которым в школе не интересно и кому безразлично, как их оценивает учитель. 

То же самое относится к нарушению дисциплины. За последнее время увеличилось количество первоклассников не справляющихся с работой по образцу. А именно на работу по образцу в основном опирается обучение в первом классе. С одной стороны, здесь проявляются все те же мотивационные причины: нежелание выполнять трудные малопривлекательные задания, безразличие к оценке своего труда. С другой стороны, с работой по образцу плохо справляются те дети, которые в дошкольном детстве практически не занимались этим видом деятельности: не складывали кубики с фрагментами рисунка по образцам рисунков, не выкладывали по образцу мозаику, не собирали конструкторы по заданным картинкам и просто никогда ничего не срисовывали.

Важно отметить,  что распространенные сегодня игры-пазлы не всегда учат ребенка работать по образцу. Все зависит от того, как их собирать. Если сначала анализируется цветовая гамма рисунка, выделяется фон, осуществляется первичная группировка элементов, то такая работа способствует развитию умения работать с образцом. Но если картинка собирается методом проб и ошибок, то есть, если ребенок наугад пробует один за другим элементы, какой с каким состыкуется, то такой способ работы не приводит к умению работать с образцом.

С работой по правилу также в основном не справляются те ребята, которые до школы не играли в игры с правилами. Впервые в игре ребенок учится подчиняться правилу, когда, играя с другими детьми в сюжетно-ролевые игры, он должен выполнять свою роль согласно установленным детьми правилам или согласно образцу, увиденному в жизни взрослых людей. Игравший в сюжетно-ролевые игры ребенок без особого труда принимает на себя роль ученика, если ему нравится в школе, и выполняет правила, предписанные данной ролью. Ребенок, не имевший в своей жизни опыта сюжетно-ролевых игр с четким исполнением роли, может на первых порах испытывать затруднения в точном исполнении всех предписаний учителя как относительно прилежания, так и относительно дисциплины.

Также занимаясь с дошкольниками, важно обращать внимание на то, как ребенок реагирует на трудности: пытается выполнить начатое дело или бросает его. Если вы видите, что ребенок не любит делать то, что у него не получается, постарайтесь вовремя прийти ему на помощь. Предложенная вами помощь поможет справиться с трудным занятием и одновременно почувствовать удовлетворение от того, что он смог одолеть трудное дело. Взрослый при этом обязательно должен эмоционально похвалить ребенка за то, что он доделал до конца начатую работу. Необходимая, вовремя оказанная помощь взрослого, а также эмоциональная похвала позволяют ребенку верить в свои возможности, повышают его самооценку и стимулируют желание справляться с тем, что не сразу получается. А затем показать взрослому, какой он молодец, чтобы услышать похвалу в свой адрес.

Постепенно у ребенка войдет в привычку стараться доводить начатое до конца, а если не получается, то обращаться за помощью к взрослому. Но взрослые каждый раз должны внимательно оценивать ситуацию, действительно ли нужна их помощь или ребенку лень самому потрудиться. Иногда в качестве помощи может выступить эмоциональное подбадривание и уверенность, что у малыша все получится. Такое общение с ребенком, как правило, позволяет сформировать учебную мотивацию к моменту его поступления  в школу. 

Иметь навыки самообслуживания – собирать портфель, завязывать шнурки, вести себя за столом. Осознавать, что делать уроки – это задача самого ребенка. Конечно, все родители помогают сначала своим детям. Но тут тоже важно вовремя уступить и дать самостоятельность. Дать что-то ребенку сделать самому, а потом проверить, похвалить. Дать ему возможность допустить свою ошибку и научиться на ней.

Придя в школу, ребенок должен уметь одеться и раздеться cам. Потренируйтесь дома, как ребенок будет переодеваться для физкультуры. На уроках физического воспитания ребенок должен успеть за перемену переодеться, поэтому приучайте ребенка самостоятельно переодеваться, аккуратно вешать свою одежду. Поощряйте cамостоятельное одевание верхней одежды. Научите малыша cамого завязывать шнурки или застегивать сапоги. Покупая одежду и обувь для школы, выбирайте ту, что удобна для ребенка, на молнии и липучках.

«Можно выйти в туалет?» Этот вопрос почти каждый ребенок задает когда-то учителю (если не может дождаться перемены). Объясните вашему малышу, что в туалет надо ходить на переменах.

А теперь поговорим о cамообслуживании ребенка в туалете. Объясните ребенку, как правильно за собой ухаживать, как одеться, чтобы остаться аккуратно заправленным и как обязательно мыть руки после каждого похода ребенка в туалет.

Возвращение из школы. Когда ребенок cобирает свои вещи после уроков, научите его, как все аккуратно сложить в ранец, как проверить, ничего ли он не забыл.

Особое внимание при подготовке ребенка к школе нужно обратить на cоблюдение режима дня. Первоклассникам необходимо полноценное питание и строгий режим дня, тогда ребенок будет не только меньше уставать, но и меньше болеть, а значит, меньше пропускать занятия в школе. Ребенок обязательно должен ложиться спать не позднее 21.00, только тогда ночной отдых будет дейcтвительно полноценным.

Очень важно, чтобы школьник ежедневно гулял на улице, т. к. для детей этого возраста характерна большая потребность в двигательной активности. Еще один очень важный момент: первоклаccники – все еще маленькие дети, поэтому нужно обязательно оставлять им ежедневно время для игр.

Если школа находится близко, и ребенок будет ходить на занятия пешком, то летом обязательно изучите все пути в школу, выберите cамый безопасный путь.

Зрительно-моторная координация

Как определить есть ли у ребёнка нарушения зрительно-моторной координации? Для этого предложите ребёнку срисовать что-либо. Если при срисовывании ребёнок допускает много неточностей, искажает форму, расположение линий то зрительно-моторная координация у него развита недостаточно хорошо.

Развитие зрительно-моторной координации требует:

1. концентрации внимания.

Это параметр, характеризующий умение ребёнка сосредоточиться на одном или нескольких объектах. От развития внимания во многом зависят успехи ребёнка не только в учёбе, но и в повседневной жизни.

2. развитие координации движений (как общей, так и тонкой моторной координации). Тонкая моторная координация это параметр, характеризующий уровень развития движений пальцев и тактильного анализатора.

Для развития внимания используются такие игры «Чего не стало?» «Что изменилось?», «Найди одинаковое», «Найди различия» и т. д.

Игры, направленные на развитие внимания способствуют и развитию памяти, наблюдательности. Развитию таких, двух взаимообратных операций, как анализа и синтеза. Они учат ребёнка отыскивать и продолжать закономерность. В процессе поиска ребёнок анализирует образец, а затем на основе полученных сведений продолжает ряд.

Не менее важным параметром зрительно-моторной координации является тонкая моторика, которая характеризуется уровнем развития движения пальцев. Развитие их происходит в быту и во время проведения специальных упражнений. К специальным упражнениям можно отнести пальчиковую гимнастику и пальчиковые игры. В процессе пальчиковых игр у детей улучшается внимание, память, слуховое и зрительное восприятие. Использование стихотворного материала делает их более интересными.

Работа по развитию мелкой моторики позволяет эффективно осуществлять коррекцию двигательных нарушений. Является одной из составляющих по подготовке ребёнка к письму. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга.

Известно, что развитию мелкой моторики способствуют занятия по ИЗО деятельности. Но просто развитая моторика без координации со зрением мало эффективна в плане развития зрительно-моторной координации. Важно, чтобы это было копирование образца, срисовывание картинки. Формирование умения точно воспроизвести графический образ. Даже у детей, которые много рисуют. Но не срисовывают, не копируют образец, координация руки и глаза может быть слабой. Такие дети в школе допускают ошибки при списывании, не видят их, проверяя свою работу.

Рисование на песке, двумя руками одновременно, положительно сказывается на синхронизации работы полушарий коры головного мозга и способствует развитию сенсомоторики.

Также необходимо работать над формированием чётко скоординированных движений руки и глаза. С этой целью можно длать глазодвигательные упражнения. Их можно проводить, используя различные зрительные тренажёры. Цель проведения данных упражнений состоит в необходимости научить детей удерживать объект в поле зрения, следить глазами за перемещающимися в различных направлениях предметом без поворота головы в сторону его движения. Ребёнок пассивно следит за рукой взрослого, перемещающего предмет в пространстве; затем учится следить за движениями своей собственной руки, держащей искомый предмет и постоянно меняющий его расположение. Особенно хорошо эти упражнения снимают умственное и зрительное утомление, помогают укреплять окологлазные мышцы.

Вырезание по контуру фигур из бумаги (особенно вырезание плавное, без отрыва ножниц от бумаги).

Также для тренировки подойдет:

Раскрашивание и штриховка.

Различные виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация и пр.)

Конструирование и работа с мозаикой.

Выкладывание фигур из спичек (палочек).

Освоение ремесел (плетение, работа с бисером и пр.).

Пальчиковая гимнастика.

Обведение рисунков по контуру и соединение по точкам.

Продолжение рисунков (по клеточкам).

Дорисовывание картинок (недостающие детали, вторая половинка картинки).

Графические диктанты.

Прописи.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению предполагает определенный уровень развития высших психических процессов ребенка: внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения и речи, а также наличие необходимого запаса знаний об окружающем.

К моменту поступления в школу ребенок должен знать свой адрес, название страны и населенного пункта, где он живет; знать имена и отчества своих близких, кем и где они работают; хорошо ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках; знать дни недели, месяцы; различать основные виды деревьев, цветов, животных. Кроме того, ребенок должен уметь высказывать собственные суждения, делать выводы.

Необходимый уровень речевого развития предполагает, что у ребенка не нарушено звукопроизношение, он может выделить первый и последний звуки в словах, способен ясно выражать свои мысли, связно передать то, что видел или слышал, умеет выделить в рассказе главное, пересказать его содержание.

Восприятие к моменту поступления в школу должно быть достаточно дифференцированным, ребенку необходимо овладеть не только сенсорными эталонами цвета, формы, размера, но и  способами обследования предметов. В противном случае первоклассник может писать буквы и цифры не в ту сторону, отсчитывать предметы и читать справа налево, с трудом ориентироваться в тетради и т.д.

Ребенок к 6-7 годам должен владеть основными логическими операциями (обобщение, классификация, анализ, сравнение и др.), смысловым запоминанием. Важный признак интеллектуальной готовности к школе - не просто разрозненные знания, представления о предметах, их свойствах, а умение увидеть связи, закономерности, желание ребенка понять, что, отчего и почему. Однако в основном мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Исследования, проведенные в последние годы, убеждают, что наглядно-действенная и наглядно-образная формы мышления таят в себе не менее мощные резервы, чем логическое мышление. Поэтому не следует при подготовке детей к школе развивать только словесно-логическое мышление.

Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности, умение воспринимать информацию и задавать по ней вопросы.

Обобщая, можно говорить, что интеллектуальная готовность к обучению в школе предполагает:

• дифференцированное восприятие (может копировать геометрические формы, буквы, сохраняя размерность; способен дорисовывать детали изображения по образцу или на основе образов восприятия (например, дорисовывает картинку, на которой изображено пальто без пуговиц); способен дорисовать симметричную половину какого-то предмета);

• развитое внимание (способен работать, не отвлекаясь, в течение 10 минут, переключать внимание с одного вида деятельности на другой);

• развитое наглядно-образное мышление (может собрать разрезную картинку из 6-8 неодинаковых по размеру и форме частей; может складывать модели по схеме, способен ориентироваться на плане комнаты);

• аналитическое мышление (способен перечислять различные свойства предметов, выделять из них существенные; умеет сравнивать предметы между собой; способен подбирать обобщающие понятия – мебель, молочные продукты, водный транспорт и т.д.; может выложить серию из 6 последовательных картинок и составить по ней рассказ и др.);

• развитое непосредственное запоминание (способен воспроизвести не менее 7 слов из 10-ти при трехкратном повторении; может воспроизвести стихотворение из 4-8 строк после трех повторений; способен узнать не менее 6-7 фигур из показанных 9-ти);

• логическое запоминание (способен запомнить 10 слов, нарисовав к ним картинки; может запоминать, группируя слова по смыслу);

• развитое воображение и творческое мышление (способен превратить геометрическую фигуру в какой-то предмет/картинку, дорисовав линии в соответствии со своим замыслом);