Статья на тему: «Адаптация ребенка к детскому саду»
Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Вопросы адаптации ребенка к детскому саду поднимаются и решаются уже не один десяток лет. Но актуальность их не ослабевает. Это связано со многими аспектами нашей жизни: изменился детский сад, меняются дети и их родители. Проблемы адаптации к детскому саду вращаются вокруг ребенка. Именно на него устремлены обеспокоенность родителей и профессиональный взгляд педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему: «Адаптация ребенка к детскому саду»
Автор: Корякина Екатерина Владимировна педагог-психолог ГБДОУ детский сад №14 комбинированного вида Курортного района Санкт-Петербурга
Адаптация - это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребенка детский сад, несомненно, является новым, неизведанным пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему приходится приспосабливаться. Каждый ребенок индивидуально проживает этот нелегкий период. Одни привыкают быстро – за 2 недели, другие дети дольше – 2 месяцев, некоторые не могут привыкнуть в течение года.
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их жизни все меняется кардинальным образом. В привычный, сложившийся жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова врываются следующие изменения:
• четкий режим дня;
• отсутствие родных рядом;
• длительный контакт со сверстниками;
• необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому;
• резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;
• особенности нового пространственно-предметного окружения.
Адаптация ребенка к ДОУ сопровождается различными негативными физиологическими и психологическими изменениями.
Адаптирующегося ребенка отличает:
• преобладание отрицательных эмоций, в том числе страха;
• нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми;
• утрата навыков самообслуживания;
• нарушение сна;
• снижение аппетита;
• регрессия речи;
• изменения в двигательной активности, которая либо падает до заторможенного состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности;
• снижение иммунитета и многочисленные заболевания (последствия стрессовой ситуации).
На то, как будет протекать процесс адаптации, влияют следующие факторы:
· Возраст;
· Состояние здоровья;
· Уровень развития навыков самообслуживания;
· Умение общаться со взрослыми и сверстниками;
· Сформированность предметной и игровой деятельности;
· Приближенность домашнего режима к режиму детского сада;
Выделяют три фазы адаптационного процесса:
- Острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частыми респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);
- Подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);
- Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.
Различают три степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду:
- Легкая адаптация: ребенок активен, внешних изменений нет, сдвиги в поведении нормализуются в течение 1-2 недель;
- Средняя адаптация: в течение всего периода настроение может быть неустойчивым, может наблюдаться отсутствие аппетита, кратковременность беспокойность сна. Этот период длится 20-40 дней
- Тяжелая адаптация: длится от 2-6 месяцев. Ребенок болеет, теряет в весе, появляются патологические привычки: грызение ногтей, сосание пальца. Возникает стойний энурез.
- Очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.
Как помочь ребенку быстрее адаптироваться к детскому саду:
- Необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры, прием пищи), соответствующий режиму ДОУ.
- Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми. Посещайте парки, детские площадки, приучайте к игре в песочницах, ходите на дни рождения друзей, новогодние праздники.
- О предстоящем поступлении детский сад беседуйте с ним, как о радостном событии. Воздержитесь от высказывания вслух при ребенке собственных опасений.
- Придите заранее в детский сад и познакомьтесь с обстановкой, с детьми, с воспитателями. Лучше это сделать, когда дети гуляют на улице.
- Познакомьтесь с воспитателями группы заранее, расскажите им об индивидуальных особенностях вашего ребенка. Что ему нравится, а что нет. Какие навыки хорошо развиты, а с чем есть проблемы.
- В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше 2-х часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 недель, учитывая желание малыша, можно оставлять на целый день.
- Каждый день необходимо спрашивать у ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления.
- Обязательно нужно акцентировать внимание на положительных моментах, так как именно родители такими короткими замечаниями способны сформировать позитивное отношение к ДОУ.
- Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике.
- Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в садик, вместе решить, какую одежду он наденет утром.
- Можно дать ребенку любимую игрушку в детский сад, уговорить оставить ее переночевать в садике, а наутро снова с нею встретиться. Если ребенок не соглашается, то пусть игрушка ходит с ним ежедневно и знакомится там с другими детьми. После можно расспрашивать ребенка, что с игрушкой происходило в саду, кто с ней дружил, не было ли ей грустно. Таким образом вы узнаете, как ребенку удается привыкнуть к детскому саду.
- В выходные дни придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности.
- Поиграйте с ребенком с домашними игрушками в детский сад, распределите роли детей, воспитателей. Помогите игрушке найти друзей и попробуйте разрешить проблему вашего ребенка через нее, ориентируя на игру и на положительные результаты.
- Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там.
- Придумайте свой ритуал расставания с ребенком и приучите его к нему заранее до детского сада. Необходимо готовить ребенка к временной разлуке с Вами и дать ему понять, что это неизбежно потому, что он уже большой и ходить в садик это хорошо и нормально.
- Теперь вместе вы будете проводить меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка, поддерживайте фразами: «Я знаю, что ты скучаешь, и что тебе бывает страшно, когда происходит что-то новое. Всегда сначала страшно, а потом привыкаешь, и становится даже интересно. Ты молодец, очень смелый. Я тобой горжусь».
Отдавая ребенка в ДОУ, родители могут столкнуться с трудностями:
- В первую очередь, это неготовность родителей к негативной реакции ребенка на ДОУ. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь дома он охотно соглашается идти в детский сад. Плаксивость – нормальное состояние дошкольника в период адаптации. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.
- Частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации. Ребенок может привыкать к садику 2-3 месяца. Сами родители должны психологически быть готовы к посещению ребенком ДОУ.
- Спокойно относится к шишкам и синякам. Рекомендуется: как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она все так же рядом.
- Когда ребенок начинает весело говорить о садике, пересказывать события случившиеся за день - верный знак того, что он освоился. Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к ДОУ – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддержать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.
Адаптационный период пройдет легче, если родителям удалось сформировать у ребенка навыки самообслуживания, если ребенок обладает умениями играть самостоятельно, общаться со сверстниками и если домашний режим дня малыша совпадает с режимом в детском саду.
Процесс адаптации никогда не бывает одинаковым, не всегда срабатывают накопленные методы, приемы и теоретические знания по отношению к новому ребенку и его родителям. Адаптация -это процесс не быстрый и очень индивидуальный. Поэтому надо набраться терпения, понимания и стараться максимально помочь ребенку в этот непростой период.