Общение с родителями воспитанников
Рекомендации для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_pedagogam_po_obshcheniyu_s_roditelyami.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Общение воспитателя с родителями воспитанников
Рука, качающая колыбель, правит миром! (англ. пословица)
Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет ребенку семью проблематичную. Он обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт
и собственное видение проблем.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ ЯВЛЯЮТСЯ:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- объединить усилия для развития и воспитания детей;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОПТИМАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ.
- Искренний интерес к человеку умение преодолевать свой эгоцентризм в общении с ним. Особо талантливых в общении людей отливает повышенное внимание и тонкая наблюдательность, превосходная память на всё, что касается другого человека
- Умение слушать людей – как конкретное проявление интереса к людям. Признаком интересного собеседника является не столько умение говорить, сколько умение слушать. Сейчас дефицит благодарных слушателей. Если Вам удастся стать хорошим слушателем, симпатии людей потянутся к Вам. Людям нравятся те, с кем они могут удовлетворить свою потребность выговориться.
- Доброжелательное отношение – в сфере общения работает закон взаимного отклика.
- Улыбка – улыбка очень много значит для взаимной симпатии. Она греет и создает аванс положительного отношения.
- Изучение потребностей людей – Вы можете изучить интересы другого человека, его потребности, в чем - то помочь ему удовлетворить их. Верный путь к сердцу человека – беседа о том, что он очень ценит, что важно для него.
- Умение завоевать авторитет, через уважение к мнению других – способность дать почувствовать людям их значимость, уважение к их мнению.
ПРИНЦИПАМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ЯВЛЯЮТСЯ:
- Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
- Индивидуальный подход
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
- Сотрудничество, а не наставничество
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
- Готовимся серьезно
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
- Динамичность
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Практический инструментарий:
- Способность к общению - профессиональное качество педагога. Педагог должен иметь высокую психологическую культуру: уметь общаться, вести беседу, уметь объяснять терпеливо и без повышения голоса. Слушать и понимать собеседника, взаимодействовать
и воздействовать. Во всех ситуациях ему необходимо вести себя психологически грамотно. - Не отталкивайте, а привлекайте к сотрудничеству. Нередко педагог видит в родителях людей, изначально стоящих к нему в некоторой оппозиции. Стараясь заранее предварить их возможные возражения, он начинает поучать и упрекать. Так вести разговор нельзя - вы только оттолкнете собеседника. Постарайтесь понять чувства отца и матери воспитанника, более того - найдите в них опору, продумывая и выстраивая совместные действия.
- Развивайте в себе стремление к равной позиции с родителями. Воспитание ребенка основывается на совместных усилиях детского сада и семьи. Объединить усилия педагога
и членов семьи можно только при взаимном и уважительном признании ими позиционного равенства друг друга. Первый шаг в этом направлении должен сделать педагог, поскольку
это находится в рамках его компетенции, показывает его профессионализм. - Людям нравится ощущать собственное значение. Один из лучших способов привлечь внимание родителей к сотрудничеству – подчеркивание его значения в этом процессе. Объясните отцу или матери их реальную роль в воспитании и развитии ребенка. В каком-то случае покажите несостоятельность их ориентации только на профессиональную карьеру. В другом - постарайтесь разрушить внутренний эгоцентризм родителя, его сфокусированность только на своих проблемах. В – третьем – укрепить уверенность отца или матери в самом себе, в том, что он, безусловно, может быть и терпеливым, и настойчивым, что он может наладить жизнь своей дочери или сына.
- Покажите родителю свою любовь по отношению к его ребенку. Психологический контакт с родителями возникает сразу же, как только педагог покажет, что он видит положительные стороны характера ребенка, симпатизирует ему. Когда отец или мать видят дружелюбные глаза педагога, чувствуют, что педагог тоже заботится о благополучии ребенка, психологическая защита становится не нужной. Тут уже можно переходить к сотрудничеству.
- Ищите новые формы сотрудничества с родителями. Например: Вы можете предложить одному из родителей провести родительское собрание, и рассказать какие проблемы он испытывает в воспитании ребенка, как пытается их разрешить. Пусть эти проблемы обсудят родители. Чрезвычайно поучительным было бы выступление родителя, у которого были сложности во взаимоотношениях с собственным ребенком, но который сумел их преодолеть. Дайте возможность такому родителю поделиться своим опытом в воспитании сына или дочери.
- Не стремитесь, во что бы то ни стало отстоять собственную позицию. Часто такое бывает, что каждый собеседник стремится только к тому, чтобы отстоять своё собственное мнение. Успешной можно назвать беседу не тогда, когда педагог докажет, что прав, а тогда. Когда он сумеет привлечь родителей к активному участию в воспитании ребенка.
- Обсуждайте проблему, а не личные качества ребенка. Сформулируйте перед родителями ваши наблюдений по поводу ребенка, обсудите с ними, как ему помочь. Продумайте возможности совместной работы. При этом очень важно, чтобы родители чувствовали вашу уверенность в том, что проблема может быть решена
- Учитывайте личные интересы родителей. Очень часто в беседе с родителями педагог требует, чтобы родители резко активизировали своё участие в воспитании ребенка. Гораздо лучше, было бы посоветовать родителям - вместе с детьми заниматься домашними и хозяйственными делами.
- Мы вместе, а не против друг друга. Можно утверждать, что ваша беседа с родителями пойдет более успешно, если, во-первых, вам удалось избежать противоречий и конфронтации. Во-вторых, если вы смогли удержаться сами и удержали родителей от упреков и обвинений. В-третьих, если вы удачно сформулировали проблему воспитания и родители поняли и приняли вашу формулировку. И, в-четвертых, если вы обсудили ваши совместные действия.
УВАЖАЕМЫЕ ПЕДАГОГИ, ПОМНИТЕ:
- Не выносите суждений. Воспитателю необходимо избегать суждений типа «Вы слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы (даже если они абсолютно справедливы) чаще всего порождают протест со стороны родителей.
- Не поучайте. Не подсказывать решения. Нельзя навязывать собеседнику свою собственную точку зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я бы…» и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения.
- Не ставьте «диагноз». Необходимо помнить, что все фразы воспитателя должны быть корректны. Категоричные высказывания - «Ваш ребенок не умеет себя вести», «Вам нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу» всегда настораживают родителей и настраивают против вас.
- Не выпытывайте. Нельзя задавать родителям вопросы, не касающиеся педагогического процесса, так как излишнее любопытство разрушает взаимопонимание между семьей и детским садом.
- Не разглашайте «тайну». Воспитатель обязан сохранять в тайне сведения о семье, доверенные ему родителями, если те не желают, чтобы эти сведения стали достоянием гласности.
- Не провоцируйте конфликты. Воспитатель избежит конфликтных ситуаций в общении с родителями, если будет соблюдать все вышеперечисленные правила общения с родителями.