РМО ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ МДОУ, 2019-2020 г.
14.11. 2019 г. РМО педагогов-психологов https://nsportal.ru/albom/2019/11/26/rahimyanova-n.... Мастер – класс «Профилактика профессионального выгорания педагогов».
06.09.2019 г. РМО педагогов-психологов Сообщение"Особенности психологического сопровождения детей с ОВЗ" В работе психолога особый акцент делается на психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ В докладе отмечаются цели, задачи, принципы, методы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности психологического сопровождения детей с ОВЗ.
1 слайд. Психологическое сопровождение детей с ОВЗ рассматривается как сопровождение развития, воспитания и обучения, что в последствии ведет к социализации детей .
2 слайд. Российская модель инклюзии базируется на позициях Л.С. Выготского, который определял личность и среду как целостность.
Инклюзивное (включенное) образование понимается как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников.
Образовательная инклюзия рассматривается, прежде всего, как средство социальной реабилитации, не только самого ребенка, но и его семьи.
Согласно его взгляда, социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
3 слайд. ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ:
1.выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
2.осуществление индивидуально ориентированной
психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико- педагогической комиссии);
3. возможность освоения детьми с ОВЗ общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.
4 слайд. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ
Характеристика детей с ОВЗ выражается в том, что эти дети имеют
физические проблемы:
недостатки в развитии моторики, координации, органов чувств
интеллектуальные проблемы:
нарушение познавательной деятельности, которое ведёт к проблемам связанными с трудностями в обучении.
- замедленным и ограниченным восприятием;
- недостатками речевого, сенсорного развития;
- недостатком развития мыслительной деятельности;
- недостаточной по сравнению с обычными детьми познавательная активностью;
- пробелами в знаниях и представлениях об окружающем мире,
5 слайд. Первичные нарушения –биологические факторы приводят к вторичным нарушениям:
Эмоционально-волевые проблемы
- расстройства в развитии личности (неуверенность в себе, неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм, заниженная или
завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением).
Трудности в социальной адаптации,
- в овладении навыками функционирования в обществе, налаживании межличностных отношений, ограниченность общения, нарушение системы коллективных отношений (прежде всего со сверстниками) , снижение социальной активности
6 слайд. Принципы психолого – педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ в образовательном учреждении:
1) непрерывность;
2) системность;
3) индивидуальный подход;
4) обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса;
5) междисциплинарное взаимодействие в команде специалистов сопровождения.
7 слайд 1)Непрерывность. Психолого-педагогическое сопровождение функционирует на всех ступенях образования, благодаря чему и обеспечивается непрерывность процесса сопровождения.
8 слайд 2) Системность. Понятие «сопровождение» следует распространять не только непосредственно на ребенка с ОВЗ, но и на его родителей, на членов педагогического коллектива, реализующего это образование, семья, педагоги, специалисты, обустройство образовательной среды, обучение и воспитание, взаимодействие детей
9 слайд . Технология социально-эмоционального взаимодействия предполагает работу с педагогами, с «нормально» развивающимися детьми с родителями нормально развивающихся детей
Психологическое консультирование и просвещение педагогов и родителей
ЦЕЛЬ: обеспечение социально-эмоционального благополучия ребенка в учебном коллективе
ЗАДАЧИ: преодоление отрицательных установок, формирование принятия «особых» детей, понимание их особых потребностей..
Учеными установлена прямая связь между наличием социально-эмоционального благополучия ребенка в учебном коллективе и его успешностью во всех видах деятельности, в том числе и учебной.
Педагог-психолог проводит работу с педагогическим коллективом, родителями. Сопровождение семьи означает не только поддержку семей, имеющих детей с особенностями психофизического развития. Это также и формирование социального интереса к «особым» детям у всех родителей инклюзивной группы.
10 сл. Индивидуальный подход к каждому ребенку и его семье. Даже если у детей сходные нарушения, требующие создания похожих условий в образовательной среде, у каждого из них есть различия в особенностях
микросреды, стиле воспитания в семье, возможностей для развития, потребностях
При разработке АООП для педагогов важно обеспечить :
- погруженность в реальную ситуацию ребёнка с ОВЗ,
- особость отношений между участниками предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого , что требует от педагога новых психологических установок на формирование у детей с нарушениями умения взаимодействовать в едином детском коллективе.
- внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы, т.к. для большинства таких детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность.
11 слайд Особенности психологического сопровождения детей с ОВЗ
- Процессуальность, АООП программы;
- Пролонгированность, АООП программы;
- Недирективность взаимодействия с детьми.
- Вариативности в организации процессов обучения и воспитания
12 сл.
13 слайд.
14 слайд. Пролонгированность - срок коррекционно- образовательной работы определяется на ПМПК, ПМПк Специалистами ОУ составляется АООП (адаптивная общеобразовательная программа)
Приоритет - опора на внутренний потенциал развития ребёнка («педагогика успеха»), Пересмотр системы оценивания.
15 слайд. Нeдиpeктивные мeтoды:
Принципы взаимодействия:
- paвныe пoзиции вocпитaтeля и peбeнкa;
- yвaжeниe и пpинятиe чyвcтв peбeнкa;
- право субъекта самостоятельно совершать выбор
Нeдиpeктивные мeтoды:
- cлoвecнoe выpaжeниe вocпитaтeлeм cвoих чyвcтв;
- диaлoг c peбeнкoм, бeceда, оcнoвaнныe нa aктивнoм cлyшaнии и пpимeнeнии тeхники «Я-cooбщeний»,
- пpинятиe (a нe зaпpeт) нeгaтивных пpoявлeний y peбeнкa
—aгpeccии, злости, пeчaли, бyйнoй paдocти и т.д.
- yвaжeниe к peбeнкy, пpинятиe eгo кaк oтдeльнoй
caмocтoятeльнoй личнocти, имeющeй пpaвo нa coбcтвeннoe мнeниe и cвoй взгляд нa жизнь.
16 слайд. Обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса, толерантного отношения к детям с ОВЗ.
Внимание акцентируется на возможности и сильные стороны ребёнка с ОВЗ.
При эмоционально-волевых нарушениях у ребёнка с ОВЗ необходимо создавать у детей группы ситуацию успеха этого ребёнка, использовать технологии для разгрузки и снятия напряжения.
• Дети учатся терпимости , т.е. учатся воспринимать человеческие различия как обычные;
• Дети с ОВЗ получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полноценной жизнью;
• Проблемы развития, эмоциональное состояние детей с ОВЗ становятся важными для окружающих;
• Равные возможности для каждого.
17 слайд. Создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и предметно- развивающей образовательной среды,
Создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и предметно-развивающей образовательной среды,
( система оценок, требований, игровой среды, приемов взаимодействия.
Условия , способствующие развитию социальной компетентности, навыков общения с окружающими, преодолению социальной изоляции, расширению возможности произвольного взаимодействия со сверстниками.
У всех детей формируется определенная степень социальной зрелости и понимание факта (одного из главных признаков инклюзивного образования), что ребенок с ОВЗ не хуже и не лучше других – он такой же, как все.
18 слайд. Разграничение обязанностей .Педагог - психолог, отвечает за психологическое благополучие детей с ОВЗ, но не работает с неврологическими или психиатрическими нарушениями.
Педагог- психолог – координатор воспитателей , родителей,
специалистов: учителей –логопедов, учителей-дефектологов, в сотрудничестве с медицинскими специалистами: медицинским психологом, детским психиатром.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Российская модель инклюзии базируется на позициях Л.С. Выготского, который определял личность и среду как целостность . Инклюзивное (включенное) образование понимается как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. Образовательная инклюзия рассматривается, прежде всего, как средство социальной реабилитации, не только самого ребенка, но и его семьи. Согласно его взгляда, социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ 1.Выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; 2.Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико- педагогической комиссии); 3. Возможность освоения детьми с ОВЗ общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении. .
Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ Характеристика детей с ОВЗ выражается в том, что эти дети имеют Ф изические проблемы : недостатки в развитии моторики, координации, органов чувств Проблемы развития ВПФ ( интеллектуальные проблемы ) нарушение познавательной деятельности, которое ведёт к проблемам связанными с трудностями в обучении . замедленным и ограниченным восприятием; недостатками речевого, сенсорного развития; недостатком развития мыслительной деятельности; недостаточной по сравнению с обычными детьми познавательной активностью; пробелами в знаниях и представлениях об окружающе м мире ,
Первичные нарушения – Вторичные нарушения Эмоционально-волевые проблемы нарушения в развитии личности (неуверенность в себе, неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм, заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением). Т рудности в социальной адаптации: в овладении навыками функционирования в обществе, налаживании межличностных отношений ограниченность общения, нарушение системы коллективных отношений (прежде всего со сверстниками) , снижение социальной активности. биологические факторы
Принципы инклюзивного образования П ринцип индивидуального подхода; Поддержка самостоятельной активности; Активное включение в образовательный процесс; Междисциплинарный подход; Вариативности в организации процессов обучения и воспитания; Партнёрское взаимодействие с семьёй; Динамическое развитие образовательной модели детского сада
П ринципы психолого – педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ в образовательном учреждении: 1 ) Непрерывность; 2 ) Системность; 3 ) Индивидуальный подход; 4) Обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса ; 5) Особенности психологического сопровождения детей с ОВЗ в рамках м еждисциплинарного взаимодействия в команде специалистов сопровождени я.
Непрерывность процесса сопровождения на всех ступенях образования 3. ВУЗ 2. ШКОЛА , КОЛЛЕДЖ 1. РЦ, Д ОУ, (от2-х до 7 лет)
2 ) Системность «сопровождения »
Технология социально-эмоционального взаимодействия в системе инклюзивного образования РАБОТА с педагогами с «нормально» развивающимися детьми с родителями нормально-развивающихся детей ФОРМЫ : консультирование и просвещение педагогов и родителей ЦЕЛЬ : обеспечение социально-эмоционального благополучия ребенка в учебном коллективе ЗАДАЧИ : 1)Преодоление отрицательных установок, формирование принятия «особых» детей, понимание их особых потребностей . 2) Создание условий, обеспечивающих успешность детей с ОВЗ в игровой , учебной, исследовательской. д еятельности
3 ) Индивидуальный подход к каждому ребенку и его семье . Даже если у детей сходные нарушения, требующие создания похожих условий в образовательной среде, у каждого из них есть различия в особенностях микросреды, стиле воспитания в семье, возможностей для развития, потребностях При разработке АООП для педагогов обеспечить: особость отношений между участниками предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого , что требует от педагога новых психологических установок на формирование у детей с нарушениями умения взаимодействовать в едином детском коллективе. погруженность в реальную ситуацию ребёнка с ОВЗ, внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы, т.к. для большинства таких детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность.
4) Обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного п роцесса, толерантного отношения к детям с ОВЗ , Внимание акцентируется на возможности и сильные стороны ребёнка с ОВЗ При эмоционально-волевых нарушениях необходимо создавать у детей ситуацию успеха, использовать инновационные технологии для разгрузки и снятия напряжения В итоге: • Дети учатся терпимости – воспринимают человеческие различия как обычные; • Дети с ОВЗ получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полноценной жизнью; • Проблемы развития, эмоциональное состояние детей с ОВЗ становятся важными для окружающих;
5).Особенности психологического сопровождения детей с ОВЗ в рамках междисциплинарного взаимодействия в команде специалистов сопровождени я . 1.Процессуальность АООП программы; 2. Пролонгированность АООП программы; 3. Недирективность взаимодействия с детьми; 4. Вариативности в организации процессов обучения и воспитания
ПРОЦЕССУАЛЬНОСТЬ АООП (адаптивной общеобразовательной программы) программы) ; целевой компонент - совокупность взаимосвязанных общих, индивидуальных и частных целей воспитательно-образовательной работы организационно-деятельностный компонент : это управление профессиональной деятельностью педагогов. 2) это организация непосредственного взаимодействия педагогов и их воспитанников ; содержательный компонент выражается в содержании воспитательно - образовательной деятельности, направленной на достижение целей
контрольно-оценочный компонент включает в себя контроль и оценку педагогами процесса и результата образовательной деятельности. Важной составной частью этого компонента являются самоконтроль и самооценка педагогом своей деятельности и ее результатов; аналитический компонент содержит такие аспекты, как выявление педагогических успехов и допущенных ошибок, анализ результативности путем сравнения коммуникативный компонент определяет характер эмоциональных отношений между педагогами и их воспитанниками, а также мотивами их деятельности, характер отношений между родителями, между педагогами
П ролонгированность С рок коррекционно- образовательной работы определяется на ПМПК, ПМПк ; Специалистами ОУ составляется АООП (адаптивная общеобразовательная программа) Приоритет - опора на внутренний потенциал развития ребёнка («педагогика успеха »), Пересмотр системы оценивания.
paвныe пoзиции вocпитaтeля и peбeнкa , yвaжeниe и пpинятиe чyвcтв peбeнкa , yвaжeниe к peбeнкy , пpинятиe eгo кaк oтдeльнoй caмocтoятeльнoй личнocти , имeющeй пpaвo нa coбcтвeннoe мнeниe и cвoй взгляд нa жизнь . Нeдиpeктивные мeтoды взаимодействия педагога и ребёнка с ОВЗ cлoвecнoe выpaжeниe вocпитaтeлeм cвoих чyвcтв ; диaлoг c peбeнкoм , бeceда , оcнoвaнныe нa aктивнoм cлyшaнии и пpимeнeнии тeхники « Я- cooбщeний » , создание возможности для ребёнка с ОВЗ в ыражать нeгaтивные и сильные чувства в приемлимых формах ( aгpeccии , злости , пeчaли , бyйнoй paдocти и т.д. ) и гровое взаимодействие взрослого и ребёнка на равных Принципы недерективного взaимoдeйcтвия с ребёнком ОВЗ
Создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и предметно- развивающей образовательной среды , ( система оценок, требований, игровой среды, приемов взаимодействия, ) Необходимы у словия, способствующие развитию социальной компетентности, навыков общения с окружающими, п реодолению социальной изоляции, расширению возможности произвольного взаимодействия со сверстниками . . . . У всех детей формируется определенная степень социальной зрелости и понимание факта (одного из главных признаков инклюзивного образования), что ребенок с ОВЗ не хуже и не лучше других – он такой же, как все.
Разграничение обязанностей Педагог - психолог, отвечает за психологическое благополучие детей с ОВЗ, но не работает с неврологическими или психиатрическими нарушениями Педагог- психолог – координатор воспитателей, родителей, специалистов: учителей –логопедов, учителей-дефектологов в о взаимосвязи с м едицинскими специалистами : медицинским психологом детским психиатром
Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
Мастер-класс на тему
«Профилактика профессионального выгорания методом глинотерапии»
Ведущий: педагог-психолог
МДОУ № 53 «ЧЕБУРАШКА»
Рахимьянова Н.Р.
Место проведения МДОУ № 9 «Тополек»
14.11.2019 г.
г.о.Клин
Мастер-класс
Цель: снижение эмоционального напряжения, профилактика профессионального выгорания педагогов.
Задачи: отреагирование негативных чувств (агрессии, досады, неудовлетворенности), снижение усталости, достижение самовыражения через спонтанную деятельность с глиной.
Ход занятия
1 Вступление
Глина незаменима в работе с телесностью, поднимает, вызывает подавленные чувства, помогает их отреагировать, дает клиенту ощущение, что он может переделать все, что сделал, и разрушить то, что так сильно ранит его.
2 Массаж
Прежде чем коснемся глины, полепим себя.
ИП сидя. Начинаем с тела: лепим голову, уши, шейку, плечи, гладим руки, ИП стоя. Прогибаемся назад, погладим спинку, бедра, похлопаем по ногам: по верхней части ног, нижней части ног, сделаем захватывающие движения снизу вверх.
3 Работа с глиной
Возьмите глину в руки, кому нравится то, что она грязная, кому не совсем? Какие хочется с ней делать движения?
ИП сидя. Возьмем глину в руки, помнём её, какие движения можно сделать с глиной? Закройте глаза. Пальцы станут более чувствительными к глине. Если вдруг откроете глаза, не тревожьтесь, просто закройте их снова. Разминайте глину пальцами, ладонями, тыльной поверхностью кистей. Посидите минуту, положив руки на кусок глины. Сделайте два глубоких вдоха. Ощутите кусок глины таким, какой он есть; «подружитесь» с ним. Ощупайте его. Он гладкий? Теплый? Плотный? Выпуклый? Влажный? Сухой? Возьмите кусок глины и подержите его. Он легкий? Тяжелый?
1.Отщипните кусочек двумя руками. Делайте это сначала медленно, а потом быстрее. Отщипните большие и маленькие кусочки.
2. Сожмите глину. Теперь разгладьте ее. Разгладив, ощупайте места, которые вы разгладили.
3 Слепите шар. Проткните его. Если глина расплющивается, опять слепите шар и проткните его. Теперь попробуйте сделать его другой рукой.
4. Положите глину между ладонями, похлопайте по ней (одна рука внизу, другая сверху, глина между ладонями)
5. Давайте разрывать её на две части и соединять
6. ИП стоя
Откройте глаза, можно глину отрывать и бросать в мешок.
ИП Свободная ходьба по комнате
Наполнили её энергией, теперь будем молча ходить и молча лепить, что хочется, просто постарайтесь получать удовольствие от лепки. Не заботьтесь о результате… Сейчас вы сами с собой, ваши руки сами что-то лепят, если чувствуете, что вам надо присесть, присядьте. Можно взять лист бумаги и на него поставить свою скульптуру, такую, какая получилась. Получилась форма, если хочется, можно перелепить и сделать что-то другое.
3. Обсуждение в парах.
Предлагаю сесть попарно, обсудить свои ощущения.
Вопросы:
- Что вы чувствуете, соприкасаясь с глиной?
- Как Вам было приятно, легко с ней или некомпетентно, что чувствуете сейчас, какую-то неудовлетворенность, может кажется, что все валится из рук?
- Какие изменения произошли в теле, ощущениях после работы с глиной?
Глина –материал, который можно использовать постоянно. Достаточно обвернуть её в мокрую ткань, и она будет пригодна. Можно с ней работать дома для себя, в группе с детьми, на работе с педагогами.
Спасибо за участие!