Мастер-класс Развитие эмоционального интеллекта у детей
Мастер-класс для педагогов Развитие эмоционального интеллекта у детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс развитие эмоциоанльного интеллекта у детей | 22.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное автономное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад № 158
Мастер-класс
«Развитие эмоционально-интеллектуальной образовательной среды в дошкольной образовательной организации».
Педагог-психолог Батищева Е.Я
город Тюмень 2017
Цель мастер-класса:
Рассмотреть новые возможности для формирования и обогащения эмоционально интеллектуальной среды образовательного учреждения.
Задачи мастер-класса:
- Раскрыть понятие эмоционально-интеллектуальная образовательная среда, её структуру и компоненты, значение для развития личности дошкольника.
- Рассмотреть различные приёмы, методы, методические разработки для развития эмоционального интеллекта дошкольников.
Оборудование:
- бумага А4
- цветные карандаши
- шерсть для творческих занятий с детьми
- 5 ватманов
-планшеты по количеству участников
Приветствие участников.
- Здравствуйте уважаемые руководители! Меня зовут Елена Ярославовна. Рада приветствовать вас на мастер-классе, посвящённом развитию эмоционально-интеллектуальной образовательной среды в дошкольной образовательной организации».
«Психологическая зарядка»
Цель:
Упражнение направлено на овладение приемами релаксации и концентрации, способствующими повышению энергетического потенциала.
- Стоя, свести лопатки, улыбнуться и подмигивая левым, потом правым глазом повторить: "Очень я собой горжусь, я на многое гожусь".
- Положив на лоб левую ладонь, затем правую повторять: "Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача".
- Потирая ладонь о ладонь повторить: "Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче".
- Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: "Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего".
- Руки в стороны, кулаки сжать, делая вращения руками: "На пути у меня нет преграды, все получиться так, как надо".
- Руки на поясе, делая наклоны вправо - влево, повторить: "Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу".
- Руки на поясе наклоны вперед-назад, повторять: "Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен - и я прекрасна".
- Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: "Я бодра и энергична, и дела идут отлично".
- Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: "Вселенная мне улыбается, и все у меня получается".
(Как 2 вариант психологической разминки, настроя на совместную работу)
Упражнение «Морщинки». (Цель — снятие психологического напряжения, настрой на совместную работу)
Несколько раз вдохните и выдохните. Вдох-выдох, вдох-выдох. И последний раз — вдох-выдох. Отлично... Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь — соседу слева. Наморщите лоб — удивитесь, нахмурьте брови — рассердитесь, наморщите нос — вам что-то не нравится. Расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи. Вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох. Молодцы!
Упражнение «Яблоко»
Цель: исследование особенности самовосприятия, осознание участниками индивидуальности и ценности своего взгляда на обсуждаемую тему через использование метафорического образа.
Для проведения этого упражнения необходимы яблоки (примерно одного размера и цвета) по количеству участников. Психолог выкладывает яблоки в центр круга и просит каждого взять себе одно. Некоторое время участники внимательно рассматривают своё яблоко, изучают его структуру, стараются запомнить цвет, форму. Затем яблоки складываются обратно в мешочек, перемешиваются и снова выкладываются в центр круга. Задача каждого участника – найти своё яблоко.
Как правило, «своё» яблоко узнается с первого взгляда. После того, как все яблоки нашли своих владельцев, психолог приступает к обсуждению. Интересно узнать, кто как запоминал своё яблоко, какой стратегией пользовался, чтобы потом его найти (запоминал его особенности, или просто ждал, пока все разберут свои орехи, а в конце останется нужный). На первый взгляд кажется, что все яблоки очень похожи, но если потратить время, чтобы присмотреться повнимательней, то можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать своё яблоко с другими. Так и люди: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные черточки, «неровности», своя красота и привлекательность. Нужно ее только почувствовать и понять. Иногда, в силу различных причин, человек перестаёт помнить, чувствовать свою индивидуальность, и начинает говорить и думать о себе по принципу «Я как все». Для формирования гармоничной, всесторонне развитой личности ребёнка важно чтобы дошкольник ощущал свою индивидуальность, умел с уважением к достоинству другого ребёнка эти знания применить, а также формировал собственный взгляд на окружающую действительность. В полной мере реализовать эти задачи невозможно без развития эмоционального интеллекта дошкольников.
Актуальна эта позиция и при формировании эмоционально интеллектуальной образовательной среды образовательного учреждения. У каждого учреждения свою история, особенности, ресурсы – соответственно и своё видение ситуации
Упражнение «моя эмоция» с помощью авторского пособия «Колесо эмоций».
Участникам предлагается выбрать карты, соответствующие их текущему настроению или эмоции, которая вызвана данная тема и описать его.
«Закончите предложение».
«Радость — это когда...»
«Печаль — это когда...»
«Страх — это когда...»
«Гнев — это когда...»
«Обида — это когда...»
«Стыд — это когда...»
Положительное эмоциональное состояние детей относится к числу важнейших условий развития личности.
Высокая эмоциональность ребенка, которая окрашивает его психическую жизнь и практический опыт, составляет характерную особенность дошкольного и школьного детства. Внутренним, субъективным отношением ребенка к миру, к людям, к самому факту собственного существования является эмоциональное мироощущение. В одних случаях – это радость, полнота жизни, согласие с миром и самим собой, отсутствие аффективности и уходов в себя; в других – чрезмерная напряженность взаимодействия, состояние подавленности, сниженное настроение или, наоборот, выраженная агрессия.
Эмоциональный опыт ребенка, то есть опыт его переживаний, может иметь как позитивную, так и негативную окрашенность, что оказывает непосредственное влияние на его актуальное самочувствие.
Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Нарушение эмоционального баланса способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению у него социальных контактов.
Спектр эмоциональных нарушений в детском и подростковом возрасте чрезвычайно велик. Это могут быть тяжелые невротические конфликты, неврозоподобные состояния у ребенка вследствие органического поражения центральной нервной системы, пре-невротические состояния и др.
В психологической литературе эмоциональное неблагополучие у детей рассматривается как отрицательное состояние, возникающее на фоне трудно разрешимых личностных конфликтов (А. В. Запорожец с соавторами, А. И. Захаров и др.).
Проблема эмоциональных нарушений детей всегда стояла остро и на сегодняшний день является одной из самых актуальных.
В зарубежной и отечественной психологии используются разнообразные методы, помогающие корректировать эмоциональные нарушения у детей. И одним из таких методов, является использование эмоционально-двигательной психотехники. Это комплекс разнообразных упражнений, направленных га развитие внутренней свободы, уверенности, естественности, спонтанности поведения ребёнка. Также упражнения направленны на развитие произвольной регуляции мышечного напряжения.
В этих упражнениях в отличии от театрализованной деятельности, драматизации, не ставиться главной целью выразительное повторение ребёнком движений.
Показатель того, что выполненное упражнение достигает нужного эффекта – положительный эмоциональный фон ребёнка, желание повторять упражнение, отсутвие сопротивления в виде мышечного напряжения.
В зависимости от принципа построения все упражнения можно разделить на три группы от простых к сложным:
- Динамические; (качания, трясения, потягивания, маховые движения)
- Упражнения на непроизвольное расслабление мышц; (непроизвольное напряжение – расслабление)
- Упражнения на произвольное расслабление (релаксационные упражнения).
- Упражнение на развитие уверенности, расширение личного пространства, упражнение на «основные опоры» - основной принцип контрастное сопоставление максимально свёрнутого и максимально развёрнутого положения тела, с постепенным переходом от первого к второму – разворачивание себя, расширение себя вовне.
Эмоциональный интеллект – способность распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные; способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей для решения практических задач.
Эмоциональный интеллект содержит 4 компонента:
- самовосприятие – способность осознавать свои эмоции и причины их возникновения;
- управление собой – навык действовать или воздерживаться от действия, учитывая свои эмоции;
- социальная восприимчивость – умение определять эмоции окружающих и причины их возникновения;
- управление отношениями.
Определение эмоционального интеллекта
Эмоциональный интеллект – понятие интегративное и включает множество разнообразных способностей, знаний и умений. Исследователи предлагают различные варианты структуры эмоционального интеллекта. Нам наиболее близка позиция Р. Бояцис и Д. Гоулман, которые выделяют следующие компоненты эмоционального интеллекта:
1) самосознание (эмоциональное осознание себя, точная самооценка, уверенность в себе);
2) социальное осознание (эмпатия, организационное осознание, ориентация на обслуживание);
3) социальные навыки (развитие других, лидерство, влияние, коммуникация, катализация изменений, разрешение конфликтов, работа в составе группы, создание связей).
Компоненты эмоционального интеллекта | Методики диагностики ЭИ | |
1. | Самосознание | Тест «Палитра чувств» |
2. | Социальное осознание | Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций». Методика «Что-почему-как» |
3. | Социальные навыки | Тест «Три желания» Тест «Картинки» Тест «Дерево» |
Для работы по развитию эмоциональной сферой дошкольников используются картинки чёрно-белые фотографии детей в разных эмоциональных состояниях. Всего должно быть не меньше 12 карточек: радости, грусти, удивления, гнева, страха, обиды, отвращения, удовольствия, стыда, скуки, интереса, восхищения.
Знакомить с той или иной эмоцией детей можно начинать с самого ранее возраста. Опыт работы показывает, что детям 3-4 лет доступны понимание и воспроизведение 4 эмоций – радость, грусть, злость, страх.
Детям 4-5 лет – восемь: радость, грусть, злость, страх, удивление, отвращение, удовольствие, обида.
В 5-7 лет дети могут понять и воспроизвезти все 12 эмоций.
От умения ребёнка понять, воспроизвести, «рассказать о эмоции» зависит содержание и структура занятий по развитие эмоциональной сферы. Так, для детей 3-4 лет комплекс будет включать упражнения на развитие 4 вышеперечисленных эмоций.
«Упражнение с шёлковыми платками»
(Цель — снять эмоциональное напряжение, дать детям возможность творчески выразить себя, развивать способность к переключению внимания с одного образа на другой.)
Представьте себе, что мы попали в театр. В театре есть сцена, актеры и зрители. Выберем и в нашей группе место для сцены. Для того, чтобы узнать, кто из вас будет актером, а кто — зрителем, проведем небольшую артистическую разминку.
У меня в руках платок. Попробуйте с помощью платка, а также различных движений и мимики (выражения лица) изобразить:
— бабочку,
— принцессу,
— волшебника,
— бабушку,
— фокусника,
— человека, у которого болит зуб,
— морскую волну,
— лису.
Упражнение
«Рисунок чувств».
Нарисовать эмоции в виде: - различных геометрических фигур
- изобразить эмоции с помощью ладоней (обвести ладони, пальцы, кисти рук таким образом, чтобы каждое обведённое положение символизировало определённую эмоцию).
Подведение итогов, совместная рефлексия.
Упражнение «групповая картина»
Участники объединяются в подгруппы по 4-5 человек и с помощью шерсти для творчества создают картины-ассоциации на тему «мой взгляд на эмоционально- интеллектуальную образовательную среду.
Работы обсуждаются, высказываются пожелания, замечания, вопросы.
Словарь чувств и эмоций
Тревога | Симпатия | Обида |