РАЗВИТИЕ И ПОДДЕРЖКА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОМ ДОМЕ

ELENA Ahmadeeva

РАЗВИТИЕ И ПОДДЕРЖКА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОМ ДОМЕ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Инклюзивное образование23.71 КБ

Предварительный просмотр:

     Ибраева А.Ж., Ахмадеева Е.В., Олифиренко Л.В.

КГУ «Детский дом «Құлыншақ» г. Караганда

РАЗВИТИЕ И ПОДДЕРЖКА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В ДЕТСКОМ ДОМЕ «ҚҰЛЫНШАҚ»

К основным принципам государственной политики РК в области образования относятся равенство прав всех на получение качественного образования и доступность образования всех уровней для населения с учетом интеллектуального развития, психофизиологических и индивидуальных особенностей каждого гражданина. Инклюзивное образование является одним из процессов трансформации системы образования, ориентированным на формирование условий доступности качественного образования для всех. Оно предполагает включение детей с особыми образовательными потребностями (далее – ООП) независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей в общеобразовательную среду, устранение всех барьеров для получения ими качественного образования, их социальную адаптацию и интеграцию в социум.

Основная идея инклюзивного образования подразумевает, что не ребенок должен готовиться к включению в систему образования, а сама система должна быть готова к включению любого ребенка. Это означает, что всем педагогам и родителям (или лиц их заменяющим) необходимо с пониманием относиться к тому, что инклюзивное образование — это не только открытая дверь в общеобразовательную школу или дошкольную организацию, но это еще и ответственность за результат образования. Его качество напрямую зависит от того, насколько предоставляемые образовательные услуги соответствуют образовательным потребностям детей с ООП. Поскольку инклюзивное образование предполагает, что ребенок с ООП овладевает знаниями в рамках общеобразовательного стандарта в те же сроки, что и нормально развивающиеся дети, такой подход возможен лишь относительно детей, уровень психофизического развития которых соответствует возрасту или близок к нему. Как указывает Н.Н. Малофеев, организация инклюзивного образования наиболее перспективна в период дошкольного детства. Для того чтобы образовательные организации могли адекватно на них реагировать, необходимо искать эффективные образовательные стратегии, моделировать и описывать их для дальнейшего внедрения в практику.

Качественный состав детей, находящихся в детском доме неоднороден, это дети с сохранным интеллектом и категории детей с нарушениями развития, которые обучаются и воспитываются в коррекционных группах: интеллект возрастной – 6 детей, ЗПР – 3, выраженная ЗПР церебрально-органического генеза – 10, умеренная умственная отсталость -1, нейросенсорная тугоухость 4 степени + ЗПР – 1, что составляет 72% детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями. Из 69 детей школьного возраста: 15 детей обучаются в спец. интернатах Карагандинской области, в коррекционных классах СШ №48 – 4, в инклюзивных классах СШ №48 – 8, что составляет 40% детей школьного возраста с ООП.

Уникальность детского дома в том, что за годы существования (с 1947г.) наработана необходимая для коррекции детей с ООП материально-техническая база, кадровый потенциал, применяющий в работе современные, инновационные технологии для коррекции, реабилитации и социализации детей с ООП, т.е. необходимые для развития и поддержки инклюзивного образования. Опыт психолого-педагогического сопровождения воспитанников детского дома структурирован в единый учебно-методический комплекс, позволяющий преодолевать социальную исключительность и способствующий реабилитации и полноценной интеграции в общество, т.е. развитию и поддержке инклюзивного образования. 

Специалистами детского дома практикуется многоуровневый подход к оказанию коррекционной помощи, который осуществляется в работе психолого-медико-педагогического сопровождения; работа по психолого-педагогическому сопровождению проводится по следующим уровням:

Диагностический уровень:

  1. дефектологическое - обследование детей   и выявление   имеющихся

   нарушений, выяснение обстоятельств, при которых возникло и развивалось заболевание, что позволяет точно определить характер отклонения и выбрать направление для целенаправленной работы по коррекции;

  1. логопедическое - обследование состояния речи и неречевых нарушений,

выявление структуры и механизмов речевых нарушений, заполнение речевой карты;

  1. психологическое - обследование воспитанников, заполнение карты

развития;

  1. медицинское - сбор анамнеза, анализ медицинской документации;
  2. социальное – определение статуса ребенка и оформление    соответствующих документов

Аналитический уровень (виды деятельности):

  1. составление плана коррекционно-развивающей работы;
  2. внесение корректировок по результатам обучения;
  3. работа с педагогическим составом;

Коррекционный уровень (направления работы):

  1. групповых и индивидуальных занятий с детьми.
  2. использование разнообразных методик (элементов): изотерапия,

логоритмика, арттерапия, сказкотерапия, ведение комплексных групповых занятий.

Статистический уровень.

Отслеживание результатов коррекционной деятельности. Возвращение на

аналитический уровень, на котором обсуждается успешность использования

 коррекционных методов и приемов в отношении группы детей, конкретного

ребенка.

  Используются механизмы реализации специальных образовательных условий обучения и воспитания детей с ООП в условиях трансформации деятельности детского дома. Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут дошкольника (далее - ИКРМ) и индивидуальная траектория развития  -ИТР)

  • направлены на оказание коррекционно-педагогической поддержки детям с особенностями развития, трудностями поведения и социальной адаптации.

Они позволяют адресно, целенаправленно, систематически реализовывать обучение, воспитание и психолого-педагогическое сопровождение детей с ООП, обеспечив более качественное образование. При проектировании ИКРМ и ИТР для конкретного ребёнка, в одном документе выявляются и обобщаются: индивидуальные психофизические, личностные особенности воспитанника; уровень психического развития; уровень усвоения программного материала. 

Таким образом, эффективность реализации образовательных условий обучения и воспитания детей с ООП позволяет обеспечить позитивную динамику в личностном развитии детей, равный доступ к качественному образованию, к систематической и целенаправленной инклюзии.

Литература:

1.Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27.12.2019 № 294-VI

2.Закон «О правах ребёнка в Республике Казахстан» с изменениями и дополнениями по состоянию 09.04.2016г.

3. Закон Республики Казахстан «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» от 11 июля 2002 года N 343.

4.Закон «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» от 13.04.2005 г.№39-III ЗРК

5. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604 «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования». 

6. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 декабря 2012 года № 557 «Об утверждении типовых учебных планов дошкольного воспитания и обучения Республики Казахстан».

7. Типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения (приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 августа 2016 года № 499).

8. Типовые правила деятельности организаций образования соответствующих типов (приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 30 октября 2018 года № 595).

9.Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями (Утверждены Приказом МОН РК №524 от 12.12.2011г.)

10.Малофеев Н.Н. «Специальное образование в меняющемся мире». М.: Просвещение,2009г.