Родителям о детях.
В моей практике детского психолога ко мне часто обращаются родители дошкольников. Иногда мамы и папы не понимают, что происходит с их ребенком в возрасте 5 - 6 лет. И хочется помочь им, хотя бы на уровне информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelyam_o_detyah.docx | 17.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Родителям о детях.
В моей практике детского психолога ко мне часто обращаются родители дошкольников. Иногда мамы и папы не понимают, что происходит с их ребенком в возрасте 5 - 6 лет. И хочется помочь им, кроме консультаций, еще и на уровне информации.
Согласно международной классификации, возраст 5 – 6 лет входит в первое детство (4 – 7 лет), дошкольный период. Предметная деятельность уже сменилась игрой, физиологически усиливаются нервные процессы, особенно процесс торможения, возрастает подвижность и уравновешенность. Еще характерна нетерпеливость, потому что запаздывающее торможение, пока не выработалось. Тренировать его хорошо в играх: прятках, замри – отомри, море волнуется раз... Условный тормоз тоже сложно вырабатывается, умение сдерживать свои реакции легче развивается, если ребенку предъявляются четкие и последовательные требования, которых не должно быть много и они должны быть ему понятны. В этом возрасте повышаются темпы выработки динамических стереотипов, то есть уже сложнее будет переучить ребенка, если он неправильно держит карандаш. Последующее «переучивание» чревато возникновением невротических реакций. Исследовательская деятельность в поведении усиливается, в связи с этим расширяется словарный запас.
Мне очень нравится концепция возрастных стадий развития Памелы Левин, разработанная в теории транзактного анализа, где возраст 5 – 6 лет входит в стадию идентичности и силы (от 3 до 6 лет).
Задачи данной стадии:
- Установить идентичность собственной личности
- Обучиться навыкам общения и выяснить роли в отношениях с другими
- Заявлять себя как отдельную личность
- Понять, что поведение имеет последствия
- Исследовать свое влияние на других и свое место в группе
- Понять, над чем он имеет власть и над чем не имеет
- Ребенок изучает информацию о мире, о себе, о других людях
Типичное поведение детей в этом возрасте:
- Играет; фантазирует
- Пробует различные роли в ролевых играх
- Задает вопросы: как, почему, когда, как долго
- Начинает учиться отношениям власти, наблюдает и устраивает борьбу за власть
- Интересуется играми по правилам.
Неконструктивное поведение родителей:
- Дразнить, критиковать ребенка, особенно при нем, между членами семьи
- Сравнивать ребенка с другими
- Проявлять непоследовательность
- Ожидать, что дети будут думать самостоятельно
- Вступать в споры кто прав, а кто не прав, и кто или что лучше или хуже
- Игнорировать ребенка
Прежде чем решить говорить слово «нет» и «нельзя» детям, подумайте, почему нельзя: это опасно для жизни? будет все разбросано? будет шумно? Задайте себе вопросы: это может разнообразить и способствовать исследовательскому интересу моего ребенка, который так необходим для развития? Что я знаю о выученной беспомощности?
Полезное поведение родителей:
- Поддерживать ребенка в выражении чувств, помогать формулировать эмоции: «я вижу, что ты злишься, скажи на что?»
- Хвалить за хорошее поведение
- Поддерживать в исследовании мира вещей, людей, идей, чувств
- Поощрять узнавать мир и корректировать ложную информацию
Поддерживающие послания родителей для развития ребенка (послания передаются в игровой форме, с помощью сказок, волшебных историй, очень хорошо их проигрывать с ребенком, устраивать небольшие сценки):
- Ты можешь попробовать разные роли и способы как быть сильным;
- Все твои чувства приемлемы для меня, я могу с ними справиться (понять и помочь пережить) и принять их;
- Я люблю тебя, таким какой ты есть.
- Ты имеешь полное право быть здесь («Я слышу тебя и уважаю»);
- Твои потребности важны для меня («Я понимаю, что тебе хочется…»);
- Я рада, что ты девочка/мальчик («Когда я узнала, что ты у меня будет дочка, я очень обрадовалась»);
- У тебя свой ритм и темп, я готова тебе помогать в развитии (если ваш ребенок, как вам кажется медлительный, определите сколько ему необходимо времени и предоставьте его заранее);
- Мне нравиться обнимать тебя, ты для меня важна.
- Тебе не нужно быть испуганным, больным, грустным или сердитым, чтобы о тебе заботились (фразы: «Если ты скажешь мне, что ты хочешь, я смогу тебе помочь» или «мы можем вместе подумать, что можно сделать, как ты думаешь?»)
Источники:
https://artpsy.pro/child-development-advices/
Возрастная физиология и психофизиология: учеб. Пособие/ Р.И. Айзман, Н.Ф. Лысова. – М.: ИНФРА-М, 2018