статья детский нарциссизм и гиперсоциальное расстройство

Батищева Елена Ярославовна

Детский нарцисизм

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагог-психолог высшей категории

Батищева Елена Ярославовна мадоу д/с №158 г. Тюмени

Нарциссизм и гиперсоциальное поведение детей или недохвалить, перехвалить, где убрать лишнюю приставку.

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы возникновения в детском возрасте такого явления как нарциссизм, его связи с гиперсоциальным поведением. Также рассматриваются основные причины и факторы, которые приводят к данным нарушениям, влияние родительского воспитания, установок, направления работы для практикующего психолога при коррекции данного нарушения, а также практические рекомендации для родителей и упражнения для занятий с детьми.

Статья адресована педагогам-психологам, педагогам ДОУ и СОШ, а также родителям.

Ключевые понятия: нарциссизм и гиперсоциальное поведение, синдром позитивного самопредъявления, синдромом негативного самопредъявления, нарциссическая личность.

«…Как танцует Любочка!
      Лучше всех подруг.

       Кружится и юбочка
      И ленточка в косе,
      Все глядят на Любочку,
      Радуются все.

      Но если к этой Любочке
     Вы придете в дом,
     Там вы эту девочку
     Узнаете с трудом…»

Агния Барто

«Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя...» английская пословица

На приёме у психолога оказывается, чудо, а не ребёнок, чуть ли не с пелёнок складывает в уме двухзначные числа, играет на всём из чего только можно извлекать какие-то звуки, рисует так, что впору уже о членстве в союз художников озадачиться, и в довершение все эти таланты и достоинства упакованы в обёртку обезоруживающей вежливости, харизматичности и далее эпитеты можно изливать как из рога изобилия. Что такой ребёнок делает в кабинете психолога, где по перманентно сложившимся установкам бывают лишь матёрые хулиганы, и все те, кому обычные, нормальные, понятные педагоги помочь не в силах?! На первых порах и самому психологу не совсем понятно, для чего сие юное дарование посетило его «кузницу по переплавки плохишей». Но после описания достоинств, родители начинают робко добавлять, что плоды их изумительного воспитания и всех стараний вкушают люди, не имеющие к этому даже близкого отношения. И далее вырисовывается следующая картина: ребёнок с детства проявляет не дюжие способности, родители сначала, робко радуются, затем всё увереннее и под конец (ближе к старшему дошкольному возрасту) как разбушевавшиеся на футбольном мачте болельщики уже не могут скрывать от окружающих своей эйфории, они вытянули джек-пот, ребёнок явно гений. Между тем у других родителей тихо, мирно, неспеша тоже подрастают свои умницы/умники и в чём-то гении, общество, педагоги вполне спокойно относятся к успехам такого ребёнка, (ведь другие дети тоже их проявляют) и тут чадо, которое привыкло к ежедневным восхвалениям и первенству оказывается не самым-самым, а всего лишь одним из… И далее проблемы идут по нарастающей, дома истерики, скандалы, в социуме, подчёркнутая доброжелательность, воспитанность, лишь бы получить вожделенное внимание и жизненно необходимую похвалу. Но если проблема не решается, то и в коллективе сверстников ребёнок может стать нервным, раздражительным, робким, нелюдимым, или наоборот, капризным, упрямым.  В довершении вдруг, откуда ни возьмись берутся непонятные боли, чаще спазматические боли в животе, приступы тошноты и т.д. Поскольку сверстники по простоте своей обращают внимание и восхищаются теми, с кем просто весело, интересно, а не маленькими себялюбцами, то привычную дозу фимиама они принести не могут. И тогда такие дети, переключаются на общество взрослых, поражая их своей любезностью (граничащей с назойливостью), знаниями, или изматывая капризами, проказами. В ход уже идут все средства. В психологии это называется синдром позитивного самопредъявления, который успешно сочетается с синдромом негативного самопредъявления, успешно сочетается, мигрирует одно в другое, потому что как уже писалось выше в борьбе за внимание все средства хороши. Синдром позитивного самопредьявление он же называется гиперсоциальность. Причиной гиперсоциального типа воспитания, помимо родительской семьи, могут быть индивидуальная склонность к рационализации и такие качества характера, как целеустремленность, тщеславие, настойчивость, требовательность и привычка прятать свои настоящие чувства, как помеху, мешающую делу, зависимость от мнения окружающих. Термин нарциссическая личность («нарцисс») взят из психоаналитических понятий. Это понятие очень схоже, погранично близко с понятиями истероидных, демонстративных, истерических личностей.

Если нарциссические (демонстративные, истерические) личности находятся в благоприятных для себя условиях опеки, внимания, содержания, которые позволяют им вести комфортный для них образ жизни, тогда они компенсированы и чувствуют себя хорошо. Но если наступает ситуация и для них возникают неблагоприятные условия (к ним предъявляют требования, игнорируют, заставляют их выполнять, например, трудовые обязанности), тогда у них может наступать декомпенсация, проявляясь в виде конверсионных расстройств, зачастую, включая весь веер психосоматических проявлений.

Демонстративность как стабильное свойство личности как уже говорилось выше формируется очень рано. Демонстративные дети уделяют повышенное внимание своей одежде. Чаще, чем другие, они смотрятся в зеркало, примеряют одежду взрослых. Такие дети не терпят, чтобы в их присутствии уделяли столько же (или больше) внимания другому ребенку. В детском саду они могут быть «лидерами» или активными озорниками, но всегда на виду. За всеми этими поведенческими проявлениями стоит чрезвычайно высокая потребность во внимании. Для демонстративного ребенка лучше, чтобы его отругали или даже наказали, чем не заметили. Особый вариант развития – негативистическая демонстративность, т.е. привлечение к себе внимания посредством сознательного нарушения требований взрослых (негативное самопредъявление). Такой ребенок делает все наоборот – если его просят не шуметь, он кричит и т.д. Обычно так ведут себя дети с эмоциональной депривацией (т. е. не получившие от своих родителей необходимого тепла, ласки, любви). Большинство отличников – это склонные к гиперсоциальности, к той или иной форме демонстративности дети. Парадоксально, но те формы обращения, которые используются взрослыми для наказания, становятся для ребенка поощрением. Именно лишение внимания является для него истинным наказанием. Эмоциональные же проявления взрослого ребенком воспринимаются как ценность, и это не зависит от того, выступают ли они в отрицательной форме (замечания, крик, ругань, наказания) или в положительной (похвала, улыбка, одобрение.

К факторам, определяющим формирование нарциссических (истероидных, демонстративных, гиперсоциальных) личностей относят следующие:

  1. Как любые типы личности в своем происхождении они имеют, в первую очередь, наследственную, то есть, генетическую составляющую.
  2. Деформации воспитания в семье.  Например, гиперопека, воспитание по «типу кумира семьи» или наоборот «в спартанском стиле» игнорированиеhttps://psyhosoma.com/wp-content/uploads/2017/11/psyhosoma0.gif. Это наблюдается, когда ребенок становился целью осуществления великих и грандиозных родительских идеалов. А также когда родители и близкие часто критиковали ребенка или же хвалили его только за победы и достижения.
  3. Кроме того, у таких детей часто находят резидуально-органическую патологию (ММД, ППЦНС, гипоксия, которые дети перенесли в раннем возрасте). Подвижный, неустойчивый тип нервной системы позволяет окрасить поведение такого ребёнка всеми проявлениями эмоциональной нестабильности.

Направления работы психолога с демонстративным ребёнком:

  1. В первую очередь это работа над коррекцией стиля воспитания, работа с родительскими ожиданиями, установками, способами выражения любви ребёнку.
  2. Работа над формированием здоровой, устойчивой самооценки ребёнка («я хороший и заслуживаю любви и когда успешен и когда испытываю неудачи»).
  3. Работа над самопринятием и самоидентичностью самого ребёнка. Осознание разорванности «Я» (несоответствие запросов и реальности), а также вопросов интеграции и коммуникации личности.
  4. Работа над распознаванием, принятием и экологичным выражением чувств ребёнка. Этому нужно учить как самого ребёнка, так и его близких.
  5. Работа над снятием тревожности, психоэмоционального, мышечного напряжения.
  6. Развитие коммуникативной сферы ребёнка, чувства общности (а не избранности) с коллективом, получения радости от общения, дружбы, успехов других.

Рекомендации для родителей склонного к демонстративности ребёнка:

  1. Наиболее правильная форма воспитания для склонных к демонстративности (чаще действительно способных, одаренных в какой-то сфере детей) — ненавязчиво усиливать в них стремление к дальнейшему развитию, самоопределению, закреплению индивидуальных склонностей и проявлений.
  2. Хвалите ребёнка, но не перехваливайте. Похвала должна быть точечной (за конкретный факт) искренней. Приучайте ребёнка и к самоанализу своих результатов, что получилось, а над чем нужно ещё поработать, а также приучайте хвалить и других, замечать успехи друзей, братьев, сестёр. Вместе с тем, порицание не должно перевешивать похвалу.

     3. Внимание к ребенку по такой схеме: уделять ему внимание не в тех случаях, когда он плохо себя ведет, а когда хорошо. Здесь очень важно замечать ребенка, когда он не скандалит, не пытается обратить внимание на себя. Обращать внимание ребёнка на то, что вы заметили каким, он может быть спокойным, ненавязчивым.  

    4. Важно отказаться от ярких эмоциональных реакций во время конфликтов, так как их-то он и добивается.

    5.Чтобы удовлетворить постоянную потребность во внимании ребенка найти занятие, где он сможет свою демонстративность реализовать. Особенно могут подойти театральные занятия.

    6.  Развивайте в ребёнке чувство эмпатии, сопереживания, сострадания (вопреки почему-то распространенному среди родителей мнению, с этими качествами не рождаются, их впитывают с детства, следуя примеру родителей). Пусть ребёнок учиться радоваться успехам других детей тоже, уступать в играх, учитывать интересы и других детей.

    7. Зацикленность на победах и высоких результатах истощает, делает заложником этих достижений и крадёт у ребёнка радость настоящего, помните об этом. Учите ребёнка получать радость от самого процесса деятельности, учите мудрому отношению к неудачам, как ценному опыту, успехам других как тоже к опыту, из которого можно извлечь уроки, а не чувство зависти. 

8.Не перегружайте кружками, дополнительными занятиями. Помните, что развитие должно давать радость, а не истощение, развитие должно расширять, углублять имеющиеся знания, способности соответственно возрасту, а не неоправданно опережать его.

В психологии хорошо известно, что нереализуемая демонстративность, загнанная внутрь, может породить серьезное психическое заболевание – истерию. Гиперсоциальность, установка на положительное самопредьявление может привести к неврозам, в хронической форме к обсессивно-компульсивному расстройству. Поскольку у детей с демонстративностью слабо развито чувство -Я, самооценка нестабильна, самочувствие полностью зависят от окружающих. Это делает их уязвимыми, эмоционально нестабильными, и в будущем может открывать двери к различного рода зависимостям, склонностью к депрессивным состояниям.

Как бы просто на первый взгляд это не прозвучало, но панацеей для предупреждения демонстративности, нарциссических тенденций, гиперсоциальности у ребёнка будет мудрая, безусловная (вне зависимости от успехов, талантов, достижений) родительская любовь. Ребёнок, который растёт в атмосфере безусловного принятия, похож на семя цветка, вобравшего в себя всё самое лучшее, и вырастая, как прекрасный цветок не остаётся цвести только для самого себя, а стремиться принести пользу и радость окружающим, поделиться своими дарами.

Как в природе существует круговорот воды, так и в мире человеческих отношений, что мы получаем, то мы и отдаём и в процессе отдачи наши внутренние ресурсы только усиливаются, обновляются.

Тема данной статьи была выбрана не случайно. Число обращений родителей к психологу с данной проблемой стремительно растёт. Как растёт и число депрессивных состояний, суицидов среди детей и подростков.  Данная тема не просто психологическая, она скорее остросоциальная, повод задуматься не только о стиле воспитания, но и о стремительно набирающей обороты в обществе тенденции к самопрезентации, самопродвижению, самолюбованию и прочим само, само.

Помните, детям не так важно, что мы говорим, они могут не запомнить наши слова, но в точности скопируют наши поступки, установки.

Игры и упражнения с демонстративным ребёнком

Важно создавать ситуации и организовывать игры, в которых дети могут пережить общность и сопричастность друг с другом в реальном взаимодействии.

 «Волшебные очки»

Необходимы маскарадные очки. Педагог сообщает о том, что у него есть волшебные очки. В них можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что он прячет иногда от всех. Педагог надевает очки, подходит к каждому ребенку и называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, кто-то застилает кровать и т.п.) Затем он предлагает детям поочередно надеть очки и назвать качества своих товарищей. В случае, если кто-то затрудняется, педагог помогает. Повторы в этой игре не страшны, но желательно стремиться расширять круг хороших качеств.

«Конкурс хвастунов»

Педагог предлагает провести конкурс хвастунов. Но хвастаться надо не своими достижениями, а соседом.  Педагог просит внимательно посмотреть на соседа справа, и подумать, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться. Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом, найдет в нем больше достоинств.

В данной игре не важна объективность оценки- реальные это достоинства или придуманные. Не важен и масштаб достоинств — это могут быть и громкий голос, и аккуратная прическа, и длинные/короткие волосы.  Чтобы победа была значимой и желанной, можно наградить победителя маленьким призом (значок, медалька)

«Небоскреб»

Материалы- 2-3 деревянных кубика на каждого ребенка, деревянные цилиндры, складной метр (для измерения). Задача будет сложнее, если кубики окажутся разного размера.

Педагог предлагает детям взять по 2 кубика и сесть в круг на пол (можно 2 группы): «Сейчас вы вместе будете строить один небоскреб. Мне очень интересно узнать на какую высоту вы сможете его возвести, чтобы он не развалился. Один из вас начнет строительство-т положит в центр кубик. Следующий кладет свой кубик рядом или сверху. Сами решайте, когда вы добавите один из своих кубиков. При этом можно говорить друг с другом и вместе принимать решение, как поступить дальше. Даже, если свалится один кубик- работу нужно будет начать заново.  Я буду измерять на какую высоту поднялся небоскреб»

Желательно комментировать действия и стратегию детей, поддерживать те их решения, которые направлены на сотрудничество.

«Неожиданные картинки»

Материалы – бумага и восковые мелки на каждого ребенка, музыкальное сопровождение. Педагог предлагает детям сесть в круг и взять по листу бумаги. По команде дети начинают рисовать в течение 2-3 минут. Также по команде они прекращают рисовать и передают начатые рисунки соседу слева. И т.д. до тех пор, пока рисунки не совершат полный круг (если группа большая, игру остановить после 8-10 смены автора)

Анализ игры:

  • Нравится ли тебе рисунок, который ты начал рисовать?
  • Понравилось ли тебе дорисовывать чужие рисунки?
  • Какой рисунок тебе нравится больше всего?
  • Отличаются ли эти рисунки от тех, которые вы рисуете обычно? Чем?

«Герой дня»

Педагог предлагает детям поучаствовать в увлекательной игре: «Ребята, а давайте поиграем. Встаньте в круг. Сегодня я назначу героя дня. Им будет …»

Для первого раза нужно выбрать ребенка, который имеет бесспорный авторитет среди детей, чтобы им было легче настроиться на необычный для них стиль взаимоотношений.

«…, встань, пожалуйста, в центр круга. А мы все обступим … как можно плотнее. Представьте, что у каждого из вас в руке волшебная кисточка, а в другой- большая банка, наполненная теплым золотым солнечным светом. Мы будем мягко закрашивать …. (имя) с головы до ног нашим теплым солнечным светом, при этом не касаясь …(имя). Представьте, что вы заливаете … не только солнечным светом, но и своим дружеским отношением и любовью. Скажите …(имя) приятные слова (например, я рад, что ты ходишь со мной в одну группу, ты мне нравишься, я люблю с тобой играть и т.п.) Вы можете высказать и свои пожелания»

Эта игра может стать одним из важных событий дня, потому что «герой» получает признание и дружескую поддержку всей группы. С другой стороны, остальные дети получают возможность просто, но ярко выразить дружбу.

Арт-терапевтическое упражнение “Маска – образа - Я”

Нарисовать маску какое, настроение на данный момент, обращаем внимание, как изображены глаза, рот, есть ли тревожность, агрессия. После того, как маски готовы, примеряем на себя, рассматриваем себя в зеркало. Можно предложить побыть в роли персонажа, произнести звуки, посмеяться или попугать кого- либо. Какая маска какому настроению соответствует, показать с помощью мимики то настроение, с которым они делали маску. Когда маска готова, предложить придумать имя, рассказ, какая по характеру, что любит, чего боится, с кем живет.

Арт-терапевтическое упражнение “Волшебные объятья”

В паре один ребенок ложится на кусок обоев, второй обводит по контуру. Затем пары меняются местами. После этого ребёнок рисует свой потрет в полный рост на получившемся силуэте, прорисовывает одежду, при желании какие-то детали, аксессуары. На ладонях ребёнок пишет (с помощью взрослого если потребуется) имена тех, кого он хотел бы обнять (желательно в ходе беседы подвести ребёнка к тому, чтобы там появилось и его имя), затем силуэт вырезается. С получившимися силуэтами дети двигаются по помещению, здороваются, общаются, если захотят обнимают друг друга руками своих силуэтов, могут разыгрываться какие-то сцены. В конце проводится беседа о чувствах в процессе работы и по её завершению, тех, чьи имена написали на ладошках, как часто ребёнок обнимает этих людей в реальной жизни, как хотелось бы, хотелось бы ещё расширить список этих людей.

"Царевна Несмеяна"

Взрослый рассказывает сказку про царевну Несмеяну и предлагает поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет царевной, которая все время грустит и плачет. Дети по очереди подходят к царевне Несмеяне и стараются утешить ее и рассмешить. Царевна же изо всех сил будет стараться не рассмеяться. Выигрывает тот, кто сможет вызвать улыбку царевны. Затем дети меняются ролями. Такие игры способствуют формированию общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров. Когда ребенок почувствует радость от общей игры, от того, что мы делаем вместе, когда он разделит эту радость с другими, его самолюбивое "Я", скорее всего, перестанет требовать похвал и восхищений. Чувство общности и интерес к другому являются тем фундаментом, на котором только и может строиться полноценное общение людей и нормальные человеческие отношения.

«Яйцо»

Упражнение на развитие мышления и сплоченности группы

 Для этого упражнения понадобится белый картон. Из него надо вырезать овалы, похожие на плоские яйца (размер 10х15). Число овалов должно быть вдвое меньше количества детей в группе. Следующий шаг: разрезать эти яйца пополам так, чтобы отрезанные концы имели различные зигзагообразные формы, причем у каждого яйца — своя форма. — Сейчас я вам раздам по половинке яйца. Каждая половинка имеет свою, уникальную, ни на что не похожую вторую часть. Вы должны найти в своей группе вторую часть вашего яйца и соединить две половинки.

Список использованной литературы:

Светлана Нетрусова статья Нарциссизм и истерия. Признаки и помощь

Кандидат медицинских наук, доцент, врач психиатр высшей категории, психотерапевт.

Журнал школьный психолог №1 (507) 01.2013 стр. 8-10 «детский суицид: попытка осмысления проблемы»

Журнал школьный психолог №4 (510) 04.2013 стр. 30-36 «лидерство как форма проявления одарённости детей».

Сэнди Хотчкис Адская паутина. Как выжить в мире нарциссизма. Генезис 2000г., 410 с.

Шишова Татьяна Львовна, Медведева Ирина Яковлевна  Зерна-Книга, 2018 г., 272 с.

Вайолет Оклендер Окна в мир ребёнка: Руководство по детской психотерапии/М.: «Класс», 2015. – 408 с.

Вайолет Оклендер Скрытые сокровища: Путеводитель по внутреннему миру ребёнка. М.: Когито-Центр, 2014. – 271 с. (Современная психотерапия)

Spisok ispol'zovannoj literatury:

Svetlana Netrusova stat'ya Narcissizm i isteriya. Priznaki i pomoshch'

Kandidat medicinskih nauk, docent, vrach psihiatr vysshej kategorii, psihoterapevt.

ZHurnal shkol'nyj psiholog №1 (507) 01.2013 str. 8-10 «detskij suicid: popytka osmysleniya problemy»

ZHurnal shkol'nyj psiholog №4 (510) 04.2013 str. 30-36 «liderstvo kak forma proyavleniya odaryonnosti detej».

Sendi Hotchkis Adskaya pautina. Kak vyzhit' v mire narcissizma. Genezis 2000g., 410 s.

SHishova Tat'yana L'vovna, Medvedeva Irina YAkovlevna  Zerna-Kniga, 2018 g., 272 s.

Vajolet Oklender Okna v mir rebyonka: Rukovodstvo po detskoj psihoterapii/M.: «Klass», 2015. – 408 s.

Vajolet Oklender Skrytye sokrovishcha: Putevoditel' po vnutrennemu miru rebyonka. M.: Kogito-Centr, 2014. – 271 s. (Sovremennaya psihoterapiya)