Конспект выступления на родительском собрании для родителей будущих первоклассников на тему : "К школе готов!"
Подготовка к обучению в школе - это важный этап для всей семьи. Ошибочно полагать, что имеет значение только психологическая готовность ребенка. Это время проверки готовности к предстоящим "испытаниям" родителей. Возрастает чувство ответственности за успешное поступление ребенка в школу и его последующее обучение. С приближением начала учебного года количество вопросов превышает число ответов на них. Как понять, что ребенок готов? Не рано ли идти в школу? Что нужно сделать, если ребенок еще не достиг необходимой готовности?
Проведение родительского собрания в целях повышения компетентности родителей будущих первоклассников призвано развеять мифы и вселить уверенность, чтобы поступление в школу стало радостным событием для родителей и их детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_dlya_budushchih_pervoklassnikov.docx | 19.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект выступления на родительском собрании для родителей будущих первоклассников по теме: «К школе готов!»
Цель: повысить компетентность родителей будущих первоклассников в вопросах психологической готовности к школьному обучению.
Задачи:
- рассмотреть компоненты психологической готовности к обучению в школе;
- рассмотреть способы определения готовности к школе в домашних условиях;
- стимулировать к адекватной оценке реального уровня развития своего ребенка;
- познакомить с особенностями детей, имеющих отклонения в развитии, и критериями их определения;
- дать рекомендации по психологической подготовке детей к школьному обучению.
При поступлении в первый класс школы важно, чтобы у ребенка были сформированы основные компоненты готовности к обучению в школе, такие как: интеллектуальный, личностный, эмоционально-волевой, мотивационный. В ходе тестирования возможно выявить наилучшим образом уровень сформированности интеллектуального и мотивационного компонента.
Следует отметить, что возраст до наступления 8 лет является сензитивным (благоприятным) для развития интеллекта. Важно своевременно сформировать основные структуры мыслительной деятельности.
Готовность ребенка к школьному обучению родители могут самостоятельно проверить, находясь дома, в бытовых условиях. На самом деле, привычная для ребенка среда и ситуация игры являются наиболее информативными в плане определения состояния ребенка.
Готовность ребенка в эмоционально-волевом плане вы можете проверить следующими способами. Обратите внимание на то, насколько ваш ребенок способен удерживать внимание на неинтересном для него, но нужном. Попросите о помощи у ребенка в бытовом плане, посмотрите как он будет в течение получаса себя вести, выполняя просьбу не по своей воле и желанию. Поиграйте в игры, где необходимо дожидаться хода противника. Посмотрите, что происходит с ребенком, пока он ожидает своего хода. Терпелив ли он или испытывает трудности.
Для развития воли полезно поиграть в игры «Горячо-холодно», «Тяжело-легко», «Весело-грустно».
Если есть возможность проводить больше времени на природе и во дворе, воспользуйтесь ей. В современном мире дети гораздо реже гуляют на улице, не получая необходимого для успешного развития социального и моторного опыта. Пребывание в контакте с природой позволит получить новый полезный опыт.
По началу старайтесь провожать и забирать после уроков ребенка со школы. До школьных занятий постарайтесь не нагружать ребенка нравоучениями, лучше обратите внимание на погоду и природу. На прощанье стремитесь избегать фразы: «Не балуйся», «Чтобы сегодня не было плохих отметок». Лучше пожелайте удачи и успехов.
После школы прислушайтесь к рассказам вашего ребенка, проявите интерес к ним. Не обсуждайте при ребенке учителя, так как первый учитель – это авторитетное лицо для первоклассника.
Родителям тех деток, у которых вы слышите смешение звуков, нарушения в речи, настоятельная рекомендация – обращайтесь, пожалуйста, своевременно к логопедам. У многих детей наблюдается дислалия. Наличие речевых дефектов будет препятствовать успешному усвоению учебных предметов и установлению дружеских отношений со сверстниками.
В дошкольный период важно быть честными перед собой и перед тем учреждением, в котором будет обучаться ваш малыш. Следует обращать внимание на отклонения от возрастных норм в развитии. Порой, родители стремятся «закрыть глаза» на данный аспект жизни, стремясь видеть в своем ребенке только хорошее. Несомненно, в каждой семье ребенка стремятся считать лучшим и самым успешным. Но, если своевременно не обратить внимание на особенности в развитии, обучение в школе, общение со сверстниками и взрослыми может претерпеть большие трудности.
Как же понять, есть ли у конкретного ученика(воспитанника) трудности? Посмотрите, как он играет и взаимодействует с другими детьми. Для взрослого многое станет понятно. В случае, если:
- Ребенок играет изолированно от других детей и не стремится завязать с ними взаимодействие;
- Не смотрит в глаза никому из собеседников;
- Не воспринимает инструкцию, даваемую взрослым, и не может ей следовать;
- Имеет трудно разборчивую словесную речь;
- Имеет ярко выраженные физические отличия от других детей;
- Проявляет немотивированную агрессию.
то можно говорить о том, что у ребенка есть особенности в развитии. Не следует настораживаться, если вы ответили «да» лишь на один из критериев. Как правило, при несоответствии ребенка возрастной норме представленные признаки проявляются комплексно.
На этапе обучения в начальной школе отличие ребенка от сверстников в развитии принято называть ЗПР ( задержка психического развития). Данная аббревиатура применяется исключительно на этапе обучения в начальной школе. Это преддиагноз, «первый звоночек», свидетельствующий о том, что обучающемуся необходима дополнительная и регулярная помощь. Важно отметить, что ЗПР обратима при своевременном обращении к специалистам. Если же «запустить» данную форму развития, то могут прогрессировать более трудные формы, такие как:
1)РАС (расстройство аутистического спектра);
2) СДВГ (синдром дефицита внимания);
3) умственная отсталость (различных степеней);
4) ММД ( минимальные мозговые дисфункции) и др.
Часть из данных форм развития являются необратимыми. Дополнительное лечение и работа специалистов различных областей поможет только поддерживать наличный уровень, не позволяя состоянию претерпевать ухудшение.
При наличии у ребенка трудностей во время обучения в школе, следует обратиться в ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию), которая проведет диагностику и даст необходимые рекомендации для сотрудников образовательного учреждения и родителей по сопровождению ребенка. Это позволит пойти по правильному пути в оказании помощи обучающемуся и предотвратить опасности.
Рекомендации для родителей будущих первоклассников:
В старшем дошкольном возрасте ребенок готов к усвоению социальных норм. От взрослых требуется четкая формулировка моральных норм и правил поведения, систематичность в проявлении тех или иных требований, обязательная поддерживающая обратная связь.
Существенная роль в развитии мышления ребенка принадлежит умственной активности и ее регуляции.
Формирование произвольности: действия по инструкции и по образцу, целеполагание, сознательный выбор.
Важно чтобы у ребенка постепенно складывалась способность к обобщению собственных переживаний и самооценок. Это будет способствовать формированию чувства смелости.
- Одновременно с началом обучения в школе е стоит начинать занятия в новых кружках. Пусть у ребенка остается время на игру. А также возможность для адаптации к новому режиму.
- Домашнее задание лучше выполнять в период 15:00 – 16:00, делая перерывы каждые 10-15 минут.
- Помогая, старайтесь не вмешиваться, если ребенок не просит о помощи. Если помощь нужна, найдите ответ вместе, помогая вопросами.
- При наличии затруднений полезно обращаться к наглядным средствам.
- Читая вместе книги, стимулируйте ребенка к пересказу, обсуждайте прочитанное, задавайте вопросы с целью пробуждения интереса и азарта.
- Самое важное перед началом обучения в школе – сформировать и поддержать положительное отношение к школе и к себе как ученику. Одобряйте то, что сегодня у вашего ребенка получилось лучше, чем вчера.
В заключение хотелось бы сказать о том, что образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает душевное разумно организованное общение с близкими.
Педагог-психолог МБОУ СОШ № 4 г. Воронежа
Ляховская Татьяна Андреевна