комплекс упражнений на принятие ребёнка
Комплекс упражнений для работы с детско-родительской парой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primernyy_kompleks_upr._na_prinyatie_rebenka.doc | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерный комплекс упражнений для повышения психолого-педагогической культуры родителей
Коррекция детско-родительских отношений,обучение родителей демонстрации принятия в отношении ребенка
Участники: родители и их дети.
Упражнение 1. Диаграмма «Семья»
Цели: диагностика эмоционального микроклимата семьи.
Всем членам семьи раздаются круги, вырезанные из бумаги (размер не имеет значения). Круг является символом планеты Земля. А также символом защищенности материнского лона. При вхождении в круг очерчивается граница, защищающая физическое и психологическое пространство. Спонтанная работа с цветом и формой внутри круга способствует изменению состояния человека, открывает возможности для духовного роста личности. Участникам предлагается обозначить территорию,которую занимает каждый член в их семье. После выполнения задания проводится обсуждение.
Упражнение 2. «Если бы я была мамой»
Цели: развитие доверительных отношений, рефлексия внутрисемейных отношений.
Психолог обращается ко взрослым и просит пофантазировать: что было бы,если бы они на миг стали детьми — дочками и сыновьями, а их дети, которые присутствуют на занятии, стали бы их родителями. Затем передает по кругу мяч и просит по очереди сказать, что бы они делали в этой ситуации. Затем психолог просит детей сказать, что было бы, если бы они стали мамами и папами. Дети по очереди отвечают на этот вопрос.
Упражнение 3. Качели «Детство — взрослость»
Цели: развитие способности к децентрации, навыков координации совместных действий.
Комната условно разбивается на две части. Посередине комнаты проводится черта. Психолог: «Представьте качели. Вы садитесь на них. Когда качели поднимаются, вы оказываетесь в мире взрослых, когда опускаются, вы возвращаетесь в мир детства. В мире детства вы можете дурачиться, капризничать и т. п., в мире взрослых нужно вести себя «по-взрослому». По команде «Вверх» вы должны переместиться вправо, а если прозвучала команда «Вниз» — переместиться влево, т. е. побывать то в детстве, то во взрослой жизни».
Обсуждение упражнения: «Кем быть легче — взрослым или ребенком? Почему?»Своим мнением делятся и взрослые и дети.
Упражнение 4. «Сверху вниз»
Цель: содействие гуманизации отношений в семье.
Участники разбиваются на пары: родитель — ребенок. Ведущий предлагает родителям посмотреть на своего «ребенка» сверху вниз. Затем роли меняются.
Обсуждение упражнения: что видят/чувствуют обе стороны?
По мнению И. П. Подласого, именно это несовпадение плоскостей зрения и создает множество причин для нарушения отношений между родителями и детьми. Поэтому, если родители хотят установить дружеские отношения с детьми, необходимо держать свои глаза на уровне глаз ребенка.
Упражнение 5. «Грань»
Цель: обучение саморегуляции в межличностных отношениях, умению совершать обдуманные поступки.
«Совершая отдельные поступки, мы не всегда умеем находить границу «нормативного» поведения, ту черту, за пределами которой находятся конфликты, кризисы и т. п. Поэтому важным умением человека является умение остановиться в нужный момент».
Упражнение может проводиться в парах и тройках. Участникам даются одинаковые по площади куски пленки. Их задача — максимально растянуть пленку и не разорвать её. Важна согласованность действий участников, «чувствование» грани, за которой может произойти разрыв.
Упражнение 6. «Передай свою любовь ребенку»
Цель: обучение родителей демонстрации принятия в отношении ребёнка.
Родители и дети разбиваются по парам: один из них выполняет роль «ребенка», другой — «родителя», затем — меняются. «Родитель»должен разными способами (вербальными и невербальными) продемонстрировать любовь к своему «ребёнку».
Определение роли родителя в жизни ребёнка, формирование осознанной, ответственной родительской позиции, установки родителя на саморазвитие, самоактуализацию
Упражнения для родителей с детьми.
Упражнение 1. «Яйцо»
Цель: моделирование детско-родительских отношений в динамике, активизация эмоционально-телесных связей, чувства безопасности и доверия у детей.
Родитель играет роль «скорлупы», а ребёнок — «цыплёнка». Ребёнок садится на ковёр, поджимает коленник груди и обхватывает их, голову прижимает к коленям. Родитель садится сзади,обхватывая ребёнка руками и ногами. Звучит релаксационная музыка.
Психолог: «Цыплёнку хорошо и уютно в своём домике. Скорлупа защищает его, согревает, даёт всё необходимое. Цыплёнок пошевелился, покрутил головой — нет, ещё не пришло время.Так хорошо сидеть тихонько в скорлупе, тепло… Но вот солнышко стало пригревать сильнее, цыплёночку становится там жарко, тесновато… Он поводит плечиками,стараясь освободиться… Скорлупа не пускает — ей тоже очень приятно, когда внутри неё цыплёнок. Она крепко держит… Но цыплёнок не сдаётся, он всё активнее шевелится, пробует носиком пробить скорлупу, стараясь освободиться. Вот уже головка показалась, вот уже и плечики освободились. Скорлупа уже не сопротивляется — она понимает, что пришло время отпустить своего цыплёночка.Ещё чуть-чуть и цыплёнок на свободе! Он расправляет свои пока ещё маленькие крылышки, потягивается, и довольный, устраивается в своём гнёздышке».
Упражнение 2. «Послушный — непослушный»
Цель: определение родительской позиции как позиции постоянной поддержки ребёнка, психоэмоциональная разрядка для детей.
Родители сидят на ковре, дети спиной к ним, между ногами.
Психолог: «Цыплята,как и дети, бывают послушными и непослушными. Когда цыплёнок непослушный,стучит ножками, машет руками. Родитель его крепко держит, обняв сзади. Когда цыплёнок послушный — родитель его гладит по головке, обнимает». Ситуации с «послушным и непослушным цыплёнком» проигрываются несколько раз.
Упражнение 3. «Коршун»
Цель: определение позиции родителя как позиции защиты ребёнка, развитие чувства безопасности у детей.
Звучит весёлая музыка. Родители — «домики» — стоят произвольно. Дети — «цыплята» — бегают,веселятся. Психолог — «коршун» — спит. Когда «коршун» выходит на охоту — «цыплята» прячутся в «домики». Игра повторяется 3-4 раза.
Упражнение 4. Арт-техника «Совместный рисунок»
Цель: актуализация реальных стилей взаимоотношений в паре, определение детско-родительских отношений как сотрудничества, партнёрства в совместной деятельности.
Каждой паре предлагают нарисовать совместный рисунок на любую тему, например: «Наш дом», «Семья», «Праздник» или произвольное рисование. Затем идёт презентация:
- Как называется рисунок?
- Что на нём главное?
- Кто был инициатором идеи?
- Кто что рисовал?
- Удобно ли было рисовать вдвоём?
- Какие чувства вы испытывали при совместном рисовании?
Упражнение 5. «Портрет»
Цель: активизация эмоционально-телесных связей, ориентация на взаимное познание.
Звучит приятная,спокойная музыка. Родитель и ребёнок садятся друг напротив друга. Они «рисуют»лицо. Начинает родитель. Осторожно обводит черты лица ребёнка сначала пальцем,а затем кисточкой. Ребёнок так же «рисует» портрет родителя.
Упражнение 6. Игра «Похвалилки»
Цель: отработка навыка демонстрации поддержки, повышение самооценки ребёнка.
Ребёнку предлагают рассказать о том, как он однажды что-то здорово сделал или совершил какой-то поступок. На обдумывание даётся несколько минут. Рассказ следует начинать словами: «Однажды я…» Родители слушают и высказываются словами: «Я рада…» или «Мне приятно…» Ребёнку задают вопрос: нравится ли ему такая похвала?
В заключении подводят итоги.
Психолог: «Легко ли хвалить? Часто ли вы хвалите своих детей? Можно ли «перехвалить» своего ребёнка при существующем дефиците времени для общения?»
Упражнения только для родителей.
Упражнение 7. «Воспоминание»
Цель: изменение родительской позиции оценки на позицию принятия и доверия.
Родителям предлагается оглянуться на своё прошлое и вспомнить те наивные и непосредственные поступки, совершённые родителями в возрасте, в котором находится ребёнок. Обратить внимание на наивность поведения в прошлом. Подумать, чем оно обусловлено, и попросить привести примеры из воспоминаний детства, затем:
- составить список из пяти поступков ребёнка, с которыми родитель не согласен;
- попробовать найти в каждом из этих поступков такие стороны, которые могут вызвать ощущение радости, удовольствия. Определить в каждом конкретном случае, что напоминает поступки родителей в прошлом или кажется наивным, а также насколько они выявляют его индивидуальность. Подумать о том, к чему стремится ребёнок.
Упражнение 8. Сказка «Фиолетовый котёнок»
Цель: ориентация на позитивные методы воспитания, профилактика жестокого обращения с детьми.
«Фиолетовый котёнок мыл лапы только в лунном свете.
— Ну что мне с ним делать? — Кошка всплёскивала лапами. — Ведь хороший. Умный котёнок, а тут — ну что ты будешь делать, хоть кол на голове теши — ни в какую. Только в лунном! Ну что ты будешь делать?
— Да что с ним цацкаться? — рычал кабан.
— Макнуть его головой в солнечный ушат или просто в речку! Ишь ты — все котята как котята, а этому лунный свет подавай!
— Он просто глупый! — каркала ворона.
— Голова маленькая,мозгов немного. Вырастет — его из солнечного света не вытащишь!
Фиолетовый котёнок мыл лапы только в лунном свете.
Луна была большая,белая, яркая.
— Милый котёнок, — говорила Луна, — а почему ты фиолетовый?
— А как бывает ещё? — удивлялся котёнок.
— У меня есть брат, — сказала Луна, — он очень большой и ярко-жёлтый. Хочешь на него посмотреть?
— Он похож на тебя?Конечно, хочу.
— Тогда не ложись спать, когда я стану таять в небе, а немножко подожди. Он выйдет из-за той горы и займёт моё место.
Ранним утром котёнок увидел Солнце.
— Ух, какой ты тёплый! — воскликнул котёнок. — А я знаю твою сестру Луну!
— Передай ей привет,сказало Солнце, — когда встретишь. А то мы редко видимся.
— Конечно. Передам.
Фиолетовый котёнок теперь умеет мыть лапки не только на солнце, а даже в мыльной ванной.
Ну и что?»
Эта сказка об отношении к воспитанию. Кошка, кабан и ворона — это обычные методы воспитания. Это, в сущности, вина, угроза и насмешка. А Луна — это символ веры. Она не оказывает давления на котёнка, а расширяет его кругозор и возможности.
Упражнение 9. «Зато мой ребенок…»
Цель: развитие установки на позитивное восприятие своего ребенка.
«Психологи утверждают, что любить ребенка надо не «за что-то», а просто так и вопреки всему. Тем не менее часто мы любим детей за «что-то». И если в семье несколько детей, любим мы их по-разному. Дети это тонко чувствуют, поэтому часто от них можно услышать упрек: «Ты Машу любишь больше, чем меня!». Очень важно во время им объяснить, что не больше и не меньше, а просто по-другому. Для этого на листе бумаги напишите с левой стороны минусы вашего ребенка, а с правой стороны- все его плюсы».
После того, как родители закончат, они по очереди зачитывают написанное,вставляя между минусами и плюсами слово «зато»: «Мой сын Илья рассеянный, зато он отличается своей вежливостью. Мой Илья упрямый, зато он всегда добивается своих целей» и т. д.
Затем психолог предлагает родителям разорвать листки вдоль пополам и половинку, где перечислены отрицательные стороны ребенка, разорвать и выбросить в мусорную корзину.
Упражнение 10. «Мне в тебе нравится»
Цель: гармонизация детско-родительских отношений, повышение у ребенка уверенности в себе.
В повседневной жизни родители склонны чаще обращать внимание на недостатки своих детей, чем подчеркивать их достоинства. У большей части взрослых существуют «запреты на поглаживание», они испытывают трудности при высказывании положительных оценок. О недостатках других людей мы, как правило, говорим легко, но смущаемся в присутствии человека вслух назвать его достоинства.
Давайте попробуем произнести вслух достоинства своих детей, как бы обращаясь непосредственно к ним:
- «Я ценю твою искренность».
- «Мне нравится твоя доброжелательность».
- «Я восхищаюсь тем, как ты умеешь развеселить гостей».
- «Я горжусь твоей целеустремленностью».
Упражнение 11. «Список»
Цель: реорганизация стереотипов поведения в семье, формирование у родителя установки на саморазвитие, само актуализацию.
Методика проведения:
- Родители должны внести в список всех людей, о которых они должны заботиться, то есть тех, за которых несут ответственность. Психолог должен обратить внимание, включили ли они в этот список самих себя, и если да,то каким по счёту; а также сказать, что, забыв о себе, они взваливают на себя непосильную ношу заботы о других. Если включили, то спросите, уделяли ли они себе столько же заботы и внимания, сколько отдавали другим людям. Нужно предложить родителям принять решение заботиться о себе, о своём внутреннем «Я».
- Затем каждый должен написать ответ на следующий вопрос: «В чём состоят мои обязанности по отношению ко мне самому?». После этого написать ответ на вопрос: «В чём состоят мои обязанности по отношению к ребёнку?»И, наконец, написать ответ на вопрос: «В чём состоят обязанности моего ребёнка по отношению ко мне?»
- Сравнить ответы. Имеют ли они двусторонние обязанности?
- Групповая дискуссия на тему: «Проблемы ребёнка — проблемы родителя».
Тест-игра «Какой вы родитель?», результаты которого можно использовать для самоанализа особенностей семейного воспитания.
Необходимо отметить фразы, которые часто употребляются в общении с детьми.
Высказывания Баллы
1. Сколько раз тебе повторять? 2
2. Посоветуй мне, пожалуйста...
3. Не знаю, что бы я без тебя делал (а)! 2
4. И в кого ты такой (ая) уродился (лась)! 2
5. Какие у тебя замечательные друзья! 1
6. Ну на кого ты похож (а)? 2
7. Я в твое время... 2
8. Ты – моя опора и помощник (ца)! 1
9. Ну что за друзья у тебя?! 2
10. О чем ты только думаешь?! 2
11. Какая ты у меня умница! 1
12. А как ты считаешь, сынок (доченька)? 1
13. У всех дети как дети, а ты... 2
14. Какой ты у меня сообразительный! 1
Оценка результатов:
5–6 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас;
7–8 баллов – свидетельство намечающихся трудностей в отношениях с ребенком, непонимание его проблем, попытка перенести вину за недостатки его развития на самого ребенка;
9–10 баллов – вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено случайным обстоятельствам.
- Мне нравится (1)