Программа по адаптации для учащихся 1 класса
У каждого ребенка, пришедшего в школу, начинается новый этап в его жизни: происходит смена ведущей деятельности, возникают новые обязанности, складываются новые отношения. Возникающие психологические затруднения чаще всего являются реакцией на новую обстановку. Среди факторов школьной дезадаптации называют, в частности, эмоциональные расстройства и низкую самооценку школьника. Среди нарушений эмоционального развития в детском и подростковом возрасте первое место занимают тревожность, боязливость, страхи, агрессия, повышенная эмоциональная истощаемость, трудности общения, депрессия, дистресс. Основной целью предлагаемой программы является профилактика явлений эмоциональной школьной дезадаптации у учащихся первого класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_klass_19-20_.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №299
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА на Педагогическом совете ГБОУ лицей №299 Протокол №1 «29» августа 2019 года | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ лицей №299 _________М.В.Шпакова Приказ №176 «30» августа 2019 г. |
Рабочая программа по адаптации
для учащихся первых классов
(16 часов)
Программа составлена педагогом-психологом
Захаровой Т.В.
Срок реализации программы: 2019/2020учебный год
Санкт-Петербург
2019
Рабочая программа по адаптации для учащихся первых классов
Пояснительная записка
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Первоклассник осваивает новую социальную роль — роль ученика, ведущей становится учебная деятельность. Ребенок оказывается в новой социальной среде, появляются одноклассники, учителя. Наконец, меняется уклад жизни, появляются новые обязанности.(12)
Актуальность содействия первоклассникам в процессе школьной адаптации объясняется тем, что являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, адаптация обеспечивает возрастное развитие школьника. Адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режимным моментам. Кроме того, необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека или его окружения.(11)
Период поступления в школу совпадает с «кризисом семи лет», во время которого происходит перестройка картины самосознания ребенка, дифференциация внешней и внутренней сторон личности. Начинается перестройка познавательных процессов — формирование произвольности, продуктивности и устойчивости. Происходит постепенный переход к словесно-логическому мышлению. Наблюдается развитие саморегуляции, освоение учебных умений. Расширяется сфера общения, формируются отношения в учебном коллективе, отношения с учителем. В первые месяцы школьной жизни начинают формироваться те системы отношений ребенка с миром и самим собой, те устойчивые формы взаимодействия со сверстниками и взрослыми и базовые установки, которые в существенной мере определят в дальнейшем успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде. Ребенок, который соответствует требованиям школьной системы, считается адаптированным.(1)
Школьная дезадаптация — термин, фактически определяющий любые затруднения, возникающие у ребенка в процессе обучения. К числу первичных, внешних признаков школьной дезадаптации относят затруднения в учебе и нарушения поведения. Среди факторов школьной дезадаптации называют, в частности, эмоциональные расстройства и низкую самооценку школьника.(11)
Среди нарушений эмоционального развития в детском и подростковом возрасте первое место занимают тревожность, боязливость, страхи, агрессия, повышенная эмоциональная истощаемость, трудности общения, депрессия, дистресс.(16)
Самооценка младшего школьника формируется на основе оценивания учителями и достигнутых результатов в учении. Критичности учителей и родителей в случае затруднений в учебе приводит к снижению самооценки, повышению неуверенности в своих силах, чувству неполноценности, потере интереса к учебе, «школьным неврозам».(5)
«Невроз» понимается здесь не как медицинский термин, а скорее как неадекватный способ реагирования на те или иные сложности в школьной жизни. Как правило, школьные неврозы проявляются в беспричинной агрессивности, боязни ходить в школу, отказе посещать уроки, отвечать у доски. Но это встречается редко. Чаще наблюдается состояние школьной тревожности, которое выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников.(14)
Школьная тревожность - это специфический вид тревожности, характерный для определенного класса ситуаций — ситуаций взаимодействия ребенка с различными компонентами школьной образовательной среды. Интенсивное, дезорганизующее учебную деятельность переживание тревожности рассматривается как системообразующий признак школьной дезадаптации или неконструктивного протекания процесса адаптации. Наиболее типично возникновение школьной тревожности, связанной с социально - психологическими факторами или фактором образовательных программ.(4)
В педагогике выделяют пять основных видов школьной дезадаптации: интеллектуальный, эмоционально-оценочный, поведенческий, соматический, и коммуникативный тип. Интеллектуальная дезадаптация, связанная с несформированностью основных познавательных и учебных навыков. Возникает в результате недостатка внимания и пробелов в знаниях. Поведенческая дезадаптация характеризуется сознательным или несознательным нежеланием ребенка следовать правовым, моральным и этическим нормам, принятым в школе. К проявлениям поведенческой дезадаптации относятся агрессивность, конфликтность и недисциплинированность. Коммуникативная дезадаптация проявляется как проблемы с социализацией. Эмоциональная дезадаптация характеризуется повышенным уровнем тревожности, переживания за свои успехи. Часто сочетается с низкой самооценкой и высокой мотивацией. Соматическая дезадаптация проявляется в частых заболеваниях и соматических состояниях, которые препятствуют ученику посещать школу.(15)
Для профилактики явлений школьной дезадаптации, на ряду с развитием психических процессов и учебных умений, традиционно используются приемы стабилизации эмоциональной сферы, развития волевой саморегуляции, коммуникативных навыков, навыков самопознания и рефлексии.(4,11)
Для коррекции тревожности используют приемы повышения самооценки детей, обучение способам снятия мышечного и эмоционального напряжения, обучение навыкам владения собой в трудных для ребенка ситуациях.(3)
Основной целью предлагаемой программы является профилактика явлений эмоциональной школьной дезадаптации у учащихся первого класса.
Задачи:
- обучение участников группы способам осознания и отреагирования эмоций
- способствование повышению самооценки у участников группы;
- способствование повышению общей коммуникативной культуры учащихся.
- обучение способам снятия мышечного и эмоционального напряжения,
- обучение навыкам владения собой в трудных ситуациях.
Условия реализации, формы и методы работы. Данная программа предназначена для проведения занятий с подгруппой учащихся первого класса в количестве 5 – 9 человек. Каждое занятие рассчитано на один академический час, занятия проводятся не реже одного раза в неделю. Программа рассчитана на 17 занятий. Форма занятий — групповое развивающее занятие. Применяемые методы: техника активного слушания, арт-терапевтические задания, подвижные игры, настольные психологические игры, психогимнастические упражнения, задания на саморегуляцию психического состояния, игры-драматизации. Занятия проводит педагог-психолог. Зачисление в группу происходит на добровольной основе.
Структура занятий такова: каждое занятие начинается с приветствия ведущего. Затем участники рассказывают о том настроении, с которым они пришли на занятие, о том, что повлияло на их настроение. Этот ритуал носит в программе название «Утренний круг». Далее ведущий помогает участникам сформулировать тему занятия и предлагает разминку. Почти все разминочные упражнения имеют своей целью сплочение группы. Далее следует основная часть, отражающая тему занятия. В основной части используются различные игровые упражнения, упражнения, способствующие творческому самовыражению учащихся. Каждое упражнение обсуждается участниками: что чувствовали, что поняли, было трудно выполнять или легко и т.д. В заключительной части происходит обмен мнениями о занятии в целом – «обратная связь». Участники отвечают на вопрос, какие выводы можно сделать каждому, что было полезного, как можно в жизни использовать полученный опыт.
Основное содержание учебной программы. Занятия 1 — 3 ориентированы на создание рабочей атмосферы, формулирование правил группы, работу с понятием «я — школьник»; занятия 4 — 10 направлены актуализацию и разрядку школьной тревожности и страхов; занятия 11 — 12 способствуют развитию навыков общения; занятия 13 — 14 направлены на повышение самооценки учащихся. тренировку навыков уверенного поведения;. занятие 15 - закрепление положительного отношения к школе; занятие 16 - интеграция полученного опыта, подведение итогов работы группы.
Планируемые результаты: повышение самооценки учащихся, развитие культуры общения, развитие саморегуляции. В целом, ожидается, что после прохождения программы у учащихся будут развиты УУД, способствующие успешной социально-психологической адаптации:
Личностные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные:
а) Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
б) Познавательные: формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
в) Регулятивные: владение основами самоконтроля, самооценки. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Требования к уровню подготовки обучающихся. В результате прохождения программы учащиеся должны научиться осознавать свои чувства и разряжать их безопасными способами, усвоить способы саморегуляции психического состояния, повысить самоуважение, усвоить правила конструктивного взаимодействия с окружающими;
Уметь: конструктивно взаимодействовать со сверстниками и педагогами;
Применять на практике: навыки конструктивного общения, навык саморегуляции эмоциональных состояний, навыки волевой саморегуляции поведения.
Контроль уровня достижения планируемых результатов освоения программы. В качестве диагностического материала может быть использована проективная методика для диагностики школьной тревожности А.М. Прихожан.(12)
Тематическое планирование
№ занятия | Тема | Цель | Содержание | Количество часов |
1 | Знакомство | Установление правил, создание рабочей атмосферы | Вводное слово ведущего о целях и форме занятий. Знакомство — игра «Снежный ком». Оформление визиток. Упражнение на сплочение группы через совместную деятельность «Варежки». Установление правил группы. Рефлексия результатов занятия. (4, стр. 112) | 1 |
2 | Есть контакт! | Сплоченность группы, закрепление правил групповой работы | «Утренний круг». «Перечисли правила». Игры на сплоченность: «Рука», «Только вместе», «Путаница», «Дотронься до...» Ритуал завершения занятия — рефлексия полученного опыта. (4, стр. 114; 6) | 1 |
3 | Что значит быть школьником | Актуализация представлений о качествах, необходимых ученику, актуализация внутренней позиции школьника | «Утренний круг». «Броуновское движение» - игра для создания рабочего настроя и сплоченности группы. Обсуждение — что значит быть учеником. Какие правила помогают учиться? Упражнения «Я умею управлять собой», «Я умею выполнять требования взрослых». (9 стр 28-30) Рефлексия. | 1 |
4 | Копилка трудностей | Актуализация негативного опыта, связанного со школой и его разрядка | «Утренний круг». «Броуновское движение» или любая другая на сплочение группы и создание рабочего настроя. Рисунок «Мои школьные трудности». Рефлексия занятия. (4, стр. 116, занятие №3) | 1 |
5 | Школьные тревоги | Актуализация школьных тревог, разрядка | «Утренний круг». Игра «Изобрази предмет» для создания рабочего настроя, обращения к рабочим заботам. Упражнение «Сочини сказку по картинке». Рефлексия. (4, стр. 116, занятие №4) | 1 |
6 | Сочиняем сказку | Разрядка школьной тревожности | «Утренний круг». Игра «Иностранец в школе» - упражнение на тренировку невербального общения. Сочинение сказок по картинкам (обязательно с хорошим концом). Упражнение «Насос и мяч» - напряжение/расслабление. Рефлексия. (4, стр. 116, занятие №5) | 1 |
7 - 8 | Школьные страхи | Проработка школьных страхов путем разыгрывания тревожащих ситуаций | «Утренний круг». Игра «Школа Кенгуру» - развитие коммуникативных навыков, включение в работу. Разыгрывание ситуаций, вызывающих тревогу и страх в школе (используя информацию, поученную на занятии №4). Упражнение «Поймай комара» - разрядка остаточного напряжения. Рефлексия. (4, стр. 117) | 2 |
9 | Опасности волшебного леса | Коррекция страхов | «Утренний круг». Упражнение «Зайки и слоники» - повышение уверенности в себе. (3, стр. 127) Настольная психологическая игра «Опасности волшебного леса» (8). Рефлексия | 1 |
10 | Неправильная страна | Коррекция социальных страхов | Утренний круг». Настольная психологическая игра «Неправильная страна» (7). Упражнение «Театр масок» - снятие психоэмоционального напряжения. (3, стр. 129) Рефлексия | 1 |
11 | Учимся общению | Развитие коммуникативных навыков | «Утренний круг». «Вставалки» - игра на сплочение, развитие эмпатии и настрой на работу. Коллективная работа «Аппликация». Рефлексия. (4, стр. 120, занятие №10) | 1 |
12 | Учимся договариваться | Развитие коммуникативных навыков | «Утренний круг». Упражнение «Местами меняются те, кто...» - на внимание и создание рабочего настроя. Задание в парах «Мультфильм» (создание «мультфильма» по сюжетным картинкам. Рефлексия. (4, стр. 121) | 1 |
13 | Мои хорошие качества | Повышение самооценки | «Утренний круг», «Встаньте те, кто..» - развитие саморегуляции и произвольного внимания, настрой на работу. Упражнение «Ладошка» - самоанализ достоинств. «Маяк» - обучение приемам саморегуляции, повышение самооценки. Релаксация и визуализация: «Представьте маленький скалистый остров вдали от континента. На вершине острова – высокий, крепко поставленный маяк. Вообразите себя этим маяком. Он стоит так прочно, что даже сильные ветры, постоянно дующие на острове, не могут покачнуть вас. Днем и ночью, в хорошую и плохую погоду вы посылаете мощный пучок света, служащий ориентиром для судов. У вас много энергии, вы в состоянии поддерживать постоянства вашего светлого луча. Этот луч скользит по океану, предупреждая мореплавателей о мелях. Вы – символ безопасности для людей в море и на берегу. Ощутите внутренний источник света в себя – света, который никогда не может угаснуть». Рефлексия. (4, стр. 120, занятие №9) | 1 |
14 | Уверенность | Обучение приемам уверенного поведения | «Утренний круг». Работа с текстом «Соревнования». Обсуждение. Упражнение «Канатоходец» (обучение приему самопомощи) (2, стр. 167-173). Обсуждение. Рефлексия занятия. | 1 |
15 | Что мне нравится в школе | Закрепление позитивного отношения к школе | «Утренний круг». «Урок и перемена» - развитие волевой саморегуляции, создание эмоционального настроя. Игра «Школа для людей» (разыгрывание фрагмента урока, который нравится детям). Упражнение «Водопад» - релаксация с визуализацией (3, стр. 124). Рефлексия. (4, стр. 119) | 1 |
16 | Я умею преодолевать трудности! | Интеграция опыта, полученного на занятиях | «Утренний круг». Разминка по выбору участников. Упражнение «Помоги Сереже» - интеграция опыта. Упражнения «Комплименты» и «Спасибо за прекрасный день!» (4, стр. 122; 6) | 1 |
Итого | 16 |
Литература:
- Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1, 5, 10 классы) : система работы с детьми, родителями, педагогами / авт.-сост. С. А. Коробкина. - Изд. 2-е. - Волгоград : Учитель, 2019.
- Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.: Практическое пособие — М.: Генезис, 1999.
- Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000.
- Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2004.
- Столяренко Л. Д. Педагогическая психология / Л. Д. Столяренко. - Изд. 4-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2006.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. С нем.: В 4-х томах. - М.: Генезис, 1998.
- Хухлаева О. В. Неправильная страна. Игра для психологической работы с детьми. Издательство «Генезис», 2018.
- Хухлаева О. В. Опасности волшебного леса. Игра для психологической работы со страхами. Издательство Генезис, 2017.
- Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). - 10-е изд. - М.: Генезис, 2018.
- Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я Рабочая тетрадь школьника. 1 класс. - 7-е изд. - М.: Генезис, 2019.
- Шарапановская Е. В. Социально-психологическая дезадаптация детей и подростков: Диагностика и коррекция. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Школьный психолог. № 19, 2008.
- https://fgos.ru
- https://infourok.ru/psihicheskoe-zdorove-shkolnika-shkolniy-nevroz-542947.html
- http://pedsovet.su/metodika/6308_desadaptacia_eto
- https://studopedia.net/11_35956_vidi-i-prichini-emotsionalnih-narusheniy-u-detey-i-podrostkov.html