Психологическое здоровье

Мария Александровна Сухаревская

Сохранение и укрепление психологического здоровя подрастающего поколения - актуальная проблема современности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Доклад на конференцию ЗОЖ29.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Психологическое здоровье  обучающихся  поколения Z.

Шаг в будущее»

Слайд 1. Титульный слайд, тема, автор

   Добрый день уважаемые участники Конференции!

   Мы представляем МБОУ Глуховскую школу-интернат №2 г.Ногинска. Контингент обучающихся нашей школы особенный. У нас 62 ребенка находятся на домашнем обучении так как имеют статус «ребенок-инвалид» или ОВЗ. Среди обучающихся конкретно в школе -200 детей (в общем режиме), тоже есть инвалиды. Также в каждой параллели есть классы коррекции, где обучаются дети с отклонениями и нарушениями в развитии, проблемами со здоровьем. Многие дети из социально-неблагополучных семей, и мы имеем дело с педагогической запущенностью. Специфика нашей работы – это ориентирование на понятие «нормы» для каждого отдельно взятого обучающегося. В этой связи данная тема для нас актуальна, особенно касаемо вопросов психологического здоровья.

Слайд 2. Актуальность

     Здоровье подрастающего поколения является актуальной проблемой современности и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации,  потенциал нашего общества и  будущее подрастающего поколения в целом.

     Создание здоровье сберегающей среды в образовательных организациях и  использование в работе педагогов здоровье сберегающих технологий относятся к приоритетным направлениям деятельности школ, так как это обусловлено государственной политикой в сфере образования Российской Федерации.

Ещё Белинский писал: «Без здоровья невозможно и счастье».

Слайд 3.

     На сегодняшний день официальная статистика свидетельствует о снижении общего уровня здоровья целого поколения обучающихся общеобразовательных организаций (ухудшении здоровья обучающихся) – поколения Z.

    Научно-исследовательский институт гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН отмечает, что особенностями негативных изменений здоровья детей за последние годы являются:

  1. Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Так, среди обучающихся их число не превышает 10-12%.
  2. Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний. За последние 10 лет во всех возрастных группах частота функциональных нарушений возросла в 1,5 раза, хронических болезни — в 2 раза. Половина школьников 7–9 лет и более 60% старшеклассников имеют хронические болезни. Известно, что 30-40% хронических заболеваний имеют психогенную основу. 
  3. Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов, как физических, так и психических.

Слайд 4.

    Согласно определению Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

    Здоровье  - одна из важнейших ценностей человеческой жизни. В его общем представлении, психологическое здоровье находится на особом месте, выступая значимой характеристикой личности. Оно отражает особенности ее генезиса и психического развития.

    Между физическим  и психологическим здоровьем обучающихся, на этапе формирования личности и развития организма в целом, тесная связь. 

Поэтому наша работа по сохранению и укреплению психологического здоровья  обучающихся – целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для обучения и развития каждого ребенка и обеспечения  психологического комфорта.

  Еще в древности Сократ учил: «Неправильно лечить …тело без души».

  Например: Мысли и эмоциональные реакции влияют на физическое здоровье. Так сильные эмоции (страх, гнев, горе) – особенно, если они вытесняются и подавляются – могут являться причиной психосоматических заболеваний. В свою очередь  физическое здоровье (правильное питание, физические упражнения, дыхание, сон) влияет на духовную и эмоциональную жизнь обучающихся.

Слайд 5.

   Психологическое здоровье – состояние душевного благополучия (комфорта), адекватное отношение к окружающему миру, отсутствие болезненных психических явлений (фобий, неврозов). Это способность человека усваивать, перерабатывать новую информацию, успешно реализовывать её.

     Термин «психологическое здоровье» принадлежит одному из основателей  гуманистического направления в психологии А. Маслоу. По мнению этого ученого, большинство людей изначально, биологически нацелены на сохранение здоровья, а не на болезнь.

       Именно о необходимости решения задачи сохранения и укрепления психологического здоровья школьников поколения Z и говорят данные современных исследований физического здоровья обучающихся, а также результаты изучения их психического состояния (тревожности, безопасности и т. п.).

     Психологическое здоровье позволяет развивающийся, и формирующейся личности обучающегося постепенно стать самодостаточной, регулирующей свои психические процессы, ориентирующейся в поведении и отношениях не только на задаваемые извне нормы, но и на внутренние осознанные ориентиры.

 Слайд 6. Ольга Владимировна Хухлаева в своей книге «Психологическое здоровье учащихся как цель работы школьной психологической службы» в качестве главных критериев психологического здоровья выделяет следующие:

  • Позитивное самоощущение (позитивный основной эмоциональный фон настроения), позитивное восприятие окружающего мира.
  • Высокий уровень развития рефлексии.
  • Наличие стремления улучшать качество основных видов деятельности.
  • Успешное прохождение возрастных кризисов.
  • Адаптированность к социуму (семье и школе), умение выполнять основные социальные роли.

      Слайд 7 СХЕМА АСПЕКТОВ

     Составляющими (компонентами) психологического здоровья являются социальный, эмоциональный и интеллектуальный аспекты развития личности, развитие которых и обеспечиваются в рамках созданной здоровье сберегающей среды. 

     Слайд 8. 

    Учитывая условия тесной взаимосвязи физического и психического здоровья и тот факт, что обучающиеся большую часть времени, при немалой учебной нагрузке проводят в школе, в образовательных организациях необходимо планировать системную работу по сохранению и укреплению физического и психического здоровья обучающихся.

За основу нами была определена базовая модель системной комплексной работы по укреплению физического и психологического здоровья обучающихся (слайд).

   Слайд 9.

     В рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса данное направление работы должно по нашему мнению основываться в первую очередь на принципе индивидуализации

  Чтобы создать здоровье  сберегающую среду в образовательной организации, в которую будут включены педагоги, родители и дети поколения Z, нужно учитывать подробную характеристику портрета современного школьника, подростка, основанную на психологических исследованиях нового поколения.

   Слайд 10.

    На решение проблем современных школьников и укрепление их психологического здоровья работают все направления деятельности педагога-психолога. Особенно нужно отметить направление работы с семьей, психологическое просвещение родителей обучающихся и психопрофилактику.

    Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека.

    Слайд 11 

    За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений, даже школьными трудностями видны взрослые - их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы. Семья – это эмоциональная опора для ребёнка. Если в ней спокойная и доброжелательная атмосфера – это залог психологического здоровья детей.

    Поэтому, работа с родителями во всех вопросах, которые волнуют школьников сегодня, просто необходима. Это родительская поддержка при адаптации первоклассников, при переходе из начальной школы в среднюю, при подготовке и сдаче ЕГЭ.

    Как общаться с подростком, как сохранить доверительные отношения – это проблема, с которой сталкиваются многие родители, и им нужна психолого-педагогическая помощь и поддержка, создание в семье и школе благоприятного психологического климата.

    Слайд 12. 

    По данным анкетирования обучающихся 12-16 лет на тему «Проблемы современного школьника»  были получены следующие данные:

школьники выделяют следующие трудности:
1.Страх перед выбором после школьного обучения.

2.Боюсь не сдать экзамены ЕГЭ!

3. Конфликты со сверстниками, родителями.

4. Проблемы в личной жизни.

5. Мало времени на сон, отдых.

    Слайд 13.

    Да, современные дети по-другому воспринимают мир, к ним нужен другой подход…

    Дети поколения Z очень хорошо откликаются, если при взаимодействии с ними мы затрагиваем эмоциональную сферу (говорим о чувствах, переживаниях, о том, что мы испытываем, получая ту или иную информацию). Они другие, но чувствуют также как и мы, поэтому и откликаются.

    В современном обществе, отдающем предпочтение смс общению, вертуальной реальности. Необходимо помочь детям осознавать живые эмоции, справляться с ними, контролировать и использовать, как инструмент межличностного взаимодействия. Дети поколения z обладают более хрупкой душевной организацией, более беспомощны перед реальностью, чем дети прошлых поколений.

    Поэтому наша задача – применить такие технологии, которые и обеспечат сохранение и укрепление их здоровья!

Слайд 14.     

    Учитывая все основные факторы способствующие укреплению здоровья обучающихся в школе, мы понимаем, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. Особенности развития современных детей напрямую связаны с индустриальными и технологическими процессами в мире. Напрашивается закономерный вопрос: кто такой современный ребенок и что мы о нем знаем?

  (+слайд)

                                                Притча про мудреца и бабочку.

Жил-был один мудрец, к которому многие люди приходили за советом.   И вот однажды завистливый человек решил опорочить мудреца, загадав ему загадку, отгадать которую невозможно.

Сказано - сделано.

Поймал он бабочку, зажал между ладонями, пришёл к мудрецу и спрашивает: - Скажи, что у меня в руках? Мудрец отвечает: - Бабочка. - Правильно. А какая бабочка - живая или мёртвая? - спрашивает завистник, а сам думает: "Если ответит - "мёртвая", я открою ладони и бабочка улетит, а если скажет - "живая", я сожму ладони и раздавлю её".

Мудрец помедлил немного и ответил:

- Всё в твоих руках.

Действительно, все в наших руках: творить для других, помогать, отдавать свой опыт и верить, что этим я улучшаю качество жизни других людей.