Программа психологического кружка "Познай себя"

Тангалычева Дарья Владимировна

Преподавание курса психологии в средних общеобразовательных учреждениях представляется актуальной и важной задачей образования, так как  13-16 лет оценивается как момент наибольшего “смятения”, “сумятицы”, связанной с собственным «Я».

Если среда неблагоприятна, а интеллектуальный уровень низок, то проблема самопознания и адекватной идентификации себя по отношению к окружающим людям встает наиболее остро.

Подростки очень часто в погоне за успехом, склонны преувеличивать свои возможности, склонны к риску и не в состоянии оценивать эту степень, чувство ценности собственной жизни еще недостаточно сформировано, и если среда плюс к этому недостаточно благоприятна, часто подросток отвергает себя как значимого для близких, а неуверенность в себе часто приводиткгиперкомпенсированному,аддиктивному,патохарактерологи-ческому или делинквентному поведению, что не способствует прогнозированию и анализу собственных поступков.

Именно поэтому предполагается, что изучение основ психологии повысит уровень социальной компетентности учащихся, ориентирует их  на саморазвитие, самосовершенствование.    Данный учебный курс направлен также на развитие творческого мышления учащихся, способности к выработке собственной позиции и критической переработке информации, помогает научиться принимать решения, делать выбор и нести за него ответственность, моделировать свое будущее, ощущать себя полноправными гражданами общества, способными отстаивать свои права конструктивными способами и участвовать в общественной жизни.

Психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию, понимание мотивов, чувств и потребностей окружающих людей, умение строить отношения с окружающими – все это относится к необходимым компонентам успешной личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2065»

ГБОУ Школа № 2065

Россия, 108811, г.Москва, г.Московский, 3-й микрорайон, дом 8.  

ИНН 5003096290;    КПП 775101001;     ОГРН 1115003007790

тел. / факс: 8 (495)410-38-95;

email:2065@edu.mos.ru;

web: www.sch2065tn.mskobr.ru

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДАЮ

напедагогическомсовете

Заместительдиректора

ГБОУ Школа №2065

______________ Урсегов К.Б.

    протокол от 27.08.2018 года №10

приказ от 30.08.2018 года № 38/01-ВР

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Познай себя»

Направленность: социально-психологическая

Уровень: ознакомительный

Возраст обучающихся: 13-16 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель:

педагог дополнительного образования

Тангалычева Д.В.

г.Москва, 2018

Пояснительная записка

Преподавание курса психологии в средних общеобразовательных учреждениях представляется актуальной и важной задачей образования, так как  13-16 лет оценивается как момент наибольшего “смятения”, “сумятицы”, связанной с собственным «Я».

Если среда неблагоприятна, а интеллектуальный уровень низок, то проблема самопознания и адекватной идентификации себя по отношению к окружающим людям встает наиболее остро.

Подростки очень часто в погоне за успехом, склонны преувеличивать свои возможности, склонны к риску и не в состоянии оценивать эту степень, чувство ценности собственной жизни еще недостаточно сформировано, и если среда плюс к этому недостаточно благоприятна, часто подросток отвергает себя как значимого для близких, а неуверенность в себе часто приводиткгиперкомпенсированному,аддиктивному,патохарактерологи-ческому или делинквентному поведению, что не способствует прогнозированию и анализу собственных поступков.

Именно поэтому предполагается, что изучение основ психологии повысит уровень социальной компетентности учащихся, ориентирует их  на саморазвитие, самосовершенствование.    Данный учебный курс направлен также на развитие творческого мышления учащихся, способности к выработке собственной позиции и критической переработке информации, помогает научиться принимать решения, делать выбор и нести за него ответственность, моделировать свое будущее, ощущать себя полноправными гражданами общества, способными отстаивать свои права конструктивными способами и участвовать в общественной жизни.

Психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию, понимание мотивов, чувств и потребностей окружающих людей, умение строить отношения с окружающими – все это относится к необходимым компонентам успешной личности.

Цель программы: создание специальной образовательной среды, способствующей саморазвитию каждого ученика через реализацию себя как субъекта собственной жизни, деятельности, общения и самосознания на основе индивидуально психологических особенностей.

Программа направлена на решение следующих задач:

  • сформировать у детей представление о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире;
  • активизировать ценностно-смысловой компонент сознания и личности детей, побудить их к осмыслению общечеловеческих ценностей, к осознанию собственной внутренней позиции, формированию собственных ценностных ориентаций;
  • развивать умение чувствовать и понимать другого;
  • повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
  • способствовать развитию творческих способностей и воображения, индивидуальному самовыражению детей;
  • развивать любознательность, наблюдательность;
  • способствовать сплочению  коллектива;

Программа курса «Познай себя» построена и модернизирована с учѐтом возрастных особенностей и интересов учащихся старших классов на основе программы «Развитие временной перспективы и способности к целеполаганию для учащихся» (автор программы Толстых Н.Н., 1995 г.) и на основе программы А.В. Микляевой «Программа уроков психологии».Рассчитана на 1 год обучения (41 неделя), всего 82 часа в год (по 2 часа в неделю).

Форма занятий: групповая.Программа предполагает дискуссии, сюжетно-ролевые игры, в ходе которых учащиеся будут иметь возможность проверить эффективность различных моделей поведения, отработать навыки принятия решения. В занятия включѐн блок упражнений и игр, способствующих развитию внимания, памяти, мышления, воображения; упражнений и игр, требующих взаимодействия и сотрудничества детей, совместного поиска решений или их вариантов, соревновательные ситуации и т.д. В структуре урока выделяются смысловые блоки, традиционные для групповой психологической работы с детьми: 1. Теоретическая часть. 2. Групповые дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия. 3. Практическая часть: - Ролевые игры (разыгрывание ситуаций, психологические упражнения, мозговые штурмы). - Работа по теме занятия (объявление темы занятий, за которым следует мотивирующее упражнение и / или обсуждение, благодаря которому учащиеся получают возможность обратиться к личному опыту, связанному с заявленной проблемой).

Ожидаемые результаты: обучающиеся должны знать:

- анализировать и обобщать информацию, полученные данные о себе, делать по ним выводы;

- раскрытие своих творческих способностей и возможностей;

- использовать полученные знания для саморазвития и самовоспитания;

- понятие термина «психология», что изучает;

- место психологических знаний о человеке в процессе социализации личности;

- о роли своих возможностей и способностей в развитии личности человека;

- понятия самовоспитания, способностей, характера.

Обучающиеся должны научиться:

- владение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

- коммуникативные результаты

- способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе ценностных представлений

- развить такие качества, как сотрудничество, терпимость, внимательность;

- формирование уверенности в своих силах;

- развить чувства ответственности и самостоятельности;

- способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы – познавательные результаты).

Формы подведения итогов реализации программы:

• самопрезентация;

• устный опрос;

• диагностика;

• выполнение творческих работ;

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы

№ п/п

Наименование раздела, темы занятий

Кол-во часов

Всего

Теория

Практика

Раздел 1. Принадлежность к группе

1

Инструктаж по технике безопасности

1

1

2

Вводное занятие «Давайте познакомимся»

2

1

1

3

Что вообще такое психология и с чем ее едят?

2

2

4

Предварительная диагностика психоэмоционального   состояния

2

2

5

Какой я? (мини-сочинение, первичное)

1

1

6

«Я – индивидуальность или чем я отличаюсь от других?

2

1

1

7

Мои хорошие стороны

2

1

1

Раздел 2. Личностные качества

1

Самостоятельность. Общее представление.

2

1

1

2

Самостоятельный ли я? Что я могу сказать о своей самостоятельности?

2

1

1

3

Характер и темперамент. Какой я?

2

1

1

4

Понятие самооценки. Самооценка и саморазвитие

2

1

1

5

Что таится в наших позах?

2

1

1

6

Моя внешность. Какой я в глазах других?

2

1

1

7

Мой имидж. Зачем и для чего?

2

1

1

8

Как понравиться окружающим?

2

1

1

9

Понятие «Успешный человек». Лидер ли я?

2

1

1

10

Целеполагание, мечты и планы.

2

1

1

11

Мои достоинства и недостки.

2

1

1

12

Как превратить недостатки  в достоинства?

2

1

1

13

Экстраверт или интроверт?

2

1

1

14

Воля…силы волы.

2

1

1

Раздел 3. Самовоспитание

1

Учимся регулировать свои эмоции

2

1

1

2

Поведение. Выработка хороших привычек. Тренинг «победи своего дракона»

4

1

3

3

Культура общения. Формальное и неформальное.

2

1

1

4

Межличностные отношения. Коллектив.

2

1

1

5

Основы конфликтологии. Конфликт. Пути разрешения конфликтных ситуаций.

4

2

2

6

Манипуляции. Как быть манипулятором во благо?

4

2

2

7

Развитие навыков уверенного отказа.

2

1

1

8

Стресс. Как быстро справиться.

2

1

1

Раздел 4. Дверь во взрослую жизнь.

1

Путь к счастью в личной жизни

2

1

1

2

Влюбленность

2

2

3

Любовь

2

2

4

Как завязать дружбу и быть хорошим другом

2

1

1

5

Методика психологической защиты при общении с неприятными людьми

2

1

1

6

Эмоциональные переживания и выражения лица. Умеете ли вы читать чужие эмоции?

2

1

1

7

Как сформировать нейтральное отношение к отрицательным воздействиям?

2

1

1

Раздел 5. Подведем итоги

1

Самопознание -  «Какой я стал?» (мини – сочинение, вторичное)

2

2

2

Самопрезентация

2

2

3

Итоговая диагностика  психоэмоционального состояния

2

2

Итого

82

39

43

Содержание программы

Первый раздел «Принадлежность к группе». Создание психоэмоционального комфорта внутри классного коллектива, развитие умения понимать других участников группы и взаимодействовать с ними на принципах уважения. Обсуждение основных правил в группе.

Второй раздел «Личностные качества». Общее представление о личностных качествах: самостоятельность, ответственность и инициативность. Беседа о личных качествах: инициативность, самостоятельность, ответственность. Дети научатся сами себя узнавать с помощью различных методик. Формирование уверенного поведения, адекватной самооценки, умения принимать решение и делать выбор.

Третий раздел «Самовоспитание». Развитие приемов выработки характера, хороших привычек. Умение разрешать конфликты, быстро справляться со стрессами.Игры и упражнения для обучения детей способам уверенного изложения просьбы и корректного отказа собеседнику.Формирование коммуникативных навыков, умения сотрудничать со сверстниками и с взрослыми. Игры и упражнения, направленные на осознание своего места в детском коллективе, чувства уверенности, понимания своих и чужих эмоций, выстраивание конструктивных взаимоотношений и осознание собственной ответственности за поведение и результаты своей деятельности.

Четвертый раздел«Дверь во взрослую жизнь» Создание условий для постепенного перехода детей от саморегуляции своей деятельности и самоконтроля к осознанию ответственности за результаты собственной деятельности. Понимание собственных эмоций, отработка навыков регуляции эмоционального состояния, умение управлять собственными эмоциями.

Итоговое занятие. Подведение итогов работы кружка за учебный год, рефлексия участников, сочинение, презентации о самих себе, чему научились и что приобрели.  Беседа о полученных знаниях и умениях.

Календарно – тематическое планирование

Раздел

Количество часов

Тема занятия

Содержание занятия

Сроки

Дата роведения

Планируемые

Скорректированные

1.   Принадлежность  группе

12

1.Инструктаж по технике безопасности.

Знакомство. Сплочение группы, настрой

на продуктивную будущую

работу.

Сентябрь

2.Вводное занятие «Давайте познакомимся»

Анкетирование  «Насколько хорошо ты себя знаешь?».

Правила группы.

 Рефлексия.

Сентябрь

3.Что вообще такое психология?

Установление контакта.  Знакомство с наукой психология. Ее история, ее задачи и методы.

Сентябрь

4.Предварительная диагностика психоэмоционального состояния

Знакомство со своим внутренним миром. Использование первых тестов, диагностирование самого себя.

Сентябрь

5. Какой я? (мини – сочинение)

Индивидуальная работа,  познание самого себя своими глазами. Проявление себя через самовыражение.

Сентябрь

6. Я – индивидуальность» или чем я отличаюсь от других

Познакомиться с понятием «индивидуальность», «индивид», «личность», дать самому себе психологическую характеристику. Дополнить свой образ «Я» от окружающих людей.

Октябрь

7.Мои хорошие стороны

Формирование адекватной самооценки, принятие себя таким, какими мы есть. Развить умения чувствовать и понимать других.

Октябрь

Раздел 2. Личностные качества

28

1.Самостоятельность. Общее представление

Познакомиться с понятием «Самостоятельность», понять влияние самостоятельности на становление личности человека и его деятельность.

Октябрь

2.Самостоятельный ли я? Что я могу сказать о своей самостоятельности?

Подвести детей к оценке самого себя, своей самостоятельности.  Найти взаимосвязь между самостоятельностью и самооценкой.

Октябрь

3.Характер и темперамент Какой я?

Познакомиться с понятием «характер», «темперамент», рассмотреть типы темперамента, рассмотреть жизненные проявления характера, индивидуальные  различия в характерах людей, изменение характера в течение жизни.

Октябрь

4.Понятие самооценки. Самооценка и саморазвитие.

Познакомиться с понятиями «самооценка», «саморазвитие», понять влияние самооценки на становление личности и его деятельности. Определить самооценку учащихся. Способствовать формированию адекватной самооценки.  

Ноябрь

5. Что таится в наших позах?

Познакомиться с понятием невербальное общение. Повысить коммуникативный уровень учащихся. Научиться видеть то, что скрывается за жестами людей.

Ноябрь

6. Моя внешность. Какой я в глазах других?

Анализ подростками собственного «Я – образа» и его составляющих. Повышения уровня самопринятия подростков, формирование позитивного самоотношения. Формирование мотивации на работу с собственными недостатками как на способ саморазвития личности.

Ноябрь

7. Мой имидж. Зачем и для чего?

Научиться осознано формировать свой образ, формирование свей индивидуальности, поднятие самооценки.

Ноябрь

8. Как понравиться окружающим?

Освоение активного стиля общения; совершенствование умений эффективного общения; формирование стиля доверительного общения; отработка навыков понимания окружающих людей 

Декабрь

9 «Успешный человек». Лидер ли я?

Знакомство с понятием «Лидер», создание атмосферы доверия и взаимопонимания; актуализация знаний о лидерстве, развитие коммуникативных способностей.

Декабрь

10. Целеполагание, мечты и планы.

  1. Определение понятий цель и целеполагание.
  2. Обучение правильной постановке целей.
  3. Визуализация и осознание цели посредством методики «Лестница достижений».
  4. Определение основных жизненных целей и ценностей, расстановка приоритетов.

Декабрь

11. Мои достоинства и недостатки

направлен на то, чтобы помочь обучающимся осознать свои психологические особенности без приукрашиваний и гиперболизации, и полюбить себя такими, какими они есть на самом деле.

Декабрь

12. Как превратить недостатки в достоинства

Продолжать формировать адекватную самооценку у обучающихся, развивать любовь к себе и окружающим

Январь

13.Экстраверт или интроверт?

Познакомить с такими понятиями как Экстраверт, интроверт. Рассмотреть виды эмоций, отработать навыки распознавания типы личностей.

Январь

14 Воля…сила воли

Получить представление о воле и волевом поведении человека. Рассмотреть взаимосвязь воли и поведения, воли и сознания человека, воли и эмоции. Изучить волевые качества человека.

Январь

Раздел 3. Самовоспитание

22

1. Учимся регулировать свои эмоции

Изучить роль эмоций, чувств, настроений в жизни человека. Рассмотреть виды эмоций. Отработать навыки распознавания и регулирования эмоций.

Февраль

2. Поведение. Выработка хороших привычек.

предоставить информацию о природе привычки, о положительных и отрицательных сторонах данного явления, а также научиться, самостоятельно противостоять своим привычкам с наименьшими психическими потерями для себя и окружающих. 

Февраль

3.Культура общения. Формальное и неформальное.

Рассмотреть различные виды общения и ситуации их использования. Глубже понять свой стиль общения и поведения.

Февраль

4.Межличностные отношения. Коллектив.

Оценить свою степень общительности. Тренировка коммуникативной гибкости в общении, умение управлять собой в коллективе.

Март

5.Основы конфликтологии. Конфликт. Пути разрешения конфликтных ситуаций.

Получить понятие о конфликте, его происхождении, развитии и путях разрешения. Учиться находить адекватные способы выхода из конфликтной ситуации.

Март

6.Манипуляции. Как быть манипулятором во благо?

Познакомить подростков с основными способами психологических манипуляций и путями защиты от них.

Март

7.Развитие навыков уверенного отказа

  1. Обсудить понятия уверенного, неуверенного и агрессивного поведения.
  2. Обсудить наиболее успешные стратегии поведения в ситуациях психологического давления.
  3. Способствовать формированию у подростков умению отстаивать свою точку зрения.
  4. Познакомить с различными способами сопротивления давлению окружающих, предлагающих психоактивные вещества.

Апрель

8.Стресс. Как справиться?

Научить справляться со стрессом.

Углубить знания в понятии стресса и его физиологическом влиянии на человека.

Научить нескольким нехитрым приемам снятия стресса.

Апрель

Раздел 4.

14

1.Путь к счастью в личной жизни

Формирование активной жизненной позиции, умения планировать будущую жизнь и добиваться успеха. Способствовать формированию положительной самооценки и осознанию уникальности каждого человека.

Апрель

2.Влюбленность

Ознакомление учащихся с уникальным чувством – любовь; формирование представлений о любви как о высшей ценности, основе человеческих отношений.

Апрель

3Любовь.

Продолжить ознакомление учащихся с уникальным чувством – любовь; формирование представлений о любви как о высшей ценности, основе человеческих отношений. Обсудить, какие бывают «ловки» в любви.

Май

4.Как завязать дружбу и быть хорошим другом

Формирование понятия «дружба», умение находить друзей, формировать представления о качествах необходимых в дружбе.

Май

5.Методика психологической защиты при общении с неприятными людьми.

Закрепление знаний о процессе общения, его функциях и феномене социальной перцепции;

Закрепление знаний правил культуры общения; развитие умения выражать симпатию и уважение друг к другу; развитие навыков отказа в общении с кем-либо.

Май

6.Эмоциональное переживание выражения лица. Умеете ли вы читать чужие эмоции?

  • Информирование о видах и функциях эмоций, особенностях их проявления и переживания; создание условий для развития способности подростков понимать эмоциональные состояния других людей и умения выразить свое состояние.

Май

7.Как сформировать нейтральное отношение к отрицательным воздействиям

Закрепить формирование мотивации к здоровому образу жизни, выработка умению противостоять негативному влиянию.

Июнь

Раздел 5.

6

1.Самоознание – какой я стал? (мини – сочинение)

Способствовать более глубокому самораскрытию, которое ведет к изменению себя. Закрепить формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем.

Июнь

2.Самопрезентация

Продолжать способствовать более глубокому самораскрытию, которое ведет к изменению себя. Закрепить формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем.

Июнь

3.Итоговая диагностика психоэмоционального состояния

Июнь

Методическое обеспечение

Разработки тренинговых упражнений, игр, методики по исследовательским и проектным работам.

Список литературы

1. Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя. Харьков: «ФОЛИО», 2010.

2. Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе. М.: Генезис, 2011.

3. Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребѐнка. М., 2012.

4. Вахрушина В.С. Развитие и коррекция внимания в практике школьного психолога. Киров: Кировский государственный педагогический институт, 2014.

5. Вачков В.И. Приключения во внутреннем мире. Психология для старшеклассников.- СПб.: 2013.

6. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. М.: «Академия, 2015.

7. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. Российское педагогическое агентство. 2012. 8. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. М.: «ГНОМ и Д», 2013.

9. Коноваленко С.В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. М.: «ГНОМ и Д», 2013.

10. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Я.: 2010.

11. Матюгин И.Ю., Аскоченская Т.Ю. Как развивать внимание. М.: «Школа эйдетики»,2010.

12. Минаева В.М. Развитие эмоций. Занятия. Игры. М.: АРКТИ, 2010.

13. Никольская И.Л., Тигранова Л.И. Гимнастика для ума. М.: «Экзамен», 2012.

14. Овчарова Р.В. Практическая психология. М.: «Сфера», 2010.

15. Развивающие игры: Пособие для практических психологов, воспитателей и родителей / Под общ.ред. Н. Я. Большуновой; Бердск, 2012.

16. Синицина Е.И. Умные занятия. М: «Лист», 2010.

17. Тихомирова Л.Ф, Басов А.В. Развитие логического мышления детей. Яролавль: «Гринго», 2015.

18. Тушканова О.И. Развитие внимания. Волгоград, 2014.

19. ЧеремошкинаЛ.В. Развитие памяти детей. Ярославль: «Академия развития», 2011.

20. Шишова Т.Л. Эмоционально развивающие игры и упражнения. М.: 2011.

21. Микляева А.В. Я - подросток. Программа уроков психологии. – СПб.:Речь,2012.