Коррекционно - развивающая программа по адаптации 5х классов "Первый раз в пятый класс"
Переход из младшей школы в среднюю – важный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучения, которая в средней школе становится предметной, а иногда и одноклассники.
Пятиклассникам в школе и интересно, и тревожно: хочется быть активными, умными и независимыми, нужными и успешными. А для этого им необходимо адаптироваться к новым для них условиям. Конечно, есть дети, которые легко и свободно вписываются в школьную систему требований, норм и социальных отношений, но большинство учащихся 5-х классов подвержены дезадаптации: становятся невнимательными, безответственными, тревожными, неуверенными в себе, хуже учатся, испытывают трудности в общении со сверстниками и учителями. поэтому была создана рабочая программа для 5х классов, которые имеют трудности при адаптации в старшем звене.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Коррекционно - развивающая программа по адаптации 5х классов "Первый раз в пятый класс" | 152.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 2065» | |
Россия, 108811, г. Москва, г.Московский, ул. Радужная, дом 5. ИНН 5003096290; КПП 775101001; ОГРН 1115003007790 | ntk/ | afrc^ 8 (499) 558-06-76$ e-mail^ 2065@edu.mos.ru Cfqn^ www/sch2065tn/mskobr/ru |
. | «Утверждаю» Руководитель структурного подраздления ГБОУ Школа № 2065 ________________________ Н.П.Хоченкова |
Рабочая программа
по ПСИХОЛОГИИ
«Первый раз в пятый класс»
для 5 класса
(уровень: общеобразовательный)
Рабочая программа составлена на основе программы адаптации детей к средней школе «Первый раз в пятый класс» Е.Г. Коблик – 2-е изд., стер. – М.: Генезис, 2007
Составил: педагог – психолог Тангалычева Д.В.
г. Москва, 2016 год
Нормативно – правовая база
преподавания предмета
Рабочая программа по психологии «Первый раз в пятый класс» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- ФЗ №273 «Об образовании в РФ»
- Устав МБОУ СОШ №4
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г №1897)
- Письма Министерства образования Иркутской области № 55-37-6194/15, 75-37-1231/15 от 02.07.2015 г. «О формировании учебного плана, плана внеурочной деятельности образовательными организациями Иркутской области на 2015-2016 учебный год»
- Основная общеобразовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №4.(5 – 7 классы)
- Примерной программы адаптации детей к средней школе «Первый раз в пятый класс» Коблик Е. Г.
Пояснительная записка
Переход из младшей школы в среднюю – важный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучения, которая в средней школе становится предметной, а иногда и одноклассники.
Пятиклассникам в школе и интересно, и тревожно: хочется быть активными, умными и независимыми, нужными и успешными. А для этого им необходимо адаптироваться к новым для них условиям. Конечно, есть дети, которые легко и свободно вписываются в школьную систему требований, норм и социальных отношений, но большинство учащихся 5-х классов подвержены дезадаптации: становятся невнимательными, безответственными, тревожными, неуверенными в себе, хуже учатся, испытывают трудности в общении со сверстниками и учителями.
Подростковый возраст – важный этап формирования готовности к личностному самоопределению на основе развития самосознания, мировоззрения и ценностных ориентаций, формирования гражданской позиции – гражданской идентичности.
Как оказать реальную профилактическую помощь и психологическую поддержку «пятиклашкам»? Насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям средней школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной готовности к обучению. Важно, чтобы были сформированы универсальные учебные действия (личностные, предметные и метепредметные), определяющие успешность адаптации:
- умение осознавать требования учителя и соответствовать им;
- умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;
- умение строить продуктивное сотрудничество с использованием вербальных и невербальных средств;
- умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;
- навыки уверенного поведения;
- навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;
- навыки самоподдержки;
- навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей;
- быть мотивированным к высоким учебным достижениям;
- умение мыслить и делать самостоятельно.
Предлагаемая программа направлена на формирование этих навыков и на создание благоприятных условий для их дальнейшего развития.
Цель программы:
1. Создать условия, позволяющие каждому пятикласснику как можно легче и радостнее вступить в новый этап школьного обучения.
2. Поддержать и развить в детях интерес к знаниям, повышая качество образования.
Задачи программы:
- формирование у детей позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня тревожности;
- формирование устойчивой учебной мотивации детей;
- создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности;
- повышение уровня психологической готовности к обучению, формирование универсальных учебных действий;
- формирование адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях;
- развитие социальных и коммуникативных умений.
Характеристика основных этапов работы
На первом этапе работы основное внимание уделяется формированию групповой сплоченности, навыков поведения в новых школьных ситуациях, умению ориентироваться в пространстве школы. Очень важно создавать в классе доброжелательную атмосферу.
Среди традиционных психологических приемов наиболее эффективны на данном этапе: оказание поддержки в новых ситуациях, оказание помощи в осмыслении опыта сотрудничества.
На втором этапе проводится работа с основными проблемами пятиклассников. Решается важная задача принятия норм взаимоотношений со сверстниками в классе, педагогами и другими сотрудниками школы.
На этом этапе необходимо помочь подросткам почувствовать себя самостоятельными не только в общении, но и в деятельности учения, поэтому можно выделить следующие направления работы: формирование конструктивного отношения к неудачам, ошибкам, анализ уже достигнутых успехов.
На третьем этапе продолжается работа по созданию условий не только для адаптации пятиклассников в средней школе, но и для формирования адекватной самооценки и правильного отношения к результатам деятельности других.
На этом этапе начинается работа по принятию детьми своих негативных чувств. С помощью приемов по снижению напряжения в школьных ситуациях дети овладевают навыками релаксации т работы со школьными страхами.
На четвертом этапе особое внимание уделяется формированию учебных навыков, связанных с самоорганизацией и самоконтролем в учебной деятельности, продолжается работа над развитием коммуникативных умений, конструктивных способов поведения в конфликтных ситуациях.
На пятом этапе происходит осмысление личных целей детей в период обучения в 5 классе. Подводятся итоги работы.
Критерием эффективности занятий выступают:
- благоприятная адаптация к новым условиям обучения;
- снижение уровня тревожности;
- позитивная динамики развития ребенка (интеллектуального, психологического, физического);
- повышение уверенности в себе и своих возможностей, позитивная самооценка;
- повышение групповой сплоченности;
- позитивное отношение к окружающему.
Методы и техники:
- ролевые игры (разыгрывание различных ситуаций, этюдов)
- дискуссии (обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия)
- рисуночная арт-терапия
- моделирование образцов поведения
- метафорические истории и притчи
Принципы работы группы:
- Принцип добровольного участия
- Принцип обратной связи
- Принцип самопознания
- Принцип равноправного участия
- Принцип психологической безопасности
Структура занятия:
- ритуал приветствия;
- разминка;
- обсуждение домашнего задания;
- основная часть занятия;
- обсуждение итогов занятия;
- ритуал прощания.
Планируемые результаты:
- формирование навыка сотрудничества, умение работать в группе;
- умение излагать свое мнение в диалоге, корректировать свое мнение, обмениваться мнениями, аргументировать, делать выводы;
- освоение новых социальных ролей;
- научатся находить решение поставленных задач, проблем, преодолевать конфликты;
- научатся понимать свои эмоции и эмоциональное состояние других, адекватно выражать и контролировать свои эмоции;
- повышение мотивации к учебной деятельности, желание учиться;
- научатся использовать ассоциативные качества мышления, выдумку, неординарный образ мышления, фантазию, творчество.
Программа рассчитана на 34 академических часа (1 раз в неделю).
Уроков-дискуссий – 10
Тренингов – 15
Диагностика – 5
Коррекционные занятия – 4
Психологическая характеристика класса:
Дети пятого класса очень разные по характеру и отношению к школе. Эмоциональны, вспыльчивы, многие не могут конструктивно общаться друг с другом, есть ребята, которые неадекватно реагируют на критику в свой адрес.
Очень активные, любят играть, выступать публично. Часть детей проявляют пассивность, замкнуты, тревожны.
В соответствии с требованиями программа имеет тематическое планирование, методическое обеспечение, дидактический и раздаточный материал.
Рабочая программа разработана на основе программы адаптации детей к средней школе «Первый раз в пятый класс» Коблик Е. Г.
Календарно-тематическое планирование занятий на 2016-2017 учебный год
№ п/п | Сроки | Раздел Тема урока | Тип урока | Основные виды деятельности | Планируемые результаты УУД (предметные) | Планируемые результаты УУД (личностные, метапредметные) | Кол-во часов | Примечание |
1. | октябрь | Давайте познакомим-ся! | тренинг | Разминка, ставят цель учебной деятельности, в форме игры отвечают на вопросы, делятся впечатлениями | Узнавать какие эмоции испытывают. Определять свое отношение к миру. | Определять и формулировать цель. Определять, называть и объяснять свои чувства и ощущения. Высказывать свои предположения. Оформлять свою мысль, слушать и понимать речь других. Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. | 1 ч. | |
2. | Октябрь | Создание группы. | дискуссия | Разминка, выполнение психотехнических упражнений, принятие правил группы, дискуссия по теме занятия, обсуждение итогов занятия, домашнее задание | Знать права ребенка. Определять свое отношение к окружающим. | Определять и формулировать цель. Умение делать выбор и адекватно относится к выбору других. Умение вступать в беседу. Выполнять задания в паре, группе. Освоение социальной роли обучающихся. | 1 ч. | |
3. | Октябрь | Здравствуй, пятый класс! | тренинг | Разминка, выполнение упражнений, моделирование образцов поведения, обсуждение, домашнее задание | Определять свое отношение к окружающим и миру. Узнавать какие эмоции испытывают. | Определять и формулировать цель. Определять, называть и объяснять свои чувства и ощущения. Высказывать свои предположения. Выполнять задания в паре, группе. | 1 ч. | |
4. | Ноябрь | Я и моё имя. | тренинг | Разминка, дискуссия по теме занятия, выполнение творческого задания, обсуждение, работа с карточкой, домашнее задание, делятся впечатлениями | Определять свое отношение к себе как личности. Узнавать черты характера окружающих. | Самостоятельно определять, называть и объяснять свои чувства и ощущения. Высказывать свои предположения. Добывать новые знания. Наблюдать и делать выводы. Освоение познавательной и личностной рефлексии. Осознание своей этнической и национальной принадлежности. | 1 ч. | |
5. | Ноябрь | Моя школа. | тренинг | Разминка, обсуждение домашнего задания, ставят цель учебной деятельности, в форме игры отвечают на вопросы, диагностика, делятся впечатлениями, обсуждение итогов занятия | Определять свое отношение к миру. Узнавать какие эмоции испытывают. Объяснять поступки и поведение людей. | Определять и формулировать цель. Определять, называть и объяснять свои чувства и ощущения. Давать эмоциональную оценку деятельности. Уважительно относится к позиции другого. Освоение социальной роли обучающихся. | 1 ч. | |
6. | Ноюябрь | Что поможет мне учиться? | тренинг | Разминка, ставят проблему, выполнение творческого задания, осваивают правила поведения в школе, диагностика, дискуссия, обсуждение, домашнее задание | Получение новых знаний. Правила и нормы поведения | Уметь сотрудничать, выполнять различные роли. Высказывать свои предположения. Понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности. Формирование личностного смысла учения. | 1 ч. | |
7. | Ноябрь | Легко ли быть учеником? | тренинг | Обсуждение домашнего задания, прослушивание притчи, ролевая игра, выполнение психотехнических упражнений, обсуждение итогов занятия, домашнее задание | Получение новых знаний. Узнавать какие эмоции испытывают. | Оценивать жизненные ситуации. Делать выбор. Уметь искать и отбирать информацию. Учится планировать свою деятельность. Освоение социальной роли обучающихся. | 1 ч. | |
8. | Декабрь | Легко ли быть учеником? | тренинг | Обсуждение домашнего задания, разминка, игра, выполнение психотехнических упражнений, диагностика, делятся впечатлениями | Получение новых знаний. Узнавать какие эмоции испытывают. | Выполнять задания в группе. Вырабатывать критерии оценки, определять степень успешности выполнения работы. Уметь перерабатывать и использовать информацию | 1 ч. | |
9. | Декабрь | Чего я боюсь? | диагностика | Разминка, ставят цель учебной деятельности, выполнение упражнений, диагностика, обсуждение итогов занятия, домашнее задание | Узнавать какие эмоции испытывают. | Оформлять свою мысль. Определять, называть и объяснять свои чувства и ощущения. Высказывать свои предположения | 1 ч. | |
10. | Декабрь | Чего я боюсь? | коррекционное занятие | Разминка, обсуждение результатов диагностики, просмотр мультфильма, арт-терапия, делятся впечатлениями, рефлексия | Узнавать какие эмоции испытывают. Работать с тестом. | Оформлять свою мысль. Определять, называть и объяснять свои чувства и ощущения. Высказывать свои предположения. Наблюдать, делать выводы. Освоение познавательной и личностной рефлексии. | 1 ч. | |
11. | Декабрь | Находим друзей. | тренинг | Разминка, ставят цель учебной деятельности, прослушивание притчи, дискуссия, игра, обсуждение итогов занятия | Определять свое отношение к окружающим и миру. | Формулировать учебную проблему. Выполнять задания в группе, паре. Принимать и уважительно относится к позиции другого. Уметь сотрудничать. | 1 ч. | |
12. | Январь | Межличност-ные взаимоотношения. | диагностика | Разминка, ставят проблему, диагностика, ролевая игра, прослушивание притчи, обсуждение итогов занятия, домашнее задание | Определять поступки и поведение людей. Работать с тестом. | Оценивать жизненные ситуации. Делать выбор. Давать эмоциональную оценку деятельности. Оформлять свою мысль. Освоение социальной роли обучающихся. | 1 ч. | |
13. | Январь | Если дружбой дорожить… | тренинг | Разминка, игра, обсуждение результатов диагностики, выполнение творческого задания, делятся впечатлениями | Узнавать какие эмоции испытывают. | Определять и формулировать цель деятельности. Высказывать свое предположение. Слушать и понимать речь других. Выполнять задания в группе. | 1 ч. | |
14. | Февраль | Если дружбой дорожить… | дискуссия | Разминка, дискуссия по теме занятия, просмотр мультфильма, обсуждение итогов занятия, рефлексия, домашнее задание | Узнавать какие эмоции испытывают. | Наблюдать, анализировать, делать выводы. Давать эмоциональную оценку деятельности. Представлять информацию в виде текста. | 1 ч. | |
15. | Февраль | Друг познается в беде. | тренинг | Разминка, ставят цель учебной деятельности, притча, дискуссия, моделирование образцов поведения, обсуждение итогов занятия | Определять поступки и поведение людей. | Высказывать свое предположение. Наблюдать, делать выводы. Освоение познавательной и личностной рефлексии. | 1 ч. | |
16. | Февраль | Конфликт или взаимодейст-вие? | дискуссия | Разминка, ставят проблему, дискуссия по теме занятия, выполнение упражнений, подведение итогов занятия, домашнее задание | Определять поступки и поведение людей. Узнавать эмоции. Работать с тестом. | Получать полученную информация, наблюдать, делать выводы. Готовность слушать и вести диалог. Конструктивно разрешать конфликты. | 1 ч. | |
17. | Февраль | Конфликт или взаимодейст-вие? | диагностика | Разминка, диагностика, ролевая игра, моделирование образцов поведения, обсуждение итогов занятия, рефлексия | Определять поступки и поведение людей. Узнавать эмоции. | Получать полученную информация, наблюдать, делать выводы. Конструктивно разрешать конфликты. Принимать другую точку зрения. Уметь сотрудничать. | 1 ч. | |
18. | Февраль | Ссора или спор? | дискуссия | Разминка, дискуссия по теме занятия, выполнение упражнений, обсуждение результатов диагностики, рефлексия | Определять поступки и поведение людей. Узнавать эмоции. | Умение отстаивать свою точку зрения. Становление гуманистических ценностных ориентаций. Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств. Находить выход в спорных ситуациях. | 1 ч. | |
19. | Февраль | Моё поведение. | коррекционное занятие | Разминка, игра, тест, выполнение психотехнических упражнений, моделирование образцов поведения, обсуждение итогов занятия, домашнее задание | Работать с тестом. Определять свои поступки, поведение и других людей. | Уважительное отношение к иному мнению. Освоение социальной роли обучающихся. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. | 1 ч. | |
20. | Март | Эмоции и чувства. | дискуссия | Разминка, ставят цель учебной деятельности, упражнения, дискуссия по теме занятия, выражают свои эмоции, подведение итогов | Узнавать эмоции. | Уважительное отношение к иному мнению. Готовность слушать и вести диалог. Наблюдать, делать выводы. Понимание и сопереживание чувствам других. | 1 ч. | |
21. | Март | Эмоции и чувства. | диагностика | Разминка, диагностика, выполнение психотехнических упражнений, рефлексия | Узнавать эмоции. Работать с тестом. | Формулировать учебную проблему. Освоение познавательной и личностной рефлексии. Давать эмоциональную оценку деятельности. | 1 ч. | |
22. | Март | Работа с негативными переживаниями. | коррекционное занятие | Разминка, дискуссия, коррекция эмоционального состояния, работа с результатами диагностики, рефлексия | Определять свои поступки, поведение и других людей. | Выполнять задания в группе, паре. Принимать и уважительно относится к позиции другого. | 1 ч. | |
23. | Март | Работа с негативными переживаниями. | коррекционное занятие | Разминка, организация активного поиска решений, арт-терапия, тест, делятся впечатлениями | Узнавать эмоции. Работать с тестом. | Оценивать жизненные ситуации. Представлять информацию в виде рисунка. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию. | 1 ч. | |
24. | Апрель | Мои недостатки и достоинства. | диагностика | Разминка, ставят проблему, диагностика, выполнение психотехнических упражнений, обсуждение итогов занятия | Работать с тестом. | Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Принимать другую точку зрения. | 1 ч. | |
25. | Апрель | Мои недостатки и достоинства. | тренинг | Разминка, обсуждение результатов диагностики, психотерапевтические игры, рефлексия | Определять свои поступки, поведение и других людей. | Освоение познавательной и личностной рефлексии. Готовность слушать собеседника и вести диалог. | 1 ч. | |
26. | Апрель | Я не такой, как ты, и все мы разные. | дискуссия | Разминка, дискуссия по теме занятия, игра, выполнение творческой работы, делятся впечатлениями | Определять свое отношение к окружающим и миру. | Формулировать учебную проблему. Освоение познавательной и личностной рефлексии. Давать эмоциональную оценку деятельности. Наблюдать, делать выводы. | 1 ч. | |
27. | Апрель | Обида. Гнев. Что это? | дискуссия | Разминка, дискуссия по теме занятия, тест, арт-терапия, обсуждение итогов занятия | Узнавать эмоции. Работать с тестом. | Оформлять свою мысль. Определять, называть и объяснять свои чувства и ощущения. Высказывать свои предположения. Представлять информацию в виде рисунка. | 1 ч. | |
28. | Май | Учимся решать проблемы вместе. | тренинг | Разминка, игры, выполнение творческих заданий, моделирование образов поведения, упражнения, рефлексия | Определять свои поступки, поведение и других людей. | Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Добывать новые знания. Выполнять задания в группе. Анализировать, сравнивать. | 1 ч. | |
29. | Май | Наши привычки. Режим дня. | дискуссия | Разминка, дискуссия по теме занятия, моделирование образцов поведения, выполнение упражнений, тест, подведение итогов занятия, домашнее задание | Знание основ ЗОЖ. Работать с тестом. | Формирование установки на здоровы образ жизни. | 1 ч. | |
30. | Май | Наши привычки. Питание. | дискуссия | Разминка, обсуждение домашнего задания, дискуссия по теме занятия, выполнение упражнений, делятся впечатлениями | Знание основ ЗОЖ | Формирование установки на здоровы образ жизни. Применять полученные знания в жизни. | 1 ч. | |
31. | Май | Трудно ли быть настоящим учителем? | дискуссия | Разминка, «мозговой штурм», игра, выполнение упражнений, обсуждение итогов занятия | Определять свои поступки, поведение и других людей. | Формулировать учебную проблему. Освоение познавательной и личностной рефлексии. Готовность слушать и вести диалог., работать в группе. Наблюдать, делать выводы | 1 ч. | |
32. | Май | Как быть счастливым? | тренинг | Разминка, организация активного поиска решений, «мозговой штурм», упражнения, творческое задание, делятся впечатлениями | Узнавать эмоции. | Уважительное отношение к иному мнению. Готовность слушать и вести диалог. Наблюдать, делать выводы. Становление гуманистических ценностных ориентаций. Уметь перерабатывать и использовать информацию | 1 ч. | |
33. | Май | Ставим цели. | тренинг | Разминка, ставят проблему, выполнение упражнений, анкетирование, рефлексия | Работать с тестом. | Высказывать свои предположения. Понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности. Освоение познавательной и личностной рефлексии. | 1 ч. | |
34. | Май | До свидания, пятый класс! | тренинг | Разминка, выполнение творческого задания, игры, делятся впечатлениями | Развитие коммуникабельности. Вербальные и невербальные формы общения. Наблюдать, делать выводы. | 1 ч. | ||
34 |
Содержание программы по психологии
«Первый раз в пятый класс»
Тема: Давайте познакомимся!
Знакомство с детьми, даются сведения о программе, целях и задачах, о требованиях на занятиях и о форме подготовки обучающихся к занятиям. Проводятся игры на знакомство и сплочение коллектива.
Тема: Создание группы.
Принятие правил группы на тренинговых занятиях. Находим плюсы в негативных проявлениях школьной жизни.
Тема: Здравствуй, пятый класс!
Вспоминаем приятные моменты учебы в начальной школе, свои успехи и достижения. Учимся ставить цели на время обучения в 5 классе. Упражнения, способствующие прояснению личной мотивации обучения в средней школе, осознанию своих целей.
Тема: Я и моё имя.
Дискуссия «Не имя красит человека, а человек имя». Характеристика имени. Работа с карточкой «Мое имя»
Тема: Моя школа.
Правила школы и особенности поведения в разных школьных ситуациях. Тест «Школьная мотивация» Н.Г. Лускановой.
Тема: Что поможет мне учиться?
Правила поведения на уроке. Выработка своих правил поведения, характерные именно для данного класса. Упражнение «Слушаем внимательно»
Тема: Легко ли быть учеником?
Притча о башмачнике. Идеальный ученик – кто он? Требования и сверхтребования.
Тема: Легко ли быть учеником?
Идеальный ученик - хороший ученик - сложный ученик. Упражнение «Незнайка». Упражнение «Кляксы». Диагностика.
Тема: Чего я боюсь?
Беседа по теме. Упражнение «Если весело живется, делай так». Тест школьной тревожности Филлипса. Упражнение «На ошибках учимся».
Тема: Чего я боюсь?
Просмотр мультфильмов. Арттерапия. Упражнение «Рисуем слово».
Тема: Находим друзей
Притча о дружбе. Упражнение «Что я люблю делать». Дискуссия по теме. Упражнение «Найти меня».
Тема: Межличностные отношения.
Дискуссия по теме. Социометрический тест. Притча о сотрудничестве.
Тема: Если дружбой дорожить …
Упражнение «Настоящий друг». Стихотворения А. Барто. Упражнение «Мой портрет в лучах солнца».
Тема: Если дружбой дорожить …
Просмотр мультфильмов. Дискуссия по теме. Мой друг. Упражнение «Мой портрет в лучах солнца».
Тема: Друг познается в беде.
Притча о друге. Дискуссия по теме. Разбор ситуаций по теме. Упражнение «Мой портрет в лучах солнца».
Тема: Конфликт или взаимодействие.
Дискуссия по теме. Упражнение «Назови чувство». Упражнение «Конфликт или взаимодействие». Тест.
Тема: Конфликт или взаимодействие.
Упражнение «Как разрешать конфликтные ситуации». Разбор ситуаций по теме. Тест. Причины и последствия конфликтов.
Тема: Ссора или спор?
Что такое ссора? Как избежать ссор. Правила хорошего спора. Упражнение «Чаша чувств».
Тема: Мое поведение.
Тест. Дискуссия по теме. Как управлять своим поведением. Поведение в школе, дома, на улице, в общественных местах.
Тема: Эмоции и чувства.
Что такое эмоции? Какими бывают чувства? Дискуссия по теме.
Тема: Эмоции и чувства.
Мои положительные и негативные чувства. Анкета «Мои чувства в школе».
Тема: Работа с негативными переживаниями.
Дискуссия по теме. Упражнение «Как реагировать на обидное замечание?». Как относиться к обидчику? Справедливые и несправедливые обиды.
Тема: Работа с негативными переживаниями.
Арттерапия «Рисуем обиду». Упражнение «Знакомство с закрытыми глазами». Тест «Школьная мотивация» Н.Г. Лускановой.
Тема: Мои недостатки и достоинства.
Что я знаю о себе. Мои положительные и отрицательные стороны. Тест.
Тема: Мои недостатки и достоинства.
Игра «Ты мне, я тебе». Список моих достоинств.
Тема: Я не такой, как ты, и все мы разные.
Понятие «Личность», «Индивидуальность». Игра «Чем похожи».
Тема: Обида. Гнев. Что это?
Понятия обиды и гнева. Арттерапия «Мой гнев». Тест негативных проявлений.
Тема: Учимся решать проблемы вместе.
Упражнение на сплочение и взаимодействие группы.
Тема: Наши привычки. Режим дня.
Что такое правильный режим дня. Тест «Сова или жаворонок». Мой режим дня.
Тема: Наши привычки. Питание.
Что мы едим? Правильное питание для пятиклассников. Полезные и вредные продукты.
Тема: Трудно ли быть настоящим учителем?
Мозговой штурм «Идеальный учитель». Упражнение «Интервью с учителем». Мой портрет учителя.
Тема: Как быть счастливым?
Мозговой штурм «Что такое счастье?». Правила счастливого человека. Арт-терапия «Я рисую счастье».
Тема: Ставим цели.
Упражнение «Насколько ты веришь в себя, в свои силы?» Тест. Упражнение «Инь и Ян». Ставим цели.
Тема: До свидания, пятый класс!
Игра «Доброжелательное послание».
Список используемой литературы
1. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Земских Т.В. Профессия – школьник: Программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2007.
2. Диагностические методы в работе педагога. - Днепропетровск: Изд-во ДГУ, 1996.
3. Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. – 2-е изд., стер. – М.: Генезис, 2007. – 122 с.
4. Научись общаться!: коммуникативные тренинги/Н.Н. Ежова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
5. Н.Л. Сомова В пятый класс - в первый раз: Пособие для родителей, психологов, педагогов. – СПб.: КАРО, 2001.
6. Психология. Упражнения, игры, тренинги. 5-11 классы./ Автор-сост. И.В. Гуреева. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005.
7. Психологическая поддержка учащихся: развивающие занятия, игры, тренинги и упражнения/авт.-сост. Е.Д. Шваб, Н.П. Пудикова. – Волгоград: Учитель, 2009.
8. Практическая психология в тестах (компьютерная версия).
9. Тестирование детей. Серия «Психологический практикум». - Ростов н/Д.: «Феникс», 2004.
10. Ты и твои друзья. Учим детей общаться: Методическое пособие для учителей, психологов, воспитателей и родителей. - М.: АРКТИ, 2004.