Коррекционно - развивающая программа по адаптации 5х классов "Первый раз в пятый класс"

Тангалычева Дарья Владимировна

Переход из младшей школы в среднюю – важный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучения, которая в средней школе становится предметной, а иногда и одноклассники.

         Пятиклассникам в школе и интересно, и тревожно: хочется быть активными, умными и независимыми, нужными и успешными. А для этого им необходимо адаптироваться к новым для них условиям. Конечно, есть дети, которые легко и свободно вписываются в школьную систему требований, норм и социальных отношений, но большинство учащихся 5-х классов подвержены дезадаптации: становятся невнимательными, безответственными, тревожными, неуверенными в себе, хуже учатся, испытывают трудности в общении со сверстниками и учителями. поэтому была создана рабочая программа для 5х классов, которые имеют трудности при адаптации в старшем звене.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 2065»

Россия, 108811, г. Москва, г.Московский,

ул. Радужная, дом 5.  

ИНН 5003096290;    КПП 775101001;

ОГРН 1115003007790

ntk/ | afrc^ 8 (499) 558-06-76$

e-mail^ 2065@edu.mos.ru 

Cfqn^ www/sch2065tn/mskobr/ru

.

«Утверждаю»

Руководитель структурного подраздления

ГБОУ  Школа  № 2065  

________________________   Н.П.Хоченкова                  

Рабочая программа

по ПСИХОЛОГИИ

«Первый раз в пятый класс»

для 5 класса

(уровень: общеобразовательный)

Рабочая программа составлена на основе программы адаптации детей к средней школе «Первый раз в пятый класс» Е.Г. Коблик  – 2-е изд., стер. – М.: Генезис, 2007  

Составил: педагог – психолог Тангалычева Д.В.

г. Москва, 2016 год

Нормативно – правовая база

 преподавания предмета

        Рабочая программа по психологии «Первый раз в пятый класс» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. ФЗ №273 «Об образовании в РФ»
  2. Устав МБОУ СОШ №4
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г №1897)
  4. Письма Министерства образования Иркутской области № 55-37-6194/15, 75-37-1231/15 от 02.07.2015 г. «О формировании учебного плана, плана внеурочной деятельности образовательными организациями Иркутской области на 2015-2016 учебный год»
  5. Основная общеобразовательная программа основного  общего образования МБОУ СОШ №4.(5 – 7 классы)
  6. Примерной программы адаптации детей к средней школе «Первый раз в пятый класс» Коблик Е. Г.

Пояснительная записка

        Переход из младшей школы в среднюю – важный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучения, которая в средней школе становится предметной, а иногда и одноклассники.

        Пятиклассникам в школе и интересно, и тревожно: хочется быть активными, умными и независимыми, нужными и успешными. А для этого им необходимо адаптироваться к новым для них условиям. Конечно, есть дети, которые легко и свободно вписываются в школьную систему требований, норм и социальных отношений, но большинство учащихся 5-х классов подвержены дезадаптации: становятся невнимательными, безответственными, тревожными, неуверенными в себе, хуже учатся, испытывают трудности в общении со сверстниками и учителями.

Подростковый возраст – важный этап формирования готовности к личностному самоопределению на основе развития самосознания, мировоззрения и ценностных ориентаций, формирования гражданской позиции – гражданской идентичности.

        Как оказать реальную профилактическую помощь и психологическую поддержку «пятиклашкам»? Насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям средней школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной готовности к обучению. Важно, чтобы были сформированы универсальные учебные действия (личностные, предметные и метепредметные), определяющие успешность адаптации:

  • умение осознавать требования учителя и соответствовать им;
  • умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;
  • умение строить продуктивное сотрудничество с использованием вербальных и невербальных средств;
  • умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;
  • навыки уверенного поведения;
  • навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;
  • навыки самоподдержки;
  • навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей;
  • быть мотивированным к высоким учебным достижениям;
  • умение мыслить и делать самостоятельно.

Предлагаемая программа направлена на формирование этих навыков и на создание благоприятных условий для их дальнейшего развития.

Цель программы:

1. Создать условия, позволяющие каждому пятикласснику как можно легче и радостнее вступить в новый этап школьного обучения.

2. Поддержать и развить в детях интерес к знаниям, повышая качество образования.

Задачи программы: 

  • формирование у детей позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня тревожности;
  • формирование устойчивой учебной мотивации детей;
  • создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности;
  • повышение уровня психологической готовности к обучению, формирование универсальных учебных действий;
  • формирование адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях;
  • развитие социальных и коммуникативных умений.

Характеристика основных этапов работы

        На первом этапе работы основное внимание уделяется формированию групповой сплоченности, навыков поведения в новых школьных ситуациях, умению ориентироваться в пространстве школы. Очень важно создавать в классе доброжелательную атмосферу.

        Среди традиционных психологических приемов наиболее эффективны на данном этапе: оказание поддержки в новых ситуациях, оказание помощи в осмыслении опыта сотрудничества.

        На втором этапе проводится работа с основными проблемами пятиклассников. Решается важная задача принятия норм взаимоотношений со сверстниками в классе, педагогами и другими сотрудниками школы.

        На этом этапе необходимо помочь подросткам почувствовать себя самостоятельными не только в общении, но и в деятельности учения, поэтому можно выделить следующие направления работы: формирование конструктивного отношения к неудачам, ошибкам, анализ уже достигнутых успехов.

        На третьем этапе продолжается работа по созданию условий не только для адаптации пятиклассников в средней школе, но и для формирования адекватной самооценки и правильного отношения к результатам деятельности других.

        На этом этапе начинается работа по принятию детьми своих негативных чувств. С помощью приемов по снижению напряжения в школьных ситуациях дети овладевают навыками релаксации т работы со школьными страхами.

         На четвертом этапе особое  внимание уделяется формированию учебных навыков, связанных с самоорганизацией и самоконтролем в учебной деятельности, продолжается работа над развитием коммуникативных умений, конструктивных способов поведения в конфликтных ситуациях.

        На пятом этапе происходит осмысление личных целей детей в период обучения в 5 классе. Подводятся итоги работы.

        Критерием эффективности занятий выступают:

  • благоприятная адаптация к новым условиям обучения;
  • снижение уровня тревожности;
  • позитивная динамики развития ребенка (интеллектуального, психологического, физического);
  • повышение уверенности в себе и своих возможностей, позитивная самооценка;
  • повышение групповой сплоченности;
  • позитивное отношение к окружающему.

        Методы и техники:

  • ролевые игры (разыгрывание различных ситуаций, этюдов)
  • дискуссии (обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия)
  • рисуночная арт-терапия
  • моделирование образцов поведения
  • метафорические истории и притчи

        Принципы работы группы:

  • Принцип добровольного участия
  • Принцип обратной связи
  • Принцип самопознания
  • Принцип равноправного участия
  • Принцип психологической безопасности

        Структура занятия:

  • ритуал приветствия;
  • разминка;
  • обсуждение домашнего задания;
  • основная часть занятия;
  • обсуждение итогов занятия;
  • ритуал прощания.

        Планируемые результаты:

  • формирование навыка сотрудничества, умение работать в группе;
  • умение излагать свое мнение в диалоге, корректировать свое мнение, обмениваться мнениями, аргументировать, делать выводы;
  • освоение новых социальных ролей;
  • научатся находить решение поставленных задач, проблем, преодолевать конфликты;
  • научатся понимать свои эмоции и эмоциональное состояние других, адекватно выражать и контролировать свои эмоции;
  • повышение мотивации к учебной деятельности, желание учиться;
  • научатся использовать ассоциативные качества мышления, выдумку, неординарный образ мышления, фантазию, творчество.

Программа рассчитана на 34 академических часа (1 раз в неделю).

                          Уроков-дискуссий                    – 10

                            Тренингов                                 – 15

                            Диагностика                              – 5

                            Коррекционные занятия           – 4  

Психологическая характеристика класса:

Дети пятого класса очень разные по характеру и отношению к школе. Эмоциональны, вспыльчивы, многие не могут конструктивно общаться друг с другом, есть ребята, которые неадекватно реагируют на критику в свой адрес.

Очень активные, любят играть, выступать публично. Часть детей проявляют пассивность, замкнуты, тревожны.

В соответствии с требованиями программа имеет тематическое планирование, методическое обеспечение, дидактический и раздаточный материал.

Рабочая программа разработана на основе программы адаптации детей к средней школе «Первый раз в пятый класс» Коблик Е. Г.

Календарно-тематическое планирование занятий на 2016-2017 учебный год

№ п/п

Сроки

Раздел

Тема урока

Тип урока

Основные виды деятельности

Планируемые результаты УУД (предметные)

Планируемые результаты УУД (личностные, метапредметные)

Кол-во

часов

Примечание

1.

октябрь

Давайте познакомим-ся!

тренинг

Разминка, ставят цель учебной деятельности, в форме игры отвечают на вопросы, делятся впечатлениями

Узнавать какие эмоции испытывают. Определять свое отношение к миру.

Определять и формулировать цель. Определять, называть и объяснять свои чувства и ощущения. Высказывать свои предположения. Оформлять свою мысль, слушать и понимать речь других. Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

1 ч.

2.

Октябрь

Создание группы.

дискуссия

Разминка, выполнение психотехнических упражнений, принятие правил группы, дискуссия по теме занятия, обсуждение итогов занятия, домашнее задание

Знать права ребенка. Определять свое отношение к окружающим.

Определять и формулировать цель. Умение делать выбор и адекватно относится к выбору других. Умение вступать в беседу. Выполнять задания в паре, группе. Освоение социальной роли обучающихся.

1 ч.

3.

Октябрь

Здравствуй, пятый класс!

тренинг

Разминка, выполнение упражнений, моделирование образцов поведения, обсуждение, домашнее задание

Определять свое отношение к окружающим и миру. Узнавать какие эмоции испытывают.

Определять и формулировать цель. Определять, называть и объяснять свои чувства и ощущения. Высказывать свои предположения. Выполнять задания в паре, группе.

1 ч.

4.

Ноябрь

Я и моё имя.

тренинг

Разминка, дискуссия по теме занятия, выполнение творческого задания, обсуждение, работа с карточкой, домашнее задание, делятся впечатлениями

Определять свое отношение к себе как личности. Узнавать черты характера окружающих.

Самостоятельно определять, называть и объяснять свои чувства и ощущения. Высказывать свои предположения. Добывать новые знания. Наблюдать и делать выводы. Освоение познавательной и личностной рефлексии. Осознание своей этнической и национальной принадлежности.

1 ч.

5.

Ноябрь

Моя школа.

тренинг

Разминка, обсуждение домашнего задания, ставят цель учебной деятельности, в форме игры отвечают на вопросы, диагностика, делятся впечатлениями, обсуждение итогов занятия

Определять свое отношение к миру. Узнавать какие эмоции испытывают. Объяснять поступки и поведение людей.

Определять и формулировать цель. Определять, называть и объяснять свои чувства и ощущения. Давать эмоциональную оценку деятельности. Уважительно относится к позиции другого. Освоение социальной роли обучающихся.

1 ч.

6.

Ноюябрь

Что поможет мне учиться?

тренинг

Разминка, ставят проблему, выполнение творческого задания,  осваивают правила поведения в школе, диагностика, дискуссия, обсуждение, домашнее задание

Получение новых знаний. Правила и нормы  поведения

Уметь сотрудничать, выполнять различные роли. Высказывать свои предположения. Понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности. Формирование личностного смысла учения.

1 ч.

7.

Ноябрь

Легко ли быть учеником?

тренинг

 Обсуждение домашнего задания, прослушивание притчи, ролевая игра, выполнение психотехнических упражнений, обсуждение итогов занятия, домашнее задание

Получение новых знаний. Узнавать какие эмоции испытывают.

Оценивать жизненные ситуации.  Делать выбор.  Уметь искать и отбирать информацию. Учится планировать свою деятельность. Освоение социальной роли обучающихся.

1 ч.

8.

Декабрь

Легко ли быть учеником?

тренинг

Обсуждение домашнего задания, разминка, игра, выполнение психотехнических упражнений, диагностика, делятся впечатлениями

Получение новых знаний. Узнавать какие эмоции испытывают.

Выполнять задания в группе. Вырабатывать критерии оценки, определять степень успешности выполнения работы. Уметь перерабатывать и использовать  информацию

1 ч.

9.

Декабрь

Чего я боюсь?

диагностика

Разминка, ставят цель учебной деятельности, выполнение упражнений, диагностика, обсуждение итогов занятия, домашнее задание

Узнавать какие эмоции испытывают.

Оформлять свою мысль. Определять, называть и объяснять свои чувства и ощущения. Высказывать свои предположения

1 ч.

10.

Декабрь

Чего я боюсь?

коррекционное занятие

Разминка, обсуждение результатов диагностики, просмотр мультфильма, арт-терапия, делятся впечатлениями, рефлексия

Узнавать какие эмоции испытывают. Работать с тестом.

Оформлять свою мысль. Определять, называть и объяснять свои чувства и ощущения. Высказывать свои предположения. Наблюдать, делать выводы. Освоение познавательной и личностной рефлексии.

1 ч.

11.

Декабрь

Находим друзей.

тренинг

Разминка, ставят цель учебной деятельности, прослушивание притчи, дискуссия, игра, обсуждение итогов занятия

Определять свое отношение к окружающим и миру.

Формулировать учебную проблему. Выполнять задания в группе, паре. Принимать и уважительно относится к позиции другого. Уметь сотрудничать.

1 ч.

12.

Январь

Межличност-ные взаимоотношения.

диагностика

Разминка, ставят проблему, диагностика, ролевая игра, прослушивание притчи, обсуждение итогов занятия, домашнее задание

Определять  поступки и поведение людей.  Работать с тестом.

Оценивать жизненные ситуации.  Делать выбор. Давать эмоциональную оценку деятельности. Оформлять свою мысль. Освоение социальной роли обучающихся.

1 ч.

13.

Январь

Если дружбой дорожить…

тренинг

Разминка, игра, обсуждение результатов диагностики, выполнение творческого задания, делятся впечатлениями

Узнавать какие эмоции испытывают.

Определять и формулировать цель деятельности. Высказывать свое предположение. Слушать и понимать речь других. Выполнять задания в группе.

1 ч.

14.

Февраль

Если дружбой дорожить…

дискуссия

Разминка, дискуссия по теме занятия, просмотр мультфильма, обсуждение итогов занятия, рефлексия, домашнее задание

Узнавать какие эмоции испытывают.

Наблюдать, анализировать, делать выводы. Давать эмоциональную оценку деятельности. Представлять информацию в виде текста.

1 ч.

15.

Февраль

Друг познается в беде.

тренинг

Разминка, ставят цель учебной деятельности, притча, дискуссия, моделирование образцов поведения, обсуждение итогов занятия

Определять  поступки и поведение людей.  

Высказывать свое предположение. Наблюдать, делать выводы. Освоение познавательной и личностной рефлексии.

1 ч.

16.

Февраль

Конфликт или взаимодейст-вие?

дискуссия

Разминка, ставят проблему, дискуссия по теме занятия, выполнение упражнений, подведение итогов занятия, домашнее задание

Определять  поступки и поведение людей. Узнавать эмоции. Работать с тестом.

Получать полученную информация, наблюдать, делать выводы. Готовность слушать и вести диалог. Конструктивно разрешать конфликты.

1 ч.

17.

Февраль

Конфликт или взаимодейст-вие?

диагностика

Разминка, диагностика, ролевая игра, моделирование образцов поведения, обсуждение итогов занятия, рефлексия

Определять  поступки и поведение людей. Узнавать эмоции.

Получать полученную информация, наблюдать, делать выводы. Конструктивно разрешать конфликты. Принимать другую точку зрения. Уметь сотрудничать.

1 ч.

18.

Февраль

Ссора или спор?

дискуссия

Разминка, дискуссия по теме занятия, выполнение упражнений, обсуждение результатов диагностики, рефлексия

Определять  поступки и поведение людей. Узнавать эмоции.

Умение отстаивать свою точку зрения. Становление гуманистических ценностных ориентаций. Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств. Находить выход в спорных ситуациях.

1 ч.

19.

Февраль

Моё поведение.

коррекционное

занятие

Разминка, игра, тест, выполнение психотехнических упражнений, моделирование образцов поведения, обсуждение итогов занятия, домашнее задание

Работать с тестом. Определять  свои поступки, поведение и других людей.

Уважительное отношение к иному мнению. Освоение социальной роли обучающихся. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

1 ч.

20.

Март

Эмоции и чувства.

дискуссия

Разминка, ставят цель учебной деятельности, упражнения, дискуссия по теме занятия, выражают свои эмоции, подведение итогов

Узнавать эмоции.

Уважительное отношение к иному мнению. Готовность слушать и вести диалог. Наблюдать, делать выводы. Понимание и сопереживание чувствам других.

1 ч.

21.

Март

Эмоции и чувства.

диагностика

Разминка, диагностика, выполнение психотехнических упражнений, рефлексия

Узнавать эмоции. Работать с тестом.

Формулировать учебную проблему. Освоение познавательной и личностной рефлексии. Давать эмоциональную оценку деятельности.

1 ч.

22.

Март

Работа с негативными переживаниями.

коррекционное

занятие

Разминка, дискуссия, коррекция эмоционального состояния, работа с результатами диагностики, рефлексия

Определять  свои поступки, поведение и других людей.

Выполнять задания в группе, паре. Принимать и уважительно относится к позиции другого.

1 ч.

23.

Март

Работа с негативными переживаниями.

коррекционное

занятие

Разминка, организация активного поиска решений, арт-терапия,  тест, делятся впечатлениями

Узнавать эмоции. Работать с тестом.

Оценивать жизненные ситуации. Представлять информацию в виде рисунка. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию.  

1 ч.

24.

Апрель

Мои недостатки и достоинства.

диагностика

Разминка,  ставят проблему, диагностика, выполнение психотехнических упражнений, обсуждение итогов занятия

Работать с тестом.

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Принимать другую точку зрения.

1 ч.

25.

Апрель

Мои недостатки и достоинства.

тренинг

Разминка, обсуждение результатов диагностики, психотерапевтические игры, рефлексия

Определять  свои поступки, поведение и других людей.

Освоение познавательной и личностной рефлексии. Готовность слушать собеседника и вести диалог.

1 ч.

26.

Апрель

Я не такой, как ты, и все мы разные.

дискуссия

Разминка, дискуссия по теме занятия, игра, выполнение творческой работы, делятся впечатлениями

Определять свое отношение к окружающим и миру.

Формулировать учебную проблему. Освоение познавательной и личностной рефлексии. Давать эмоциональную оценку деятельности. Наблюдать, делать выводы.

1 ч.

27.

Апрель

Обида. Гнев. Что это?

дискуссия

Разминка, дискуссия по теме занятия, тест, арт-терапия, обсуждение итогов занятия

Узнавать эмоции. Работать с тестом.

Оформлять свою мысль. Определять, называть и объяснять свои чувства и ощущения. Высказывать свои предположения. Представлять информацию в виде рисунка.

1 ч.

28.

Май

Учимся решать проблемы вместе.

тренинг

Разминка, игры, выполнение творческих заданий, моделирование образов поведения, упражнения, рефлексия

Определять  свои поступки, поведение и других людей.

Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Добывать новые знания. Выполнять задания в группе. Анализировать, сравнивать.

1 ч.

29.

Май

Наши привычки. Режим дня.

дискуссия

Разминка, дискуссия по теме занятия, моделирование образцов поведения, выполнение упражнений, тест, подведение итогов занятия, домашнее задание

Знание основ ЗОЖ. Работать с тестом.

Формирование установки на здоровы образ жизни.

1 ч.

30.

Май

Наши привычки. Питание.

дискуссия

Разминка, обсуждение домашнего задания, дискуссия по теме занятия, выполнение упражнений, делятся впечатлениями

Знание основ ЗОЖ

Формирование установки на здоровы образ жизни. Применять полученные знания в жизни.

1 ч.

31.

Май

Трудно ли быть настоящим учителем?

дискуссия

Разминка, «мозговой штурм», игра, выполнение упражнений, обсуждение итогов занятия

Определять  свои поступки, поведение и других людей.

Формулировать учебную проблему. Освоение познавательной и личностной рефлексии. Готовность слушать и вести диалог., работать в группе. Наблюдать, делать выводы

1 ч.

32.

Май

Как быть счастливым?

тренинг

Разминка, организация активного поиска решений, «мозговой штурм», упражнения, творческое задание, делятся впечатлениями

Узнавать эмоции.

Уважительное отношение к иному мнению. Готовность слушать и вести диалог. Наблюдать, делать выводы. Становление гуманистических ценностных ориентаций. Уметь перерабатывать и использовать  информацию

1 ч.

33.

Май

Ставим цели.

тренинг

Разминка, ставят проблему, выполнение упражнений, анкетирование, рефлексия

Работать с тестом.

Высказывать свои предположения. Понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности. Освоение познавательной и личностной рефлексии.

1 ч.

34.

Май

До свидания, пятый класс!

тренинг

Разминка, выполнение творческого задания, игры, делятся впечатлениями

Развитие коммуникабельности. Вербальные и невербальные формы общения. Наблюдать, делать выводы.

1 ч.

34

Содержание программы по психологии

«Первый раз в пятый класс»

Тема: Давайте познакомимся!

        Знакомство с детьми, даются сведения о программе, целях и задачах, о требованиях на занятиях и о форме подготовки обучающихся к занятиям. Проводятся игры на знакомство и сплочение коллектива.

Тема: Создание группы.

        Принятие правил группы на тренинговых занятиях. Находим плюсы в негативных проявлениях школьной жизни.

Тема: Здравствуй, пятый класс!

Вспоминаем приятные моменты учебы в начальной школе, свои успехи и достижения. Учимся ставить цели на время обучения в 5 классе. Упражнения, способствующие прояснению личной мотивации обучения в средней школе, осознанию своих целей.

Тема: Я и моё имя.

Дискуссия «Не имя красит человека, а человек имя». Характеристика имени. Работа с карточкой «Мое имя»

Тема: Моя школа.

        Правила школы и особенности поведения в разных школьных ситуациях. Тест «Школьная мотивация» Н.Г. Лускановой.

Тема: Что поможет мне учиться?

        Правила поведения на уроке. Выработка своих правил поведения, характерные именно для данного класса. Упражнение «Слушаем внимательно»

Тема: Легко ли быть учеником? 

        Притча о башмачнике. Идеальный ученик – кто он? Требования и сверхтребования.

Тема: Легко ли быть учеником?

        Идеальный ученик - хороший ученик - сложный ученик. Упражнение «Незнайка». Упражнение «Кляксы». Диагностика.

Тема: Чего я боюсь?

        Беседа по теме. Упражнение «Если весело живется, делай так». Тест школьной тревожности Филлипса. Упражнение «На ошибках учимся».

        

Тема: Чего я боюсь?

        Просмотр мультфильмов. Арттерапия. Упражнение «Рисуем слово».

Тема: Находим друзей

        Притча о дружбе. Упражнение «Что я люблю делать». Дискуссия по теме. Упражнение «Найти меня».

Тема: Межличностные отношения.

        Дискуссия по теме. Социометрический тест. Притча о сотрудничестве.

Тема: Если дружбой дорожить … 

        Упражнение «Настоящий друг». Стихотворения А. Барто. Упражнение «Мой портрет в лучах солнца».

Тема: Если дружбой дорожить …

        Просмотр мультфильмов. Дискуссия по теме. Мой друг. Упражнение «Мой портрет в лучах солнца».

Тема: Друг познается в беде.

        Притча о друге. Дискуссия по теме. Разбор ситуаций по теме. Упражнение «Мой портрет в лучах солнца».

Тема: Конфликт или взаимодействие.

        Дискуссия по теме. Упражнение «Назови чувство». Упражнение «Конфликт или взаимодействие». Тест.

Тема: Конфликт или взаимодействие.

        Упражнение «Как разрешать конфликтные ситуации». Разбор ситуаций по теме. Тест. Причины и последствия конфликтов.

Тема: Ссора или спор?

        Что такое ссора? Как избежать ссор. Правила хорошего спора. Упражнение «Чаша чувств».

Тема: Мое поведение.

        Тест.  Дискуссия по теме. Как управлять своим поведением. Поведение в школе, дома, на улице, в общественных местах.

Тема: Эмоции и чувства.

        Что такое эмоции? Какими бывают чувства? Дискуссия по теме.

Тема: Эмоции и чувства.

        Мои положительные и негативные чувства. Анкета «Мои чувства в школе».

Тема: Работа с негативными переживаниями.

        Дискуссия по теме. Упражнение «Как реагировать на обидное замечание?». Как относиться к обидчику? Справедливые и несправедливые обиды.

Тема: Работа с негативными переживаниями.

        Арттерапия «Рисуем обиду». Упражнение «Знакомство с закрытыми глазами». Тест «Школьная мотивация» Н.Г. Лускановой.

Тема: Мои недостатки и достоинства.

        Что я знаю о себе. Мои положительные и отрицательные стороны. Тест.

Тема: Мои недостатки и достоинства.

        Игра «Ты мне, я тебе». Список моих достоинств.

Тема: Я не такой, как ты, и все мы разные.

        Понятие «Личность», «Индивидуальность». Игра «Чем похожи».

Тема: Обида. Гнев. Что это? 

        Понятия обиды и гнева. Арттерапия «Мой гнев». Тест негативных проявлений.

Тема: Учимся решать проблемы вместе.

        Упражнение на сплочение и взаимодействие группы.

Тема: Наши привычки. Режим дня.

        Что такое правильный режим дня. Тест «Сова или жаворонок». Мой режим дня.

Тема: Наши привычки. Питание.

        Что мы едим? Правильное питание для пятиклассников. Полезные и вредные продукты.

Тема: Трудно ли быть настоящим учителем?

        Мозговой штурм «Идеальный учитель». Упражнение «Интервью с учителем». Мой портрет учителя.

Тема: Как быть счастливым?

        Мозговой штурм «Что такое счастье?». Правила счастливого человека. Арт-терапия «Я рисую счастье».

Тема:  Ставим цели.

        Упражнение «Насколько ты веришь в себя, в свои силы?» Тест. Упражнение «Инь и Ян». Ставим цели.

Тема: До свидания, пятый класс!

        Игра «Доброжелательное послание».

Список используемой литературы

1. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Земских Т.В. Профессия – школьник: Программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2007.

2. Диагностические методы в работе педагога. - Днепропетровск: Изд-во ДГУ, 1996.

3. Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. – 2-е изд., стер. – М.: Генезис, 2007. – 122 с.  

4. Научись общаться!: коммуникативные тренинги/Н.Н. Ежова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

5. Н.Л. Сомова В пятый класс - в первый раз: Пособие для родителей, психологов, педагогов. – СПб.: КАРО, 2001.

6. Психология. Упражнения, игры, тренинги. 5-11 классы./ Автор-сост. И.В. Гуреева. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005.

7. Психологическая поддержка учащихся: развивающие занятия, игры, тренинги и упражнения/авт.-сост. Е.Д. Шваб, Н.П. Пудикова. – Волгоград: Учитель, 2009.

8. Практическая психология в тестах (компьютерная версия).

9. Тестирование детей. Серия «Психологический практикум». - Ростов н/Д.: «Феникс», 2004.

10. Ты и твои друзья. Учим детей общаться: Методическое пособие для учителей, психологов, воспитателей и родителей. - М.: АРКТИ, 2004.