Доклад "Детская агрессия"

Кушнер Мария Федоровна

     Агрессия, в той или иной степени, присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которого является самозащита и выживание в мире. Но человек, в отличие от животных, с возрастом приучается трансформировать свои природные агрессивные инстинкты в социально-приемлемые способы реагирования, т.е. у нормальных людей происходит социализация агрессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_detskaya_agressiya.docx27.43 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Топкинского муниципального района

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 4»

__________________________________________________________________

652300, Кемеровская область, г.Топки, ул.Революции, 189 тел. 8(384-54) 3-27-90, 3-19-51

Доклад на тему:

«Детская агрессия»

Докладчик:

Педагог – психолог

МБОУ  ООШ №4

М.Ф. Кушнер

     Агрессия, в той или иной степени, присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которого является самозащита и выживание в мире. Но человек, в отличие от животных, с возрастом приучается трансформировать свои природные агрессивные инстинкты в социально-приемлемые способы реагирования, т.е. у нормальных людей происходит социализация агрессии.

В психологии выделяют следующие виды агрессии:

Вербальная агрессия — косвенная или прямая.

1) Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных высказываниях. В дошкольном возрасте это могут быть жалобы, демонстративный крик, направленный на устранение сверстника, агрессивные фантазии.

2) Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого. Традиционными «детскими» формами прямой вербальной агрессии являются: дразнилки и оскорбления.

Физическая агрессия также может иметь косвенную и прямую форму.

1) Косвенная физическая агрессия направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия. В дошкольном возрасте это могут быть: разрушение продуктов деятельности другого, уничтожение или порча чужих вещей.

2) Прямая физическая агрессия представляет собой непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижения. Она может принимать символическую и реальную форму. Символическая агрессия представляет собой угрозы и запугивание, прямая агрессия — непосредственное физическое нападение (драка). Среди ситуаций, провоцирующих агрессивность детей, выделяется следующее: привлечение к себе внимания сверстников, ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть свое превосходство, защита и месть, стремление быть главным, стремление получить желанный предмет.

     Причины агрессивного повеления детей могут быть очень разными. Иногда они вызваны особенностями темперамента и нервной системы, но очень часто это лишь следствие неправильного воспитания или внутреннего дискомфорта ребенка, которого не научили адекватно реагировать на события, с которыми ему приходится иметь дело. Нередко такие дети чувствуют себя отверженными, считают, что родители их не любят, и пытаются найти способ привлечения внимания сверстников и взрослых. Пытаются стать нужными и любимыми. К сожалению, эти поиски часто заканчиваются вовсе не так, как хотелось бы самому ребенку и окружающим его людям.

    Приведем пример: Влад В., 5 лет. Мама Влада привела его в Центр с тем, что у ребенка наблюдается слабо выраженная задержка психического развития и недоразвитие речи. Обследование показало, что у мальчика педагогическая запущенность. Помимо прочих занятий, мальчик был направлен в группу общения. В группе поначалу чувствовал себя некомфортно и ни с кем не взаимодействовал: плакал, просился к маме, бегал по залу, стучал по различным предметам, хлопал в ладоши, что-то выкрикивал. С течением времени начал проявлять интерес к другим детям и их играм. Правда, интерес этот проявлялся, в основном, в разрушении детских построек и разбрасывании игрушек, в которые играли ребята. Дети протестовали и защищали свою игру, иногда пытались ударить Влада. На это Влад реагировал радостно и активно: смеялся, даже если ему было больно, ударял в ответ, не пытаясь уйти из ситуации. Похоже, что это был единственный способ привлечения внимания и контакта, который ему был знаком и доступен на тот момент. Мальчику нужна была помощь в обучении другим, более адекватным способам общения со сверстниками.

Психологические особенности детей, склонных к агрессии:

     Те или иные формы агрессивного поведения наблюдаются у большинства дошкольников. В то же время, некоторые дети имеют значительно более выраженную склонность к агрессивности, которая проявляется в следующем:

1) Высокая частота агрессивных действий — в течение часа наблюдений они демонстрируют не менее 4 актов, направленных на причинение вреда сверстникам, в то время как у других детей отмечается не более одного;

2) Преобладание прямой физической агрессии — если у большинства дошкольников чаще всего наблюдается вербальная агрессия, то эти дети часто используют прямое физическое насилие;

3) Наличие враждебных агрессивных действий, направленных не на достижение какой-либо цели (как у остальных дошкольников), а на физическую боль или страдание сверстников.

В соответствии с этими признаками, можно выделить группу дошкольников с повышенной агрессивностью. Обычно их число составляет от 15 до 30% от общего числа членов группы.

Можно выделить три основных источника деструктивного поведения:

— чувство страха, недоверия к окружающему миру, угрожающие безопасности ребенка;

— столкновение ребенка с невыполнением его желаний, запретами на удовлетворение определенных потребностей;

— отстаивание своей личности, территории, обретение независимости и самостоятельности.

     Важно также понимать, что агрессия — это не только деструктивное поведение, причиняющее вред окружающим, приводящее к разрушительным и негативным последствиям, но также это еще и огромная сила, которая может служить источником энергии для более конструктивных целей, если уметь ей управлять. И задача родителей — научить ребенка контролировать свою агрессию и использовать ее в мирных целях.

     Нередко выясняется, что модель агрессивного поведения ребенок перенимает от кого-то из близких. Приведем пример: Саша А., 9 лет. Одной из причин обращения его мамы в наш Центр была его «агрессивность». Саша часто дома ругался, кричал на членов своей семьи, дрался в школе с ребятами. У него, по словам мамы, было «мало друзей». После беседы с Сашей и его матерью выяснилось, что Сашина бабушка, которая живет с ними, очень часто ругается на Сашу, его сестру и его мать, кричит. Это для нее обычная форма поведения.

     Если родители часто ссорятся, подавляют сына или дочь, и реагируют на проступки лишь вспышками гнева, то и ребенок, скорее всего, будет вспыльчивым и раздражительным, подражая поведению, принятому в семье.

     Кроме неблагополучных семейных взаимоотношений есть и другие причины агрессии. Бывают ситуации, когда здоровые дети, которые могли бы посещать детский сад и тратить энергию на игры и прогулки со сверстниками, сидят дома с бабушками или нянями. Они не имеют достаточно возможностей, чтобы побегать, поиграть в активные игры с другими детьми, им не хватает свежего воздуха и новых впечатлений. Следствием этого также может быть агрессивное поведение, как выход накопившейся энергии.

     Еще одной причиной агрессии является ревность. Дети испытывают чувство ревности гораздо чаще, чем думают взрослые. Некоторые дети даже ревнуют не к кому-то в отдельности, а чуть ли не ко всему миру. Им кажется, что мама с папой любят кого угодно, только не их. Но самый очевидный «виновник» ревности к родителям — младший брат или сестра, появление которых сразу же начинает отнимать у ребенка большую долю родительского внимания. Так, мама Дани (4 года) жаловалась, что ребенок ее не слушается, устраивает истерики, убегает в общественных местах. В транспорте пытается навредить окружающим незнакомым людям, например, пачкает ботинками одежду стоящих рядом пассажиров. У Дани есть младшая сестра. До недавнего времени Даня часто толкал сестру, пытался помешать маминому контакту с ней. Теперь играет вместе с сестрой, но истерики и непослушание остались, поэтому мама и пришла с ним в Центр. На индивидуальных занятиях Даня увлеченно играл с игрушечными змеями, рассказывал, сколько у какой змеи яда, и выбирал самых, с его точки зрения, ядовитых для «змеиного сражения», которое мы с ним разыграли. В этих игровых действиях Даня получил возможность выразить накопившуюся агрессию более безопасным способом, а его маме было рекомендовано, помимо прочего, играть с ним в подобные игры.

     Может быть, ребенка кто-то обижает, а он боится дать отпор обидчику и вымещает свою злость на близких и безопасных людях. В такой ситуации непросто разобраться, потому что гордость часто не позволяет ребенку (особенно мальчику) рассказать о своем унижении родителям.

     Исследования показали, что родители, подавляющие выбросы негативных эмоций у своих детей, не устраняют агрессивность, а, напротив, способствуют развитию у них в дальнейшем чрезмерной агрессивности, которая в зрелые годя становится частью характера. При этом,  некоторые родители искренне верят, что дети просто не могут быть агрессивными, и внушают эту мысль своему ребенку с раннего детства. В результате, ребенок вынужден постоянно подавлять свой гнев, а значит, он становится более подверженным риску психосоматических расстройств, таких как крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония.

     Рассмотрим еще один пример: Ваня Ш., 5 лет. Мама считала, что ее сын довольно замкнут, поэтому ему необходимо посещать группу общения. Ваня был принят в группу, посетил несколько занятий. Сначала вел себя очень робко, постепенно начал участвовать в играх, где можно было приемлемыми способами проявить агрессию (например: сражение мягкими строительными модулями, ролевая игра, где он выбрал роль котенка и демонстрировал всем свои острые когти). К третьему-четвертому занятию Ваня стал более весел и общителен. Когда же маме сообщили о положительной динамике в поведении ее сына и о проявлении им негативных эмоций в группе, она перестала приводить его на занятия.

     Если же совсем не обращать внимания на агрессивные реакции ребенка, то рано или поздно он станет считать такое поведение нормальным и дозволенным. Одиночные вспышки гнева постепенно перерастут в стойкую привычку подавлять окружающих, с которой очень трудно будет что-то поделать впоследствии.

При общении с агрессивными детьми можно посоветовать следующее:

— Помните, что запрет и повышение голоса — самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и устранив их, вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребенка будет снята;

— Давайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или разорвать портрет его врага, и вы увидите, что уровень его агрессивности и ее проявления в реальной жизни снизились;

— Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева, нелестных, злых высказываний о других людях, проявлений желания отомстить кому-нибудь за обиду;

— Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите его, цените и принимаете таким, какой он есть. Не стесняйтесь его лишний раз приласкать, пожалеть. Пусть он видит, как он нужен и важен для вас;

— Не забывайте, что агрессивная реакция — естественная реакция человека. Важно уметь управлять своей агрессивностью, выражать и снимать ее приемлемыми способами.

     Специфической особенностью агрессивного поведения в подростковом возрасте является его зависимость от группы сверстников на фоне крушения авторитета взрослых. В данном возрасте быть агрессивным часто означает «казаться или быть сильным». Любая подростковая группа имеет свои ритуалы и мифы, поддерживаемые лидером. Например, широко распространены ритуалы посвящения в члены групп (или испытания новичков). Шокирующая глаз «униформа» группы (как и подростковая мода в целом) так же носит ритуальный характер. Ритуалы усиливаю чувства принадлежности в группе, и дают подросткам ощущение безопасности, а мифы становятся идейной основой ее жизнедеятельности. Мифы  широко используются группой для оправдания ее внутригрупповой и внешней агрессии. Так, например, любое проявление насилия по отношению к «не членам группы» оправдывается заверениями типа – «они предатели… мы должны защищать своих … мы должны заставить всех уважать нас». Насилие, «одухотворенное» групповым мифом, переживается подростками как утверждение своей силы, как героизм и преданность группе. В то же время в отдельных случаях инициаторами агрессивного поведения могут быть отдельные подростки – аутсайдеры, дезадаптированные в силу различных причин и предпринимающие попытки самоутвердиться с помощью агрессии.

     Таким образом, агрессивное поведение достаточно обычное явление для детского и подросткового возраста. Более того, в процессе социализации личности агрессивное поведение выполняет ряд важных функций. В норме оно освобождает от страха, помогает отстаивать свои интересы; защищает от внешней угрозы, способствует адаптации. В связи с этим можно говорить о двух видах агрессии: доброкачественно – адаптивной и деструктивно – дезадаптивной.

     В целом для развития личности ребенка и подростка опасны не столько сами агрессивные проявления, сколько их результат и не правильная реакция окружающих. В случае, когда насилие дает внимание, власть, признание, деньги, другие привилегии, у детей и подростков с большой вероятностью формируется поведение, основанное на культе силы, которое может составлять основу социального функционирования и взрослых людей (например, в криминальных группировках). Стремление окружающих подавить агрессию силой нередко приводит к эффекту, противоположному ожидаемому.

     В норме агрессия носит оборонительный характер и служит выживанию. Она так же выступает источником активности индивида, его творческого потенциала и стремления достижениям. Личность может и должна уметь распознавать различные проявления агрессии, выражать агрессию в социально приемлемых формах, наконец, избегать насилия над другими или собой. Судьба собственной агрессии  - дело личного выбора каждого взрослого человека, а задача овладения своей агрессией – одна из труднейших задач вообще

     Первая общая закономерность и острая проблема подросткового возраста, как мы уже отметили, - это перестройка отношений с родителями, переход от детской зависимости к отношениям, основанным на взаимном уважении и равенстве. Подростковый возраст называют переходным. Психологическое состояния подросткового возраста связано с двумя «переломными» моментами этого возраста: психофизиологическим - половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным - конец детства, вступление в мир взрослых.

     Первый из этих моментов связан с внутренними гормональными и физиологическими изменениями, влекущие за собой телесные изменения, неосознанное половое влечение, а также эмоционально-чувствительные изменения.

     Второй момент - окончание детства и переход в мир взрослых связан с развитием в сознание подростка критического рефлектирующего мышления в рассудочной форме. Это и есть определяющее состояние подростка в психике. Оно и создает основное ведущее противоречие в жизни подростка. Рассудочная, т.е. формальная жесткая логика владеет умом подростка. Именно так: не он владеет этой логикой, но она возникает в его сознании как некая принудительная сила. Она требует на любой вопрос однозначного ответа и оценки: истина или ложь, да или нет. И это создает в сознании подростка определенную тенденцию к максимализму, заставляет его жертвовать дружбой, становится в антагонистические отношения с близкими людьми, поскольку многообразие и противоречивость реальности и человеческих отношений не укладывается в рамки рассудочной логики, а он готов отвергнуть всё,  что не соответствует этой логике, так как именно она господствующая сила в его сознании, критерий его суждений и оценок

    Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующее:

    Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.  

     Косвенная агрессия – действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми).

     Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).

     Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

     Негативизм – оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

     Из форм враждебных реакций отмечаются:        

     Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.  

     Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред

     Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов подростка также на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени подростка – «времени праздного существования и безделья» за счёт привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом

     Ведите детей в спортивные школы, приучайте дома к ежедневной гимнастике, подсовывайте гантели и эспандеры, железные гири и боксёрские перчатки. Пусть колотят друг друга в мирной драке. Только бы не допустить, чтобы агрессия накапливалась, подобно статическому электричеству. Оно ведь имеет свойство взрываться болезненными разрядами.

     

 

Литература:

1. Алексеева Е.Е. Семейное консультирование в работе детского практического психолога // Психолог в детском саду. — №4, 2004

2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — С.-Пб.: Речь, 2005

3. Окулова Е. В плену у Снежной Королевы // статья на сайте www.psychology-online.net

4. Эмоциональное развитие дошкольника /Под ред. А.Д.Кошелевой — М.: Просвещение, 1985