Влияние полной и неполной семьи на полоролевую идентификацию детей дошкольного возраста

Маркова Наталья Владимировна

Статья посвящена актуальной проблеме полоролевого воспитания дошкольников. В ней рассматривается влияние разных видов структуры семьи на полоролевую идентификацию детей.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_polnoy_i_nepolnoy_semi_na.docx25.99 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние полной и неполной семьи на полоролевую идентификацию детей дошкольного возраста  

Семья – первый институт воспитания ребенка. Родители – не только первые воспитатели ребенка, но и те люди, которые на протяжении дошкольного возраста могут стать единственным его окружением. В XX веке в нашей стране большая ответственность за воспитание детей ложилась на социальные институты – детский сад, школу, меньшая – на семью.  

В России XXI века, в условиях коренных изменений политического, социально-экономического уклада жизни общества и государства, произошли и серьезные изменения системы семейного воспитания. С.Н. Дубинин [4] выделил следующие факторы, которые привели в настоящее время к ослаблению семейных связей:  

1) дом практически превратился из места труда в место отдыха, так как все члены семьи трудятся вне дома; исчезло трудовое единство семьи; 

2) усилилась анонимность общения детей и взрослого населения вследствие урбанизации общества;  

3) не реализуется воспитание детей, которое поэтапно решает задачи физического существования детей, их умственного развития, нравственного воспитания;  

4) изменилось положение женщины, расширилась ее самостоятельность; материальная независимость от мужа позволяет по-другому строить внутрисемейные отношения. 

В этих условиях повышается актуальность психолого-педагогических исследований как теоретических, так и практических аспектов проблемы влияния полной и неполной семьи на полоролевую идентификацию детей.  

Исследования отечественных (Т.А. Гурко [2], В.Н. Дружинина [3], С.Н. Дубинина [4], И.С. Кона [6] и др.) и зарубежных психологов (З. Фрейд, К. Абрахам, К.-Г. Юнг, Э. Джонс, Ш. Ференци [7] и др.), показали, что в семье, начиная с раннего периода развития, у детей закладываются поведенческие механизмы, в самосознании формируются образы женского и мужского поведения. Ребенок ориентируется на ценности своего пола, непосредственно воспринимая поведение отца и матери, таким образом закладываются основы его полоролевой идентификации и социализации в целом.  

З. Фрейд [7] в рамках психоанализа представил идентификацию как способ психологической защиты и в широком смысле определил ее как неосознаваемое следование образцам и идеалам, позволяющее преодолеть собственную слабость и чувство неполноценности.  

По мнению отечественных психологов [1; 2; 3 и др.] половая (гендерная) роль – это модель социального поведения, система стереотипов, ожиданий, требований, предъявляемых обществом людям женского или мужского пола.  

Полоролевую идентификацию Гурко Т.А. [2] определяет как процесс и результат приобретения ребенком психологических и поведенческих черт человека определенного пола; отождествление им себя с человеком определенного пола и обретение черт психологических и особенностей поведения человека того же или противоположного пола, включая типичное поведение ролевое. 

В настоящее время установлено, что уже в 1,5 года ребенок знает кто он, девочка или мальчик, но объяснить эту разницу еще не может. В 3 - 4 года дети не только знают, какого они пола, но и могут определить пол других людей, в основном по внешним признакам. В 6 - 7 лет половая принадлежность для ребенка является необратимым свойством, с этого времени начинается осознанный процесс половой дифференциации.  

Кон И.С. [6] подчеркивает, что стереотипы «маскулинности» и «фемининности» в переходном возрасте поляризуются и стремление к соответствию им внешне, по психическим и социальным качествам, проявляется максимально остро.  

Полоролевая идентификация детей дошкольного возраста является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, поскольку к пяти годам дети наиболее активно начинают демонстрировать поведение, соответствующее их полу: девочки играют с куклами, мальчики – с машинками и конструктором.  

В это время особую роль играет структура семьи, в которой воспитывается ребенок, потому что он неосознанно повторяет модель отношений между родителями, как наиболее значимыми людьми, в своей семье. Полные и неполные семьи по структурному составу выделил А.Е. Личко [1] в своей классификации, отнеся к полным семьям те, в которых есть мать и отец, к неполным – имеющие только мать или отца. В искаженных (деформированных) семьях вместо отца есть отчим, или мачеха вместо матери.  

В современном обществе острой проблемой современной педагогики и психологии, в связи с большим числом распадающихся семей, является воспитание и социализация в целом детей, которые воспитываются в неполных семьях. Прежде всего, на личностном развитии детей отражается отсутствие отца в семье, так как не является секретом, что в современном российском обществе большинство детей воспитывается матерью. Дети подражают поведению, положительно оцениваемому окружающими, поэтому в неполных семьях возникают трудности вследствие недостатка эталона поведения мужчины или женщины.  

В современной практической психологии педагог-психолог дошкольного образовательного учреждения может воспользоваться следующим арсеналом психодиагностических методик, позволяющих установить проблемы в полоролевом развитии ребенка: анкета для родителей, методики "Рисунок семьи", "Нарисуй человека своего и противоположного пола", "Рисунок человека" в интерпретации Ф. Гудинафа, Д. Харриса, опросник на определение полоролевой идентификации (модификация интервью В.Е. Кагана). 

Анализ результатов исследования, проведенного с помощью вышеперечисленных методик, позволил сделать следующие выводы:  

Установлено, что у детей среднего дошкольного возраста из разных типов семей преобладает средний уровень полоролевой идентификации.  

В неполных семьях мальчики показали более низкий уровень полоролевой идентификации, чем у девочек из неполных семей, а также у мальчиков и девочек, воспитывающихся в полных семьях. Это, прежде всего, связано с отсутствием отца в семье, который служит образцом мужского поведения. Отмечено также доминирующее положение матери, которое способствует подавлению  маскулинных качеств. 

Девочки из неполных семей испытывают меньше трудностей в полоролевой идентификации, так как практически во всех неполных семьях отмечено отсутствие отца. Наличие матери как образца роли женщины благоприятно сказывается на овладении девочками ценностями и психологией в целом, присущей их полу.  

У детей, воспитывающихся в полных семьях, также были выявлены затруднения в полоролевой идентификации. Так, в семьях мальчиков, показавших низкий уровень, отцы в воспитании детей практически не участвуют и присутствуют, в силу разных причин, лишь формально. Основными причинами являются занятость на работе, нежелание участвовать в воспитании ребенка, но была установлена и алкогольная зависимость. Недостаточность материнского внимания вследствие более длительного трудового дня отмечена и у части девочек из полных семей, показавших низкий уровень полоролевой идентификации. В то же время, в качестве причин было выявлено также наличие детей более младшего возраста и распределение внимания в большей степени малышам, а также воспитание девочек в семье родителей матери, так как занятость на работе не позволяет матери в течение недели быть с дочерью.  

Установлено, что дети среднего дошкольного возраста в целом правильно идентифицируют свой пол, но большинство из них, особенно мальчики из неполных семей имеют неполные представления об основных характеристиках мужчин и женщин, ролевых функциях, об их различиях.  

Анализ результатов исследований и опыта работы педагогом-психологом были составлен психологические портреыт девочки и мальчика, представленные ниже.  

Психологический портрет девочки 

С раннего возраста главным интересом девочки становится человек и сфера его существования. Девочек привлекают взаимоотношения между людьми, предметы,  их окружающие. Достаточно рано они проявляют склонность к попечительской деятельности, любят ухаживать, проявлять заботу, а также критиковать или поучать своих сверстников, порой сверх меры. В игре девочки ограничивают свое пространство: часто играют в маленьком уголке, разложив перед собой свои «сокровища». Девочки лучше ориентируются в мире вещей, понимают их назначение и пользу. Поэтому все игрушки они используют, в основном, по назначению и не стремятся их исправить при поломке. Участие в конструктивных играх полностью соответствует инструкции, девочки действуют по образцу, который ограничивает их творчество. Творческие проявления встречаются чаще всего в деталях.  

Нравственное развитие девочек зависит от условий воспитания, однако нравственные понятия у них формируются раньше, чем у мальчиков. Они более конформны, лучше приспосабливаются к обстоятельствам, в новой обстановке. Девочки более тонко понимают межличностные отношения, быстрее присваивают нормы своей социальной группы, в то же время. более обидчивы, самолюбивы, тяжело воспринимают критику. Девочки склонны к жалобам, обращенным к взрослым,  которые могут воспринимать их необъективно, не в пользу мальчиков. Девочки. как правило, исполнительны, верят авторитетам, опираются на них при затруднении.  

На занятиях девочки быстрее включаются в деятельность, проявляют высокий уровень работоспособности. Однако не всегда отвечают, хотя и знают ответ, часто ищут подкрепления у взрослого. Они задают вопросы для установления контакта. В речи у них преобладают имена существительные и прилагательные, они используют отрицания и утверждения. В целом работу они выполняют точно, но не имеют целостного взгляда на предмет. Лучше справляются с типовыми задачами, менее точно передают события, не отделяя их от собственных переживаний в этот момент, так как их больше интересует личностная сторона проблемы.  

Вне дома, в новой обстановке девочки чаще теряются, чувствуют тревогу, ведут себя настороженно.  

Психологический портрет мальчика  

Интересы мальчиков обусловлены их потребностью в преобразующей деятельности, их двигательной активностью. Они целостно воспринимают пространство вокруг себя и интересуются как горизонтальной перспективой (путешествия, приключения, военные действия), так и вертикальной (полеты в космос, полеты на самолетах и других летательных объектах).  

При этом мальчики могут не обращать на детали, подробности в непосредственном окружении, поэтому в быту они могут проявлять беспомощностью. У них позже появляются и развиваются навыки самообслуживания, они меньше интересуются домашними делами, не проявляют склонности к опеке и поучению младших. 

В играх мальчики используют все имеющееся пространство, используют дальнее зрение, проявляют двигательную активность как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Могут играть в кукол, но не так, как девочки, ухаживая за ними, а используя их в качестве пассажиров машин и т.п. Большой интерес у них проявляет конструктивная и преобразующая деятельность, часто с помощью различных механизмов, приспособлений, орудий труда. Они с удовольствием разбираются в устройстве вещей, прежде всего, - игрушек, могут ломать их, чтобы познакомиться с устройством, используют не по назначению. Любят играть в конструкторы, реализовывать различные проекты.  

Нравственное развитие мальчиков по срокам совпадает с развитием девочек, хотя нравственные понятия могут формироваться позже. В отличие от девочек, мальчики не склоны придерживаться установленных границ и переходят из склонности к преобразующей деятельности. Это объясняет частые нарушения ими распорядка, которые рассматриваются как нарушения поведения. Мальчики реже обращаются к взрослым с жалобами, для них не характерна вера авторитетам, опора на них, так как для них необходимо самим убедиться в необходимости предлагаемой деятельности.  

На занятиях мальчики дольше включаются в деятельность, не смотрят на педагога, могут пропускать часть инструкции, что отражается на их результате. Поведение на занятиях более смелое, они чаще проявляют двигательную активность, не боятся ошибаться, чаще задают вопросы в поисках информации. В речи используют больше глаголов. междометий, слова, обозначающие общие понятия и отдаленные предметы.  

Не смотря на то, что умственные способности девочек и мальчиков, в основном, не отличаются, проявляются они по-разному из-за различий в интересах, склонностях. Мальчикам более свойственно видеть существенное, обобщать, в то же время меньшая конкретность. Они лучше участвуют в поисковой деятельности, используют нестандартные методы решения, предлагают новые идеи, любят решать новые задачи. В то же время, у них страдает качество выполнения задания, его оформление. Из-за несоответствия с требованиями педагога их задания часто имеют сниженную оценку.  

В незнакомой обстановке, вне дома, мальчики не теряются, находят себе занятия, быстро ориентируются и чувствуют себя достаточно спокойно. Игровая деятельность их очень активна, разнообразна, но менее организованна.  

Составленные психологические портреты мальчиков и девочек очень важны в работе педагогов дошкольного образовательного учреждения, так как помогают использовать только те приемы воспитания детей, которые соответствуют половым особенностям детей и способствуют процессу формирования половой идентичности ребенка. 

Таким образом, проведенные психодиагностические исследования показали достаточно низкий уровень полоролевых представлений и идентификации дошкольников. В связи с этим нами была составлена психолого-педагогическая программа, направленная на формирование и развитие полоролевой идентификации у детей среднего дошкольного возраста, основанная на методических рекомендациях О.И. Ивановой, А.М. Щетининой [5].  

Основные задачи программы:  

- овладение знаниями о ролевом поведении мужчин и женщин в обществе, которые должны служить ориентирами для девочек и мальчиков и способствовать их успешной социализации в целом;  

- формирование и развитие представлений о полоролевом поведении мужчин и женщин;  

- развитие у детей операций анализа, синтеза и сравнения основных внешних, психологических и социальных качеств мужчин и женщин;  

- овладение умениями и навыками адекватного полу поведения;  

- формирование и развитие у детей мотивации подражать формам мужественного или женственного поведения в соответствии с собственным полом. 

После подготовительного, диагностического этапа, программа предусматривает проведение игровых тренинговых занятий. Большое место в работе занимают сюжетно-ролевые игры, учитывающие возрастные и половые особенности мальчиков и девочек, чтение литературных произведений, содержащих нравственные образцы мужского и женского поведения, беседы о прочитанном.  

Для решения поставленных задач необходима совместная работа всех специалистов дошкольного образовательного учреждения, обязательное включение в процесс родителей.  

Нами разработаны психолого-педагогические рекомендации для родителей, содержащие информацию: 

- о реализации дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек;  

- о психологических особенностях детей разного пола;  

- о приемах оптимизации процесса полоролевого воспитания ребенка;  

- о особенностях проведения занятий, направленных на формирование и развитие полоролевых представлений дошкольников;  

- о важности положительных подкреплений поведения ребенка, соответствующего его полу. 

Ниже приведен пример занятия "Мои друзья – мальчики и девочки" О.И. Ивановой, А.М. Щетининой [5], которые могут проводить воспитатели дошкольных образовательных учреждений, а также использовать в семейном воспитании родители как мальчиков, так и девочек.  

Задачи: расширять представления о сходстве и различии людей по половому признаку, о психологических характеристиках мальчиков и девочек, формировать эмоционально положительное принятие себя и других детей своего и противоположного пола. 

Вводная часть. Упражнение "Снежный ком из ласковых имен". Дети группы сидят в кругу. Первым представляется воспитатель, затем сидящий слева от него называет имя ведущего и свое уменьшительно-ласкательное имя. Каждый следующий ребенок называет по очереди имена всех, представлявшихся до него. Таким образом, ребенку, замыкающему круг, предстоит назвать имена всех детей группы. 

Основная часть. Беседа. Воспитатель напоминает детям о том, что на прошлом занятии они рисовали себя и пытались найти у себя и у других детей хорошие качества, и как им было трудно сказать что-либо. Почему это было трудно? Плохие качества и поступки бросаются в глаза, а хорошие труднее заметить. Почему, как вы думаете? (Предположения детей.) 

Правильно, плохие поступки причиняют нам боль, тревожат, мы сердимся, они нам не нравятся, они мешают нам что-нибудь делать. Плохие поступки могут совершать как мальчики, так и девочки, поэтому мы не можем сказать, что мальчики плохие, а девочки хорошие, или наоборот. Для того, чтобы все дети были у нас хорошими и не совершали плохих поступков, давайте учиться находить прекрасное в окружающих людях.  

Про кого вам бы хотелось сначала поговорить: про мальчиков или про девочек? Мальчики у нас – благородные рыцари. Они уступают первое место дамам, и поэтому… закрывают свои глазки, представляют наших девочек. Представили? Какие они? На кого они похожи? 

Мальчики говорят о девочках: добрые, милые, ласковые, умные, заботливые, аккуратные, внимательные, красивые, похожи на цветы, на разноцветных бабочек. Ребята, от ваших добрых слов становится так тепло и приятно в комнате. Вы чувствуете? 

А теперь девочки закройте глазки, представьте наших мальчиков. 

Представили? Какие они? На кого они похожи? Девочки говорят о мальчиках: добрые, трудолюбивые, работящие, смелые, сильные, заботливые, ловкие, умные, красивые, внимательные. 

Сегодня я расскажу вам одну историю, которая произошла в другом детском саду. Но сначала ответьте на мои вопросы: Кого мы называем другом? Могут ли дружить мальчики и девочки? 

Воспитатель рассказывает "Историю в детском саду" и затем задает детям вопросы по рассказанной истории.  

В заключение воспитатель подводит итог. Друг – это тот, кто с тобой дружит, с кем тебе хорошо и интересно. Он всегда готов помочь и уступить, не будет жадничать, поделится игрушками и сладостями. Друга надо беречь, считаться с его интересами, желаниями и настроением. Если другу грустно, лучше рядом с ним помолчать, если ему плохо – постараться помочь. Он хочет читать – почитайте вместе, хочет играть – придумайте общую игру. Другом может быть и мальчик, и девочка. Мальчик – будущий мужчина. Настоящий мужчина никогда не обидит женщину, всегда готов прийти ей на помощь. Он сильный и берет на себя все трудности. Мальчики, стремящиеся стать такими, никогда не обидят девочек и младших детей. Они умеют защищать их от неприятностей и опасностей, прощают им их девчоночьи слабости. Девочка – будущая женщина. Девочки, желающие быть прекрасными дамами, следят за своей внешностью, не плачут по любому поводу, не кричат, не ругаются, стараются быть нежными и отзывчивыми, прощают подругам и мальчикам их недостатки. Вы ведь хотите быть хорошими друзьями? (Ответы детей) Тогда старайтесь всегда соблюдать эти правила. 

Заключительная часть. Игра "Комплименты". Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Воспитатель говорит одному из детей: "Мне нравится в тебе…" Ребенок кивает головой и отвечает: "Спасибо! Мне очень приятно!" Упражнение продолжается по кругу. После упражнения желательно обсудить, что чувствовали участники, что нового узнали о себе, понравилось ли им дарить комплименты. 

Таким образом, установлено существенное влияние структуры семьи (полной и неполной) на полоролевую идентификацию детей дошкольного возраста, а также большое значение совместной работы дошкольного учреждения и семьи в процессе формирования позитивной половой идентичности у детей. Несмотря на то, что родители и другие члены семьи, специалисты дошкольных образовательных учреждений понимают важность реализации дифференцированного подхода к мальчикам и девочкам в воспитательно-образовательном процессе, они не имеют необходимого уровня знаний в этой области, не знают и не умеют применять методы и приемы индивидуального подхода к детям разных полов. Поэтому так важно психолого-педагогическое сопровождение процесса полоролевой идентификации детей дошкольного возраста.  

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь. – 2004. – 244 с.  
  1. Гурко Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях / Т.А. Гурко // Социологические исследования. – 1997. – № 1. – С. 5-10. 
  1. Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер. – 2008. – 176 с. 
  1. Дубинин С.Н. Семейное воспитание как основной фактор развития личности ребенка / С.Н. Дубинин // СПО. – 2009. – №5. – С. 29-31.  
  1. Иванова О.И. Формирование позитивной половой идентичности у детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / О.И. Иванова, А.М. Щетинина. – Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2006. – 124 с. 
  1. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М: Просвещение. – 1989. – 256 с. 
  1. Фрейд З. Психоанализ детской сексуальности / З. Фрейд, К. Абрахам, К.-Г. Юнг, Э. Джонс, Ш. Ференци. – СПб.: Союз, 1997 – 448 с.