Типология отношений между учителем и учителями

Лучкова Татьяна Алексеевна

Психопросвещение педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психопросвещение учителей

Типология отношений между учителем и учителями

Поиск новых технологий оказания помощи учащимся и учителям вынуждает не только к эмпирическим исследованиям, но и к попыткам по-новому осмыслить школьные реалии, дать им новое, не вполне привычное теоретическое объяснение. Базой для углубленной рефлексии собственной профессиональной деятельности и понимания процессов, возникающих между главными фигурами образования - учеником и учителем, может стать полисубъектный подход. Не стоит пугаться мудреного термина. Разобраться в основных его идеях не слишком трудно. Зато свежий взгляд с позиций этого подхода может помочь ответить на некоторые непростые вопросы образовательной практики.

Прежде всего, давайте определимся с некоторыми основными понятиями.

Субъект - это человек на высшем (индивидуализированно для каждого) уровне активности, целостности (системности), автономности; это всеохватывающее, наиболее широкое понятие, обобщенно раскрывающее неразрывно развивающееся единство всех качеств человека: природных, социальных, общественных, индивидуальных и т.д. (А.В. Брушлинский).

Однако свойство субъектности может быть отнесено не только к человеку, но и к общности людей. Такая общность и выступает в качестве полисубъекта. Тогда можно предложить следующее определение: полисубъект саморазвития (в дальнейшем - полисубъект) - это целостное динамическое психологическое образование, отражающее феномен единства развития внутренних содержаний реальных субъектов, находящихся в субъект-субъектных отношениях и объединенных совместной творческой деятельностью. Важнейшей характеристикой полисубъекта является способность к активности, действенности, интеграции, способность выступать единым целым по отношению к процессу саморазвития, то есть способность быть субъектом.
Полисубъект саморазвития «учитель-ученики» имеет два полюса, два центра, образованные субъектом «учитель» и коллективным субъектом «ученики».

Отношение

В качестве основной единицы анализа полисубъекта саморазвития, на наш взгляд, следует выбрать отношение между входящими в полисубъект субъектами (учителем и учащимися).
Данное отношение - это сложное, многокомпонентное и многоуровневое образование, которое:

- обеспечивает единство двух или более изолированных сторон;

- включает в себя пространство своих потенциальных смыслов;

- включает в себя идеи целостности, субъект-субъектной связи, активности, развития, актуальности-потенциальности, взаимодействия, деятельности, социальности (диалогичности), рефлексивности, творчества, целей, стремлений, тенденций, интересов, оценок, идеалов, потребностей, убеждений.

Двухполюсный характер полисубъекта «учитель-ученики» предполагает два типа внутренних базовых отношений, присущих полисубъекту и включающих по три подтипа.

Первый тип - «от ученика»

Здесь наличествуют три вектора отношений.

Я как субъект - учитель (диадные субъект-субъектные отношения).

Именно на этом типе отношений прежде всего делается акцент в рамках личностно-ориентированной парадигмы и в русле концепции развивающего образования. Но ведь каждый учитель прекрасно знает: ученик взаимодействует с ним, находясь с глазу на глаз, часто совершенно иначе, чем в присутствии своих одноклассников. «Разговариваешь с каждым по отдельности - видишь: человек, но как соберутся вместе - банда тупоголовых и агрессивных кретинов», - так охарактеризовал подростков восьмого класса один из знакомых учителей.

Это происходит потому, что в первом случае подросток выступает в качестве отдельного независимого субъекта, а во втором - ориентируется на себя как члена сообщества (в приведенном примере - явно асоциального).

Я как часть класса (мы со сверстниками) - учитель (полисубъект-субъектные отношения).
При этом учитель может рассматриваться классом в двух ипостасях: либо как самостоятельный субъект («Мы считаем, что наша Мария Ивановна - строгий, но справедливый человек»), либо как представитель профессионально-педагогического сообщества («Наша училка такая же вредная, как и все они»). И в той, и в другой ситуации педагог рассматривается учениками как противопоставленный классу, однако являющийся «своим», а не «чужим» (слово «наша» в приведенных высказываниях - не случайно).

Я как часть всей общности «учитель-ученики» (мы вместе с учителем) - Они (полисубъект-полисубъектные отношения).

В этом случае учащийся идентифицируется не просто с группой своих сверстников: он включает в значимую для себя общность и учителя. Здесь категория «Мы» оказывается наиболее широкой из всех описываемых. «Они» - это общность, которая может рассматриваться как дружественная, враждебная, конкурентная и т.д. Чаще всего под «Они» в школе подразумеваются классы из той же параллели или вообще другие классы, которые могут выступать как целостность, в чем-то противостоящая или чем-то связанная с «Мы».

Второй тип - «от учителя»

Здесь наличествуют три вектора отношений.

Я как субъект - ученик (диадные субъект-субъектные отношения).

У педагога складываются определенные отношения с каждым учеником. Он может глубоко осознавать особенности этих отношений или совершенно не задумываться о них, но практически всегда межличностное пространство между ним и каждым конкретным его учеником насыщено эмоциональными, когнитивными, смысловыми, ценностными и другими содержаниями, составляющими сущность человеческих отношений.

Конечно, встречаются учителя, совершенно индифферентные к детям: дети - это «объекты педагогического воздействия» и только. Однако в подавляющем большинстве случаев отношение учителя к ученикам является очевидно пристрастным.

Если смотреть на вещи трезво, то безусловно гуманный призыв «любить учеников» реализовать полностью почти невозможно - «чувству не прикажешь». Кто-то нравится, кто-то - не очень.

В любом случае учителю так же трудно оставаться эмоционально безучастным, как и любить всех одинаково. Другое дело, что профессиональной обязанностью учителя является «принятие» всех учащихся и готовность строить «субъект-субъектные» отношения с каждым из них.

Я как представитель профессионального сообщества - ученики (субъект-полисубъектные отношения).

Учитель вступает в отношения с учащимися не только как самостоятельный субъект и уникальная личность, но и как представитель профессионального сообщества. Не следует забывать, что он «делегат» взрослого сообщества, «эмиссар», «посредник». Его цель - помочь детям пройти путь к этому самому сообществу и стать его членом.

Поэтому во взаимодействии с детьми учитель должен исполнять вполне определенные обязанности, накладываемые на него профессией. При этом каждый ребенок строит отношения с учителем, учитывая и эту его ипостась. Учитель тоже никогда не забывает, что он «при исполнении».

Иногда этот подтип отношений оказывается доминирующим, в результате чего «профессиональная маска представителя педагогического коллектива» заменяет субъектную сущность учителя. Отношения в полисубъекте в таком случае в значительной мере обедняются.

Я как часть всей общности «учитель-ученики» (мы вместе с учениками) - Они (полисубъект-полисубъектные отношения).

При этом типе отношений учитель как бы является таким же членом класса, как и дети. Он встроен в сложную систему внутригрупповых отношений как один из обязательных (и даже центральных) компонентов. Это особенно ярко проявляется в ситуациях соперничающего или сотрудничающего взаимодействия с другими полисубъектами. Например, при проведении спортивных состязаний между классами их классные руководители порой не просто «болеют» за своих, но и включаются в соревнование.

Восприятие педагогом себя как части общности «учитель-ученики» может быть (в зависимости от ситуации и уровня отношений) и продуктивным, и деструктивным для становления полисубъектности. Скажем, «подсуживание своим» во время соревнований отнюдь не помогает гармоничному развитию полисубъекта, а способность вместе со своими учениками противостоять несправедливым действиям школьной администрации или сотрудничать с другими классами и их педагогами свидетельствует о благоприятном развитии.

В случае высокого уровня развития полисубъекта «учитель-ученики» все шесть видов отношений являются осознаваемыми и гармоничными. Могут происходить естественные и безболезненные для участников взаимодействия переходы от одного вида отношений к другому.
В ситуации разрушения субъект-субъектности отношений между полюсами «учитель-ученики» возможным (но не обязательным) становится превращение класса (без учителя) в самостоятельный полисубъект. Этот подтип отношений описан в социальной психологии. Здесь мы сталкиваемся с такими феноменами, как групповой фаворитизм, конформизм, ценностно-ориентационное единство и т.п.