«Смысл жизни»
Психопрофилактическая работа с педагогами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smysl_zhizni_uchitelya_5_-_11_klassov.doc | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
Психопрофилактическая работа с учителями 5 – 11 классов
«Смысл жизни»
Практикум
Цель: помочь педагогам обратиться к своим чувствам, к самопринятию и проанализировать свое отношение к ценностям жизни.
Оборудование: чистые листок бумаги для каждого педагога, листочки с фразами «Жизнь, это …», бланки «Образ «Я».
- Разминка. «Жизнь, это …» .
Педагогам предлагаются карточки с продолжением фразы «Жизнь, это…»
ЖИЗНЬ, это возможность – используйте её.
ЖИЗНЬ, это красота – восхищайтесь ею.
ЖИЗНЬ, это блаженство – вкусите его.
ЖИЗНЬ, это мечта – осуществите её.
ЖИЗНЬ, это вызов – примите его.
ЖИЗНЬ, это долг – исполните его.
ЖИЗНЬ, это игра – сыграйте в неё.
ЖИЗНЬ, это богатство – дорожите им.
ЖИЗНЬ, это любовь – наслаждайтесь ею.
ЖИЗНЬ, это тайна – познайте её.
ЖИЗНЬ, это шанс – воспользуйтесь им.
ЖИЗНЬ, это горе – превозмогите его.
ЖИЗНЬ, это борьба – выдержите её.
ЖИЗНЬ, это приключение – решитесь на него.
ЖИЗНЬ, это трагедия – преодолейте её.
ЖИЗНЬ, это счастье – сотворите его.
ЖИЗНЬ, слишком прекрасна – не губите её.
ЖИЗНЬ, это жизнь – боритесь за неё.
- «Портрет».
Сейчас вам предлагается отойти от своих личных переживаний и проанализировать историю человека, который находится в состоянии безысходности.
Зачитывается 1 часть.
«Тик-так. Тик-так. Тик-так». Это часы? Ах, нет, это стучит мое сердце. Как странно и как-то необычайно тихо. Так тихо бывает рано утром, когда даже солнышко еще не проснулось, не осветило будущий день. Вот тогда бывает также тихо. Когда она ушла, хлопнув дверью, тоже было тихо. И лишь это проклятое тиканье сердца нарушает эту замечательную безмолвную идиллию. Раньше мое сердце будило меня по утрам веселыми песнями, а сейчас? Сейчас ...тик-так, тик-так. Я устал жить. Моя душа состарилась и истерлась до дыр. Я стал никому не нужным. Даже она обвинила меня в моей никчемности и бесполезности. Скорее всего, она права, даже от дворового пса пользы больше. Надо же сравнить меня с дворнягой! Эх, скучно жить на свете, господа. Плохо быть ненужной вещью, даже как-то и неудобно-то. Я всего лишь болван-художник. Мои картины настолько бездарны, что в них уже даже не заворачивают рыбу. Решено! Я больше не буду мучить себя жизнью. Я умру. Но сначала хотелось бы нарисовать свою последнюю картину, так, чтобы краски не зря пропали.
Психолог: Вы сейчас прослушали текст, выпишите фразу, которая вас поразила, объясните, как вы ее понимаете письменно (зачитываются понравившиеся фразы). Итак, художник решил нарисовать свою последнюю картину. Как Вы думаете, что он нарисует? Какие краски будет использовать? (Педагоги высказывают свои предположения). Зачитывается 2 часть.
Пусть это будет автопортрет. Я рисую его кистью из дождя. Шаг за шагом, выводя кривые размытые линии моего профиля. Я рисую красками из вина, свой портрет и думаю, что если бы не она, я бы никогда не нашел своего места в жизни. Точнее за ее бортом. Я рисую свой портрет грустью глаз. А улыбку нарисую краской потока горьких слез. Губы раскрашу болью и знойным морозом. А глаза? Глаза я нарисую своей любимой краской.
Правда, ее очень мало осталось, - этой краски любви. Но почему-то мои глаза вдруг стали слепыми на портрете. Жаль, это моя любимая краска. Ха, какой я, однако, чудной, когда слепой. Как тот вчерашний нищий, который клянчил у меня рубль. А вот брови я изогну разлукой. Теперь аккуратно очерчу их грязью, чтобы красивее смотреться Свою светлую копну волос я нарисую счастьем. А когда не хватит счастья, у меня останется душа. Пожалуй, ею я раскрашу фон. Ну вот, автопортрет готов. Господи, неужели это я? Нет, она в тысячу раз права. Мне просто запрещено жить с такими вот данными. Кому нужен этот жалкий портрет такого людишки, как я. Кому? Он сорвал холст, сделал из него самолетик, как когда-то в детстве, и отправил его в небо. Потом взял пистолет. Тик-так, тик-так. Тик. Тишина.
Психолог: Как вы думаем, что произошло дальше? Почему?
Я предлагаю Вам дописать конец текста, используя слова «голубь», «музыка», (по желанию учителя читают свои рассказы). Зачитывается 3 часть.
Вдруг самолетик раскрылся, взлетел высоко-высоко в пушистые весенние облака и превратился в прекрасного голубя. Такого прекрасного, такого нежного, такого белого, что рука художника дрогнула. Он положил пистолет обратно. Открыл окно. В квартиру пахнуло весной, солнцем, небом, радостью и еще чем-то,... Что же это было? Это было желание жить.
Белый голубь сел на подоконник и весело заворковал. Художник улыбнулся. И услышал песню «Откуда льется этот до боли знакомый мне мотив? Это ...Это же сердце поет. Мое сердце вместо привычного «тик-так» вдруг запело. Значит, я все-таки живу. Значит, я все-таки нужен. Кому? Сам себе».
Художник вышел из дома и побрел куда-то далеко-далеко, чудаковато улыбаясь. Человек нашел себя. Солнышко согревало его. А музыка звучала и звучала.
Психолог: Как бы Вы озаглавили этот текст? Автор озаглавил «Автопортрет», а почему?
- В чем заключалась личная проблема человека? (подвести учителей к такому понятию как самопринятие)
- Чтение притчи.
Притча о кресте
Решил как-то один человек, что у него слишком тяжелая судьба. И обратился он к Богу с такой просьбой: "Господи, мой крест слишком тяжел, и я не могу его нести. У всех людей, которых я знаю, кресты гораздо легче. Не мог бы ты заменить мой крест на более легкий?" И сказал Бог: "Хорошо, я приглашаю тебя в мое хранилище крестов - выбери себе тот, который тебе самому понравится". Пришел человек в хранилище и стал подбирать себе крест: он примерял на себя все кресты, и все ему казались слишком тяжелыми. Перебрав все кресты, он заметил у самого выхода крест, который показался ему легче других, и сказал Богу: "Позволь мне взять этот". И ответил Бог: "Так ведь это и есть твой собственный крест, который ты оставил в дверях, перед тем как стал мерить остальные".
- Самопринятие.
Как мы уже говорили, каждый человек обладает образом своего внутреннего мира. Но тот факт, что мы им обладаем, не означает автоматически, что мы о нем знаем. Но мы можем узнать, если поставим перед собой такую задачу.
Задание «Автопортрет вашего «Я»: для того чтобы узнать о том, что представляет из себя ваш образ внутреннего мира, задайте себе очень простой на первый взгляд вопрос: «Какой Я?». Здесь же ответьте на него... двадцать раз. (Сделайте это обязательно, иначе дальнейшее обсуждение будет как бы не про вас, чужим и непонятным. А при таком подходе изучение психологии теряет всяческий смысл!).
Педагоги работают 5 – 10 мин. (Образ «Я» человека может включать самые различные характеристики. Это могут быть прилагательные, определяющие черты вашего характера и внешнего облика, существительные типа «человек», «учитель», а также образные выражения - метафоры. Например, «солнышко», «капризуля», «неуклюжий бегемот»).
То, что вам удалось написать, отвечая на незамысловатый внешне вопрос, - автопортрет вашего «Я». Поговорим о нем.
Все их, даже самые оригинальные, можно объединить в три группы. Образ «Я» состоит из характеристик социального «Я», физического «Я» и психологического «Я». А теперь проанализируем ваш собственный автопортрет.
- Сколько характеристик социального «Я» в вашем личном списке? Подсчитайте и запишите ответ.
Характеристика:
Социальное «Я» - возникает благодаря тому, что все мы включены в жизнь других людей, общества в целом и по отношению к этому обществу выполняем некоторые обязанности. «Человек», «школьник», «сын (дочь)», «друг», «спортсмен», «отличник», «юноша (девушка)» - это лишь краткий перечень ролей.
- Отвечая на вопрос «Кто я»?, вы могли написать: красивый, высокий, стройный, сильный, неуклюжий, приземистый, хилый, загорелый и т.д. Есть ли в вашем «Я» - образе физические характеристики? Будем надеяться, что да и что они, по преимуществу, положительные. Сколько их, подсчитайте.
Характеристика:
Физическое «Я». Наше «Я» не просто заключено в физическую оболочку. Внутренний мир каждого из нас во многом определяется свойствами этой физической оболочки: биологическим полом, физическим здоровьем, особенностями устройства нервной и гормональной систем. Каждый из нас устанавливает свои, особые отношения с собственным телом: любит его или не любит, холит-лелеет или не обращает внимания на его недуги, развивает и совершенствует или просто поддерживает в жизнеспособном состоянии.
- Доверчивый, умный, импульсивный, спокойный, добрый, вспыльчивый, осторожный, рисковый... Русский язык невероятно богат словами, позволяющими нам описывать собственную индивидуальность. Какие психологические характеристики вы дали сами себе?
Характеристика:
Психологическое «Я» - представляет собой набор характеристик, с помощью которых каждый из нас описывает себя как индивидуальность, как существо, обладающее психологическими свойствами: характером, личностными особенностями, способностями, привычками, странностями и склонностями.
Образ внутреннего мира каждого из нас - уникален. Он включает свой, личный набор характеристик, среди которых у одних преобладают социальные, у других - психологические, у третьих - физические. Важно еще отметить следующее: одни и те же характеристики могут входить в образ «Я» разных людей, но при этом эмоционально они их оценивают по-разному. Например, один человек охарактеризует себя как «улыбчивого и отходчивого» и испытает при этом внутреннее удовлетворение. А другой даст себе такую же характеристику и почувствует дискомфорт и раздражение.
- Вернемся к списку из двадцати характеристик «Я» и выполним еще одну процедуру. Она поможет вам лучше разобраться в образе собственного внутреннего мира. Каждая из характеристик образа «Я» может рассматриваться вами и как положительная, и как отрицательная. Каких качеств в вашем «Я»-образе больше? Чтобы понять это, поставьте рядом с каждой характеристикой знак: «+» или «–». Важно, чтобы это была ваша личная оценка. Она совершенно не обязательно должна совпадать с общепринятой. Скажем, ваши близкие могут считать вспыльчивость отрицательной чертой, а вам, возможно, она кажется полезной и вполне приемлемой.
Что же получилось в результате? Каких характеристик - положительных или отрицательных - больше в образе вашего «Я»?
Образ внутреннего мира - это характеристики и качества, которые мы в себе видим, окрашенные тем или иным эмоциональным отношением.
У кого-то образ «Я» в целом окрашен позитивными эмоциями, человек принимает свое «Я» (что не исключает неприятия каких-то отдельных черт); у другого преобладают отрицательные оценки качеств своего «Я». Он относится к себе очень критично, видит больше недостатков, чем достоинств.
Человеку очень важно знать, из каких характеристик состоит его образ «Я», но не менее важно для него осознавать эмоциональную привлекательность этих характеристик. Эмоционально положительная оценка своего «Я» означает самопринятие.
Самопринятие предполагает, что мы можем осуждать некоторые свои поступки, быть неудовлетворенными некоторыми чертами своего характера или поведения, но при этом продолжать хорошо к себе относиться. И не надо путать самопринятие с некритичностью. Быть критичным к себе, правильно оценивать свои возможности и поступки - значит иметь зрелую (еще говорят - адекватную) самооценку.
- Какими словами может быть выражено самопринятие? («Я нравлюсь себе», «Я себе симпатичен», «Во мне много хорошего, больше, чем недостатков» и т.д. Или просто: «Я - хороший». Хороший, несмотря на...).
Да, все мы разные. Но можно ли дать какой-то общий совет? Какой образ «Я» считать «хорошим» или «правильным»? Нет, не бывает «правильного» внутреннего мира. Но бывает гармоничное и негармоничное состояние нашего внутреннего мира. Достигнуть гармонии с самим собой помогает такой образ «Я», в котором нашлось место всем трем видам характеристик без явного перекоса в сторону какого-либо одного из них и в котором больше эмоционально принимаемых характеристик.
- Декларация моей самоценности
(по Вирджинии Сатир)
Я - это Я.
Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я.
Есть люди, в чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я.
Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, включая все, что оно делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть; мои чувства, какими бы они ни были - тревога, напряжение, любовь, раздражение, радость; мой рот и все слова, которые он может произносить, - вежливые, ласковые или грубые, правильные или неправильные; мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или к самому себе.
Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и мои страхи. Мне принадлежат все мои победы и успехи, все мои поражения и ошибки. Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу близко познакомиться с собой. Я могу полюбить себя и подружиться с собой. И Я могу сделать так, чтобы все во мне помогало мне. Я знаю, что кое-что во мне не нравится мне, и есть во мне что-то такое, чего Я не знаю. Но поскольку Я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше и больше разных вещей о самом себе.
Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю и что Я делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, - это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент.
Когда Я вглядываюсь в свое прошлое, смотрю на то, что Я видел и ощущал, что Я говорил и что Я делал, как Я думал и как Я чувствовал, Я вижу, что не вполне меня устраивает. Я могу отказаться от того, что кажется неподходящим, и сохранить то, что кажется очень нужным, и открыть что-то новое в себе самом.
Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. Я имею все, чтобы быть близким с другими людьми, чтобы быть продуктивным, вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня.
Я принадлежу себе, и поэтому Я могу строить себя.
Я - это Я, и Я - это замечательно!
Вопросы для размышления:
- Величайший английский философ и психолог У. Джеймс в свое время вывел следующую психологическую формулу: самоуважение = успех/притязания. Как бы вы могли ее объяснить?
- Может ли человек по своему желанию менять свой образ «Я»?
Образ «Я» Образ «Я»
«Какой Я?» «Какой Я?»
Образ «Я» Образ «Я»
«Какой Я?» «Какой Я?»