« Ребёнок учиться тому, что видит у себя в дому»

Лучкова Татьяна Алексеевна

Семинар-тренинг для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rebenok_uchitsya_tomu_chto_vidit_u_sebya_doma.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – тренинг для учителей начальной школы

 « Ребёнок учиться тому, что видит у себя в дому»

Любите! Цените семейное счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть его дороже
На этой сказочной земле.

1. Божественная сказка

Один ребёнок, готовый появиться на свет, спросил Бога:

- Мне говорят, что завтра я должен родиться, но как я смогу там жить - такой маленький и беспомощный?

Господь отвечал:

- Среди множества ангелов я выбрал для тебя двоих. Они будут ждать тебя и позаботятся о тебе.

Ребёнок продолжал спрашивать:

- Господи, ответь мне. Здесь на Небесах, чтобы быть счастливым, мне не нужно что-то делать, только петь и смеяться. А как я буду жить на Земле?

Бог сказал:

- Твои ангелы будут каждый день радоваться и петь для тебя. Ты будешь счастлив, чувствуя их любовь.

Дитя снова спросило:

- Как я смогу понимать людей, не зная их языка? Господь ответил:

- Твои ангелы скажут тебе самые прекрасные слова, которые когда-либо можно услышать. И научат тебя произносить их.

- А что мне делать, когда я захочу поговорить с тобой? - спросил малыш.

- Твои ангелы сложат твои ручки вместе и научат тебя молиться.

- Я слышал, что на Земле есть плохие люди. Кто защитит меня от них?

- Твои ангелы защитят тебя, даже когда это будет угрожать им самим.

В этот момент на Небесах было очень тихо и мирно. Дитя в спешке спросило:

- Господь, мне пора покинуть Тебя. Пожалуйста, скажи мне имена моих ангелов.

Господь ответил:

- Имя не имеет значения. Ты будешь просто называть их МАМА и ПАПА.

2.

Самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли детей, являются родители.

Семейный коллектив, где ребенка вводят в мир зрелости и мудрости старших - это такая основа детского мышления, которую не может заменить в этом возрасте никто.

Сухомлинский В. А.

3. Говорить о воспитании детей всегда трудно. А вот, что говорит народная мудрость:

  • На что и клад, коли в семье лад.
  • Ребенок, что тесто, как замесил, так и выросло.
  • Пороки ребенка не рождаются, а воспитываются.
  • Верная указка не кулак, а ласка.
  • Засиженное яйцо всегда болтун, занянченный сын всегда шалун.
  • Хорошему надо учиться три года, а плохому и часа хватит.
  • Коль видят нас и слышат дети мы за дела свои в ответе.
  • Вся семья вместе, так и душа на месте.

На протяжении многих веков человечество серьёзным образом подходило к этому вопросу. Во главу угла ставились чётко сформулированные нравственные законы.  Современная беда в том, что  многие родители стоят к детям вполоборота, а порой и спиной к своему ребёнку.

     Из семьи  ребёнок несёт багаж знаний, культуры поведения, воспитанности и проносит его всю свою жизнь. Как ведут себя родители, такое поведение и у ребёнка. Он копирует поведение взрослых. Дети видят то, что родители хотят скрыть  от них.

«Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома» -  А.С. Макаренко (« Книге для родителей»).

   

.

 

  

 

4. Упражнение: Строим дом»

Строительство дома из основных понятий (на доске  вывешены основные понятия): любовь,  дружба, добрые друзья, взаимопомощь, уважение, семейные традиции, трудолюбие, уют, тепло, сюрпризы, подарки, родители и дети, бабушки и внуки, интересные увлечения, дым сигарет, алкоголь, брань, ложь, рукоприкладство, лень,  безделье (родители выбирают хорошие понятия, отрицательные остаются).  Можно показать дом, который построили дети. Идёт обсуждение.

     К сожалению, в наших домах бывают и те понятия, которые вы не выбрали.  Ребёнок берёт для себя,  и хорошее,  и плохое от своих родителей.

    Дети - это  наши зеркала. Все   плохие  привычки, которые есть у нас   со временем будут и в наших детях. Вы сами должны отказаться от вредных привычек, чтобы не быть примером для своих детей.

5.  Фильм Ролана Быкова «Я больше сюда никогда не вернусь»

6. Упражнение: «Мои семь ценностей».

  1. Учащимся в течение нескольких минут предлагается подумать и запитать на отдельных карточках семь своих ценностей.
  2. Выложить все карточки с ценностями перед собой и следовать правилам участия: каждый участник должен обязательно отдавать по одной ценности в процессе упражнения.
  3. Погружение. Психолог: До нашего времени дошла из средневековья западноевропейская легенда о Чаше Грааля. Слова «Святой Грааль» часто используются в переносном смысле как обозначение какой-либо заветной цели, часто недостижимой или труднодостижимой. Испивший из чаши Грааля получает прощение грехов, вечную жизнь и т. д. Грааль выполняет роль рога изобилия, исцеления. Единственным человеком, которому удалось добыть Грааль, считается святой рыцарь Галахад. Хранится она в некоем замке, куда попасть могут только совершенные люди с чистыми помыслами. В некоторых версиях даже близкое созерцание дает бессмертие на некоторое время, а также различные блага в виде еды, питья и т. п.        Это прекрасный и таинственный символ вечного поиска, символизирует мир и телесную природу человека. И поиск символической Чаши Грааля есть поиск собственного «Я».
  4. Я предлагаю вам отправиться в путь на поиски этой Чаши Грааля.

- Вы в пути несколько дней и запасы пищи иссякли. Силы покидают вас. Чтобы получить еду вам необходимо отдать одну ценность. (Участникам предлагается 1 мин., чтобы обдумать свой выбор и отложить в сторону одну ценность).

- Мы продолжаем путь и встречаем на своем пути разбойников, которые хотят лишить незнакомого вам человека жизни. Вы можете его спасти, если отдадите выкуп – одну из ваших ценностей. (Участник может отдать одну ценность, если посчитает нужным, спасти человека. Тогда карточка откладывается в сторону к первой карточки).

- На вашем пути – пустыня. Несколько дней вы идете по ней и вас мучает жажда. Что бы вы получили воду и пополнили свои силы вам необходимо отдать одну ценность. (Участникам дается время на обдумывание 30 сек. и они откладывают карточку с ценностью к тем отложенным).

- Следующей преградой на вашем пути выступает широкая река, на столько широкая, что вам понадобиться плот. За получения плота – вам потребуется расстаться с одной из ваших ценностей. (Участникам дается время на обдумывание 30 сек.  Они откладывают карточку с ценностью к отложенным).

- Переплавившись через реку, на вашем пути встает непроходимый лес. Чтобы через него пройти вам необходимо отдать еще одну ценность. (Участникам дается время на обдумывание 30 сек.  Они откладывают карточку с ценностью к отложенным).

- Следующей преградой, которую вам надо преодолеть на нелегком пути к святой цели - глубокий ров. Где необходимо отдать еще одну ценность. (Участникам дается время на обдумывание 30 сек.  Они откладывают карточку с ценностью к отложенным).

- И вот ваша цель близка, но вас постигают разбойники и требуют выкуп. Узнав, что вы спали человека, они возвращают вам все ваши ценности и даруют жизнь. А тем кто не спас человека – придется расстаться с ценностью.

  1. Обсуждение. Необходимо спросить
  • о тех чувствах, которые учащиеся испытывали во время упражнения (расставания с ценностями, возвращение ценностей);
  • что происходило с ними когда они обдумывали и записывали свои ценности;
  • какие ценности они определили (Учащиеся по желанию рассказывают о своих ценностях);
  • Необходимо определить какая из ценностей осталась у учащихся, что для них является самым важным в жизни;
  • была ли среди всех ценностей самая главная ценность – ЖИЗНЬ. Обсудить значимость жизни и места всех ценностей человека в его жизни;
  • что придает ценность вашей жизни.

8. Слайд-шоу «Счастье»

9. Притча

«Один мудрец попросил однажды своих учеников внимательно следить за его действиями и объяснить их. Он взял с полки большой стеклянный сосуд, наполнил его до краев крупными камнями. Проделав это, мудрец поставил сосуд на стол и спросил учеников: полон ли тот? Все подтвердили, что стеклянный сосуд полон.

Тогда мудрец взял коробку с мелкими камешками, высыпал их в этот же сосуд и несколько раз легонько встряхнул его. Камешки заполнили промежутки между большими камнями. Учитель вновь спросил учеников: полон ли сосуд теперь? И они снова подтвердили - полон.

Затем мудрец взял со стола большую коробку с песком и высыпал его в сосуд. Песок заполнил оставшиеся промежутки между камнями в сосуде.

Мудрец взял другой сосуд, подобный первому, и сразу заполнил его песком. Потом он попытался поместить туда один из крупных камней, но у него ничего не вышло, так как песок препятствовал этому.

- Теперь, - обратился мудрец к ученикам, - я хотел бы, чтобы вы пояснили порядок моих действий и содержимое обоих сосудов.

Ученики, посовещавшись между собой, так решили:

- Крупные камни могут олицетворять самые главные вещи в жизни человека: семья, любимый человек, здоровье, дети - те вещи, которые, даже не будь у него всего остального, всегда наполнят его жизнь смыслом. Мелкие камешки представляют менее важные вещи, такие как, например, работа, квартира или фамильные ценности. Песок же символизирует жизненные мелочи, повседневную суету, коей наполнена жизнь человеческая.

Затем самый старший из учеников добавил:

- Если человек опрометчиво наполнит сосуд, свою жизнь, сначала песком (суетой и жизненными мелочами), то в ней не останется места ни для каких важных вещей. Жизнь дана человеку не на то, чтобы расходовать ее на мелочи и пустяки, а для важных вещей и ценностей. Поэтому человеку стоит обращать свое внимание только на самое главное, находить время для своих родителей, детей и любимых, следить за своим здоровьем. Тогда у него останется еще достаточно времени для работы, для дома, для оснований и всего остального.

Мудрец, улыбнувшись, ответил своим ученикам:

- Мне остается лишь добавить одну мысль - берегите свои большие камни - только они имеют цену, все остальное - лишь песок».

10. Рефлексия: «Сейчас мне хочется сказать…»