Как в короткий срок выстроит отношения в коллективе

Лучкова Татьяна Алексеевна

Развивающая работа с педагогами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_v_korootkiy_srok_vystroit_otnosheniya_v_kollektive.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психоразвивающая работа с учителями начальной школы

Как в короткий срок выстроит отношения в коллективе

Цель: создать условия для выработки учителем своей модели построения классного коллектива.

Задачи:

- расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;

- расширение диапазона психолого-педагогических путей построения коллективных отношений,

- отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми,

- активизация процесса самопознания и самоактуализации.

Вводная часть

Упражнение «Что значит для меня слово школа?» (10 минут)

Психолог. Я прошу вас по кругу, особо не задумываясь, ответить на этот вопрос. Ответьте первой пришедшей в голову фразой. Например: «Для меня школа - это реализация моих профессиональных возможностей».

Видеоролик «школа – это..»

Упражнение:  «Закончи предложение»

Предложения на карточках.

Я доверяю людям, которые...

Самая большая радость для меня - это...

Я люблю, когда...

Мне радостно, когда...

Я горжусь тем, что...

Моя сильная сторона в профессиональной деятельности...

Думаю, что самое важное для меня...

Мне особенно приятно...

Человек, которому я могу доверять...

Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня...

Мои друзья...

Самое большое достижение в моей жизни...

Я ценю в людях...

Я чувствую себя уверенно, когда...

Человек считается успешным, если...

Упражнение «Снежинки» (3 минуты).

Каждый участник получает салфетку и молча, не глядя, как такую же операцию проделывают другие, выполняет следующие действия:

- складывает листок вдвое, отрывает правый верхний угол;

- снова складывает листок вдвое, отрывает правый верхний угол;

- в третий раз проделывает то же самое;

- и в последний, четвертый раз складывает вдвое листок и отрывает правый верхний угол.

Затем каждый разворачивает листок и демонстрирует то, что у него получилось.

Психолог. Обратите внимание, есть ли в нашей группе одинаковые снежинки? А похожие?

Обсуждение.

Психолог. Мы все разные! Насколько хорошо мы знаем друг друга?

Упражнение «Построиться по признакам» (5 минут).

Участники путешествия во времени должны по команде психолога построиться:

- по цвету волос без слов (от темных к самым светлым),

- по стажу работы в школе (от большего к меньшему),

- по педагогическому стажу (от наименьшего к наибольшему),

- по знакам Зодиака.

Основная часть

Работа в группах

Педагоги делятся на две группы по цвету снежинок, которые они сделали ранее.

Каждой группе предлагаются этапы формирования коллектива по Лутошкину. В своем развитии любой коллектив проходит ряд ступеней, вам предлагается образные описания различных стадий развития коллективов.

Образное описание стадий развития коллектива

  1. ступень. «Песчаная россыпь». Не так уж редко встречаются на нашем пути песчаные россыпи. Посмотришь - сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Подует ветерок - отнесет часть песка, что лежит с краю подальше, дунет ветер посильней - разнесет песок в стороны, пока кто-нибудь не сгребет его в кучу. Бывает так и в человеческих группах, специально организованных или возникших по воле обстоятельств. Вроде все вместе, а в тоже время каждый человек сам по себе. Нет «сцепления» между людьми. В одном случае они не стремятся пойти друг другу навстречу, в другом - не желают находить общих интересов, общего языка. Нет здесь того стержня, авторитетного центра, вокруг которого происходило бы объединение, сплочение людей, где бы каждый чувствовал, что он нужен другому и сам нуждается во внимании других. А пока «песчаная россыпь» не приносит ни радости, ни удовлетворения тем, кто ее составляет.
  2. ступень. «Мягкая глина». Известно, что мягкая глина - материал, который сравнительно легко поддается воздействию и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера (а таким может быть в группе и вожак, и просто авторитетный ученик, и классный руководитель) этот материал превращается в красивый сосуд, в прекрасное изделие. Но если к нему не приложить усилий, то он может оставаться и простым куском глины.

На этой ступени более заметны усилия по сплочению коллектива, хотя это могут быть только первые шаги. Не все получается, нет достаточного опыта взаимодействия, взаимопомощи, достижение какой-либо цели происходит с трудом. Скрепляющим звеном зачастую являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения в основном доброжелательные, хотя не скажешь, что ребята всегда бывают внимательны друг к другу, предупредительны, готовы прийти друг другу на помощь. Если это и происходит, то изредка. Здесь существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются между собой. Настоящего, хорошего организатора пока нет, или он не может себя проявить, или просто ему трудно, так как некому поддержать его.

3        ступень. «Мерцающий маяк». В штормящем море мерцающий маяк и начинающему и опытному мореходу приносит уверенность, что курс выбран правильно. Важно только быть внимательным, не потерять световые всплески из виду. Заметьте, маяк не горит постоянным светом, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь».

Формирующийся в классе коллектив тоже подает каждому сигналы «так держать» и каждому готов прийти на помощь. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, дружить. Но желание - это еще не все. Дружба, взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже очень частных вспышек. В то же время в группе уже есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители маяка» - актив. Можно обратить внимание и на то, что группа выделяется среди других групп своей «непохожестью», индивидуальностью.

Однако встречающиеся трудности часто прекращают деятельность группы. Недостаточно проявляется инициатива, редко вносятся предложения по улучшению дел не только у себя в группе, но и в школе. Видим проявления активности всплесками, да и то не у всех.

4        ступень. «Алый парус». Алый парус - символ устремленности  вперед,   неуспокоенности,   дружеской верности, долга. Здесь живут и действуют по принципу «Один за всех и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника - знающие и надежные организаторы и авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за коллектив, все переживают, когда кого-то постигнет неудача. Группа живо интересуется тем, как обстоят дела в соседних классах, отрядах, и иногда ее члены приходят на помощь, когда их просят об этом.

Хотя группа сплочена, однако она не всегда готова идти наперекор «бурям», не всегда хватает мужества признать ошибки сразу, но это положение может быть исправлено.

5 ступень. «Горящий факел». Горящий факел - это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за других. Здесь ярко проявляются все качества коллектива, которые характерны для «Алого паруса». Но не только это. Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, поднимаясь на вершины, спускаясь в ущелья, пробивая первые тропы. Настоящим коллективом можно назвать лишь такую группу, которая не замыкается в узких рамках пусть и дружного, сплоченного объединения. Настоящий коллектив тот, где люди сами видят, когда они нужны, и сами идут на помощь; тот, где не остаются равнодушными, если другим группам плохо; тот, который ведет за собой, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего пылающего знаменем сердца дорогу другим.

Задача каждой группы:

  • ознакомиться с ними и выстроить их по ступеням развития;
  • определить на какой стадии развития находится их класс;
  • обратить внимание на то, к каким ступеням развития всем надо еще стремиться.

Участники каждой группы представляют результаты.

Упражнение: «Что необходимо для того, что сформировать коллектив»

Каждый участник называет основные составляющие для создания коллектива.

Упражнение: «Да»

Группа разбивается на пары. Один из участников произносит фразу, выражающую его состояние, настроение или ощущения. Второй должен задавать ему вопросы, чтобы уточнить и выяснить детали. Например: «Странно, но я заметила за собой, что когда нахожусь в таком состоянии, то цвет моей одежды примерно одинаков». Упражнение считается выполненным, если в ответ на расспросы участник получает три утвердительных ответа «да».

Упражнение «Фотоальбом» (10 минут).

Психолог. Закройте глаза и постарайтесь вспомнить, какими вы пришли работать в школу, какими были ваши мысли, чувства. А теперь представьте, что в первый день вашей работы какой-то папарацци сфотографировал вас. Постарайтесь изобразить, каким вы могли бы получиться на фотографии, и придумайте к ней подпись.

А если этот же папарацци снимет вас сейчас, какой будет фотография, а какой подпись?

Обсуждение: что изменилось?

Упражнение «Оркестр»

Каждый из вас получает карточку с названием музыкального инструмента. Ваша задача состоит в том, чтобы последовательно пройти пять этапов.

1 этап. Каждый презентует свой инструмент (используя голос и части тела), исполняя известный всем музыкальный фрагмент (например, «Два веселых гуся»).

2 этап. Участники делятся на пары и играют музыкальный фрагмент в дуэте.

3 этап. Участники делятся на две подгруппы и каждая играет тот же музыкальный фрагмент в подгруппе.

4 этап. Весь коллектив - это оркестр. Ведущий - дирижер. Он управляет оркестром, исполняется репетируемый раннее музыкальный фрагмент.

Обсуждение.

Существует множество правил эффективного управления. Среди них выделим несколько наиболее важных:

  • Чёткое знание целей.
  • Создание условий деятельности. Руководитель не должен делать за подчинённых их работу (даже если он сделает её лучше). Его задача - сделать так, чтобы у человека было то, что необходимо для творческого выполнения своих обязанностей.
  • Делегирование ответственности, а не поручения. Это принципиально важно, говорить что и для чего нужно сделать, но не говорить как. Трудность здесь одна - подбирать посильную для человека ответственность.
  • Существование чётких правил взаимодействия и наказания за их неисполнение.

Упражнение «Кошка - собака».

Участники садятся в крут. Назначается ведущий и выбираются два предмета, один из которых условно называется «собака», другой - «кошка». Дальше следует передавать эти предметы по кругу в разные стороны от ведущего («собака» - направо, «кошка» - налево). Соревнуются две команды - команда «по часовой стрелке» и команда «против часовой стрелки». Первые передают кошку, вторые - собаку по таким правилам:

Человек, передающий предмет, должен сказать адресату: «Я даю вам собаку (кошку)», на что тот должен переспросить: «Что?» - «Собаку». Только после этого адресат может взять предмет в свои руки.

Ни один человек в кругу, кроме ведущего, не может отвечать на вопрос «что?» самостоятельно.

Получив предмет, адресат по тем же правилам продолжает передачу его по кругу.

Это упражнение не так просто, как кажется. Оно может быть выполнено только при условии, что каждый из участников отвечает только за себя, не стремится помочь ближнему советом (чтобы окончательно его запутать), не ругает его и не комментирует его действия.

  • Это - ещё одно правило эффективного управления: каждый должен делать только то, что должен. И не делать работу за других. А за свою отвечать.

Что же должен уметь руководитель для эффективного руководства?

  • умение давать поручения;
  • умение говорить комплименты;
  • умение высказывать критику;
  • умение воспринимать критику.

Завершающая часть

Упражнение: «Мое сердце в школе поет, когда...»,  «Мое сердце в школе грустит, когда...»

По кругу путешественники озвучивают причины грусти или радости в своем сердце. Первый начинает с радости, второй говорит о причине грусти, третий опять о радости и т.д.

Совет учителю

Дж. Томпсон пишет так: «Вы можете придумать блестящий план урока, но его эффективность будет равна нулю, если ваши ученики почувствуют, что они вам безразличны. Только по настоящему хорошие взаимоотношения педагога и учащихся способствуют нормальному течению учебного процесса. Без них вы ничего не добьетесь».

Томпсон приводит  основные  подходы и методики, направленные на их осуществление:

  • Устанавливайте отношения, основанные на взаимной ответственности взрослых и детей.
  • Разговаривайте с детьми по-доброму.
  • Выслушивайте каждого ученика.
  • Старайтесь хотя бы один раз в течение урока назвать всех по имени.
  • Когда ученик обращается к вам, постарайтесь его выслушать.
  • Говорите детям комплименты, когда заметите какие-то позитивные изменения в их поведении и внешности, даже если последние не в вашем вкусе.
  • Делайте всё возможное, чтобы ближе узнать своих учеников.
  • Концентрируйте внимание на сильных сторонах личности ваших  учеников, старайтесь избегать их слабостей.
  • Составьте график дней рождений ваших учеников. Поздравляйте их, вывешивая поздравление на доске объявлений в классе.
  • Интересуйтесь делами семьи учеников. Если кто–то из их родственников болеет, справляйтесь о его здоровье.
  • Создавайте ситуацию успеха каждому ученику каждый день.

«Песчаная россыпь». Не так уж редко встречаются на нашем пути песчаные россыпи. Посмотришь - сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Подует ветерок - отнесет часть песка, что лежит с краю подальше, дунет ветер посильней - разнесет песок в стороны, пока кто-нибудь не сгребет его в кучу. Бывает так и в человеческих группах, специально организованных или возникших по воле обстоятельств. Вроде все вместе, а в тоже время каждый человек сам по себе. Нет «сцепления» между людьми. В одном случае они не стремятся пойти друг другу навстречу, в другом - не желают находить общих интересов, общего языка. Нет здесь того стержня, авторитетного центра, вокруг которого происходило бы объединение, сплочение людей, где бы каждый чувствовал, что он нужен другому и сам нуждается во внимании других. А пока «песчаная россыпь» не приносит ни радости, ни удовлетворения тем, кто ее составляет.

«Мягкая глина». Известно, что мягкая глина - материал, который сравнительно легко поддается воздействию и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера (а таким может быть в группе и вожак, и просто авторитетный ученик, и классный руководитель) этот материал превращается в красивый сосуд, в прекрасное изделие. Но если к нему не приложить усилий, то он может оставаться и простым куском глины.

На этой ступени более заметны усилия по сплочению коллектива, хотя это могут быть только первые шаги. Не все получается, нет достаточного опыта взаимодействия, взаимопомощи, достижение какой-либо цели происходит с трудом. Скрепляющим звеном зачастую являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения в основном доброжелательные, хотя не скажешь, что ребята всегда бывают внимательны друг к другу, предупредительны, готовы прийти друг другу на помощь. Если это и происходит, то изредка. Здесь существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются между собой. Настоящего, хорошего организатора пока нет, или он не может себя проявить, или просто ему трудно, так как некому поддержать его.

 «Мерцающий маяк». В штормящем море мерцающий маяк и начинающему и опытному мореходу приносит уверенность, что курс выбран правильно. Важно только быть внимательным, не потерять световые всплески из виду. Заметьте, маяк не горит постоянным светом, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь».

Формирующийся в классе коллектив тоже подает каждому сигналы «так держать» и каждому готов прийти на помощь. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, дружить. Но желание - это еще не все. Дружба, взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже очень частных вспышек. В то же время в группе уже есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители маяка» - актив. Можно обратить внимание и на то, что группа выделяется среди других групп своей «непохожестью», индивидуальностью.

Однако встречающиеся трудности часто прекращают деятельность группы. Недостаточно проявляется инициатива, редко вносятся предложения по улучшению дел не только у себя в группе, но и в школе. Видим проявления активности всплесками, да и то не у всех.

«Алый парус». Алый парус - символ устремленности  вперед,   неуспокоенности,   дружеской верности, долга. Здесь живут и действуют по принципу «Один за всех и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника - знающие и надежные организаторы и авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за коллектив, все переживают, когда кого-то постигнет неудача. Группа живо интересуется тем, как обстоят дела в соседних классах, отрядах, и иногда ее члены приходят на помощь, когда их просят об этом.

Хотя группа сплочена, однако она не всегда готова идти наперекор «бурям», не всегда хватает мужества признать ошибки сразу, но это положение может быть исправлено.

 «Горящий факел». Горящий факел - это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за других. Здесь ярко проявляются все качества коллектива, которые характерны для «Алого паруса». Но не только это. Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, поднимаясь на вершины, спускаясь в ущелья, пробивая первые тропы. Настоящим коллективом можно назвать лишь такую группу, которая не замыкается в узких рамках пусть и дружного, сплоченного объединения. Настоящий коллектив тот, где люди сами видят, когда они нужны, и сами идут на помощь; тот, где не остаются равнодушными, если другим группам плохо; тот, который ведет за собой, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего пылающего знаменем сердца дорогу другим.

Я доверяю людям, которые...

Самая большая радость для меня - это...

Я люблю, когда...

Мне радостно, когда...

Я горжусь тем, что...

Моя сильная сторона в профессиональной деятельности...

Думаю, что самое важное для меня...

Мне особенно приятно...

Человек, которому я могу доверять...

Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня...

Мои друзья...

Самое большое достижение в моей жизни...

Я ценю в людях...

Я чувствую себя уверенно, когда...

Человек считается успешным, если...