Альтернативные подходы к природе одаренности
Психопрофилактическая работа с педагогами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alternativnye_podhody_k_prirode_odarennosti.ppt | 406 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Возрастные предпосылки способностей Младший школьник: повышенная восприимчивость, доверчивая готовность усваивать новые знания, вера в истинность того, чему учат.
Возрастные предпосылки способностей Школьники средних классов: возросшая самостоятельность, настойчивая энергия, широта склонностей.
Возрастные предпосылки способностей Старшие школьники: заметна работа анализирующей мысли, готовность к рассуждениям, особая эмоциональная впечатлительность.
Б. М. Теплов в свое время выдвинул тезис о том, что талант по преимуществу многосторонен. Нет таковой общей или специальной одаренности, а есть более общие и более специальные стороны одаренности.
Категории способных детей (по Н. С. Лейтесу): Первая категория - это учащиеся с ранним подъемом интеллекта . Характеризуются: обычный общий уровень развития интеллекта, особая склонность к какой-либо области искусства, науки или техники, специальные способности раньше проявляются в тех видах деятельности, где требуются особые специальные задатки (музыкальные, художественные) или формальные качества ума.
Категории способных детей (по Н. С. Лейтесу): Ко второй категории относятся дети с ярким проявлением способностей к отдельным школьным наукам и видам деятельности (в том числе и внешкольной). Характеризуются: быстрый темп обучения в школе, стремительно развиваются в умственном отношении и далеко опережают своих сверстников.
Категории способных детей (по Н. С. Лейтесу): Третья категория – это дети с потенциальными признаками одаренности. Характеризуются: не идут впереди сверстников по общему развитию, отличаются особым своеобразием умственной работы: оригинальность и самостоятельность суждений, неординарность точки зрения по разным вопросам и пр.
По отношению к одаренным детям важно избегать двух крайностей Развитие такого ребенка не требует никакого участия (но подобное невмешательство учителя может оказаться пагубным для развития способностей). Чрезмерное вмешательство в формирование способностей (неверно думать, что во всех случаях, чем раньше чему-либо обучать ребенка, тем лучше).
Типичные причины спада проявлений детской общей одаренности к концу школьного возраста (Н. С. Лейтес):
Опережение в начальном обучении связано с развитием таких особенностей, которые в дальнейшем утратили свое значение.
Активность мысли, ее своеобразие, изобретательность проявляются в оперировании абстрактными понятиями, схемами, а возрастающие требования к анализу конкретного, содержательного материала затрудняют, тормозят активность.
Недостаток работоспособности, трудолюбия, упорства, неумение преодолевать трудности могут стать преградой в развитии способностей.
Возможные с возрастом изменения направленности личности, связанные с потерей интереса к умственным занятиям, с безразличием к учению, могут приостановить развитие способностей.
Высокие способности - это тот плацдарм, на котором одаренность может базироваться, но только при условии терпеливого, внимательного и бережного отношения взрослых к проблеме развития способностей ребенка, к вопросу формирования его личности. Без этого можно вырастить виртуоза, но не творца .
Одаренность – это не просто результат высоких способностей ребенка, но в первую очередь это проблема становления его личности.
«Развивать надо не только специфическое дарование. Необходимо учитывать всю личность, ее эмоциональные, интеллектуальные, художественные и социальные способности» - Эрик Ландау