Алекситимия как психологическая характеристика личности
Психопрофилактическая работа с педагогами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aleksitimiya_kak_psihologicheskaya_harakteristika_lichnosti.doc | 206 КБ |
Предварительный просмотр:
Алекситимия как психологическая характеристика личности
В языке иннуитов, коренных жителей севера Канады и Аляски, существует более 25 слов, обозначающих разные виды снега. В любом языке существуют сотни слов, обозначающих чувства и эмоциональные состояния. Одни – более «телесные» (усталость, вялость, бодрость, энергичность), другие – более «духовные» (вдохновение, самозабвение, ликование, смирение). Но важно не то, сколько обозначений эмоций нам известно в принципе, а то, какое количество «слов для чувств» находится в нашем активном словаре.
В среднем человек, говорящий по-русски, использует в повседневной речи 30-40 слов, обозначающих чувства. Однако, согласно исследованиям, максимальное количество чувств, которые человек умеет распознавать к старшему подростковому возрасту, больше 150. Иначе говоря, эмоциональная сфера среднего человека «подобна роялю, у которого 16 клавиш западают и 40 струн порвано». Конечно, музыку Моцарта или Баха на таком рояле не сыграешь, но «чижик-пыжик» может получиться. И в этом смысле «среднему человеку» еще повезло.
Алекситимия (от греч. a - отрицание, греч. lexis - слово, греч. thymos - чувство, буквально «без слов для чувств») - психологическая характеристика личности, включающая следующие особенности:
- затруднение в определении и описании (вербализации) собственных эмоций и эмоций других людей;
- затруднение в различении эмоций и телесных ощущений;
- снижение способности к символизации, в частности к фантазии;
- фокусирование преимущественно на внешних событиях, в ущерб внутренним переживаниям;
- склонность к конкретному, утилитарному, логическому мышлению при дефиците эмоциональных реакций.
Все перечисленные особенности могут проявляться в равной степени или одна из них может преобладать.
Термин «алекситимия» введен Сифнеосом в 1967 году, в дальнейшем уточнен и разработан им в 1970 году совместно с Немиа.
Людей с алекситимией – около 8-10%; среди них мужчин почти вчетверо больше, чем женщин, а пожилых людей примерно втрое больше, чем молодых.
Проявление алекситимии.
Обычно алекситимия проявляется таким образом: у Вас «нет слов» для выражения чувств, или Вы затрудняетесь в определении эмоционально-заряженной значимой для Вашей внутренней психической жизни ситуации, или не способны объяснить, рассказать, что с Вами происходит на уровне чувств. Обычно при алекситимии Вам редко снятся сны и они неяркие и обрывочные.
Как это выглядит в реальной жизни? Если, например, такому человеку, который просто сидит в кресле, задать вопрос: «Что вы сейчас чувствуете?», он достаточно часто ответит: «Ничего. Что я могу чувствовать, если вокруг ничего не происходит? Чувствую, что кресло мягкое…» или начнет переходить к описанию своих действий: «Сижу в кресле. На картину на стене смотрю» или к описанию ситуации: «За окном хорошая погода. На стене картина…». Вместо того, чтобы сказать: «Я чувствую радость, потому что за окном хорошая погода, а на стене красивая картина»…
- Еще для этих людей характерно, что чувства и эмоции для них очень сильно связаны с телом. Люди, страдающие алекситимией, не заметят зарождения и развития плохого настроения, негативных чувств, пока у них что-то не заболит: голова, желудок, сердце и т.п. Алекситимия тесно связана с развитием психосоматических заболеваний. Комфорт и позитивные чувства для таких людей тоже сопряжены с телесными радостями, чаще всего - с едой.
- У людей, страдающих алекситимией, крайне беден репертуар способов совладания с проблемами и сложными жизненными ситуациями. Именно слабая способность распознавать собственные чувства, их причины, проявления и возможные последствия заставляет многих людей пытаться преодолеть негативные состояния, пользуясь для этого неадекватными средствами. Например, чувствует такой человек, что ему «паршиво» - и направляется к холодильнику в поисках утешения. Но от одиночества, усталости и раздражения еда не помогает, и «паршивое» состояние только усиливается. К уже имеющимся нераспознанным негативным чувствам добавляются чувства отвращения к себе, вины и бессилия («Ну и зачем я ела?..»), тоже нераспознанные. И, «после поворота событий от плохого к худшему, цикл повторяется».
- Людям, страдающим алекситимией, бывает сложно выстраивать близкие отношения. Ведь они не только не могут объяснить любимому человеку, что они чувствуют, но и неспособны распознать и чувства других людей. Эмпатия – настройка на чувства другого человека – им не дается. Поэтому в их общении с близкими часто царит непонимание и отчуждение.
- Некоторые исследователи подчеркивают также, что у алекситимных личностей бедные по содержанию фантазии и сновидения, им трудно передать словами свои телесные ощущения - контакт с собственной психической сферой как бы затруднен; отмечается натянутость в позе и движениях, бедность мимики, роботообразная деятельность, отмечается тенденция к развитию ипохондрии.
Специфические особенности людей с алекситимией:
- неспособность к фантазированию;
- достаточно бедные сновидения;
- схематическое, ригидное мышление;
- сверхнормативные социальные отношения;
- проецирование своих чувств на чувствах других;
Алекситимия - это ограничение чувственных связей с миром, и оно уменьшает способность отличать чувства от телесных ощущений, адекватно реагировать в стрессовых и конфликтных ситуациях, понимать мир во всей его сложности и построить образный контекст ситуации. Поэтому у человека возникает ощущение, что его преследуют неудачи в деятельности, возможно, реальные, а возможно, существующие только в его в сознании. И эти неудачи начинают приобретать для человека большую эмоциональную значимость и личностный смысл, чем достижение цели. И тогда искажается мотивационная сфера, смысловые акценты смещаются, а именно они во многом определяют взаимоотношения человека с окружающей действительностью.
Алекситимия может быть устойчивой чертой личности, а может – временной реакцией на депрессию или тревогу. Если это – черта человека, то начинается ее развитие в подростковом возрасте. Если не научить ребенка рассказывать о том, что он чувствует, как он это выражает, он тогда не научится сопереживать. А родители часто не просто не спрашивают ребенка о его чувствах, а наоборот, учат всячески их скрывать, демонстрируя своим примерам соответствующее поведение. И вырастают люди с неразвившейся в нужном возрасте способностью к осознанию и выражению чувств – люди с первичной алекситимией.
Алекситимия может быть и вторичной. Она развивается в результате преобладания в процессе развития личности защитных механизмов. То есть, если выражение чувств приносило в прошлом отрицательный результат – боль, страх, чувство вины и т.д., человек получал негативный травмирующий опыт и, как следствие, приходил к выводу, что чувства свои лучше никогда не показывать и никому о них не рассказывать. А чтобы случайно не проговориться, лучше скрывать их и от самого себя. К сожалению, отказ от возможной боли часто влечет и обратную сторону – отказ от возможной радости.
Это явление свидетельствует о том, что человек закрыт к новому опыту и центрирован на негативных переживаниях. Люди с алекситимией больше других склонны к депрессии и развитию психосоматических заболеваний, а течение болезней у них, в среднем, более тяжелое по сравнению с другими больными.
Алекситимия может являться также характерным признаком тяжелой длящейся стрессовой ситуации, к которой человек уже привык и оценивает ее как нормальную. А следствием алекситимии нередко является одиночество. Кроме того, алекситимия характеризуется определенными нарушениями эмоциональных и личностных процессов, а также сферы мышления.
В эмоциональной сфере она проявляется как неспособность к точному распознаванию и описанию своего эмоционального состояния и эмоционального состояния других людей, недостаточная эмоциональная включенность в объективную ситуацию (фиксирование в большей степени на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях), затруднения в проведении различий между чувствами и телесными ощущениями. Такие люди не могут, например, отличить хроническую усталость от состояния депрессии.
В личностной сфере алекситимия проявляется в нежелании или неспособности к рефлексии (процесс самопознания человеком своих внутренних психических актов и состояний, процесс размышления о происходящем в его собственном сознании), что, в свою очередь, приводит к упрощению жизненной направленности, обеднению взаимосвязей с окружающим миром, иногда – некоторой инфантильности.
В сфере мышления человек предпочитает пользоваться наглядно-действенным мышлением, а не абстрактно-логическим, не использует возможности своего воображения, о чем свидетельствует отсутствие склонности к мечтам и фантазиям. Он также мало использует процессы категоризации (психический процесс отнесения единичного объекта, события, переживания к некоторому классу, то есть категоризация – это процесс обобщения с последующей классификацией) и символизации мышления.
Существует 3 механизма развития алекситимии:
- Биологический механизм - генетически запрограммированное свойство нервной системы, связанное с гипертрофированной функцией левого полушария.
- Психодинамический механизм - защитно-изоляционный механизм от хронического травматического опыта.
- Бихевиоральный механизм - это раннее научение от алекситимии матери, или влияние запретного на эмоции социального окружения.
Считается, что склонность к алекситимии – это «семейное». Наряду с биологической социальная природа алекситимии не подлежит сомнению. Например, развитию алекситимии у ребенка способствует ее наличие у одного из родителей. Мама не распознает нюансы состояния ребенка, поэтому стереотипно реагирует, допустим, на плач. Неважно, плачет ли ребенок от холода, испуга, скуки или одиночества, мама сует младенцу в рот грудь, а когда он становится старше – кусок хлеба. В таком взаимодействии нет диалогичности, которая показала бы ребенку, как воспринимается со стороны и как обозначается то, что он переживает. Полное отсутствие полноценной родительской заботы и внимания в младенческом и раннем возрасте (например, если ребенок волею судеб оказался в Доме малютки) также может приводить к алекситимии.
Согласно ряду наблюдений, алекситимия встречается с особенно высокой частотой у лиц, имеющих избыточную массу тела, причем в этих случаях она обычно сочетается с депрессией. Авторы соответствующих работ полагают, что для алекситимичных индивидов прием пищи выступает в роли своего рода внутреннего регулятора чувства напряжения. Алекситимия рассматривается как фактор, не только предрасполагающий кожирению, но и затрудняющий возможность потери лишней массы.
- Тенденция к уменьшению положительных эмоций и радостных событий и одновременно выраженность таких чувств, как гнев, печаль и враждебность, характеризуют алекситимичных больных с артериальной гипертонией, устойчивой к терапии. Алекситимичные черты встречаются у 55,3% больных первичной артериальной гипертензией. У алекситимичных пациентов выше цифры артериального давления по сравнению с неалекситимичными.
- У пациентов с диагнозом ишемической болезни сердца алекситимия встречается в 31-49% случаев. Избыточная масса тела, сахарный диабет, артериальная гипертензия, курение, злоупотребление алкоголем чаще встречаются именно у алекситимичных больных ишемической болезнью сердца, в связи с чем алекситимия рассматривается как один из факторов риска развития этого заболевания. Кроме того, указывается, что при проведении лечебных мероприятий в этих случаях необходимо учитывать характерные для алекситимиков низкие показатели качества жизни, высокий уровень тревожности.
- Если алекситимия имеет место у больных брохиальной астмой, то таким пациентам требуются более длительные госпитализации.
Факторы, способствующие формированию алекситимии
- Специфический телесный опыт. Заболевания в раннем детстве, или операция с последующим
длительным ограничением активности.
- Фиксация внимания семьи на заболевании ребенка. Включение болезни в социальную ситуацию
развития семьи в качестве ее центрального звена.
- Директивное навязывание больному инвалидного стиля жизни.
- Длительное переживание неуспеха в значимой деятельности. Значимо в возрастных кризисах
развития.
- Ограниченность эмоционального опыта спектром негативных эмоций.
- Неспособность собственного вмешательства в обстоятельства
Методы профилактики алекситимии
Ограничение возможности понимать себя, связанное со слабым использованием способностей к рефлексии, становится значительным препятствием для осознания происходящего, для возможности целостного представления собственной жизни. Ведь рефлексия дает возможность посмотреть на себя со стороны, осознать смысл собственной жизни и деятельности, позволяет увидеть их во временной взаимосвязи, осуществить смысловое связывание настоящего с прошлым и будущим, что позволяет человеку создавать и сохранять внутреннюю гармонию, необходимым образом изменять свой внутренний мир и не оказываться всецело во власти ситуации.
- Рефлексия – это один из механизмов смысловой саморегуляции, поэтому является источником свободы и устойчивости личности, ее саморазвития. Это осознаваемая форма смысловой регуляции, отличающаяся от усвоенных нами в процессе жизни и развития неосознаваемых психических автоматизмов.
- Саморегуляция позволяет человеку меняться в соответствии с изменением обстоятельств внешнего мира и условий его жизни, поддерживает необходимую для деятельности человека психическую активность, обеспечивает сознательную организацию и коррекцию его действий.
Торонтская шкала алекситимии
На сегодняшний день Торонтская шкала алекситимии является наиболее валидным и часто используемым опросником для измерения алекситимии. Она содержит 26 утверждений, каждое из которых оценивается по 5-ти балльной шкале.
Укажите, насколько Вы согласны или не согласны с каждым из последующих утверждений.
Дайте только один ответ на каждое из утверждений:
(1) Совершенно неверно;
(2) Отчасти неверно;
(3) Ни то ни сё;
(4) Отчасти верно;
(5) Совершенно верно.
Вопросы | Совершенно неверно | Отчасти неверно | Ни то, ни сё | Отчасти верно | Совершенно верно |
1. Когда я плачу, то всегда знаю почему | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
2. Мечтания - напрасная трата времени | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3. Я хотел бы не быть таким робким | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
4. Я часто бываю неуверен, какое же чувство я испытываю | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
5. Я часто мечтаю о будущем | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
6.Я, кажется, завожу друзей так же легко, как и другие | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
7. Лучше знать готовые ответы, чем решать задачи самому | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
8. Мне трудно находить нужные слова для моих чувств | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
9. Я хочу, чтобы люди знали о моих принципах | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
10. Я испытываю такие ощущения в теле, что даже врачи не понимают | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
11. Если какое-то устройство работает, мне надо знать, как и почему оно работает | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
12. Я легко могу описать мои чувства | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
13. Я предпочитаю не только обсуждать вопросы, но и глубоко в них разбираться | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
14. Если я разволнуюсь, то бывает, и сам не пойму, то ли я огорчен, то ли напуган, то ли сердит | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
15. Моё воображение работает вовсю | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
16. Я подолгу мечтаю, когда мне нечего делать | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
17. Я часто удивляюсь ощущениям в своем теле | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
18. Я редко мечтаю | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
19. Я лучше дам делам идти своим чередом, чем разбираться, почему вышло так, а не иначе | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
20. Я испытываю чувства, почти не поддающиеся определению | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
21. Разбираться в чувствах - это так важно | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
22. Трудно сказать, какие чувства я испытываю к некоторым людям | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
23. Люди, бывало, просили меня говорить яснее о моих чувствах | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
24. Всегда и всему следует искать глубинные причины | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
25. Я не знаю, что творится во мне | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
26. Я часто не знаю, почему я злюсь | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Обработка результатов
Общий балл подсчитывается следующим образом: утверждения № 2, 3, 4, 7, 8, 10, 14, 16, 17, 18, 19, 20, 22, 23, 25, 26 являются прямыми (суммируется балл ответа),
а № 1, 5, 6, 9, 11, 12, 13, 15, 21 и 24 - обратными (то есть оценке 1 соответствует балл 5; 2 - 4; 4 - 2; а 5 - 1).
Оценка результатов. Считается, что испытуемый страдает алекситимией, если он набрал 74 и более баллов и не страдает, если его балл ниже или равен 62. Остальные испытуемые составляют промежуточную группу. Подсчитайте общее количество набранных баллов.
Вопросы | Совершенно неверно | Отчасти неверно | Ни то, ни сё | Отчасти верно | Совершенно верно | Вопросы | Совершенно неверно | Отчасти неверно | Ни то, ни сё | Отчасти верно | Совершенно верно | Вопросы | Совершенно неверно | Отчасти неверно | Ни то, ни сё | Отчасти верно | Совершенно верно | ||
1 | 1 | 1 | |||||||||||||||||
2 | 2 | 2 | |||||||||||||||||
3 | 3 | 3 | |||||||||||||||||
4 | 4 | 4 | |||||||||||||||||
5 | 5 | 5 | |||||||||||||||||
6 | 6 | 6 | |||||||||||||||||
7 | 7 | 7 | |||||||||||||||||
8 | 8 | 8 | |||||||||||||||||
9 | 9 | 9 | |||||||||||||||||
10 | 10 | 10 | |||||||||||||||||
11 | 11 | 11 | |||||||||||||||||
12 | 12 | 12 | |||||||||||||||||
13 | 13 | 13 | |||||||||||||||||
14 | 14 | 14 | |||||||||||||||||
15 | 15 | 15 | |||||||||||||||||
16 | 16 | 16 | |||||||||||||||||
17 | 17 | 17 | |||||||||||||||||
18 | 18 | 18 | |||||||||||||||||
19 | 19 | 19 | |||||||||||||||||
20 | 20 | 20 | |||||||||||||||||
21 | 21 | 21 | |||||||||||||||||
22 | 22 | 22 | |||||||||||||||||
23 | 23 | 23 | |||||||||||||||||
24 | 24 | 24 | |||||||||||||||||
25 | 25 | 25 | |||||||||||||||||
26 | 26 | 26 |
Ф.И.О. учителя: ________________________ Ф.И.О. учителя: ___________________________ Ф.И.О. учителя: ___________________