Алекситимия как психологическая характеристика личности

Лучкова Татьяна Алексеевна

Психопрофилактическая работа с педагогами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алекситимия как психологическая характеристика личности

В языке иннуитов, коренных жителей севера Канады и Аляски, существует более 25 слов, обозначающих разные виды снега. В любом языке существуют сотни слов, обозначающих чувства и эмоциональные состояния. Одни – более «телесные» (усталость, вялость, бодрость, энергичность), другие  – более «духовные» (вдохновение, самозабвение, ликование, смирение). Но важно не то, сколько обозначений эмоций нам известно в принципе, а то, какое количество «слов для чувств» находится в нашем активном словаре.

В среднем человек, говорящий по-русски, использует в повседневной речи 30-40 слов, обозначающих чувства. Однако, согласно исследованиям, максимальное количество чувств, которые человек умеет распознавать к старшему подростковому возрасту, больше 150. Иначе говоря, эмоциональная сфера среднего человека «подобна роялю, у которого 16 клавиш западают и 40 струн порвано». Конечно, музыку Моцарта или Баха на таком рояле не сыграешь, но «чижик-пыжик» может получиться. И в этом смысле «среднему человеку» еще повезло.

Алекситимия (от греч. a - отрицание, греч. lexis - слово, греч. thymos - чувство, буквально «без слов для чувств») - психологическая характеристика личности, включающая следующие особенности:

  • затруднение в определении и описании (вербализации) собственных эмоций и эмоций других людей;
  • затруднение в различении эмоций и телесных ощущений;
  • снижение способности к символизации, в частности к фантазии;
  • фокусирование преимущественно на внешних событиях, в ущерб внутренним переживаниям;
  • склонность к конкретному, утилитарному, логическому мышлению при дефиците эмоциональных реакций.

Все перечисленные особенности могут проявляться в равной степени или одна из них может преобладать.

Термин «алекситимия» введен Сифнеосом в 1967 году, в дальнейшем уточнен и разработан им в 1970 году совместно с Немиа.

Людей с алекситимией – около 8-10%; среди них мужчин почти вчетверо больше, чем женщин, а пожилых людей примерно втрое больше, чем молодых.

Проявление алекситимии. 

Обычно алекситимия проявляется таким образом: у Вас «нет слов» для выражения чувств, или Вы затрудняетесь в определении эмоционально-заряженной значимой для Вашей внутренней психической жизни ситуации, или не способны объяснить, рассказать, что с Вами происходит на уровне чувств. Обычно при алекситимии Вам редко снятся сны и они неяркие и обрывочные.

Как это выглядит в реальной жизни? Если, например, такому человеку, который просто сидит в кресле, задать вопрос: «Что вы сейчас чувствуете?», он достаточно часто ответит: «Ничего. Что я могу чувствовать, если вокруг ничего не происходит? Чувствую, что кресло мягкое…» или начнет переходить к описанию своих действий: «Сижу в кресле. На картину на стене смотрю» или к описанию ситуации: «За окном хорошая погода. На стене картина…». Вместо того, чтобы сказать: «Я чувствую радость, потому что за окном хорошая погода, а на стене красивая картина»…

  • Еще для этих людей характерно, что чувства и эмоции для них очень сильно связаны с телом. Люди, страдающие алекситимией, не заметят зарождения и развития плохого настроения, негативных чувств, пока у них что-то не заболит: голова, желудок, сердце и т.п. Алекситимия тесно связана с развитием психосоматических заболеваний. Комфорт и позитивные чувства для таких людей тоже сопряжены с телесными радостями, чаще всего - с едой.
  • У людей, страдающих алекситимией, крайне беден репертуар способов совладания с проблемами и сложными жизненными ситуациями. Именно слабая способность распознавать собственные чувства, их причины, проявления и возможные последствия заставляет многих людей пытаться преодолеть негативные состояния, пользуясь для этого неадекватными средствами. Например, чувствует такой человек, что ему «паршиво» - и направляется к холодильнику в поисках утешения. Но от одиночества, усталости и раздражения еда не помогает, и «паршивое» состояние только усиливается. К уже имеющимся нераспознанным негативным чувствам добавляются чувства отвращения к себе, вины и бессилия («Ну и зачем я ела?..»), тоже нераспознанные. И, «после поворота событий от плохого к худшему, цикл повторяется».
  • Людям, страдающим алекситимией, бывает сложно выстраивать близкие отношения. Ведь они не только не могут объяснить любимому человеку, что они чувствуют, но и неспособны распознать и чувства других людей. Эмпатия – настройка на чувства другого человека – им не дается. Поэтому в их общении с близкими часто царит непонимание и отчуждение.
  • Некоторые исследователи  подчеркивают также, что у алекситимных личностей бедные по содержанию фантазии и сновидения, им трудно передать словами свои телесные ощущения - контакт с собственной психической сферой как бы затруднен; отмечается натянутость в позе и движениях, бедность мимики, роботообразная деятельность, отмечается тенденция к развитию ипохондрии.

Специфические особенности людей с алекситимией:

  • неспособность к фантазированию;
  • достаточно бедные сновидения;
  • схематическое, ригидное мышление;
  • сверхнормативные социальные отношения;
  • проецирование своих чувств на чувствах других;

Алекситимия - это ограничение чувственных связей с миром, и оно уменьшает способность отличать чувства от телесных ощущений, адекватно реагировать в стрессовых и конфликтных ситуациях, понимать мир во всей его сложности и построить образный контекст ситуации. Поэтому у человека возникает ощущение, что его преследуют неудачи в деятельности, возможно, реальные, а возможно, существующие только в его в сознании. И эти неудачи начинают приобретать для человека большую эмоциональную значимость и личностный смысл, чем достижение цели. И тогда искажается мотивационная сфера, смысловые акценты смещаются, а именно они во многом определяют взаимоотношения человека с окружающей действительностью.

Алекситимия может быть устойчивой чертой личности, а может – временной реакцией на депрессию или тревогу. Если это – черта человека, то начинается ее развитие в подростковом возрасте. Если не научить ребенка рассказывать о том, что он чувствует, как он это выражает, он тогда не научится сопереживать. А родители часто не просто не спрашивают ребенка о его чувствах, а наоборот, учат всячески их скрывать, демонстрируя своим примерам соответствующее поведение. И вырастают люди с неразвившейся в нужном возрасте способностью к осознанию и выражению чувств – люди с первичной алекситимией.

Алекситимия может быть и вторичной. Она развивается в результате преобладания в процессе развития личности защитных механизмов. То есть, если выражение чувств приносило в прошлом отрицательный результат – боль, страх, чувство вины и т.д., человек получал негативный травмирующий опыт и, как следствие, приходил к выводу, что чувства свои лучше никогда не показывать и никому о них не рассказывать. А чтобы случайно не проговориться, лучше скрывать их и от самого себя. К сожалению, отказ от возможной боли часто влечет и обратную сторону – отказ от возможной радости.

Это явление свидетельствует о том, что человек закрыт к новому опыту и центрирован на негативных переживаниях. Люди с алекситимией больше других склонны к депрессии и развитию психосоматических заболеваний, а течение болезней у них, в среднем, более тяжелое по сравнению с другими больными.

Алекситимия может являться также характерным признаком тяжелой длящейся стрессовой ситуации, к которой человек уже привык и оценивает ее как нормальную. А следствием алекситимии нередко является одиночество. Кроме того, алекситимия характеризуется определенными нарушениями эмоциональных и личностных процессов, а также сферы мышления.

В эмоциональной сфере она проявляется как неспособность к точному распознаванию и описанию своего эмоционального состояния и эмоционального состояния других людей, недостаточная эмоциональная включенность в объективную ситуацию (фиксирование в большей степени на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях), затруднения в проведении различий между чувствами и телесными ощущениями. Такие люди не могут, например, отличить хроническую усталость от состояния депрессии.

В личностной сфере алекситимия проявляется в нежелании или неспособности к рефлексии (процесс самопознания человеком своих внутренних психических актов и состояний, процесс размышления о происходящем в его собственном сознании), что, в свою очередь, приводит к упрощению жизненной направленности, обеднению взаимосвязей с окружающим миром, иногда – некоторой инфантильности.

В сфере мышления человек предпочитает пользоваться наглядно-действенным мышлением, а не абстрактно-логическим, не использует возможности своего воображения, о чем свидетельствует отсутствие склонности к мечтам и фантазиям. Он также мало использует процессы категоризации (психический процесс отнесения единичного объекта, события, переживания к некоторому классу, то есть категоризация – это процесс обобщения с последующей классификацией) и символизации мышления.

Существует 3 механизма развития алекситимии:

  • Биологический механизм - генетически запрограммированное свойство нервной системы, связанное с гипертрофированной функцией левого полушария.
  • Психодинамический механизм - защитно-изоляционный механизм от хронического травматического опыта.
  • Бихевиоральный механизм - это раннее научение от алекситимии матери, или влияние запретного на эмоции социального окружения.

Считается, что склонность к алекситимии – это «семейное». Наряду с биологической социальная природа алекситимии не подлежит сомнению. Например, развитию алекситимии у ребенка способствует ее наличие у одного из родителей. Мама не распознает нюансы состояния ребенка, поэтому стереотипно реагирует, допустим, на плач. Неважно, плачет ли ребенок от холода, испуга, скуки или одиночества, мама сует младенцу в рот грудь, а когда он становится старше – кусок хлеба. В таком взаимодействии нет диалогичности, которая показала бы ребенку, как воспринимается со стороны и как обозначается то, что он переживает. Полное отсутствие полноценной родительской заботы и внимания в младенческом и раннем возрасте (например, если ребенок волею судеб оказался в Доме малютки) также может приводить к алекситимии.

Согласно ряду наблюдений, алекситимия встречается с особенно высокой частотой у лиц, имеющих избыточную массу тела, причем в этих случаях она обычно сочетается с депрессией. Авторы соответствующих работ полагают, что для алекситимичных индивидов прием пищи выступает в роли своего рода внутреннего регулятора чувства напряжения. Алекситимия рассматривается как фактор, не только предрасполагающий кожирению, но и затрудняющий возможность потери лишней массы.

  • Тенденция к уменьшению положительных эмоций и радостных событий и одновременно выраженность таких чувств, как гнев, печаль и враждебность, характеризуют алекситимичных больных с артериальной гипертонией, устойчивой к терапии. Алекситимичные черты встречаются у 55,3% больных первичной артериальной гипертензией. У алекситимичных пациентов выше цифры артериального давления по сравнению с неалекситимичными.
  • У пациентов с диагнозом ишемической болезни сердца алекситимия встречается в 31-49% случаев. Избыточная масса тела, сахарный диабет, артериальная гипертензия, курение, злоупотребление алкоголем чаще встречаются именно у алекситимичных больных ишемической болезнью сердца, в связи с чем алекситимия рассматривается как один из факторов риска развития этого заболевания. Кроме того, указывается, что при проведении лечебных мероприятий в этих случаях необходимо учитывать характерные для алекситимиков низкие показатели качества жизни, высокий уровень тревожности.
  • Если алекситимия имеет место у больных брохиальной астмой, то таким пациентам требуются более длительные госпитализации.

Факторы, способствующие формированию алекситимии

  • Специфический телесный опыт. Заболевания в раннем детстве, или операция с последующим

длительным ограничением активности.

  • Фиксация внимания семьи на заболевании ребенка. Включение болезни в социальную ситуацию

развития семьи в качестве ее центрального звена.

  • Директивное навязывание больному инвалидного стиля жизни.
  • Длительное переживание неуспеха в значимой деятельности. Значимо в возрастных кризисах

развития.

  • Ограниченность эмоционального опыта спектром негативных эмоций.
  • Неспособность собственного вмешательства в обстоятельства

Методы профилактики алекситимии

Ограничение возможности понимать себя, связанное со слабым использованием способностей к рефлексии, становится значительным препятствием для осознания происходящего, для возможности целостного представления собственной жизни. Ведь рефлексия дает возможность посмотреть на себя со стороны, осознать смысл собственной жизни и деятельности, позволяет увидеть их во временной взаимосвязи, осуществить смысловое связывание настоящего с прошлым и будущим, что позволяет человеку создавать и сохранять внутреннюю гармонию, необходимым образом изменять свой внутренний мир и не оказываться всецело во власти ситуации.

  • Рефлексия – это один из механизмов смысловой саморегуляции, поэтому является источником свободы и устойчивости личности, ее саморазвития. Это осознаваемая форма смысловой регуляции, отличающаяся от усвоенных нами в процессе жизни и развития неосознаваемых психических автоматизмов.
  • Саморегуляция позволяет человеку меняться в соответствии с изменением обстоятельств внешнего мира и условий его жизни, поддерживает необходимую для деятельности человека психическую активность, обеспечивает сознательную организацию и коррекцию его действий.  

Торонтская шкала алекситимии

На сегодняшний день Торонтская шкала алекситимии является наиболее валидным и часто используемым опросником для измерения алекситимии. Она содержит 26 утверждений, каждое из которых оценивается по 5-ти балльной шкале.

Укажите, насколько Вы согласны или не согласны с каждым из последующих утверждений.

Дайте только один ответ на каждое из утверждений:
(1) Совершенно неверно;
(2) Отчасти неверно;
(3) Ни то ни сё;
(4) Отчасти верно;
(5) Совершенно верно.

Вопросы

Совершенно неверно

Отчасти неверно

Ни то, ни сё

Отчасти верно

Совершенно верно

1. Когда я плачу, то всегда знаю почему

5

4

3

2

1

2. Мечтания - напрасная трата времени

1

2

3

4

5

3. Я хотел бы не быть таким робким

1

2

3

4

5

4. Я часто бываю неуверен, какое же чувство я испытываю

1

2

3

4

5

5. Я часто мечтаю о будущем

5

4

3

2

1

6.Я, кажется, завожу друзей так же легко, как и другие

5

4

3

2

1

7. Лучше знать готовые ответы, чем решать задачи самому

1

2

3

4

5

8. Мне трудно находить нужные слова для моих чувств

1

2

3

4

5

9. Я хочу, чтобы люди знали о моих принципах

5

4

3

2

1

10. Я испытываю такие ощущения в теле, что даже врачи не понимают

1

2

3

4

5

11. Если какое-то устройство работает, мне надо знать, как и почему оно работает

5

4

3

2

1

12. Я легко могу описать мои чувства

5

4

3

2

1

13. Я предпочитаю не только обсуждать вопросы, но и глубоко в них разбираться

5

4

3

2

1

14. Если я разволнуюсь, то бывает, и сам не пойму, то ли я огорчен, то ли напуган, то ли сердит

1

2

3

4

5

15. Моё воображение работает вовсю

1

2

3

4

5

16. Я подолгу мечтаю, когда мне нечего делать

1

2

3

4

5

17. Я часто удивляюсь ощущениям в своем теле

5

4

3

2

1

18. Я редко мечтаю

1

2

3

4

5

19. Я лучше дам делам идти своим чередом, чем разбираться, почему вышло так, а не иначе

1

2

3

4

5

20. Я испытываю чувства, почти не поддающиеся определению

1

2

3

4

5

21. Разбираться в чувствах - это так важно

5

4

3

2

1

22. Трудно сказать, какие чувства я испытываю к некоторым людям

1

2

3

4

5

23. Люди, бывало, просили меня говорить яснее о моих чувствах

1

2

3

4

5

24. Всегда и всему следует искать глубинные причины

5

4

3

2

1

25. Я не знаю, что творится во мне

1

2

3

4

5

26. Я часто не знаю, почему я злюсь

1

2

3

4

5

 Обработка результатов

Общий балл подсчитывается следующим образом: утверждения № 2, 3, 4, 7, 8, 10, 14, 16, 17, 18, 19, 20, 22, 23, 25, 26 являются прямыми (суммируется балл ответа),

а № 1, 5, 6, 9, 11, 12, 13, 15, 21 и 24 - обратными (то есть оценке 1 соответствует балл 5; 2 - 4; 4 - 2; а 5 - 1).

Оценка результатов. Считается, что испытуемый страдает алекситимией, если он набрал 74 и более баллов и не страдает, если его балл ниже или равен 62. Остальные испытуемые составляют промежуточную группу. Подсчитайте общее количество набранных баллов.

Вопросы

Совершенно неверно

Отчасти неверно

Ни то, ни сё

Отчасти верно

Совершенно верно

Вопросы

Совершенно неверно

Отчасти неверно

Ни то, ни сё

Отчасти верно

Совершенно верно

Вопросы

Совершенно неверно

Отчасти неверно

Ни то, ни сё

Отчасти верно

Совершенно верно

1

1

1

2

2

2

3

3

3

4

4

4

5

5

5

6

6

6

7

7

7

8

8

8

9

9

9

10

10

10

11

11

11

12

12

12

13

13

13

14

14

14

15

15

15

16

16

16

17

17

17

18

18

18

19

19

19

20

20

20

21

21

21

22

22

22

23

23

23

24

24

24

25

25

25

26

26

26

    Ф.И.О. учителя: ________________________ Ф.И.О. учителя: ___________________________ Ф.И.О. учителя: ___________________