Тезисы работы: "Ценности и ценностные ориентации старшеклассников на современном этапе развития общества"

Лучкова Татьяна Алексеевна

Исследовательския работа учащегося

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsennosti_i_tsennostnye_orientatsii_starsheklassnikov.docx65.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тезисы работы: "Ценности и ценностные ориентации старшеклассников

на современном этапе развития общества"

Исполнитель: учащейся 11 Б класса -  Ахметова Зарина

Научный руководитель: Лучкова Т.А., педагог-психолог

Воспитание детей и молодежи в современном Казахстане осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились положение подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, молодёжных объединений и организаций, средств массовой информации, силовых структур и  всей социокультурной жизни общества. Жизненные ценности в настоящее время складываются в основном стихийно, под влиянием самых различных факторов. И, несмотря на это молодые люди, конечно же, имеют какие-то взгляды, убеждения. Набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему «транслирует» именно общество. Каковы они? Какими ценностями будет руководствоваться новое поколение? Ответы на эти вопросы волнуют всех.

 Система ценностных ориентаций определяет направленность личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, другим, себе самой - основу мировоззрения и жизненной концепции, ядро личности.

 Исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации социальных изменений. В своем исследовании мы предполагали, что: если изучить систему ценностей и ценностных ориентаций старшеклассников, то можно проследить их взаимосвязь и своевременно определить пути их формирования, т.к. они определяют некоторую основу сознания и поведения личности, обуславливают ее развитие и формирование.  Исходя из этого, была поставлена цель: изучение иерархии ценностей старшеклассников и их ценностных ориентаций. Для достижения ее нами намечены были задачи:

1) анализ теоретических подходов к понятию, содержанию и структуре ценностных ориентаций личности;

2)  выделение факторов, влияющих на ценностные ориентации подростков;

3) определение ценностей и ценностных ориентаций старшеклассников на современном этапе развития общества.

В реализации нашей работы мы опирались на  труды ученых:  Т.М. Андреева, Л.И. Божович, А.В. Мудрик, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский, Г. Олпорт, С.Л. Рубинштейн В.А. Ядов.

        В результате наша работа приобрела следующую структуру: введение, первая глава «Ценностные ориентации личности: теоретические аспекты понятия, содержания и структуры», где мы провели теоретический анализ понятий «ценность» и «ценностные ориентации» личности. Во второй главе  «Результаты исследования иерархии ценностей и ценностных ориентаций старшеклассников» мы непосредственно делаем анализ результатов исследований по определенному вопросу, в заключении сделаны выводы, подтверждающие наше гипотезу. Так же представлен библиографический список и приложение.

Исследование проводилось со старшеклассниками (16-17 лет), в количестве 26 человек, которое проходило в два этапа.

На первом этапе мы использовали методику «Ценностные ориентации» М. Рокича направленную на изучение ценностей личности.  Методика основана на прямом ранжировании ценностей: терминальных и инструментальных. Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

В результате мы увидели, что значимыми для старшеклассников является

  • ценности, относящиеся к личной жизни: здоровье, счастливая семейная жизнь, любовь, наличие верных друзей и жизненная мудрость. Т.е. это цели, к которым стремятся школьники и считают, что они стоят максимальных усилий.
  • Так же можно выделить ценности, которые связанны с деятельностью человека. Это: саморазвитие, свобода, активная деятельная жизнь, интересная работа и материальное благополучие.
  • И менее значимы для старшеклассников являются: продуктивная жизнь, счастье других, уверенность в себе, познание, красота природы, признание и творчество.

Изучая инструментальные ценности (убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации) мы смогли определить, что

  • наиболее значимыми ценностями являются: воспитанность, образованность, независимость, ответственность, честность.
  • Вторую категорию свойств (честность, жизнерадостность, аккуратность, исполнительность, воля) можно отнести к группе индивидуальных качеств.
  • И в третью категорию можно отнести качества, связанные в большей степени с гуманностью (терпимость, чуткость, понимание другого) и ценностям дела (не высокие притязания, желание принимать решения, продуктивность в работе).

В результате первого этапа нашего исследования мы пришли к выводам о том, что  

  • наиболее значимыми для старшеклассников являются вечные ценности - любовь, здоровье, семейное счастье, друзья, мудрость, чем общественное признание, материальное благополучие и т.д., что свидетельствует о духовности нашей молодежи.
  • преобладание рационализма над миром чувств; желания получать больше, при недостаточных личных затратах, усилиях, что не соответствует, например, народной мудростью  - «Что посеешь, то и пожнешь».

На втором этапе  нами была проведена «Диагностика ценностных ориентаций школьников» с помощью анкеты для старших классов. По шкале «Познание как ценность» (диаграмма № 1) определяется степень стремления к приобретению знаний об окружающем мире и их отношение к познанию. Больше половины учащихся (69,6%) имеют средний уровень, 7,6% школьников имеют высокий уровень и 22,8% учеников имеет низкий уровень. Это свидетельствует о не достаточной потребности в познании и его позитивном эмоциональном восприятии.

Диаграмма 1.

Шкала «Я-ценность» (диаграмма  №2) ориентирована на выявление отношения (позитивного или негативного) к себе, на определение степени самовосприятия.

 У 19% старшеклассников практически сформировавшаяся структура «Я». Средний  уровень у 65,8% учеников показывает, что учащиеся уделяет собственному «Я» достаточно много внимания, стараются быть позитивным в своем самовосприятии, а также серьезно задумываются о способах самовыражения. И 15,2% школьников имеют низкий  уровень по данной шкале.

Диаграмма  2.

В итоге можно сказать, что старшеклассники не в полной мере уверенны в собственных силах, не уверенны в свои достижения и успехах, в открытости и искренности при общении с другими людьми, в знании собственных позитивных качеств.

Шкала «Другой-ценностъ» (диаграмма № 3) выявляет степень выраженности восприятия другого человека как индивидуальности.

Половина опрошенных (50,6%) признают индивидуальность другого человека как ценность, стараются уважать других людей. У 15,2%  старшеклассников показали высокий уровень. 1/3 школьников демонстрирует отсутствие восприятия другого человека как ценности.

Данная шкала показала, что не многие ученики готовы позитивно относиться к другим людям.  Старшеклассники не всегда стремятся проявить доброжелательность, уважительность.

Диаграмма 3.

 Шкала «Общественно полезная деятельность» (диаграмма № 4) позволяет определить ориентацию на общественную значимость выполняемого дела.

Диаграмма 4.

Только 7,6% старшеклассников подтверждают готовность приносить пользу своей деятельностью всему обществу. Основная часть (88,6%) понимает важность общественно полезной деятельности и готовы отдавать ей некоторую часть своего времени и сил. И 3,8%  не осознают этой значимости.

        У старшеклассников в достаточно высокой степени развито осознание сущности человека как существа общественного.

Шкала «Ответственность как ценность» (диаграмма № 5) выявляет степень ответственности старшеклассника за то, что случается с ним в его жизни.

О наличии у старшеклассников чувства ответственности можно говорить у 26,6% школьников. 62%  старшеклассников признают важность ответственности как личностного качества и, к сожалению, 11,4%  учащиеся в очень малой степени осознают необходимости ответственности человека за его поступки в жизни.

Диаграмма 54.

Эти данные показывают, что старшеклассники руководствуются при принятии решений принципами, основанными на чувстве долга, «обременяют» себя добросовестным отношением к выполняемым делам.

На третьем этапе наше исследовании, использую аналитические методы (сравнение, синтез, обобщения, анализ), мы пришли к выводам, что у десятиклассников преобладает средний уровень развития ценностных ориентаций, который свидетельствует о процессе осознания и самоопределения школьниками  данных ценностей.

Более развитыми являются ценности:

  • ответственности за то, что случается с ним в его жизни и необходимость самоанализа как важного начала в психологии взрослого человека;
  • отношение к себе, самовосприятие себя как личности и осознание собственной значимости и неповторимости.

Такая ценность как безусловное восприятие другого человека и конструктивное общение с ним развита средне и требует особого внимания, как взрослых, так и учащихся.

        Определена средняя увлеченность учебой у школьников, значимость приобретения знаний, их отношение и потребность в познании. Так же недостаточно развита  ценность общественно полезной деятельности.

В результате проделанной работы были сделаны следующие выводы:

  1. Огромного внимания на современном этапе развития требуют личностные смыслы (ценности) и смысловые установки (ценностные ориентации) подрастающего поколения, т.к. они регулируют действия и поступки человека в разных ситуациях социального взаимодействия и нравственного выбора.
  2. Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, т.е. систему важнейших качеств личности. Эти ценностные ориентации определяют некоторую основу сознания и поведения личности, они обуславливают ее развитие и формирование.
  3. У современной молодежи свои лидирующие позиции сохраняют такие конструктивные ценности как любовь, здоровье, семейное счастье, друзья, мудрость, что свидетельствует о  сохранности и процессе передачи предыдущих поколений нравственности и духовности. Эти ценности направлены на развитии личности и общества в целом.
  4. Преобладание у школьников среднего уровня по ценностным ориентациям свидетельствует о процессе  осознании самоопределения по отношению к ценностям.
  5. Доминирующими являются ценности, которые можно отнести к группе личностных (индивидуалистических) ценностей и личной жизни. Они преобладают над осознанием сущности человека как существа общественного (деятельность, познание, активность, дело) и менее значимыми являются  альтруистические и эстетические ценности.
  6. Проведенная нами работа позволила глубже увидеть и определить уровень базовых ценностей личности в конкретный период ее развития, что поможет в планировании и определении основных векторов развития ценностных ориентиров.
  7. Данное исследование будут полезны не только школьникам,  их родителям, но и педагогам для оценки качества, эффективности  деятельности школы и  воспитания своих учеников с точки зрения наличия у них базовых ценностей.