Тезисы работы: "САМОРЕГУЛЯЦИЯ - ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ"

Лучкова Татьяна Алексеевна

Исследовательская работа учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoregulyatsiya_-_vazhneyshiy_kompanent.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тезисы работы: "САМОРЕГУЛЯЦИЯ - ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ"

М. АРЫНОВА,РУКОВОДИТЕЛЬ Т. ЛУЧКОВА

Вопросы развития психологической культуры школьников все чаще поднимаются в современной педагогической и психологической литературе Казахстана.

Общая психологическая культура личности – это составная часть базовой культуры личности, позволяющая ему эффективно самоопределяться и самореализовываться в жизни, способствующая успешной социальной адаптации, саморазвитию и удовлетворенности жизнью.

Под психологической культурой следует понимать не просто знание причин возникающих психологических проблем и последствий тех или иных действий. Психологическая культура – это в первую очередь способность и готовность решать проблемы взаимодействия с социальным окружением и с самим собой так, чтобы не тормозить процесс личностного развития. К культурно-психологическим поведенческим проявлениям относятся:

1 - регулярно совершаемое самопознание, самоанализ своих личностных и поведенческих особенностей, в результате которого начинают осознаваться свои жизненные предназначения, образуется и поддерживается конструктивное самоотношение, самооценка, реально помогающие жить, ставить осуществимые цели и задачи, направлять конкретные усилия в соответствующее своим склонностям и предпочтениям русло, быть самим собой;

2 - конструктивное общение с ближними и дальними людьми, помогающее продуктивному разрешению личных, деловых и общественных вопросов;

3 - хорошая саморегуляция своих эмоций, действий и мыслей - развитые стремления и умения поддерживать преимущественно положительный эмоциональный тон, сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях, создавать и поддерживать позитивные личностные установки и отношения, сохранять здравый смысл и мудрость в конфликте с людьми, проявлять гибкость мышления при решении сложных задач, поддерживать гармоничный, разнообразный и адаптивно необходимый, образ жизни, и т.п.;

4 - достаточно гармонично организованное творчество - наличие своего интересного творческого дела, выполняемого чаще всего в игровом и процессуальном стиле, с умеренным вложением усилий и времени (есть ведь и другие важные и адаптивно необходимые виды деятельности);

5 - конструктивное ведение своих дел, для которого характерно реалистическое планирование, как правило, доведение начатого дела до конца, умение, если это соответствует изменившимся условиям, отказаться от нереальной цели и сформулировать новую, более осуществимую цель, умение работать достаточно систематично, а не импульсивно, с отдыхом и переключением на другие виды деятельности, и т.п.);

6 - гармонизирующее саморазвитие - наличие целей и деятельности по самовоспитанию личностных установок и поведения, гармонизирующих желания, эмоции, мысли и представления о себе, людях, окружающем мире, природе, отношения к ним, улучшающих весь наш образ жизни.

        В своей работе мы рассматриваем одно из проявлений психологической культуры -  саморегуляцию, т.к. жизнь современных детей переполнена эмоциональными нагрузками, что при неблагоприятных, стрессогенных обстоятельствах  может оборачиваться психологическими срывами. По данным Всемирной организации здравоохранения 45% всех заболеваний связано со стрессом, а некоторые специалисты считают, что эта цифра в 2 раза больше, так как в настоящее время все больше молодежи страдают от стрессов.

Нельзя не отметить учебу в школе - это постоянные контрольные работы, опросы... И главные школьные испытания - экзамены, которые проводятся как минимум дважды: в 9-м и 11-м классах. Известно, что ситуация проверки знаний является серьезным стрессогенным фактором.

Конечно, люди испытывали стресс всегда, но актуальность данной проблемы сегодня неоспорима, потому что стресс от сдачи экзамена занимает одно из первых мест среди многих причин, вызывающих нарушение психологического здоровья школьников.

Трудности при решении жизненных ситуаций в основном связаны с особенностями восприятия этих ситуаций подростками, с недостаточным уровнем развития самоконтроля, с низкой стрессоустойчивостью учащихся, с отсутствием навыков саморегуляции.

В своей работе мы рассмотрели подверженность школьников стрессу, их устойчивость к нему и используемые ими пути профилактики стресса для сохранения своего  здоровья. Наше исследование проводилось на базах: гимназия № 45 и школы гимнастики города Караганды. В исследовании принимали участие школьники юношеского возраста (16-17 лет). Исследование проводилось в три этапа.

Цель первого этапа – выявления степени подверженности стрессорным воздействиям. По результатам данного этапа исследования следует сказать, что результаты получились обратно противоположные в каждой группе. Учащихся одиннадцатых классов, не занимающихся спортом, с высоким уровнем подверженности стрессорному воздействию нет. Но 80% - в средней степени подвержены стрессу.

А учащиеся, занимающиеся спортивной деятельностью, наоборот – 80% подвержены стрессу ниже  среднего.

Таблица № 1.

Категории опрашиваемых

Степень подверженности стрессам

Низкий

Ниже среднего

Средний

Высокий

одиннадцатиклассники

0%

20%

80%

0%

спортсмены

0%

80%

20%

0%

Цель второго этапа  – изучение стрессоустойчивости личности. У учащихся, не занимающихся спортом, всего 5% имеют высокую степень стрессоустойчивости  и 80% - различные варианты средней степени стрессовоустойчивости.

Таблица № 2.

Категории опрашиваемых

Уровень стрессоустойчивости

Очень низкий

Низкий

Ниже среднего

Чуть ниже среднего

средний

Чуть выше  среднего

Выше среднего

высокий

Очень высокий

Одиннадцати-

классники

0%

0%

10%

5%

20%

35%

25%

5%

0%

спортсмены

0%

0%

0%

0%

40%

26,7%

26,7%

6,6%

0%

А вот картина у спортсменов немного иная: не выявлено ни одного опрошенного имеющих низкую, 6,6% - высокую и 93,4% - от средней до выше средней стрессоустойчивости.

 Результаты двух этапов исследования показали, что одиннадцатиклассники, занимающиеся спортом меньше подвержены стрессорным воздействиям и выше стрессовоустойчивость, чем у их сверстников не занимающихся спортивной деятельностью.

Цель третьего этапа  – изучить способы снятия школьниками стрессовых состояний. Результаты третьего этапа показали, что большая часть школьников снимают стресс развлечениями – 45%, а спортсмены – занятиями спортом – 68%.

Таблица № 3.

Пути борьбы со стрессом

школьники

гимнасты

Помощь и поддержка близких и друзей  

23%

12%

Спорт

20%

68%

Развлечения: посещение кино, клубов, интересных мест

45%

7%

Антидепрессанты

0%

0%

Саморегуляция

10%

10%

Консультация психолога

0%

3%

Алкоголь

2%

0%

Равное количество опрошенных (по 10%) используют методы саморегуляции и никто не пользуется антидепрессантами. 3% - занимающихся спортом пользуются помощью психолога, чего не отмечено у школьников, не занимающихся спортивной деятельностью. Но они в два раза больше, чем спортсмены прибегают к помощи близких и, к сожалению, 2% используют алкоголь.

        Результаты исследования показали, что все опрошенные в незначительной мере владеют знаниями и культурой регуляции  собственных эмоциональных состояний, что свидетельствует о необходимости обучению подрастающего поколения методом и средствам предупреждения стрессовых состояний. Источником простых психологических знаний, умений и простейших приемов саморегуляции может стать общение с психологом, а регулярные физические упражнения способствуют появлению своего рода иммунитета к стрессу. Школьников следует обучать навыкам саморегуляции, тем самым повышая уровень их психологической культуры.

И данному нашему умозаключению мы находим подтверждение в трудах ученых. Г.И. Челпанов задавал резонный вопрос: «Если мы хотим, чтобы молодые люди знали природу растений, камней, то от чего же в такой же мере не необходимо для них знание внутреннего мира? Отчего научное знание того, что такое память, внимание, воображение, аффекты, не столько же ценно, сколько является ценным знание внешних явлений?... Жизнь скоро предъявит свои неумолимые требования. Психология начинает приобретать слишком важное научное значение, чтобы  ее отсутствие среди предметов гуманитарного образования не было замечено.  Я уверен, что скоро этот пробел будет заполнен»[5, с 6].

Литература:

  1. Буханевич Т.Ф. Психологическая культура - приоритетное направление деятельности психологической службы КАСУ // Вестник КАСУ №1 - 2006.
  2. Гиссен Л.Д. Время стрессов. Обоснование и практические результаты психопрофилактической работы в спортивных командах. - М.: Физкультура и спорт, 1990.
  3. Демина Л.Д., Лужбина Н.А. Психологическая культура личности: общепсихологический контекст// Сибирский психологический журнал, 2004. - №19.
  4. Тарасов Е.А. Как победить стресс. - М.: Айрис-пресс, 2002.
  5.  Школьный психолог № 12, 1998 г.