Состояния риска в развитии школьника и способы их предупреждения

Лучкова Татьяна Алексеевна

Психопросвещение педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психопросвещение учителей

Состояния риска в развитии школьника и способы их предупреждения

Научное знание об индивидуальных особенностях и характере развития растущего человека влечёт за собой всё более дифференцированные представления о детском населении. Возрастную педагогику и психологию как методологическое основание образовательных систем обогащает сегодня педагогика личностно ориентированная, основанная на глубоком изучении естественных и закономерных различий состояния здоровья, общих и специальных способностей, интересов и склонностей детей. Освоение идей и технологий этой педагогики - надёжный залог и условие успешности личностного роста, социального становления детей и подростков, предупреждения у них адаптационных нарушений и расстройств.

Важным итогом научно-исследовательской деятельности последних десятилетий стало внимание к таким ситуациям и состояниям в развитии растущего человека, которые квалифицируются как ситуации и состояние риска. Под ситуациями риска понимаются нарушения гармоничных отношений, равновесия между ребёнком и средой. Состояния же риска возникают как следствие таких ситуаций и характеризуются тем, что ребёнок обнаруживает адаптационные нарушения.

Причины этих кризисных в развитии школьника ситуаций различны. Они далеко не всегда соотносятся с возрастными этапами развития, чаще становятся результатом сложного переплетения неблагоприятных социальных и индивидуальных предпосылок. Социальными предпосылками возникновения таких ситуаций могут быть различные обстоятельства - бедность или ущербность окружающей ребёнка среды, не способной удовлетворить его актуальные потребности; конфликты в сфере личностно значимых для ребёнка отношений и так далее.

Индивидуальными же предпосылками адаптационных нарушений в тех случаях, когда речь идёт о так называемых нормальных детях, могут быть частичные нарушения развития, физическая или психическая ослабленность ребёнка, его педагогическая или социально-педагогическая запущенность. До 60% детей, поступающих в школу, имеют подобного рода проблемы. Однако факторами, провоцирующими возникновение ситуаций риска, нарушение взаимодействия со школьной средой, следует рассматривать уже собственно педагогические обстоятельства: несоответствие режимной, эмоциональной, интеллектуальной нагрузки на ребёнка его возможностям. Разработка и практическое решение вопросов, связанных с диагностикой, профилактикой и коррекцией ситуаций и состояний риска в развитии ребёнка в условиях его обучения и воспитания, - это область коррекционной педагогики, коррекционно-развивающей образовательной практики, которые являются относительно молодыми направлениями научного педагогического знания и педагогической деятельности.

Возможно ли предупредить эти состояния, продиагностировать их? Диагностирование подобных состояний - одна из самых сложных задач. До последнего времени эти состояния не были самостоятельным объектом диагностической деятельности, и их оценка могла лишь сопутствовать оценке состояния здоровья и психического развития ребёнка в целом, что было прерогативой медиков.

Изучение школьников - не самоцель, а средство для того, чтобы выбор способов обучения и воспитания в индивидуальной работе с ребёнком осуществлялся не случайно, а со знанием дела. Воспитание ребёнка не может быть эффективным без знания его особенностей. Эта истина, провозглашённая  ещё К.Д. Ушинским, и сегодня не теряет актуальности

На наш взгляд, прежде чем говорить о профилактике и конструктивном разрешении кризисных ситуаций, следует остановиться на проблеме преодоления таких ситуаций. 

Стратегии преодоления возникают, включаются (или не включаются):

а) при столкновении личности с новыми для нее требованиями;

б) когда ранее усвоенные и привычные формы реагирования уже не срабатывают;

в) когда субъект сталкивается с невозможностью реализации своих планов и намерений, стремлений и ценностей. 

Преодоление - индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями (С.К. Нартова-Бочавер).

Главная задача преодоления удержать человека в состоянии психического равновесия, когда он попадает в ситуацию неопределенности.

Эффективные стратегии: реальное преобразование ситуации или, по крайней мере, ее перетолкование. Изменение ситуации - это не столько переделка внешнего мира, сколько изменение отношения к этому миру, что и ведет за собой изменение ситуации.

К неоднозначным стратегиям относят эмоционально-экспрессивные формы преодоления. Выражение чувств - достаточно эффективный способ преодоления стресса. Однако в этом положении есть исключение. Открытое проявление агрессивности в силу своей асоциальной направленности не является эффективным, вместе с тем и сдерживание гнева представляет собой фактор риска, так как нарушает психологическое благополучие человека.

Психику сейчас любят сравнивать с компьютером. У этого компьютера потрясающие возможности - он может не только вызывать негативные эмоции, но и устранять их. Выберите воспоминание с неприятным объектом и проверьте, какой эффект вызывают операции, которые есть в меню вашего компьютера. Он может: изменить размеры объекта, его форму (сжать, растянуть, изогнуть и т.д.), перекрасить в любой цвет и раскрасить в любой узор, добавить детали или убрать их, неподвижный образ можно заставить двигаться, можно создать звуковые эффекты.

Таким образом, можно сделать из объекта воспоминания маленький шедевр.

Изменение субъекта

Можно прямо изменять субъект вашего воспоминания, расширяя его ролевой диапазон. Можно побывать и прототипом рассказа о минувших событиях, и рассказчиком, и писателем, и актером-чтецом, и художником-иллюстратором. При каждой смене субъекта меняется и объект.

Изменение контекста

Психотехнические изменения контекста ситуации могут быть самые разные, например с помощью ее словесного описания, приема «глубоководного погружения».

Суть приема состоит в том, чтобы ярко осознать текущий момент и, как бы держась за него, погрузиться в прошлое, заново побывать там. Потом вспомнить несколько эпизодов в промежутке между основным событием и настоящим временем, чтобы по этим эпизодам вернуться из прошлого в настоящее и, снова обосновавшись в нем, зафиксировать, что это я сейчас здесь вспоминаю о том, что происходило тогда. И именно вы, и именно сейчас можете вспомнить то давнее тягостное событие и подумать: от того события меня отделяет вереница дней, часов, минут и, находясь здесь, читая эти строки, я могу немного более спокойно вспоминать происходившее.

Предлагаем ряд упражнений, антикризисных по своему характеру (см. приложение № 5).

В качестве профилактических мер и способов конструктивного разрешения кризисов можно использовать самопомощь. Приведем ниже некоторые виды самопомощи.

Самонаблюдение

Начать нужно с расширения области своего самосознания. Разберитесь, во-первых, что происходит с вами в данный момент. Возьмите бумагу с карандашом или магнитофон - как будет удобнее. Попытайтесь ответить на вопросы: «Что я делаю сейчас? Зачем? Нравится ли это мне? Нужно ли это?» Занятия лучше проводить в состоянии расслабленности и покоя. Ответы, которые сами собой приходят в голову, постарайтесь записывать или наговаривать на магнитофон. Если вы чувствуете принуждение, откажитесь первое время от записи.

Ведение дневника

Дневник также может помочь понять себя, разобраться в проблемах, прийти к определенному решению. Каждый сам решает, как часто он будет вести дневниковые записи и о чем будет писать. Некоторым людям нравится ежедневно сидеть за дневником, поверять ему историю важных событий в хронологическом порядке. Другим нравится прибегать к заветной тетрадке без расписания, время от времени, и делиться с дневником только своими чувствами по поводу происходящего. Третий составляет программу: «Меры борьбы с лишним весом» или «Я веду здоровый образ жизни» - и записывает, как он с задачей справляется.

Перечитывание дневника позволяет осмыслить свой опыт, что-то понять в себе — например, увидеть, что в сходных конфликтных ситуациях вы ведете себя одинаково и неконструктивно...

Самомассаж

Человеческое тело принимает активное участие в жизни души.

Множество психотерапевтических направлений разрабатывают техники, с помощью которых можно сделать тело свободным. Было подмечено, что тогда, когда мышцы человека расслабленны, уходит и внутреннее, душевное напряжение, в душе воцаряется покой.

Приведем некоторые популярные техники релаксации.

Вы можете включить легкую, спокойную музыку, использовать ароматное масло или крем. Выберите время, когда вам никто не будет мешать, делайте самомассаж не спеша. Массирующие движения выполняйте легко и ритмично. Можете при этом проговаривать про себя какие-то успокаивающие формулы, с помощью которых вам хотелось бы отогнать усталость, напряжение и отрицательные эмоции. Массируйте лицо, шею и плечи.

Массаж левого плеча и левой стороны шеи осуществляйте только правой рукой и наоборот.

Ладонью правой руки поглаживайте заднюю поверхность шеи от затылка к левому плечевому суставу (соответственно, левой рукой массируйте правое плечо).

Теперь поставьте ладонь на ребро и осуществляйте скользящее надавливание в том же направлении. Начинайте также с левого плеча.

Теперь подушечками четырех пальцев производите спиралевидные движения от затылка к плечу.

Опять массируйте спиралевидными движениями, но начинайте от сосцевидных отростков за ушами, двигаясь к центру затылка, а затем вниз вдоль позвоночного столба.

И, наконец, завершите самомассаж поглаживанием ладонями обеих рук задней стороны шеи и плеч (движение сверху вниз и в стороны к плечевым суставам).

Релаксационные упражнения

Итак, подведем итоги.

• В жизни есть ситуации, которые нельзя исправить, их нужно пережить. Пережить - значит сделать усилия по перестройке психологического мира, чтобы найти смысловое соответствие между сознанием и бытием для «повышения осмысленности жизни».

• Чтобы достигнуть естественного состояния, быть самим собой, требуется сложная духовная работа. Надо бесстрашно взглянуть на самого себя, на свои мысли, чувства, поступки, не бояться увидеть их противоречивость, а иногда и непривлекательность.

• Чтобы облегчить переживание неприятных состояний, используйте метод парадоксального намерения: стремитесь прямо вызвать или усилить в себе это состояние.

• Ваши воспоминания — это картина, которая есть в вашем сознании сейчас. Вы вольны изменить в этой картине наблюдаемый объект, субъекта (наблюдателя) или контекст, это изменит ваше психологическое состояние.

• Ваше прошлое - богатейший материал для творчества. Чтобы он послужил дальнейшему личностному росту, его надо пережить, то есть найти в себе силы преодолеть внутренние противоречия и восстановить утраченное равновесие. Поработайте с ним, напишите свою автобиографию, и вы почувствуете себя обновленным (Ф.Е. Василюк).

Можно также указать некоторые общие правила, которые необходимо соблюдать как при индивидуальном, так и при коллективном поиске решения для преодоления кризисных ситуаций (В.К. Зарецкий). Эти правила, которые можно рассматривать как необходимые условия продуктивности поиска решения в проблемных ситуациях, сформулированы на основе обобщения типичных причин неуспеха при решении творческих задач.

Правило I. Чтобы решить задачу, надо хотеть ее решить.

Правило 2. Чтобы решить задачу, надо верить, что ее решение возможно.

Правило 3. Чтобы решить задачу, надо ее решать.

Правило 4. Чтобы решить задачу, надо понять, что мешает ее решению.

Правило 5. Чтобы решить задачу, надо увидеть в помехе путь к решению.

Независимо от индивидуальных особенностей мышления именно потеря желания, утрата веры в успех, «обозначение» деятельности по решению задачи вместо реального поиска и неумение увидеть в помехах путь к решению являются наиболее типичными причинами непродуктивности творческого поиска в кризисных ситуациях.

Подростковый период будет считаться успешно завершенным только в том случае, если подросток сможет, когда надо, проявлять независимость, чувствовать общность с другими людьми, иметь развитую самооценку и хорошо представлять себе, как правильно поступить в том или ином случае.