"Злость и агрессия в жизни подростка"

Лучкова Татьяна Алексеевна

Профилактическое заняти

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zlost_i_agressya_v_zhizni_podrostka.docx24.19 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактическое занятие

"Злость и агрессия в жизни подростка"

Цель занятия: Формирование у несовершеннолетних способности анализировать и адекватно оценивать свое состояние, обучение способам безопасной разрядки агрессии.

Материалы:

  1. Доска.
  2. Карточка “Портрет “особого” ребенка”.
  3. Мяч.
  4. Карточки с названиями чувств.

Ход занятия:

1. Вводная часть.

        Что вызывает во мне агрессию

  1. Я терпеть не могу, когда .
  2. Я не могу слышать .
  3. Я очень сильно раздражаюсь, когда .
  4. Когда я злюсь, .
  5. Для преодоления агрессии родители мне помогают таким советом или действием

2. Групповая дискуссия.

- В каких ситуациях люди злятся друг на друга?

- Чем полезна и вредна злость?

- Как может проявляться злость?”

        Участники подбирают ассоциации к словам “агрессия” и “радость” и записывают их на доске. В дальнейшем обсуждении сделается вывод о том, что агрессия бывает словесная и физическая, и она, независимо от формы проявления, всегда ранит человека.

3. Упражнение “Портрет агрессивного ребенка”.

Класс делится на 3 - 4 подгруппы. Каждой подгруппе выдается карточка “Портрет “особого” ребенка”. Участникам подгрупп необходимо совместно выбрать черты, свойственные агрессивным детям. Затем каждая подгруппа зачитывает составленную характеристику, после чего проводится общее обсуждение.

        В процессе обсуждения могут возникнуть разногласия. Необходимо дать возможность высказаться каждому желающему участнику.

4. Упражнение “Как я зол”.

Цель упражнения: осознание вреда агрессивного поведения.

        Предлогается поучаствовать в этом упражнении тому участнику, кто больше всех испытывает желание “поругаться”. Завяжите ему глаза. Из остальных, выберите подростка, который будет для вызвавшегося объектом злости (тот, разумеется, не должен знать, на кого пал выбор). Участнику с завязанными глазами предлагается выместить свою злость на человеке, которого он не видит, и тот высказывает все накопившееся неизвестно в чей адрес. Потом ему развяжите глаза и покажите, кого он столь нелестно охарактеризовал. Автору высказываний необходимо извиниться перед невинной жертвой вербальной агрессии, например, так: “Я вовсе не тебя имел в виду, извини!”

        Можно использовать чуть усложненный вариант. Участнику с завязанными глазами (не обязательно агрессивному) его сосед предлагает хорошенько отругать одного участника от имени другого. Хулитель не знает ни имени того, кого придется ругать, ни того, от чьего имени это делается. После развязывания глаз участник, от имени которого произносились гневные слова (сам он не произнес ни слова), говорит участнику, который был обруган, что-нибудь типа: “Извини, я был несдержан. Вырвалось!”

        Обсуждение. Ребята делятся впечатлениями. Вывод: словесная агрессия помимо того, что наносит вред и обиду тому, кому она предназначалась, разрушает и отношения с теми, кто просто наблюдал за ее выражением.

5. Упражнение “Агрессивное существо”.

        Предлогается нарисовать совместными силами фигуру из всего плохого, злого и агрессивного, что есть в каждом участнике. Ребятам необходимо по очереди отдать на общее дело когти, зубы, шипы, жала, перепончатые крылья и т.п. Существо, получившееся в итоге, целиком состоит из угловатого, кусающего, карябающего.

        Обсуждение. Что можно сделать с этим агрессивным существом?

6. Игра “Обзывалки”.

Цель игры: Знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств.

        Участники передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев фруктов, грибов, рыб, цветов… Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов  “А ты…”. Например: “А ты – морковка!”

        В заключительном круге играющие обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное, например, “А ты – моя радость!”

        Игра будет полезна, если проводить ее в быстром темпе. Перед началом следует предупредить, что это только игра и обижаться друг на друга не надо.

7. Упражнение “Мир глазами агрессивного ребенка”.

        Упражнение проводится в кругу или в подгруппах по 6–8 человек.

        Один из участников выполняет любое (неагрессивное) действие (встает, кладет ногу на ногу, выходит в центр круга, улыбается, подмигивает и т.д.).

        Сидящий радом с ним, комментирует это действие с позиции агрессивного ребенка, остальные участники могут предлагать свои варианты комментариев. Например: “Ты встал, потому что хочешь толкнуть ногой мой стул; ты улыбаешься, так как кто-то рассказал тебе про меня гадость…” и т.д.

        Обсуждение. Что вы чувствовали? Какая роль вам ближе: роль агрессивного человека или “невинной” жертвы”. Бывали ли вы когда-либо в похожих ситуациях, приписывая враждебные действия людям, которые, возможно, были не намерены их выполнять?

8. Упражнение “Эффективное взаимодействие”.

Цель упражнения: отработка навыков выхода их конфликтных ситуаций приемлемыми способами.

        Вербальный вариант.

        Группа работает парами. Один из участников каждой пары держит в руках какой-либо значимый для него предмет (книгу, тетрадь с записями, часы и т.д.). Задача второго участника состоит в том, чтобы уговорить партнера отдать ему этот предмет. Первый участник может отдать предмет только тогда, когда захочет.

Затем участники меняются ролями.

        Невербальный вариант.

Упражнение выполняется аналогично вербальному варианту, но с использованием только невербальных средств общения.

        Обсуждение (проводить после выполнения обоих этапов).

Когда было легче просить предмет? Какие слова или действия партнера побудили вас отдать его?

9. Символическое (пластическое) изображение эмоций (игры с карточками).

Цель: развитие эмпатии.

        Упражнение выполняется в группе (парах, тройках).

        Для работы понадобятся заранее заготовленные карточки с названиями чувств (страх, обида, горечь, грусть, радость, восхищение, злость, вдохновение, удовольствие, благодарность, растерянность, удивление, отвращение, досада, нетерпение, испуг, печаль, смущение, любовь, гнев, сострадание, жалость).

        Раздайте участникам карточки с названиями чувств. Детям необходимо познакомиться с ними, не показывая карточки окружающим. Попросите детей вспомнить ситуацию, в которой они испытывали подобное чувство (в соответствии с карточкой).

Затем каждый участник должен пластически изобразить чувство, написанное на его карточке, в виде “памятника” или небольшой пантомимы. Задача остальных участников – отгадать, “памятник” какому чувству они видят.

        Обсуждение.

  • как вы понимаете слова, указанные на карточке?;
  • что значат эти чувства?
  • в каких ситуациях они могут возникать?
  • можете ли вы рассказать случай из своей жизни, когда у вас возникло подобное чувство?

10. Упражнение “Как управлять своими эмоциями”.

        С помощью мозгового штурма предложите ребятам собрать как можно больше способов регуляции собственных эмоциональных состояний, управления раздражением, злостью, плохим настроением, чтобы потом на их основе создать памятку. Все способы зафиксируйте на доске (затем из них составляется памятка).

Познакомьте участников еще с несколькими психологическими приемами, которые также могут помочь человеку в случаях. Когда он испытывает неприятные эмоции.

11. Памятка. Как управлять эмоциями:

  • комкать и рвать бумагу;
  • бить подушку или боксерскую грушу;
  • топать ногами;
  • выжимать полотенце, даже если оно сухое;
  • громко кричать, используя “стаканчик” для криков или “трубу”, сделанную из ватмана;
  • написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу;
  • втирать пластилин в картонку или бумагу;
  • высказаться в кругу тех людей, которые могут понять и посочувствовать;
  • можно закрыть глаза и представить себе что-нибудь любимое, обладающее успокоительным действием (любимый цвет, любимое место, где было хорошо, игрушку, животное и др.);
  • посидеть в тишине или послушать спокойную музыку, а можно потанцевать;
  • сначала максимально напрячь все мускулы, а затем расслабить их, и так сделать несколько раз;
  • сделать 3–4 коротких выдоха подряд, потом столько же коротких вдохов.

12. Дыхательные упражнения.

Цель: релаксация через дыхание.

        “Растопить узоры на стекле”.

        Глубоко вдохните, не поднимая плечи. Направьте воздух в живот. При выдохе губы слегка приоткрыты. Ваше дыхание струится, как будто вы собираетесь растопить узоры на стекле или губами рассеять семена растений. Вы чувствуете, как ваше теплое дыхание струится через губы. Повторите упражнение несколько раз.

        Глубокое дыхание с использованием визуальных образов.

        Сделайте медленный глубокий вдох (до 5 ударов пульса), затем задержите дыхание (до 3 ударов) и представьте человека, на которого вы разозлились (или ситуацию). Плавно выдохните свой гнев (злость) в виде облачка.

Сделайте упражнение несколько раз.

13. Релаксационные упражнения.

“Вверх по радуге”.

        Закройте глаза, сделайте глубокий вдох и представьте, что вместе с этим вдохом вы взбираетесь вверх по радуге, а, выдыхая – съезжаете с нее, как с горки. Повторите 3–4 раза. Затем можно повторить еще раз с открытыми глазами.

“Выкинь”.

        Представьте, что в ваших ладонях лежит комок из неприятных эмоций, от которых вы хотели бы избавиться. Этот комок становится все тяжелее, тяжелее и тяжелее, и вот уже настолько тяжело, что невозможно больше держать и необходимо избавиться от него. И теперь вы должны выкинуть этот комок за круг (вниз в пол), собрав при этом все силы, даже можно крикнуть, чтобы было легче.

        Обсуждение. После выполнения этого и предыдущего упражнений желающие делятся своими впечатлениями.

14. Завершение занятия.

Рефлексия: "Сегодня я понял..."