"Взаимопонимание и дружба"
Предварительный просмотр:
Развивающая работа с учениками 3-х классов
Взаимопонимание и дружба
Цель: углублять представления учащихся о взаимоотношениях в классном коллективе.
Задачи:
- раскрыть значение понятий «школьный коллектив», «классный коллектив», «совместная творческая деятельность»;
- развить умение ценить настоящую дружбу, взаимопонимание и взаимоуважение в отношениях между одноклассниками;
- воспитывать внимательное, заботливое отношение к своим одноклассникам.
Ресурсы: аудиозапись песни «Ровесники, ровесницы» на слова И.Дик, музыку А.Островского.
Ход занятия:
Упражнение «На класс…»
Психолог предлагает учащимся по очереди вставить пропущенное слово в предложение: «Наш класс - .... коллектив». Например: «Наш класс - это интересный (дружный, сплоченный, веселый, жизнерадостный, надежный, творческий) коллектив».
Игра
Психолог обращается к классу с утверждениями. С места поднимаются те ребята, которые могут отнести озвученное утверждение к себе.
Психолог:
- Встаньте те, кто:
- занимается спортом;
- играет в куклы;
- любит играть в хоккей;
- является футбольным болельщиком;
- любит аэробику;
- готовится в будущем к службе в армии;
- собирается в будущем выйти замуж;
- сам стирает свои вещи;
- после окончания школы продолжит образование в высшем учебном заведении;
- умывается по утрам;
- любит животных;
- ходит в магазин за продуктами;
- умеет вязать крючком;
- любит читать;
- может починить сломанный стул.
Психолог:
- Есть занятия, которые выполняют и мальчики, и девочки, но есть такие, с которыми лучше справляются или мальчики, или девочки.
Психолог читает стихотворение Сергея Михалкова:
Мальчик с девочкой дружил
Мальчик с девочкой дружил,
Мальчик дружбой дорожил.
Как товарищ, как знакомый,
Как приятель, он не раз
Провожал ее до дому,
До калитки в поздний час.
Очень часто с нею вместе
Он ходил на стадион.
И о ней как о невесте
Никогда не думал он.
Но родители-мещане
Говорили так про них:
«Поглядите! К нашей Тане
Стал захаживать жених!»
Отворяют дверь соседи,
Улыбаются: «Привет!
Если ты за Таней, Федя,
То невесты дома нет».
Стоит вместе появиться,
За спиной уже: «Хи-хи!
Иванов решил жениться,
Записался в женихи!»
Мальчик с девочкой дружил,
Мальчик дружбой дорожил.
И не думал он влюбляться,
И не знал он до сих пор,
Что он будет называться
Глупым словом: «Ухажер!»
Чистой, честной и открытой
Дружба мальчика была.
А теперь она забыта!
Что с ней стало? Умерла!
Умерла от плоских шуток,
Злых насмешек, шепотков,
От мещанских прибауток
Дураков и пошляков.
Проводится беседа по вопросам:
- Как вы думаете, какие отношения складывались между мальчиком и девочкой?
- Что чувствовали мальчик и девочка, слыша насмешки за спиной?
- Как бы вы повели себя в подобной ситуации?
- Возможна ли настоящая дружба между мальчиком и девочкой?
- Есть ли у вас друзья противоположного пола? Как складываются ваши отношения? (Ответы учащихся)
Психолог:
- Дружба мальчика и девочки может быть по-настоящему красива, если основана на взаимопонимание и взаимоуважении.
Упражнение
Выбираются два «журналиста» - мальчик и девочка. Мальчик берет интервью у девочек, девочка - у мальчиков. Примерные вопросы:
- Какие черты характера вы больше всего цените в мальчиках (в девочках)?
- Есть ли среди ваших друзей мальчики (девочки)? Расскажите о них.
- Как к вашей дружбе с мальчиком (девочкой) относятся подруги (друзья)?
(Ответы учащихся)
Разминка
Психолог:
- Встаньте друг против друга. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха... Вытяните руки вперед. А теперь представьте себе, что в ваших руках находится огромнейший букет чудесных цветов. Это могут быть розы, ромашки, астры, пионы или полевые цветы.
Вы чувствуете их аромат. Подарите букет своему однокласснику (однокласснице), а вместе с цветами - добрые пожелания. Пусть очарование этого момента надолго останется с вами.
Игра «Дружный класс»
Игру может провести ученик. Он называет дела, которые можно сделать вместе и дружно. Если учащиеся согласны, они хлопают в ладоши.
Ведущий:
- Мы можем:
- Создать классную библиотеку.
- Принять участие в соревнованиях по плаванию.
- Помочь благоустроить школьный двор.
- Выехать на природу.
- Написать песню.
- Пойти в больницу к заболевшему товарищу.
- Отвечать у доски.
- Пойти на прием к директору школы.
- Спеть веселую песню.
Психолог:
- Закройте глаза и представьте себя наедине... со всеми. Вы в кругу одноклассников. Все улыбаются друг другу. Вам интересно вместе, потому что у вас общая цель, общие интересы, общие заботы. Вы вместе учитесь, узнаете новое, ранее неизвестное... Вы разные и поэтому не все делаете с одинаковым успехом. Однако вы всегда можете в чем-то помочь, а в чем-то рассчитывать на помощь товарища. Запомните это чувство дружбы и единения...
Творческая работа
- Самые обычные дни в классе и в школе можно сделать запоминающимися. Главное - взяться за это дружно, продумать, чтобы всем было интересно. Давайте посоветуемся, что поможет сплотить наш коллектив, и заполним таблицу. (Дети заполняют таблицу в Тетради ученика)
Понедельник День улыбок | Чтобы понедельник не был «трудным» днем, каждый начинает его дома и в классе с улыбки: шутит, рассказывает веселые истории. О шутке важно не забывать в течение всего дня. |
Вторник День сюрпризов | В этот день все друзья по классу, школе готовят друг другу небольшой сюрприз. Например, можно сделать открытку или сувенир своими руками, сообщить хорошую новость или угостить друзей своим фирменным печеньем. |
Среда День добрых дел | В этот день можно придумать и выполнить хорошее, доброе, полезное дело: посадить дерево, помочь библиотекарю, написать заметку в стенгазету, подготовить концерт для малышей. |
Четверг Чистый четверг | В этот день проводится уборка в учебном кабинете. Все вместе под звуки веселой музыки наводят порядок на своих рабочих местах, поливают цветы, вытирают пыль в помещении. Можно объявить соревнование: кто быстрее и качественнее выполнит свой участок работы, тот получает приз. |
Пятница День интеллектуального общения | В этот день все вместе читают интересную книгу или участвуют в интеллектуальных играх. Можно провести дискуссию на интересную тему. |
Суббота День веселых затей | Можно объявить «Праздник в королевской семье», когда все обращаются друг к другу на «вы»: «Ваше Величество», «Ваше высочество». |
Воскресенье День здоровья | Весь класс отправляется в поход или просто совершает прогулку на природу, где можно поиграть, попрыгать, посоревноваться в ловкости. |
По окончании работы проекты презентуются. Психолог подводит итоги, отмечая наиболее интересные предложения каждой из подгрупп.
Заключительная часть:
- Учитесь понимать своих одноклассников, старайтесь быть доброжелательными к ним, уважайте тех, кто рядом. Помните, дружба в классе крепка доверием и взаимопониманием.
Домашнее задание:
- Напишите письмо девочкам или мальчикам своего класса о том, какими вы хотите их видеть. В зависимости от адресата выберите рамку для письма. Раскрасьте рисунок.
Психолог:
- Сколько замечательных дел можно сделать в дружном классе! И таких дел впереди много. Их можно отразить в специальной книге «Если вместе, если дружно», сделав зарисовки, вклеив фотографии и т.д. В конце года будет интересно просмотреть книгу и вспомнить яркие минуты, проведенные вместе с друзьями.
Звучит песня «Ровесники».
Ровесники
Слава. И.Дик, Музыка. А.Островского
Ровесницы, ровесники,
Девчонки и мальчишки.
Одни поём мы песенки,
Одни читаем книжки.
Припев:
Девчонки, мальчишки,
Мальчишки, девчонки,
Мы учимся вместе, друзья.
Всегда у нас весело в классе.
Да здравствует дружба! Ура!
Всегда у нас весело в классе.
Да здравствует дружба! Ура!
Бегут по общей лестнице,
Звонок услышав звонкий,
Ровесники, ровесницы,
Мальчишки и девчонки.
Припев.
Ровесники, ровесницы,
Мальчишки и девчонки,
Пусть будет дружбы вестником
Припев вот этот звонкий.
Припев:
Девчонки, мальчишки,
Мальчишки, девчонки,
Мы учимся вместе, друзья.
Всегда у нас весело в классе.
Да здравствует дружба! Ура!
Всегда у нас весело в классе.
Да здравствует дружба! Ура!