«Верхушка айсберга»
Предварительный просмотр:
Тема: «Верхушка айсберга»
Задачи:
- Активизировать знания учащихся о причинах начала курения.
- Назвать кратковременные и длительные последствия курения.
- Ознакомить с видами зависимости от курения.
- Расширить знания о вредных последствиях курения и сложности преодоления табачной беды.
Структура занятия:
- Мозговая атака. Ассоциации со словом «Табак».
- Кластер: Причины табакокурения.
- Работа в малых группах: Почему люди начинают курить?
Почему люди продолжают курить?
- Минилекция. Виды зависимости.
- Упражнение: Дерево проблем и последствий
- Игра: «Плюсы и минусы»
- Кратковременные и длительные последствия курения.
- Резюме.
Ход занятия:
- Мозговая атака. Ассоциации со словом «Табак».
- Кластер: Причины табакокурения.
Учащиеся называют основные причины по которым люди начинают или же продолжают курить (на доске фиксируются причины).
Затем учащимся предлагается определить временные рамки названных причин.
3. Работа в малых группах.
При выполнении данного задания принимаются все предложения и идеи. При обсуждении и подведении итогов работы групп, тренер может дать обобщение и сгруппировать причины начала и продолжения курения.
Почему люди начинают курить?
Счет выкуренным сигаретам большинство курящих открыли в пору своей юности или даже детства. Почему ребенок, подросток начинают, втайне от родителей, затягиваться сигаретами, пуская дымок? Возможно потому, что:
- в обществе сложился стереотип взрослого человека – курильщика. Если курят все взрослые, окружающие ребенка, – родственники и знакомые, то в его понимании – это норма: взрослый = курильщик. Эта искаженная информация программируется в сознании ребенка, все время являясь побуждающим фактором к проявлению порока. Он хочет казаться взрослее, как говориться, круче. Он делает это не для себя, он делает это для сверстников и окружающих вообще. Установлено, что если в семье курят, то вероятность того, что дети будут курить, увеличивается на 50-60 процентов.
- любопытно, все новое – интересно, есть потребность в экспериментировании;
- когда курят друзья, курят старшеклассники – как же тут не закурить? У девочек – это одна из основных причин, почему они начинают курить. Курят потому, что курят подруги. Срабатывает механизм социальной зависимости. "Он курит, закурю и я, чтобы не отличаться от него, а то он плохо обо мне подумает";
- отсутствует достоверная информация о вреде и последствиях табакокурения;
- роль рекламы является решающей в процессе формирования подростка. В рекламных объявлениях потребители табака представляются шикарными, популярными, независимыми, склонными к приключениям и мужественными. Выбирая марки, которые представляют такие образы, молодой человек может чувствовать, что ему присущи эти черты;
- многие начинают курить во время стресса, попадая в какую-то тяжелую жизненную ситуацию. Причем нередко это происходит даже в возрасте 40-50 лет. Люди, никогда не бравшие в руки сигарету, закуривают. В трудный момент кто-то протягивает пачку: покури – легче будет. Проблема отодвигается в сторону на несколько минут, пока длится сигарета. А армия курильщиков пополняется еще одним добровольцем - камикадзе.
Почему же те, кто начал курить по молодости – по глупости, или в трудные моменты жизни, не бросают курить потом?
Здесь два варианта, не считая крайних, когда человеку абсолютно наплевать на свое здоровье или его умственное развитие не позволяет над этими вопросами задумываться вообще.
- Первый вариант – хотят, но не могут. Таких на самом деле много – 60-80% курильщиков. Дело в том, что в жизни каждого курильщика возникает момент, когда одышка чувствуется все сильнее, а навязчивый кашель начинает мешать жить. Вот с этого момента и начинают посещать мысли типа "не мешало бы бросить курить – жить то хочется, и жить хочется нормально". Некоторые задумываются об отказе от курения, когда уже достаточно поздно: диагностирован рак или уже ампутированы конечности. А самое печальное, что бросить-то оказывается тяжело.
- Второй вариант – те, кто, осознавая вред, наносимый курением организму, не хотят бросать курить. Свое пристрастие объясняют приятным ощущением, которое дает сигарета, возможностью лучше сосредоточиться или расслабиться в зависимости от ситуации, облегчением интеллектуальной деятельности и контактов с курящими друзьями. В момент умственного напряжения курильщику нет нужды грызть ручку или ногти. Для этого есть сигарета или трубка. То, что никотин в определенном смысле стимулирует работу мозга, знает каждый курильщик. Все это так, но взлет сменяется спадом. Работоспособность уменьшается с числом выкуренных сигарет. Включается токсический фактор, который приводит к утомляемости вплоть до изнеможения. В этот же вариант попадают и те, кто думает, что сможет бросить курить в любой момент. "Вот надоест – и брошу" - думают они. Дудки! Курение – это болезнь, курение – это вид наркомании. Итак, лучше не начинать курить совсем!
4. Минилекция: Виды зависимости.
Социальная зависимость от курения – формируется в самом начале возникновения привычки курения. Ведь никто не начинает курить сам по себе, никто не изобретает табакокурение. Желание курить возникает в детстве из-за подражания взрослым, под влиянием рекламы – чтобы продемонстрировать свою самостоятельность и независимость.
Психологическая зависимость от табака возникает в связи с тем, что курение становится привычкой и порой единственным методом психической саморегуляции. Курильщик прибегает к сигарете в случае перенапряжения, при необходимости расслабиться, в условиях эмоционального стресса. Таким образом, возникает условно-рефлекторная связь между курением и психологическим состоянием. Хотя психологическая зависимость от табака формируется постепенно, она в значительной мере затрудняет отказ от курения.
Физическая зависимость от табака формируется по мере увеличения стажа курения и возрастания его интенсивности. Промежуток между выкуриванием сигарет становится коротким, их число растет. Такое интенсивное курение приводит к нарушению работы многих систем организма – дыхательной, пищеварительной, сердечно-сосудистой, а также ко многим хроническим заболеваниям. Человек, который давно курит, стремится сократить число выкуриваемых сигарет, однако не может этого сделать, потому, что у него сформировалась табачная зависимость.
- Упражнение: Дерево проблем и последствий
Часть 1. Перед началом упражнения, попросите группу встать, чтобы выполнить физическое упражнение. Дайте следующие инструкции, одновременно выполняя их:
- Используйте свое тело для игры. Представьте, что вы – маленькое семечко: сядьте на корточки и сгруппируйтесь в колечко. Пока я считаю до десяти, начинайте «расти» (вставать), чтобы стать деревом, где руки ветви, а пальцы – фрукты.
- Почувствуйте, как легкий ветерок шуршит листвой, затем поднимается буря, которая постепенно начинает стихать (двигайте пальцами сначала медленно, затем быстро и снова медленно).
- Пусть дерево почувствует себя. Пошевелите корнями (пальцы ног), а затем ветвями (руки) и фруктами (пальцы).
- Теперь представьте, что дерево отравлено. Яд поступает к дереву через корни, проходит к фруктам (пальцы умирают), ветвям (руки умирают), и, наконец, к стволу. Все дерево умирает (инсценировка заканчивается падением актера на пол).
Попросите группу сесть и объясните, что здоровое дерево получает достаточно питательных микроэлементов через корни, но если «фрукты» начинают портиться, это указывает на то, что здесь что-то неладно. Проблема с микроэлементами или отравлением. Мы видим первые очевидные надземные признаки – фрукты, листва, ветви и ствол дерева начинают проявлять признаки заболевания, и указывает на то, что проблема может быть на уровне корней. То же самое происходит в жизни: проблемы, которые ми видим – видимые результаты других проблем и проявляются не сразу, а постепенно и со временем усугубляются и проявляются все больше и больше.
Часть 2. Раздайте цветные карточки в виде различных фруктов и попросите написать на каждой карточке одно из последствий курения.
Часть 3. Наклейте карточки с последствиями на изображение дерева.
Обсуждение последствий курения продолжите на игре «Плюсы и минусы»
6. Игра «Плюсы и минусы».
Цель игры – убедить учащихся в том, что влияние курения однозначно отрицательное.
разделите аудиторию на 4 группы и дайте задание:
- 1 группе перечислить все отрицательные кратковременные последствия курения
- 2 группе перечислить все положительные кратковременные последствия курения
- 3 группе перечислить все отрицательные длительные последствия курения
- 4 группе перечислить все положительные длительные последствия курения.
Каждая группа выбирает себе капитана, который будет записывать ответы своей группы. Выигрывает команда, которая даст наибольшее количество правильных ответов, с которыми согласятся все участники тренинга.
7. Кратковременные отрицательные последствия курения (проявляющиеся через несколько минут после первой затяжки):
- учащение сердцебиения;
- повышение артериального давления – головная боль, головокружение;
- раздражение слизистой оболочки горла – кашель, першение в горле;
- проникновение в кровь угарного газа – помутнение сознания;
- раздражение слизистой оболочки глаза – слезотечение;
- снижение температуры кожных покровов.
Ближайшие последствия:
- Тяжелый и неприятный запах изо рта
- Запах от одежды и волос
- Проблемы с дыханием (одышка)
- Кашель
- Слюноотделение
- Желтые зубы и пальцы
- Прожженные дырки на одежде и коврах
- Разбросанные окурки
- Меньше денег для покупок других вещей.
Отдаленные отрицательные последствия курения:
- Риск рака легких, полости рта, пищевода, гортани, поджелудочной железы и мочевого пузыря;
- Риск заболеть сердечно-сосудистыми заболеваниями
- Стать парализованным
- Плохое кровообращение
- Никотиновая зависимость
- Снижение чувствительности вкуса и запаха
- Морщинистое лицо
- Подавление половой функции мужчины и женщины
- Подавление умственных способностей
- Снижение умственной и физической трудоспособности
- Формирование конфликтности характера
- Грубый голос.
- Сокращение продолжительности жизни на 10-15 лет.
Задание: определить временные рамки последствий курения
К положительным последствиям курения учащиеся могут отнести например то, что оно помогает выглядеть «как надо», успокоиться, предрасполагает коммуникативному общению, появлению новых знакомств и друзей.
Смысл этого вида работы в том, что благотворных последствий окажется намного меньше, чем отрицательных. Задача – помочь учащимся осознать, что так называемые «плюсы» курения в действительности таковыми не являются. Обратите внимание учащихся на то, что курильщикам кажется, что курение помогает им успокоиться. В действительности же, после того, как остатки никотина от последней выкуренной сигареты рассасываются, организм начинает требовать новую дозу. Именно эта доза заставляет курильщиков считать, что они получают удовольствие от курения.
8. Резюме. Обсуждение с учащимися, как каждое из последствий (положительных и отрицательных) сказывается на «запасе» здоровья человека.