"Тонкое искусство сказать «нет».
Предварительный просмотр:
Тема: Тонкое искусство сказать «нет».
Задачи:
- Выделить положительные черты своего характера
- Подчеркнуть связь (или отсутствие таковой) между курением и положительными чертами характера.
- Научить принимать решение, выбор.
- Научить сказать «нет».
Структура занятия:
- Индивидуальная работа «Что мне нравиться в себе самом?»
- Групповая работа «А что ты думаешь обо мне?»
- Монолог «Что делать?» и «Я знаю, что делать»
- Работа в группах.
«Признаки неуверенного человека»
«Портрет уверенного человека»
«Последовательность принятия решения»
- «Курительная опера» - ситуационные игры
- Обсуждение ситуаций.
- «Как сказать «нет» - работа с карточками
- Завершение занятия
Ход занятия:
Вступительное слово: «Курить или не курить» есть важный вопрос, решать который приходится каждому из нас в какой-то момент жизни. Каждый человек имеет право на выбор, но наш выбор не может быть по настоящему свободным, и отвечать нашим интересам, если мы не познали самого себя, свои нравственные ценности и цели.
1. Упражнение: «Что мне нравиться в себе самом»
Участники должны написать на листе бумаги заголовок «Что мне нравится в себе самом?» и отметить пять своих качеств. Можно отразить такие вещи как внешность, характер, специальные навыки и т.д. Затем попросите их расположить эти качества в порядке убывания важности от 1 (самого важного) до 5 (наименее важного). Когда они будут готовы, попросить их отложить список на время в сторону.
2. Групповая работа: «А что ты думаешь обо мне»
Участники занятия прикрепляют друг другу на спину чистый лист бумаги. Свободно перемещаясь по аудитории, каждый вписывает в лист по одному качеству, наиболее привлекательному для него в этом человеке. Если на каком-либо из листочков уже есть 5 качеств, ничего добавлять нельзя и учащийся должен перейти к другому участнику. Постарайтесь организовать работу так, чтобы у каждого участника было написано на листе по крайней мере 4 качества.
Затем учащиеся садятся на свои места и просматривают свои списки. Подчеркнуть, что теперь у них есть некоторые представления о том, как они выглядят в глазах других. Спросить, есть ли что-нибудь в списках, что их удивило? Пусть учащиеся сравнят полученные списки с теми, что они составили сами. Упоминается ли в них курение. Почему да, почему нет?
- В повседневной жизни мы часто привыкаем совершать одни и те же действия, как-то реагировать на чьи-нибудь поступки, и поэтому, попадая в ситуацию, когда следует сделать выбор или принять решение, человек может сделать совершенно неожиданный шаг, либо действовать так, как поступают его знакомые. Поэтому, чем больше вариантов поведения имеет человек, чем он более уверен в себе, тем ему легче принять решение. Не имеет значения, касается оно курения, алкоголя, потребления наркотиков или незащищенных сексуальных контактов. Важно, чтобы решение было не навязанным кем-то, чтобы человек действовал в соответствии со своими убеждениями и ценностями, а не под влиянием сиюминутного желания, порыва, алкогольного или наркотического опьянения.
3. Монолог: «Что делать?» и «Я знаю, что делать».
Учащимся предлагается прослушать два монолога. Можно предварительно подготовить игроков из числа участников.
Подросток 1.
- Мне 14 лет. Прошлый день был приепаршивейшим днем в моей жизни. Я плохо сдал тест по алгебре. Задания были сложные. Из-за провала родители устроили мне скандал. Мама решила, что мне нужен репетитор по алгебре и уже нашла кого-то из своих знакомых. Я ненавижу математику, но боюсь ей сказать об этом. Потом еще мой друг сказал, что если я не буду ходить с ним на баскетбол, он не будет со мной разговаривать. И я хожу и выгляжу там как дурак, потому, что – это не для меня. Я устаю, и у меня не получается. Я толком и не знаю, что в этой жизни «мое». Если бы на этом закончились мои неприятности, но нет. Вечером, когда я шел по улице, ко мне подошла тетенька и предложила сыграть в мгновенную беспроигрышную лотерею. В итоге я отдал ей все свои деньги и получил взамен «мыльные пузыри». Быть подростком непросто. Совершенно неожиданно приходится принимать множество решений, и все, родители и, конечно же друзья уже имеют готовый ответ. А я не знаю, что делать и все тут!
Подросток 2.
- Есть много вещей, которые важны для меня, - друзья, семья, школа. Как ни трудно, но я пытаюсь найти время для всего, потому, что мне все это нравится. Я решила посещать дополнительные занятия, чтобы подтянуть математику и дала себе слово не вступать в споры со своей вредной сестрицей. Дана, на днях сделала пирсинг, уговаривала меня сделать то же самое. Да, красиво, но я не буду этого делать, я знаю, что это небезопасно. Я даже разработала план, что я буду делать на летних каникулах и обязательно поговорю об этом с родителями. Завтра иду к стоматологу, надо пролечить зуб. Да, чуть не забыла, я решила, хотя это было довольно трудно, что Тимур мне все-таки не подходит. И мне все равно, что думают по этому поводу Дана, Галия и Лия, и все остальные.
Участники должны отметить несколько различий между подростками. Выяснить у учащихся, на кого им хотелось бы быть похожими, на первого или второго подростка.
Участники делятся на группы и переходят к выполнению следующего задания.
4. Работа в группах: создать
- «Портрет неуверенного человека»
- «Портрет уверенного человека»
- «Последовательность принятия решения»
- Состояние человека можно показать как словами, так и мимикой, жестами. Как выглядит уверенный или неуверенный человек? Как он говорит? Как он себя ведет?
Участники тренинга могут нарисовать, написать, показать уверенного\неуверенного человека. После презентации работ обеих групп сделать обобщение.
Уверенное поведение:
Уверенные в себе люди говорят громко и ясно, смотрят в глаза собеседнику, но не "сверлят собеседника глазами", всегда выдерживают оптимальную дистанцию общения. Уверенные в себе люди умеют держать паузу в разговоре, редко перебивают партнеров, способны ясно и четко выражать свои мысли. На словах уверенные в себе люди открыто говорят о своих чувствах, желаниях и претензиях, сопровождая их кратким и четким обоснованием. Оскорбления, упреки, обвинения редко можно услышать от уверенных в себе людей. Все претензии к окружающим они высказывают от своего собственного лица.
Варианты:
«Портрет неуверенного человека»
- низкая самооценка
- цель своей жизни не определена
- трудно принимает решения
- боится высказать свое мнение
- редко идет на контакты и разговоры
- суеверен
- легко поддается влиянию со стороны сверстников
«Портрет уверенного человека»
- открыто говорит о своих желаниях и требованиях;
- открыто говорит о своих позитивных и негативных чувствах;
- может сказать "Нет";
- устанавливает контакты, начинает и заканчивает разговор.
«Последовательность принятия решения».
Прежде чем принять решение поставьте перед собой следующие вопросы:
- Какие возможные варианты решений?
- Каковы отрицательные и положительные последствия каждого из варианта?
- Могу ли я отказаться от этого варианта?
- Если нет, принимал ли я подобные решения в прошлом? Если да, то было ли это решение правильным и могу ли я снова принять такое же решение сейчас?
- К кому я могу обратиться за советом по поводу этого решения?
- Каково же мое окончательное решение? как я должен действовать?
5. Ситуационные игры: «Курительные оперы»
Умение сказать «нет».
На свое 15-летие Наташа пригласила друзей. Ее подруга Лена пришла со своим новым другом Виктором. На перерыве девушки вышли подышать свежим воздухом на балкон. Во время рассказа о знакомстве с Виктором, Лена закурила сигарету и предложила сделать то же самое Наташе. По ее словам, курение раскрепощает человека, делает его более привлекательным и стильным, способствует быстрому знакомству с парнями.
Наташа отказалась.
Задание: Дать вариант отказа закурить сигарету.
Навык коммуникации.
Действие происходят в движущемся автомобиле в час пик.
Действующие лица: отец и сын 11лет.
Отец закуривает сигарету. Сын просит не курить отца в машине.
Задание: разыграть ситуацию и дать вариант обращения сына к отцу, отражающий навык коммуникации.
Навык пропаганды и защиты.
Действующие лица: дочь и мать.
После телефонного звонка мать стала нервничать и закурила сигарету. Дочка стала убеждать маму бросить курить сигареты.
Задание: разыграть ситуацию и дать вариант обращения дочери к матери, отражающий навык пропаганды и защиты.
После игр обсудить каждую ситуацию.
6. Вопросы для обсуждения
1. Была ли разрешена ситуация?
2. В чью пользу была разрешена ситуация? почему?
3. Какие аргументы приводили стороны в свою пользу?
4. Кто в этой ситуации был уверенным? Какие приемы он использовал для отказа или убеждения своей точки зрения?
5. Ваши варианты разрешения ситуации.
Подведение итогов обсуждения.
- Часто мы сталкиваемся с проблемой выбора, когда необходимо принять решение. Поэтому очень важно уметь выбирать, ставить запреты себе и другим, если что-то противоречит личным ценностям и убеждениям, понимать не только себя, но и другого человека, уметь оценить последствия своего поступка.
- Можно избежать многих разочарований, если девушка или юноша умеют говорить "нет" себе или другому.
- Поведение при отказе может быть неуверенным, агрессивным и уверенным. В том случае, когда нам важны отношения с тем человеком, который предлагает что-то не подходящее для нас в данный момент, наиболее подходящим будет уверенное поведение.
7. Работа с карточками «Как сказать «нет».
На каждой карточке написан вариант отказа. В той или иной ситуации, эти варианты могут быть последовательными шагами при отказе.
Задание: последовательно разложить карточки – составить алгоритм действий «Как сказать нет». Если алгоритм составлен верно, то при переворачивании карточек должна выйти правильно сложенная мозаика.
Варианты отказов
- Не попадать в ситуации, где возможно будут критические моменты
- Вы даете вежливый отказ
- Вы можете объяснить причину вашего отказа (но это не значит, что вы должны извиняться)
- Вы предлагаете компромисс или альтернативу
- вы говорите твердое «нет», и повторяете свое “нет” вновь и вновь
- откажитесь продолжать разговор: “Я не хочу об этом больше говорить”;
- Вы переходите в наступление - поменяйтесь местами и начните сам давить на противника: “Почему ты на меня давишь?”;
- Вы уходите.
Участники могут предложить свои различные варианты. Анализируя их предложения, необходимо дать общие принципы поведения, соблюдаемые при отказе:
- Хорошо знать, чего ты хочешь и чего не хочешь делать.
- Не скрывать этого от других.
- Точно знать, что твои желания не причинят вреда другим людям.
- С уважением относиться к другим людям тогда, когда ты говоришь им, чего ты не хочешь делать.
- Не повышать голос без крайней необходимости: это звучит агрессивно и оскорбительно для собеседника, а порой может привести к агрессии и насилию с противоположной стороны
- Смотреть в глаза человеку, в разговоре с которым нужно проявить твердость.
- Лучше говорить серьезно: если ты будешь говорить в шутливом тоне, это может быть неправильно истолковано. Однако если тебе надо сказать «нет» человеку, который не желает зла и, может быть хочет тебе помочь, шутливая форма предпочтительнее. Помни: шутка не исключает решительности.
- Если у тебя нет опыта отказа, и ты опасаешься, что в нужную минуту не сможешь проявить твердость, обратись за помощью и поддержкой к человеку, которому ты доверяешь маме, папе, учителю, психологу, старшему брату, другу.